Внешняя политика Современного Казахстана

Внешняя политика Республики Казахстан определяется Президентом страны и осуществляется работой Министерства иностранных дел Республики Казахстан.[1]
Казахстан на данный момент стал крупным игроком в международной политике, что обуславливается его хорошим географическим положением на границе двух континентов, Европы и Азии, между ключевыми участниками международных отношений, Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Наличие обширных территорий (9 место по площади в мире), огромных запасов полезных ископаемых и других природных ресурсов позволяет стране повысить свой международный политический рейтинг. Наш президент н.назарбаев.

В конце первого десятилетия XXI века Казахстан стал авторитетным, признанным участником мирового сообщества государств. Однако этот результат потребовал огромных усилий, напряженной работы. В начале 1990-х годов, во время распада СССР, положение Казахстана было совершенно иным. Предпосылки к самостоятельной внешней политике Казахстана формировались вместе со становлением суверенитета. 25 октября 1990 года Верховный Совет Казахской ССР принял декларацию «О государственном суверенитете», которая впервые определила страну как субъект международного права. В этом историческом документе провозглашалось: «Казахская ССР обладает правом выступать самостоятельным субъектом международных отношений, определять внешнюю политику в своих интересах, обмениваться дипломатическими и консульскими представительствами, участвовать в деятельности международных организаций». Начало активизации деятельности Министерства иностранных дел Казахской ССР было положено через взаимодействие с Министерством иностранных дел РСФСР. Так, 17 августа 1991 года (то есть накануне ГКЧП) во время визита в Алматы Президента РСФСР Б.Н. Ельцина и состоявшихся переговоров с Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым министры иностранных дел двух суверенных республик Акмарал Арыстанбекова и Андрей Козырев подписали Протокол о сотрудничестве и координации деятельности между внешнеполитическими ведомствами. Было решено, что стороны будут регулярно проводить переговоры в Алматы и Москве для обсуждения международных и региональных проблем. За короткий исторический период в начале 1990-х годов Казахстан добился заметных успехов в сфере внешней политики: суверенитет Казахстана был признан практически всеми странами мира и международными организациями, сформировалась многовекторная внешняя политика, возрос авторитет страны в мировом сообществе. Внешняя политика Казахстана стремилась быть разумной и прагматичной, нацеленной на обеспечение реальной независимости страны по отношению к колебаниям мирового рынка и вариативным глобальным и региональным тенденциям. Уже на стадии формирования внешняя политика всесторонне учитывала геополитические факторы (соседство с мировыми державами - Россией и Китаем, глобальную роль США), транзитное положение, отсутствие прямого доступа к морским коммуникациям. Геополитические особенности страны, расположенной на стыке Европы и Азии, способствовали многовекторной внешней политике, установлению взаимовыгодных отношений с различными странами. Казахстан признан 120 государствами. В стране зарегистрировано 68 посольств и представительств международных организаций. Казахстан имеет дипломатические представительства более чем в 100 странах мира и является членом многих международных организаций. Казахстан является участником более 70 международных организаций. 21 декабря 1991 г. в Алматы Главы одиннадцати суверенных государств (за исключением Грузии) подписали Протокол, в котором подчеркнули, что все республики на равноправных началах образуют СНГ. 5 октября 1992 г. в ходе 47-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Президент РК Н.А.Назарбаев выдвинул инициативу о созыве СВМДА. 2 марта 1992 г. на 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. В январе 1992 г. Казахстан стал государством-участником ОБСЕ. 15 мая 1992 г. Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). 12 июля 1993 г. создана Международная организация по совместному развитию тюркской культуры (ТЮРКСОЙ). 2 февраля 1993 г. установлены дипломатические отношения между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (ЕС). 10 октября 2000 г. в г.Астане создано Евразийское экономическое сообщество. 15 июня 2001 г. создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) на базе механизма «Шанхайской пятерки», сформировавшейся после подписания главами Казахстана, Кыргызстана, Китая, России и Таджикистана Соглашения об укреплении мер доверия в военной области в районе границы (1996 г., г.Шанхай) и Соглашения о взаимном сокращении вооруженных сил в районе границы (1997 г., г.Москва). 1-2 декабря 2010 г. под председательством Президента РК Н.Назарбаева состоялся Саммит ОБСЕ в Астане. В июне 2011 года председателем ОИС стал Казахстан. Организация Исламская конференция (ОИК) решением участников 38-й сессии СМИД, проходившей в Астане 28-30 июня 2011 года, была переименована в Организацию исламского сотрудничества (ОИС). На Азиатском направлении Казахстан заключил договоры о двустороннем политическом, экономическом и культурном сотрудничестве с Монголией, Республикой Корея, Японией, Катаром, Индией, Южно-Африканской Республикой, Сингапуром, Пакистаном, Малайзией, Ираном, Бахрейном, Израилем, Султанатом Оман, Кувейтом, Саудовской Аравией, Палестиной, Объединенными Арабскими Эмиратами, Афганистаном, Египтом, Иорда­нией, Марокко, Сирией, Ливией. На Европейском и Американском направлении созданы позитивные предпосылки для экономического сотрудничества и иностранных инвести­ций в экономику Казахстана с Испанией, Австрией, Финляндией, Чехией, Болгарией, Словакией, Польшей, Латвией, Литвой, Арменией, Бельгией, Германией, Португалией, Грецией, Италией, Грузией, Канадой, Кубой, Люк­сембургом, Нидерландами, Норвегией, Румынией, Великобританией, Фран­цией, Швецией, Швейцарией.

 

 

71. Основные положения труда Н.А.Назарбаева «Тарих толқынында-В потоке истории».

«В потоке истории» (1999 г.)Президент Казахстана Н.А. Назарбаев в своей книге "В потоке истории" подчеркнул, что "принципиально важно, что мы строим новый Казахстан не как этнокритическое государство, а как гражданское общество, которое основано на принципах равенства свобод, прав и обязанностей.Книга Н.Назарбаева, во многом является результатом осмысления, посвященной национальной культуре, проблемам нашей истории, связи прошлого и настоящего.Н. Назарбаев в «Потоке истории» отмечает: «Для казахских гуманитариев нет сегодня задачи более актуальной, нежели проложить дорогу в этом колоссальном поле взаимодействия национальной идентичности и динамичных императивов истории. Это ведь не только политическая проблема, но и научная». Здесь мы видим то направление в творчестве автора, которое остается неизменным на протяжении уже многих лет, и оно связано с Казахстаном.

72. Современный Казахстан в системе международных экономических отношений. Казахстан как суверенное государство за короткий срок своего независимости признали более 170 государств мира. Богатый ми­неральными ресурсами Казахстан привлекает иностранный капи­тал, создано около тысячи совместных предприятий. Среди наибо­лее крупных зарубежных компаний, работающих на территории Казахстана, являются: Шеврон, Бритишгаз, Аджип, Мобил. Самсунг и др.

Идет развитие международных экономических отношений с промышленно развитыми странами: США, Германией, Великоб­ританией, Францией, Японией, Южной Кореей и др., а также стра­нами АСЕАН и особенно с Индонезией, Малайзией и Сингапу­ром. Развивается сотрудничество со странами Ближнего и Средне­го Востока, прежде всего с Турцией, Ираном и Саудовской Арави­ей. Остаются приоритетным экономические отношения с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном. Большой стратегический интерес у Казахстана к экономическим отношениям со странами Европейского экономического союза.

Поддерживаются традиционные экономические отношения со всеми странами СНГ и Востоком Европы.

На новый уровень двухсторонних отношений выходит долго­срочные отношения с Китаем.

В настоящее время Казахстан осуществляет торговые отноше­ния со 145 странами мира. Экспортные поставки осуществляются в 122 страны мира, импортные товары поступают из 115 госу­дарств.

В структуре экспорта основная доля приходится на поставку металлургической продукции, минерального сырья, продукции пищевой промышленности и сырья для этой промышленности, химической продукции, а также машин, оборудования для хими­ческой промышленности, транспортных средств и приборов.

В настоящее время из Казахстана поставляется на внешний ры­нок более 200 наименований разнообразных товаров. Пользуются высоким спросом на мировом рынке казахстанские цветные метал­лы, ферросплавы, минеральные удобрения, прокат черных метал­лов, углеводородное сырье.

Важную группу экспортных товаров Республики составляет про­дукция агропромышленного комплекса: зерновые, хлопок, шерсть, кожевенное сырье, мясные консервы.

В структуре импорта преобладают закупки машин, оборудова­ния транспортных средств, аппаратов, пищевкусовых продуктов и сырья для их производства

Республика Казахстан в реформировании экономики опирается на конкуренцию широкого привлечения иностранных капиталов, которая позволяет решить сложные проблемы ее экономики, в том числе проблему передовых технологий, повышения конкурентос­пособности экспортной продукции, насыщения внутреннего рын­ка товарами отечественного производства и намерена вступить во всемирную торговую организацию ВТО.

И как уже отмечалось, в Республике Казахстан развитие экс­портного производства является приоритетной задачей. Республи­ка Казахстан имела и имеет широкие экономические связи со стра­нами СНГ, которые были и остаются основными партнерами Ка­захстана и в первую очередь Россия.

В основу структуры экспорта республики составляет крупнотоннажная продукция - нефть, зерно, уголь, руды и концентраты, прокат черных металлов, медь, цинк, свинец. Возить подобную продукцию на дальние расстояния экономически нецелесообразно, так как это приводит к ее удорожанию. Поэтому, республике, вы­годно торговать с ближайшими соседями.

С 2001 года внешнеторговый оборот Республики Казахстан уве­личился на 50%, торговый баланс приобрел активный характер, то есть экспорт стал преобладать над импортом - в результате Казах­стан обрел положительное сальдо во внешней торговле, превыша­ющее 2,5 млрд. долларов.

На последних заседаниях глав правительства стран СНГ принят проект концепции интеграционного развития содружества.

Концепция предусматривает принципы развития интеграцион­ных процессов: снятие таможенных барьеров, снижение ставок на­логов, акцизов, создание защитных мер для отечественных товаро­производителей. Подобные процессы получили название - «интег­рация на макроуровне», на основе которых хозяйствующие субъек­ты сторон осуществляют «интеграцию на микроуровне».

В частности, это наглядно реализуется в проектах Казахстана с Россией. Создаются совместные предприятия, финансово-промыш­ленные группы, реализуются важные проекты в нефтедобываю­щей и газовой отраслях, в угледобыче, машиностроении.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: