По разделу «Введение в социологию»

2 вариант

Часть А

1.Какие из названных групп являются демографическими группами?

 

1) Дети и старики;

2) малые народы;

3) интеллигенты;

4) программисты.

 

2. К социальным группам, выделяемым по общности политических взглядов, относятся:

 

1) классы;

2) партии;

3) нации;

4) кооперативы.

 

3. Маргинал - это:

 

1) люди, оказавшиеся на социальном «дне»;

2) люди, занимающие неустойчивое, промежуточное положение в обществе;

3) малообеспеченные граждане;

4) люди без определенного места жительства.

 

4. По принципу профессиональной общности объединяются следующие группы:

 

1) врачи, шахтеры, фермеры;

2) дети, подростки, молодежь;

3) мужчины и женщины;

4) лакцы, чеченцы, даргинцы.

 

5. Общей социальной ролью подростка и взрослого является роль:

 

1) избирателя;

2) военнослужащего по контракту;

3) футбольного болельщика

4) отца семейства.

 

6. Примером позитивного отклоняющегося поведения являются:

 

1) создание произведений изобразительного искусства;

2) занятия физкультурой;

3) учеба в школе;

4) посещение футбольного матча.

 

7. Толерантность применительно к межнациональным отношениям означает:

1) уважение к обычаям и традициям других народов, учет их в общении;

2) уважение другой религии, веротерпимость;

3) принятие иного мнения как данности, готовность к диалога с инакомыслящим;

4) негативное отношение к иной точке зрения.

 

8. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

Социальными являются отношения:

А) межконфессиональные;

В) межнациональные.

 

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и В;

4) оба суждения не верны.

 

9. Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?

Социальное неравенство проявляется:

А) в делении общества на различные группы;

В) в различном доступе людей к социальным благам.

 

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны.

 

10. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) отклонение от поведения от норм может иметь как негативную, так и позитивную направленность;

В) отклоняющееся от поведения может быть социально одобряемым.

 

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны.

 

11.Верны ли следующие суждения о социальных отношениях в современной России?

Для социальных отношений в современной России характерно:

А) отсутствие социальных контрактов;

В) обеспечения высокого уровня жизни большинства людей.

 

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно и А и Б;

4) оба суждения не верны.

Часть В

1. Семью как……..характеризует общность быта.

 

2. К усилению социальной……..ведет существенное увеличение разрыва между общественными группами.

Ответ: _______________________________________________________________________

 

3. Заполните пропуски в схеме:

Виды отклоняющегося поведения
Негативное
 

 

 

Ответ:________________________________________________________________________

 

 

4.Заполните попуски в схеме:

……………..
мораль
Обычаи
традиции
право

 

Ответ:________________________________________________________________________

 

5. Соотнесение принципы социальных групп и иллюстрирующие их примеры.

Примеры:

 

1) горожане;

2) бондари;

3) бортники;

4) провинциалы.

 

Типы социальных групп:

А) поселенческие группы;

В) профессиональные группы;

 

       
       

 

6. Укажите набор социальных ролей, характерных для старшеклассника:

 

1) член неформальной молодежной группы, объединяющих болельщиков футбольной команды;

2) военнослужащий срочной службы;

3) человек, занятый на временных работах по трудовому соглашению;

4) водитель транспортного средства, подрабатывающий частным извозом;

5) член семьи.

Ответ:________________________________________________________________________

Часть С

2 вариант

С1: Какой смысл вкладывают социологи в понятие «социальная мобильность»? Приведите три института, выступающие в качестве социальных лифтов в современном обществе и проиллюстрируйте каждый примером.

 

С2: Подтвердите тремя примерами утверждение, что одной из ведущих тенденций современного мира является интеграция, сближение между собой стран и народов.

 

С3: Мини-сочинение (эссе).

«Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества» (Ф. Адлер)

«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» (Роберт Дарендороф)

«Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг)

 


 

 

Ответы:

 

Вариант 1.

 

Часть 1. А

                     
                     

 

Часть 2. В

номенклатура

маргиналы

социальные группы

1 – А

2 – А

3 – А

4 – Б

3, 4,6

 

Часть 3. С

С1.

Основные принципы классификации социальных групп:

по численности (большие и малые)

по характеру взаимодействия (первичные и вторичные)

по способу организации (формальные и неформальные)

по количеству ценностей (односторонние и многосторонние)

 

С2. Выберите верное высказывание:

ребенок начинает соблюдать правила, нормы общения – происходит освоение человеком социальных норм;

ученик приобретает экономические и политические знания, т.е. происходит приобщение обучающегося к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;

человек входит в социальную группу и становится его участником – происходит его формирование как представителя данной группы, он становится носителем ее норм и ценностей.

 

 

Вариант 2.

Часть А

                     
                     

 

Часть В

малая группа

дифференциации

позитивное

социальные нормы

1 – А

2 – Б

3 – Б

4 – А

1, 3, 5

 

Часть С

 

С1. Социальная мобильность – изменение индивидом или группой социального статуса, места занимаемого в обществе

школа (образование) – благодаря получению хорошего образования, человек может получить престижную и высокооплачиваемую работу

партия – благодаря членству в партии, человек может занять высокий государственный пост

брак – благодаря удачному замужеству женщина может обрести материальное благополучие, войти в элитный круг.

 

С2. В ответе могут быть приведены следующие примеры:

Создание влиятельной организации Совета Европы, Членство России с 1996 г.

Образование Евросоюза, введение единой европейской валюты – евро;

Формирование наднациональных политических органов – Европарламента, единого Европейского банка.

 


 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: