Становление Аккадского государства

Особенности аккадской мифологии

Реферат

Студентки 1 курса

Отделения культурологии

Специальность – культурология

Ивановой Юлии Сергеевны

 

Научный руководитель –

Профессор Синило Г. В.

 

Минск, 2017

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…..3

§ 1. Становление Аккадского государства………………………………...…5

§ 2. Аккадско-шумерская культура. Особенности аккадской

культуры(литературы)………………………………………………………..…7

§ 3. Аккадская мифология.Поэма о сотворение мира «Энума элиш»…...10

Заключение…………………………………………………………………….......13

Список литературы………………………………………………………………14

Введение

Все тленно, что живет, все минет без следа –

Так мыслят мудрецы и плачут одиноко.

Напрасный, ложный бред! Что близко? Что далеко?

Сегодня, иль вчера? Иль давние года?

Маяковский С.

Мифология неотъемлемая часть культуры. Миф необязательно рассказ или повествование, это форма культуры, способ человеческого бытия. Как говорит Маргарет Атвуд, «каждый миф есть одна из версий правды». У каждого древнего государства была своя мифология, изучая которую, можно выявить особенности мышления конкретного народа, его (народа) представления о смысле жизни, появление Вселенной. Люди в древности верили, что вся их жизнь зависит от воли богов, поэтому очень серьезным было отношение к мифологии.

С помощью мифологии (в частности веры в богов) люди объясняли свои проблемы и неудачи, явления природы и так далее. В богах видели свое спасение и свою же погибель. Молитвы, ритуалы, обряды являлись неотъемлемой частью жизни каждого человека.Сам миф являлся средством ритуализации повседневности, помогал человеку обрести смысл в жизни. Поэтому для ученых является очень важным найти письменные памятники культуры, содержащие в себе информациюне только о политической, правовой, экономической стороне жизни государства(хозяйственные, административные и правовые документы), но и о культурной (придания, сказки, поучения). Как уже говорилось раннее, это помогает изучить культурную сторону жизни государства. Своя мифология (заимствованная с изменениями у шумеров) была и у Аккадского государства.

Как отмечает профессор Синило Галина Вениаминовна: «В конце XXIV – начале XXIII вв. до н.э. Двуречье объединилось под властью аккадского правителя Шаруккена Великого, или Древнего. Начиная со 2-го тыс. до н.э. и на протяжении всего 1-го тыс. до н.э. история Древнего Двуречья – это история аккадцев»[5,236]. Как видно аккадское государство просуществовало довольно долго,и за это время создало собственную культуру, которая в последствии повлияла на другие народы.

Цель исследования: выявить особенности аккадской культуры и мифологии

Задачи:

- Описать историю возникновения Аккадского государства

- Отметить специфику аккадско-шумерской культуры

- Выявить черты собственно аккадской культуры, в частности мифологии

- Рассмотреть космогоническую поэму «Знума Элиш» как памятника аккадско-вавилонской культуры.

 

 

 

.

 

Становление Аккадского государства

Около 2316 г. До н.э. в городе Киш произошел военный переворот.В результате которого к власти пришел Саргон, или, как ранее упоминалось, Шаруккен. Как отмечает Игорь Михайлович Дьяконов, «позднейшие древневосточные легенды единодушно считали Саргона Древнего человеком очень незнатного происхождения» [4,74]. Возможно он был садовником, затем стал личным слугой лугаля (вождя) Киша. Далее Саргон (первоначальное имя неизвестно) принял имя Шаруккен и возвысил никому раннее неизвестный городок Аккаде, от которого и произошло в последующем название государства. О дальнейших завоевательных походах Саргона Борис Александрович Тураев говорит: «он разгромил царство Лугалбзаггиси, взял Лугальзаггиси самого в плен и принёс в жертву богу Ниппура. Следующий поход его был направлен против Ура. Затем он обрушивается на Э-Нинмар и опустошает его территорию от Лагаша вплоть до моря» [6,89]. Таким образом можно сделать вывод, что Саргон вел активную завоевательную политику и стремился объединить вокруг себя различные мелкие государства. Многие исследователи считают, что на северо-запад шел Саргон не случайно. Как упоминает тот же Тураев, «к Саргону, великому царю-завоевателю Аккада, обратилась за помощью семитическая колония на далеком севере, на неё напал царь города Бурушханда» [6,90]. Саргон очень известная личность ему посвящено множество произведений.Алексей Алексеевич Вигасин даже сравнивает Шаруккена с библейским Моисеем: «Саргон в младенчестве был брошен в реку и найден в камышах – точь-в-точь как библейский Моисей» [2,60-65]. Это один из ярчайших примеров деспотизма в Древней Месопотамии. Он стал основателем династии Саргонидов, которые носили титул «царь четырех стран мира»

На смену Саргону пришел Римуш, в это время многие страны захотели выйти из-под власти деспота и подняли мятеж. Поэтому правление Римуша характеризуется жестким подавлением мятежей. Он громил армии, убивал жителей мятежных городов, а сами города превращал в пыль. Делал всё, чтобы внушить ужас к царям Аккада. Приемник Римуша Маништуму также правил не в мирное время.

Наиболее могущественным потомком Саргона Древнего был Нарам-Суэн. Он заключил первый международный письменный договор с Эланом о согласование его внешней и военной политики с Аккадом. Также Нарам-Суэн первый при жизни объявил себя богом, хотя раньше цари удостаивались этого звания посмертно. Такое нововведение несомненно вызвало недовольство жрецов. При нем началось вторжение с Иранского нагорья племени кутиев. Начался упадок династии Аккаде.

Последним реальным правителе Аккада был Шаркалишарри. После него началась усобица, чем воспользовались племена Гутиев. Дьяков отзывается о том времени: «Кутии разорили своими нападениями почти всю страну, за исключением Лагаша, лежавшего несколько в стороне от главного пути их набегов, и, может быть, Урука и Ура, защищенных полосою болот» [4,84]. В 2137империя пала. Город Аккаде разрушен, его руины не могут найти по сей день.

Это не значит, что с лица планеты исчез сам народ, но в дальнейшем начали свое возвышение вавилоняни. По словам Синило Г.В., «вавилоняни – народ, образовавшийся в результате слияния шумеров и аккадцев и принявший единый язык – аккадский» [5,236]. То есть аккадская культура не исчезла, а обрела в вавилонянах и ассирийцах своих новых носителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: