Внешняя политика Республики Казахстан определяется Президентом страны и осуществляется работой Министерства иностранных дел Республики Казахстан.[1]
Казахстан на данный момент стал крупным игроком в международной политике, что обуславливается его хорошим географическим положением на границе двух континентов, Европы и Азии, между ключевыми участниками международных отношений, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Наличие обширных территорий (9 место по площади в мире), огромных запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов позволяет стране повысить свой международный политический рейтинг. Наш президент н.назарбаев.
В конце первого десятилетия XXI века Казахстан стал авторитетным, признанным участником мирового сообщества государств. Однако этот результат потребовал огромных усилий, напряженной работы. В начале 1990-х годов, во время распада СССР, положение Казахстана было совершенно иным. Предпосылки к самостоятельной внешней политике Казахстана формировались вместе со становлением суверенитета. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял декларацию «О государственном суверенитете», которая впервые определила страну как субъект международного права. В этом историческом документе провозглашалось: «Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций». Начало активизации деятельности Министерства иностранных дел Казахской ССР было положено через взаимодействие с Министерством иностранных дел РСФСР. Так, 17 августа 1991 года (то есть накануне ГКЧП) во время визита в Алматы Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и состоявшихся переговоров с Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым министры иностранных дел двух суверенных республик Акмарал Арыстанбекова и Андрей Козырев подписали Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между внешнеполитическими ведомствами. Было решено, что стороны будут регулярно проводить переговоры в Алматы и Москве для обсуждения международных и региональных проблем. За короткий исторический период в начале 1990-х годов Казахстан добился заметных успехов в сфере внешней политики: суверенитет Казахстана был признан практически всеми странами мира и международными организациями, сформировалась многовекторная внешняя политика, возрос авторитет страны в мировом сообществе. Внешняя политика Казахстана стремилась быть разумной и прагматичной, нацеленной на обеспечение реальной независимости страны по отношению к колебаниям мирового рынка и вариативным глобальным и региональным тенденциям. Уже на стадии формирования внешняя политика всесторонне учитывала геополитические факторы (соседство с мировыми державами - Россией и Китаем, глобальную роль США), транзитное положение, отсутствие прямого доступа к морским коммуникациям. Геополитические особенности страны, расположенной на стыке Европы и Азии, способствовали многовекторной внешней политике, установлению взаимовыгодных отношений с различными странами. Казахстан признан 120 государствами. В стране зарегистрировано 68 посольств и представительств международных организаций. Казахстан имеет дипломатические представительства более чем в 100 странах мира и является членом многих международных организаций. Казахстан является участником более 70 международных организаций. 21 декабря 1991 г. в Алматы Главы одиннадцати суверенных государств (за исключением Грузии) подписали Протокол, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. 5 октября 1992 г. в ходе 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент РК Н.А.Назарбаев выдвинул инициативу о созыве СВМДА. 2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. В январе 1992 г. Казахстан стал государством-участником ОБСЕ. 15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). 12 июля 1993 г. создана Международная организация по совместному развитию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). 2 февраля 1993 г. установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС). 10 октября 2000 г. в г.Астане создано Евразийское экономическое сообщество. 15 июня 2001 г. создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) на базе механизма «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания главами Казахстана, Кыргызстана, Китая, России и Таджикистана Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996 г., г.Шанхай) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г., г.Москва). 1-2 декабря 2010 г. под председательством Президента РК Н.Назарбаева состоялся Саммит ОБСЕ в Астане. В июне 2011 года председателем ОИС стал Казахстан. Организация Исламская конференция (ОИК) решением участников 38-й сессии СМИД, проходившей в Астане 28-30 июня 2011 года, была переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). На Азиатском направлении Казахстан заключил договоры о двустороннем политическом, экономическом и культурном сотрудничестве с Монголией, Республикой Корея, Японией, Катаром, Индией, Южно-Африканской Республикой, Сингапуром, Пакистаном, Малайзией, Ираном, Бахрейном, Израилем, Султанатом Оман, Кувейтом, Саудовской Аравией, Палестиной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Афганистаном, Египтом, Иорданией, Марокко, Сирией, Ливией. На Европейском и Американском направлении созданы позитивные предпосылки для экономического сотрудничества и иностранных инвестиций в экономику Казахстана с Испанией, Австрией, Финляндией, Чехией, Болгарией, Словакией, Польшей, Латвией, Литвой, Арменией, Бельгией, Германией, Португалией, Грецией, Италией, Грузией, Канадой, Кубой, Люксембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией, Великобританией, Францией, Швецией, Швейцарией.
|
|
|
|
71. Основные положения труда Н.А.Назарбаева «Тарих толқынында-В потоке истории».
«В потоке истории» (1999 г.)Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге "В потоке истории" подчеркнул, что "принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этнокритическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.Книга Н.Назарбаева, во многом является результатом осмысления, посвященной национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.Н. Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном.
|
|
72. Современный Казахстан в системе международных экономических отношений. Казахстан как суверенное государство за короткий срок своего независимости признали более 170 государств мира. Богатый минеральными ресурсами Казахстан привлекает иностранный капитал, создано около тысячи совместных предприятий. Среди наиболее крупных зарубежных компаний, работающих на территории Казахстана, являются: Шеврон, Бритишгаз, Аджип, Мобил. Самсунг и др.
Идет развитие международных экономических отношений с промышленно развитыми странами: США, Германией, Великобританией, Францией, Японией, Южной Кореей и др., а также странами АСЕАН и особенно с Индонезией, Малайзией и Сингапуром. Развивается сотрудничество со странами Ближнего и Среднего Востока, прежде всего с Турцией, Ираном и Саудовской Аравией. Остаются приоритетным экономические отношения с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном. Большой стратегический интерес у Казахстана к экономическим отношениям со странами Европейского экономического союза.
Поддерживаются традиционные экономические отношения со всеми странами СНГ и Востоком Европы.
На новый уровень двухсторонних отношений выходит долгосрочные отношения с Китаем.
В настоящее время Казахстан осуществляет торговые отношения со 145 странами мира. Экспортные поставки осуществляются в 122 страны мира, импортные товары поступают из 115 государств.
|
|
В структуре экспорта основная доля приходится на поставку металлургической продукции, минерального сырья, продукции пищевой промышленности и сырья для этой промышленности, химической продукции, а также машин, оборудования для химической промышленности, транспортных средств и приборов.
В настоящее время из Казахстана поставляется на внешний рынок более 200 наименований разнообразных товаров. Пользуются высоким спросом на мировом рынке казахстанские цветные металлы, ферросплавы, минеральные удобрения, прокат черных металлов, углеводородное сырье.
Важную группу экспортных товаров Республики составляет продукция агропромышленного комплекса: зерновые, хлопок, шерсть, кожевенное сырье, мясные консервы.
В структуре импорта преобладают закупки машин, оборудования транспортных средств, аппаратов, пищевкусовых продуктов и сырья для их производства
Республика Казахстан в реформировании экономики опирается на конкуренцию широкого привлечения иностранных капиталов, которая позволяет решить сложные проблемы ее экономики, в том числе проблему передовых технологий, повышения конкурентоспособности экспортной продукции, насыщения внутреннего рынка товарами отечественного производства и намерена вступить во всемирную торговую организацию ВТО.
И как уже отмечалось, в Республике Казахстан развитие экспортного производства является приоритетной задачей. Республика Казахстан имела и имеет широкие экономические связи со странами СНГ, которые были и остаются основными партнерами Казахстана и в первую очередь Россия.
В основу структуры экспорта республики составляет крупнотоннажная продукция - нефть, зерно, уголь, руды и концентраты, прокат черных металлов, медь, цинк, свинец. Возить подобную продукцию на дальние расстояния экономически нецелесообразно, так как это приводит к ее удорожанию. Поэтому, республике, выгодно торговать с ближайшими соседями.
С 2001 года внешнеторговый оборот Республики Казахстан увеличился на 50%, торговый баланс приобрел активный характер, то есть экспорт стал преобладать над импортом - в результате Казахстан обрел положительное сальдо во внешней торговле, превышающее 2,5 млрд. долларов.
На последних заседаниях глав правительства стран СНГ принят проект концепции интеграционного развития содружества.
Концепция предусматривает принципы развития интеграционных процессов: снятие таможенных барьеров, снижение ставок налогов, акцизов, создание защитных мер для отечественных товаропроизводителей. Подобные процессы получили название - «интеграция на макроуровне», на основе которых хозяйствующие субъекты сторон осуществляют «интеграцию на микроуровне».
В частности, это наглядно реализуется в проектах Казахстана с Россией. Создаются совместные предприятия, финансово-промышленные группы, реализуются важные проекты в нефтедобывающей и газовой отраслях, в угледобыче, машиностроении.