В послевоенный период (1946–1954 гг.)

 

После победного окончания Великой Отечественной войны главной задачей становится восстановление разрушенного народного хозяйства республики. В сентябре 1946 г. Верховный Совет БССР утвердил первый послевоенный пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946–1950 гг. Был утвержден также Указ президиума Верховного Совета БССР «О преобразовании Совнаркома БССР в Совет Министров БССР». Решались другие вопросы.

В феврале 1947 г. прошли выборы в Верховный Совет БССР. Вновь избранный Президиум Верховного Совета БССР впервые сформировал постоянные комиссии, образовал правительство республики, избрал Верховный Суд БССР. На второй сессии Верховного Совета БССР в июле 1947 г. принят закон «Об изменении и дополнении текста Конституции БССР».

Активную работу проводил Президиум Верховного Совета БССР и его отделы, а также канцелярия Президиума и приемная. Президиум Верховного Совета БССР руководил организационно-массовой работой местных Советов депутатов трудящихся, утверждал положения о выборах, указы о порядке проведения выборов, решал вопросы административно-территориального деления, международно-правовые вопросы, осуществлял нормотворческую деятельность. Так, 25 декабря 1951 г. принят Указ Президиума Верховного Совета БССР «О государственном флаге БССР», а 24 сентября 1955 г. «О государственном гимне БССР». Основную работу Президиум проводил при помощи своего рабочего аппарата. В связи с необходимостью его удешевления и сокращения в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и приемная председателя Президиума Верховного Совета БССР.

Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался на первой сессии Верховного Совета БССР. Задачи по восстановлению и дальнейшему развитию народного хозяйства республики обусловливали большую организаторскую и нормативно-правовую деятельность правительства. Поэтому число членов Совета Министров БССР постоянно увеличивалось (с 35 до 50 человек); неизменно возрастало и количество постановлений правительства Беларуси (в 1946 г. – 2300).

Реально же вся полнота власти в республике находилась в руках ЦК Компартии Беларуси. Именно аппарат ЦККПБ готовил проекты важнейших республиканских решений, анализировал и контролировал деятельность высших государственных органов, подбирал и назначал кадры государственных и хозяйственных руководителей.

Высшим судебным органом в БССР являлся Верховный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5 лет. В его состав входили постоянные члены и народные заседатели.

Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие). Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась.

Помимо Верховного Суда БССР действовали и другие высшие органы: прокуратура БССР, Комитет народного контроля БССР и другие, компетенция которых подвергалась реорганизации в 50-е годы.

В рассматриваемый период право БССР развивалось в русле общей политики Союза ССР и тех главных задач, которые ставились правящей Коммунистической партией. Среди основных направлений в развитии права широко практиковалось принятие общесоюзных нормативных документов, которые действовали на территории Беларуси. Весьма характерными нормативно-правовыми актами являлись совместные постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР или же постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС. Однако в связи с необходимостью разграничения компетенции СССР и союзных республик в сфере законодательства были приняты «Основы законодательства», в соответствии с которыми БССР принимала новые и пересматривала действующие кодексы и законы. Республикой начали приниматься также и собственные законодательные акты.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: