2 вариант
Часть А
1.Какие из названных групп являются демографическими группами?
1) Дети и старики;
2) малые народы;
3) интеллигенты;
4) программисты.
2. К социальным группам, выделяемым по общности политических взглядов, относятся:
1) классы;
2) партии;
3) нации;
4) кооперативы.
3. Маргинал - это:
1) люди, оказавшиеся на социальном «дне»;
2) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе;
3) малообеспеченные граждане;
4) люди без определенного места жительства.
4. По принципу профессиональной общности объединяются следующие группы:
1) врачи, шахтеры, фермеры;
2) дети, подростки, молодежь;
3) мужчины и женщины;
4) лакцы, чеченцы, даргинцы.
5. Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль:
1) избирателя;
2) военнослужащего по контракту;
3) футбольного болельщика
4) отца семейства.
6. Примером позитивного отклоняющегося поведения являются:
1) создание произведений изобразительного искусства;
|
|
2) занятия физкультурой;
3) учеба в школе;
4) посещение футбольного матча.
7. Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает:
1) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении;
2) уважение другой религии, веротерпимость;
3) принятие иного мнения как данности, готовность к диалога с инакомыслящим;
4) негативное отношение к иной точке зрения.
8. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?
Социальными являются отношения:
А) межконфессиональные;
В) межнациональные.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и В;
4) оба суждения не верны.
9. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
Социальное неравенство проявляется:
А) в делении общества на различные группы;
В) в различном доступе людей к социальным благам.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения не верны.
10. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А) отклонение от поведения от норм может иметь как негативную, так и позитивную направленность;
В) отклоняющееся от поведения может быть социально одобряемым.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения не верны.
11.Верны ли следующие суждения о социальных отношениях в современной России?
Для социальных отношений в современной России характерно:
А) отсутствие социальных контрактов;
В) обеспечения высокого уровня жизни большинства людей.
1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верно и А и Б;
4) оба суждения не верны.
Часть В
1. Семью как……..характеризует общность быта.
|
|
2. К усилению социальной……..ведет существенное увеличение разрыва между общественными группами.
Ответ: _______________________________________________________________________
3. Заполните пропуски в схеме:
Виды отклоняющегося поведения |
Негативное |
Ответ:________________________________________________________________________
4.Заполните попуски в схеме:
…………….. |
мораль |
Обычаи |
традиции |
право |
Ответ:________________________________________________________________________
5. Соотнесение принципы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.
Примеры:
1) горожане;
2) бондари;
3) бортники;
4) провинциалы.
Типы социальных групп:
А) поселенческие группы;
В) профессиональные группы;
6. Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника:
1) член неформальной молодежной группы, объединяющих болельщиков футбольной команды;
2) военнослужащий срочной службы;
3) человек, занятый на временных работах по трудовому соглашению;
4) водитель транспортного средства, подрабатывающий частным извозом;
5) член семьи.
Ответ:________________________________________________________________________
Часть С
2 вариант
С1: Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальная мобильность»? Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе и проиллюстрируйте каждый примером.
С2: Подтвердите тремя примерами утверждение, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собой стран и народов.
С3: Мини-сочинение (эссе).
«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Роберт Дарендороф)
«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)
Ответы:
Вариант 1.
Часть 1. А
Часть 2. В
номенклатура
маргиналы
социальные группы
1 – А
2 – А
3 – А
4 – Б
3, 4,6
Часть 3. С
С1.
Основные принципы классификации социальных групп:
по численности (большие и малые)
по характеру взаимодействия (первичные и вторичные)
по способу организации (формальные и неформальные)
по количеству ценностей (односторонние и многосторонние)
С2. Выберите верное высказывание:
ребенок начинает соблюдать правила, нормы общения – происходит освоение человеком социальных норм;
ученик приобретает экономические и политические знания, т.е. происходит приобщение обучающегося к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;
человек входит в социальную группу и становится его участником – происходит его формирование как представителя данной группы, он становится носителем ее норм и ценностей.
Вариант 2.
Часть А
Часть В
малая группа
дифференциации
позитивное
социальные нормы
1 – А
2 – Б
3 – Б
4 – А
1, 3, 5
Часть С
С1. Социальная мобильность – изменение индивидом или группой социального статуса, места занимаемого в обществе
школа (образование) – благодаря получению хорошего образования, человек может получить престижную и высокооплачиваемую работу
партия – благодаря членству в партии, человек может занять высокий государственный пост
брак – благодаря удачному замужеству женщина может обрести материальное благополучие, войти в элитный круг.
С2. В ответе могут быть приведены следующие примеры:
|
|
Создание влиятельной организации Совета Европы, Членство России с 1996 г.
Образование Евросоюза, введение единой европейской валюты – евро;
Формирование наднациональных политических органов – Европарламента, единого Европейского банка.