Назовите причины советско-финляндской войны 1939 – 1940 гг

Советско-финские отношения с самого начала нельзя было назвать дружескими. Финские националисты желали вернуть под контроль своей страны советскую Карелию.

Согласно заявлениям советской стороны, целью СССР было добиться военным путём того, чего не удалось сделать мирным: обеспечить безопасность Ленинграда, который находился в опасной близости от границы и в случае начала войны (в которой Финляндия была готова предоставить свою территорию врагам СССР в качестве плацдарма) неминуемо был бы захвачен в первые дни (или даже часы). В 1931 году Ленинград был выделен из области и стал городом республиканского подчинения. Часть границ некоторых подчинённых Ленсовету территорий являлась одновременно границей между СССР и Финляндией

Правда, самые первые требования СССР в 1938 не упоминали Ленинграда и не требовали переноса границы. Требования об аренде Ханко, находящегося за сотни километров на запад, увеличивали безопасность Ленинграда. Постоянным в требованиях было только следующее: получить военные базы на территории Финляндии и вблизи её побережья и обязать её не просить помощи у третьих стран.

Уже во время войны сложилось две концепции, которые дискутируются до сих пор: одна, что СССР преследовал заявленные цели (обеспечение безопасности Ленинграда), вторая — что истинной целью СССР была советизация Финляндии. М. И. Семиряга отмечает, что накануне войны в обеих странах были претензии друг к другу. Финны боялись сталинского режима и хорошо знали о репрессиях против советских финнов и карел в конце 30-х гг., закрытии финских школ и т. д. В СССР, в свою очередь, знали о деятельности ультранационалистических финских организаций, ставивших своей целью «вернуть» Советскую Карелию. Москву тревожило также одностороннее сближение Финляндии с западными странами и прежде всего с Германией, на которое Финляндия шла, в свою очередь, из-за того, что видела в СССР главную угрозу для себя. Президент Финляндии П. Э. Свинхувуд в 1937 г. заявил в Берлине, что «враг России должен быть всегда другом Финляндии». В беседе с германским посланником он сказал: «Русская угроза для нас будет существовать постоянно. Поэтому для Финляндии хорошо, что Германия будет сильной». В СССР подготовка к военному конфликту с Финляндией началась в 1936 г. 17 сентября 1939 г. СССР выразил поддержку финскому нейтралитету, но буквально в те же дни (11-14 сентября) начал частичную мобилизацию в Ленинградском военном округе, что ясно свидетельствовало о подготовке силового решения

6. Что представлял собой "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта и выходом из какого кризиса он являлся?

Мировой экономический кризис 1929-1933гг. с наибольшей силой поразил главную страну капитализма США. Республиканская партия во главе с президентом Гувером не могла найти выхода из кризиса. Осенью 1932г., во время президентских выборов, избиратели заболатировали её кандидата в президенты и отдали в большинстве свои голоса представителю демократической партии. Вновь избранный президент Франклин Делано Рузвельт вступил в должность 4 марта 1933г., когда биржевая паника достигла своего апогея и выступления масс получили широкий размах. Сам президент признавал положение в стране крайне тяжёлым и предупреждал о необходимости срочных мер, чтобы избежать полного краха капиталистического строя

Президент, под решительный нажимом рабочих, фермеров, средней и мелкой буржуазии, с помощью группы экономистов и социологов, представил конгрессу множество "оздоровительных" законопроектов. За 100 дней работы первая сессия 73-го конгресса принял 70 законопроектов. Они и составили основу "нового курса".

Суть этих законов состояла в невероятных для Америки и капиталистического мира масштабах государственного регулирования экономики.

Первыми мерами президента стали стабилизация банковской системы и организация помощи безработным, создание соответствующих государственных учреждений по оказанию помощи в федеральном масштабе, в штатах и муниципалитетах. Для этих целей была создана Чрезвычайная федеральная организация помощи, которая ассигновала 500 млн долларов для распределения среди нуждающихся. Важной мерой была реализация программы, которая называлась Гражданским корпусом сохранения резервов. В рамках этой программы безработные, особенно из числа молодежи, размещались в специальных лагерях, в которых они получали кров, питание, одежду. Они занимались общественными работами: благоустройством парков, строительством дорог, мостов и т. п.

В числе мероприятий, проведенных на первом этапе «нового курса», были законы, регулирующие сельскохозяйственные отношения, нацеленные на повышение доходов фермеров за счет увеличения цен на производимые ими продукты.

Центральное звено в законодательстве первых 100 дней было связано с регулированием индустриальных отношений. Основы политики новой администрации получили отражение в Законе о восстановлении промышленности (НИРА), принятом летом 1933 г. Он состоял из трех частей. Первая часть предусматривала введение «кодексов честной конкуренции». Это было принудительное ограничение конкуренции. В то же время цены и объем производства определялись с учетом объема рынка, что создавало возможность реализации произведенной продукции. Баланс между объемом производства и объемом потребительского рынка стал отправной точкой выхода промышленности из кризиса.

Второй раздел НИРА регулировал отношения между предпринимателями и рабочими. Одна из статей закона предусматривала признание профсоюзов, права рабочих вести переговоры и заключать коллективные соглашения с предпринимателями об условиях найма и труда. В 1935 г. на основе статей НИРА был принят Акт о трудовых отношениях, который признал принципы коллективно-договорной практики в качестве национальной политики США и механизма регулирования конфликтующих интересов рабочих и предпринимателей.

Третья часть антикризисных мер предусматривала крупные ассигнования на общественные работы и строительство государственных промышленных, военных и других объектов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: