Изменения, происходившие в социально – экономическом и политическом развитии Казахстана во второй половине XIX – начале XX веков, оказывали глубокое воздействие на духовную жизнь казахского народа.
Политическая, экономическая экспансия сопроваждались принудительным навязыванием культуры паробатителя.
Коренные изменения в социально – экономической и политической жизни Казахстана, рассматриваемого периода, привели к существенным приобразованиям в общественном создании казахского общества. Такие значительные перемены обусловили пробуждение национального самосознания, определили формирование новых идей, мыслей, взглядов в казахском обществе.
В культурном плане новизна эпохи выражалась прежде всего в том, что происходило усвоение сначала представителями социальной верхушки, узким слоем людей, европейской культуры, новых ценностей.
Путь становления национальной интеллигенции не был однозначным, являл собой сложный и длительный процесс. Ход его тормозился условиями колониального режима, дискриминационной политикой царизма в отношении покорённых народов. Это обтоятельство негативно отражалось на количественном росте специалистов, как в области народного хозяйства, так и культуры.
Тем не менее, конец XIX – начало XX веков являлся новым этапом в развитии интеллектуальных сил народа.
К началу XX века в Казахстане шел процесс формирования национальной казахской интеллигенции, часть которой получила европейское образование.
Она испытала на себе влияние не только национального движения Востока, но и буржуазных революций Запада, нарастающее давление опозиционно настроенных царскому режиму своих соотечественников.
Возникновению и развитию переодическрй печати способствовало и развитие капитализма, товарно-денежных отношений, транспорта и связи, дальнейшая колонизация края.
Конкуренция нарождающейся национальной буржуазии с господствующей русской буржуазией, проникновение иностранного капитала, вызвали необходимость реформы системы образования, печати и связи.
На культурную жизнь Казахстана оказал большое влияние Казанский Университет, являвшийся очагом демократической культуры, центром развития просвещения.
Учеба оказала положительное влияние на формирование в обществе научных взглядов, на национальный язык и литературу, воспитывала молодежь в духе дружбы народов.
Процесс создания системы народного образования был сложным и, несмотря на свой ограниченный характер, имел большое значение для формирования первых кадров национальной интеллигенции.
Казахи – выпускники учебных заведений России, возвращались в родные аулы и города, передавали свои знания, просветительский дух своим землякам.
|
|
Основные задачи казахской интеллигенцииВопреки ожиданиям колонизаторов, лучшая часть новой интеллигенции встала на защиту интересов родного народа, пройдя через мучительные духовные происки, она выступила против духовного порабощения и возглавила освободительное движение.
Как свидетельствует исторический опыт, в периоды резких социальных перемен всегда отличались значительной активностью, самостоятельными инициативами интеллигенция.
Интеллигенция, обладая обостренными социальными, интеллектуальными и нравственными чувствами поднимает вопросы о положении личности в обществе, об отношении ее к созданию нового общества.
Главная заслуга казахской интеллигенции заключалась в том, что она вовремя разглядела начало этапа всероссийского развития, занялась поисками средств приведения в движение казахского общества, используя для этого социальные и политические свободы, предоставленные первой русской революцией, стремилась вызволить народ из патриархального-родовой отсталости, освободить от царского гнета, указать ему пути знания и прогресса, приобретения государственной независимости.
Несомненно, это был путь трудной борьбы, сложных конфликтов и поисков.
И на этом пути наряду с достижениями, конечно, были и ошибки и заблуждения.
Однако порождены они были не злоумышлением по отношению к своему народу, как это трактовалось впоследствии сталинской идеологией, а естественными трудностями борьбы за облегчение жизни своего народа.
Первая казахская интеллигенция начала XX века считала главным в своей политической деятельности, защиту как национальных, так и общественных ценностей. Она стремилась помочь своему народу в борьбе за независимость и освобождение от колониального рабства, боролась за такие общественные ценности, как право каждого человека и каждого народа за своюличную свободу и свободный доступ к достижения и завоеваниям своей человеческой культуры.
С этой челью казахская интеллигенция, начиная с 1905 года, развивает бурную деятельность степи.
|
|
Значительное место в деятельности казахской интеллигенции начала XX века занимали правовые проблемы, поскольку действовавшее царское законодательство грубо нарушало, ущемляло права качевого народа, что вызвало его естественный протест.
Обладая полной информацией о бедственном положении своего народа на его исконных землях, они пытались донести до царского правительства информацию о социальных потребностях казахского народа, защитить его правовые интересы. Многие из них имели специальную юредическую подготовку, что позволяло им расширить правовые знания широких масс, обогатить и углубить их правовые знания.
Центральное место правовой деятельности лидеров казахской интеллигенции М. Тынышпаева, Ж. Арменова, А. Байтурсынова, М. Дулатова занимал вопрос о земле.