Политическое развитие Казахстана в 1999-2004 гг

Конституция Республики Казахстан 1995 года.

Распад СССР и образование независимой Республики Казахстан.

Тема 14. Возрождение государственной независимости Республики Казахстан (1 час)

1. Декабрьские события 1986 года в Алматы послужили сигналом к началу народного возмущения прокатившегося по всей стране. На первом съезде народных депутатов и партийных форумах стала обсуждаться идея суверенитета, экономической самостоятельности, разделения полномочий между Центром и субъектами федерации, заключения нового союзного договора. Сама логика событий, развитие демократических преобразований и процессов национального возрождения, требовали принятия адекватных мер со стороны партийного и государственного руководства, гармонирующих отношения Центра с союзными республиками.

Однако руководство СССР не желало идти на серьезное реформирование отношений между Центром и республиками. По прежнему подтверждался курс на строительство социализма, отрицалась многопартийность. Все это входило в противоречие с растущей либерализацией общества, ростом политической активности масс и осознанием ими необходимости коренных реформ. Идея формирования Союза с учетом новых реалий нашла широкую поддержку и шла «снизу» - от автономий и союзных республик. Движение к обновлению общества возглавил Н.А.Назарбаев, всегда искавший наиболее демократические пути решения сложнейших проблем. В Казахской ССР была разработана концепция самоуправления и самофинансирования республики, в которой обосновывались права собственности республики на природные ресурсы и средства производства на территории Казахстана, включая предприятия базовых отраслей промышленности, было решительно заявлено о необходимости реального наполнения суверенитета республики в политической и экономической областях. В противовес правому и левому радикализму Н.А.Назарбаев проводит политику последовательных демократических реформ и социального прогресса, сохранения межнационального согласия на основе равенства прав всех казахстанцев, соблюдения приоритета политической стабильности как основополагающего принципа государственной политики.

Закономерным явлением общественной жизни в Казахстане стало развитие неформального движения, первоосновой которого стало экологическое движение, а также общественно – политическая атмосфера в республике после декабрьских (1986 г.) событий в Алма – Ате.

В августе 1987 года образовалась первая независимая организация – социально – экологическое объединение «Инициатива», которое ставило своей целью содействие повышению социальной активности населения на основе антивоенных, экологических, гуманистических и миротворческих идеалов, принципов гласности, демократизации, социального равенства и справедливости; оказание моральной и организационной, правовой, консультативной, информационной, экспертной поддержки начинаниям общественности, трудовых коллективов и граждан. Позднее от этого объединения отпочковались другие политические организации, в том числе «Зеленый фронт». Экологическими организациями республиканского, затем международного масштаба, становятся антиядерное движение «Невада – Семипалатинск» и общественный комитет по проблемам Арала, Балхаша и экологии Казахстана. Серьезной политической силой стало рабочее движение. Особую роль в нем занимали шахтеры Карагандинского угольного бассейна, чьи выступления совпали по амплитуде с забастовками в других угольных районах Советского Союза. Начавшиеся с чисто экономических требований они быстро политизировались. С 1989 года функционирует областной рабочий забастовочный комитет, который на правах коллективного члена входит в союз трудящихся Карагандинской области. Недоразвитость инфраструктуры и просчеты в размещении производительных сил, укоренившаяся практика применения вахтового метода при незанятости местного населения, привели к событиям в Новом Узене (1989 г.), высветивших животрепещущие проблемы в социально-экономической сфере. В 90-х годах появились организации, альтернативные женсоветам: Республиканский комитет солдатских матерей, Лига женщин-мусульманок Казахстана, союзы многодетных матерей, семей, ассоциации деловых женщин «Айша», «Белая юрта» и другие. Не осталось в стороне от политической жизни и молодежное движение, до осени 1991 года оно было представлено Комитетом молодежных организаций республики, ЛКСМ Казахстана и 48 другими структурами и организациями.

В столице и регионах создаются общества «Казак тілі». Весной 1990 года ряд социал-демократических организаций объединились в Социал-демократическую партию Казахстана, в июне состоялся учредительный съезд национально-демократического движения «Азат». Главной целью движения является борьба за государственный суверенитет Казахстана в рамках содружества независимых государств. В 1991 году в республике насчитывалось свыше 120 самостоятельных объединений.

В условиях стремительного развала системы государственной власти и экономики страны закономерным стало введение президентского правления в Казахстане, способствующего стабилизации политической и экономической жизни. 24 апреля 1990 года Верховным Советом республики был учрежден пост Президента Казахской ССР и в результате тайного голосования на сессии парламента им был избран Н.А.Назарбаев.

25 декабря 1990 года Верховный Совет республики принял Декларацию о государственном суверенитете Казахской ССР. Обретение суверенитета в целом ускорило течение демократических процессов в Казахстане, которые были тесно взаимоувязаны с событиями, происходившими в СССР. По инициативе Казахстана были заключены двусторонние договоры с Белоруссией, Россией и другими республиками, признающими суверенитет друг друга, сложившиеся границы, устанавливающие взаимовыгодные экономические связи. В декабре 1990 года Н.А.Назарбаев и лидеры других республик выступили за превращение СССР в союз суверенных государств. Началась совместная работа лидеров России, Беларуси, Украины и Казахстана по выработке новоогаревского соглашения. Однако работа над этим проектом была прервана попыткой государственного переворота в Москве, в августе 1991 года. После августовского путча и его провала была распущена КПСС и как часть ее Коммунистическая партия Казахстана, а республика стала фактически самостоятельной.

В этих сложных условиях назрела необходимость предоставления в рамках демократизации казахстанской государственности достаточных полномочий Президенту Казахской ССР, как главе высшей исполнительной и распорядительной власти в республике. Они были предоставлены Законом Казахской ССР «О совершенствовании структуры государственной власти и управления Казахской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию».

1 декабря 1991 года состоялись всенародные выборы Президента. В результате демократического волеизъявления народа им стал Н.А.Назарбаев. 10 декабря Президент вступил в должность. Верховный Совет принял решение о переименовании Казахской ССР в Республику Казахстан, 16 декабря 1991 года Верховный Совет провозгласил государственную независимость Республики Казахстан – демократического государства, обладающего всей полнотой власти на своей территории, самостоятельно определяющего и проводящего внутреннюю и внешнюю политику.

На ашхабадской встрече лидеры республик Средней Азии и Казахстана выразили готовность к полноправному участию в формировании нового содружества. 21 декабря 1991 года в Алма-Ате на совещании глав 11 независимых государств, входивших в состав бывшего СССР, был подписан протокол соглашения о создании СНГ.

В Казахстане начался динамичный процесс развития суверенной государственности. В политической сфере был взят курс на формирование сильной президентской республики. Проведено обсуждение проекта новой Конституции республики. На основании закона о местном самоуправлении в областях, городах и районах проведена реформа исполнительной власти. Положено начало формированию многопартийной системы. Созданы условия для функционирования независимых средств массовой информации. 4 июня 1992 года были утверждены Государственный Герб и Государственный Флаг, 11 декабря – Государственный Гимн Республики Казахстан. Казахстан стал полноправным членом Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), гарантирует соблюдение прав человека, национальных меньшинств. Права нации приравнены к правам личности, и государство одинаково заботится обо всех гражданах Казахстана.

С обретением независимости Казахстан вышел на международную арену в качестве суверенного государства. 3 марта 1992 года Республика Казахстан вступила в Организацию Объединенных Наций, стала членом Международного валютного фонда, Международного банка реконструкции и развития, Всемирного банка, международной ассоциации развития, многостороннего агентства гарантий инвестиций, международного центра по урегулированию инвестиционных споров, Всемирной организации здравоохранения и целого ряда других организаций. Внешнеполитический курс Республики Казахстан состоит в поддержании взаимовыгодных дружественных отношений на принципах полного доверия с сопредельными государствами. Свыше ста стран признали наше государство, со многими из них установлены дипломатические отношения на уровне посольств и представительств.

Самой важной политической задачей после провозглашения независимости стало обсуждение проекта новой Конституции. После обсуждения в Верховном Совете первый проект был опубликован в 1992 года для всенародного обсуждения, второй – после всенародного обсуждения в ноябре 1992 года.

28 января 1993 года Верховный Совет республики принял первую Конституцию независимого Казахстана, служащую фундаментом создания правового государства, гарантом становления ее государственности, обеспечения независимости, успешного продвижения по пути экономического, культурного и научно-технического прогресса. Согласно Конституции, Республика Казахстан демократическое, светское и унитарное государство, обеспечивающее равные права всем своим гражданам. Подчеркивается целостность, неделимость и неприкосновенность ее территорий. Государственная власть в Республике Казахстан основывается на принципе ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную, единственным источником государственной власти признается народ Казахстана.

В конце 1993 года в политической жизни республики произошли резкие изменения. 10 декабря 1993 года Верховный Совет принял решение о самороспуске. Закон предоставил Президенту право издавать акты имеющие силу законов. 10 декабря Указом Президента вводится в действие закон о местных представительных и исполнительных органах Республики Казахстан, согласно которому маслихаты должны были избираться сроком на 5 лет населением, главы областных администраций (акимы) назначаться Президентом. 17 декабря 1993 года был опубликован Кодекс Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан», согласно которому предлагалась новая система выборов в парламент из 177 депутатов, который избирался сроком на 5 лет. 7 марта 1994 года состоялись выборы в первый Парламент. Было избрано 176 депутатов. В апреле 1994 года новый Парламент начал свою работу. Особенностью второго парламента стало формирование парламентской оппозиции. В мае 1994 года парламент выразил недоверие правительству С.Терещенко. Осенью 1994 года президент потребовал отставки правительства в полном составе. По представлению Президента, новым Премьер-министром страны был утвержден А. Кажегельдин.

2. Новый парламент проработал менее одного года. Один из кандидатов в депутаты, Т.Г. Квятковская предъявила иск Центральной избирательной комиссии в Конституционный суд Казахстана о нарушении Кодекса о выборах в Абылайхановском избирательном округе. 6 марта 1995 года Конституционный суд принял решение о том, что «…Центризбирком нарушила ст. 60 Конституции, превысив свою компетенцию». 8 марта Президент внес возражения на постановление Конституционного суда. 9 марта такое же возражение было внесено председателем Государственного Совета А. Кекильбаевым. 10 марта 1995 года Конституционный суд принял постановление в котором были отклонены возражения Президента и Председателя. Парламент объявил о самороспуске. 11 марта 1995 года правительство в полном составе подало в отставку. Президент, в соответствии с законом о временном делегировании ему дополнительных полномочий, назначил Премьер-министром А. Кажегельдина и поручил ему сформировать правительство.

В июне 1995 года Президент РК Н.А. Назарбаев представил на суд общественности свой проект новой Конституции Казахстана. Проект состоял из 8 разделов и 95 статей. В начале июля проект был вынесен на всенародное обсуждение, срок его был определен в один месяц, до 30 июля 1995 года, после чего проект Конституции предполагалось вынести на референдум. 30 августа 1995 года состоялся республиканский референдум по проекту новой Конституции. За принятие Конституции проголосовало 89 %, против – 10 %. Конституция вступила в силу 5 сентября 1995 года. Высшей юридической силой народного волеизъявления была закреплена исторически необходимая система правления страной.

По форме правления государство Казахстан является президентской республикой, о чем записано в статье 2 Конституции 1995 года. Особенности президентской формы правления определяет то, что в системе разделения властей Президент занимает правовое положение «над ветвями власти» и обеспечивает их согласованное функционирование и ответственность органов власти перед народом. Президент может в соответствии с конституционными процедурами не только отправлять в отставку правительство, но и распускать парламент, назначать судей судов. В определенных случаях издает указы, имеющие силу законов, и законы.

Согласно статье 40 раздела 3 Конституции Республики Казахстан 1995 года Президент являясь главой государства определяет основные направления внутренней и внешней политики Республики Казахстан и представляет Казахстан внутри страны и в международных отношениях, служит символом и гарантом единства народа государственной власти.

Конституция Республики Казахстан исключает «конкурирующее» законодательствование Президента и Парламента. За Парламентом в соответствии с частью 3 статьи 61 раздела 4 Конституции закреплено право издавать законы, которые регулируют важнейшие общественные отношения и устанавливают основополагающие принципы и нормы.

7 декабря 1995 года состоялись выборы в новый Парламент Республики Казахстан. Зимой 1996 года Парламент приступил к работе.

3. В октябре 1997 года Президент Н.А. Назарбаев подписал указ об отставке А. Кажегельдина с должности Премьер-министра Казахстана. 10 октября 1997 года новым Премьер-министром РК назначается Н. Балгимбаев.

10 декабря 1997 года, согласно указу Президента, г. Акмола становится столицей Казахстана. Весной 1998 года Акмола была переименована в Астану.

В мае 1998 года были внесены изменения в указ о выборах, согласно которым к выборам не допускались кандидаты, которые в течение года перед регистрацией получили незначительное административное взыскание «за умышленное правонарушение».

В октябре 1998 года Парламент принял 19 поправок к действующей Конституции и к Указу Президента РК «О выборах в Республике Казахстан». Парламентом были назначены досрочные президентские выборы на 10 января 1999 года. Следующая поправка продлила срок президентских полномочий до семи лет вместо пяти.

На звание кандидата в Президенты Республики Казахстан претендовало 6 человек: Н.Назарбаев – действующий президент, А.Кажегельдин – бывший Премьер-министр, Э.Габбасов, депутат Сената, С.Абдильдин, председатель Компартии Казахстана, Ж.Базильбаев, вице-президент АО НТЦ «Мунай», Г.Касымов – председатель Таможенного комитета.

В январе 1999 года выборы были проведены. За Э.Габбасова проголосовали менее 1% избирателей, за С.Абдильдина – около 12% избирателей, за Г.Касымова – более 4% избирателей, за Н.Назарбаева – 80%. А.Кажегельдину было отказано в регистрации, как не соответствующему требованиям Закона о выборах, Ж.Базильбаев снял свою кандидатуру.

10 октября 1999 года состоялись выборы в Парламент РК по новой, смешенной избирательной системе. Выборы проходили в два тура. В октябре 1999 года Центризбирком Казахстана подвела итоги. По итогам голосования депутатские мандаты в Мажилисе распределились следующим образом: «Отан» - 4 мандата, Ком., Аграрная и Гражданская партии – по 2 мандата.

Осенью 1999 года правительство Н. Балгимбаева ушло в отставку. Новым Премьер-министром был назначен К. Токаев.

В ноябре 2001 года произошел политический кризис. Ряд членов правительства и депутатов Парламента Казахстана (М. Аблязов, Г. Жакиянов, Т. Токтасынов, У. Джандосов, Б. Абилов, Ж. Ертлесова и др. выступили с заявлением о создании общественно-политического объединения «Демократический выбор Казахстана»). Следствием этих событий стала отставка Премьер-министра К. Токаева, новым Премьер-министром был назначен И. Тасмагамбетов.

В октябре 2002 года, в связи с истечением срока полномочий депутатов сената парламента, прошли выборы депутатов сената.

В декабре 2002 года прошли выборы кандидатов в депутаты Мажилиса Парламента в округах, где были назначены выборы на вакантные места выбывших депутатов.

В 2003 году правительство И. Тасмагамбетова ушло в отставку. Новым Премьер-министром был назначен Д. Ахметов.

Тема 15. Стратегия развития Казахстана до 2030 г. – лекционное занятие (1 час)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: