Аккадская мифология. Поэма о сотворение мира «Энума элиш»

«Аккадская мифология является логическим продолжением мифологии шумерской, преломленной через собственно семитские представления», – по словам профессора Синило Г.В. [5,240]

Аккадцы позаимствовали у шумеров практически весь их пантеон (совокупность богов). Таким образом Синило замечает, что «аккадские боги полностью растворяются в шумерских, заимствуя их функции и мифологическую символику» [5,240]. Согласно выделяемым уровням, мифология аккадцев мало чем отличалась от мифологий других древних народов. Так выделялся Верхний, Средний и соответственно Нижний мир. Где Верхний мир – обитель богов, в Среднем нашли свое место люди, а Низший остался умершим, демонам и хтоническим богам.

В Аккаде, как и в египетском Мемфисе, была в почете тройка верховных богов – Эллиль (Бел (Баал – «владелец», «хозяин»)), Ану и Хайа. Все они соответствуют трем главным шумерским богам, но их имена претерпели небольшие изменения.Но прежде, чем появились боги и люди, появилась земля. Она возникла не сама по себе. Как видно в вавилоно-аккадской поэме «Энума элиш» («Когда вверху…»), которая будет выступать основным источником представлений о аккадской мифологии, мир, произошел от смешения вод Апсу – океана подземных пресных вод и Тиамата – мирового океана-хаоса соленых вод («о, не было ничего, кроме двух страшных чудовищ – праотца Апсу и праматери Тиамат»): «Когда горе небо еще не получило имени, и долу суша не была названа, Апсу первобытный, создатель, Мумму(в некоторых источниках эпитет Тиамат, в других могучий советник) и Тиамат, родившая всех их, смешивали свои воды. Не было поля, острова не было видно, никто из богов еще не произошел, никто не имел имени, не были определены жребии. Тогда были созданы боги…» Лахму и Лахаму, Аншар и Кингар, и тройка великих богов -Эллиль,Ану,Хайа.

«Язык поэмы очень искусственен и может быть и еще более поздним», – так отзывается о поэме Дьяконов И.М. [3]

А Б.А. Тураев характеризует каждого в триаде: «Ану – непостижим и далек; Энлиль(Эллиль) – могуч и царственен; Эа (Хайа) – премудр и свят» [6,11].

Ану – первенец Аншара, сотворенный по подобию своему. В поэме мы видим следующие строки:

Тогда родились Аншар и Китар.

Они дни копили, множили годы,

И наследник их – Ану, - отцам своим равный.

Ану-первенца Аншар себе уподобил.

Как и в египетской мифологии, в аккадской тоже есть боги, которые находятся и на тёмной стороне, и на светлой. Например, в Египте Сет изначально был помощником Ра в борьбе с темными силами, в частности с Апопом. А позже Сет стал чуть ли не олицетворять Апопа. Такую же неоднозначную роль в аккадской мифологии играет Эллиль. Он согласно различным источникам, а в частности энциклопедии «Мифы народов мира» бог скотоводства, создал орудия сельскохозяйственного труда, приобщил людей к культуре [7,1119] своеобразный бог-цивилизатор. А в антологии шумерской поэзии Элииль предстает перед людьми в другом свете: «Энлиль - переменчив, грозен и капризен, его желаний не знать людям. Часто кажется, что он враждебен по отношению к ним, и идея гибели рода человеческого, как правило исходит от него» [1,21]. Эллиль - владыка Подземного мира. Умирающее и воскресающее божество, что напоминает многочисленные египетские мифы о Осирисе.

Еще одной крайне интересной персоной, которая встречается в поэме «» является Мардук. Согласно поэме он был зачат богом Хайа (бог мудрости, подземных пресных вод, согласно той же энциклопедии создатель мировых ценностей, носитель культуры, помощник и создатель людей [7,1118-1119]) в «жилище Апсу». Согласно аккадским и шумерским мифам, боги (Эллиль,Хайа и Ану) восстают против изначального Апсу и убивают его, а сами становятся главенствующими. Хотя совершили они это в защиту, ведь Апсу задумал уничтожить младшее поколение. Схожую картину мы видим в греческой мифологии, когда боги свергают в Тартар своего отца титана Кроноса, а сами встают во главе мира. И делят между собой функции и власть.

Тиамат затаила обиду на богов за убийство Апсу и выступает с армией на богов. Триада в растерянности, они не готовы к битве. Тогда на помощь приходит Мардук, он побеждает Тиамат и разрезает ее на две части. Из нижней он делает землю, а из верхней небо. В шумерской мифологии подобное деяние совершает Энлиль. Мардука в поэме описали следующим образом:

Немыслимо облик его совершенен –

Трудно понять, невозможно представить,

Четыре глаза, четыре уха!

Он рот раскроет – изо рта его пламя!

Он вчетырежды слышит мудрейшим слухом,

И всевидящи очи – все прозревают!

Средь богов высочайший, прекраснейший станом,

Мышцами мощен, ростом всех выше!

Мардук создал привычный мир, но людьми его населил отец его Хайа, как и египетский бог Хнум он лепит их из глины – этот процесс описан в мифе о Энки и Нинмах. Профессор Синило в свей книге отмечает: «В вавилонском антропогоническом мифе, как и в египетском и шумерском, подчеркнуты физическая, конкретная рукотворность человека» [5,251]. В дальнейшем же Мардук объединяет в себе черты многих других богов.

Помимо главенствующей триады в аккадской мифологии было множество богов. Главной богиней была Иштар. Как сообщается в энциклопедии: «Иштар – богиня плодородия и плотской любви; богиня войны. Считалась покровительницей проституток, гетер и гомосексуалистов» [7,487]. Фигурирует в поэме о Гильгамеше как богиня, мстящая герою за отказ. Также был распространен культ лунного бога Син (Нанна), т.к. дочь Саргона Древнего была жрицей этого бога в городе Ур. Дочь его Эх-хеду-Ана написала множество гимнов на шумерском языке.

Галина Вениаминовна Синило заявляет: «В аккадской мифологии гораздо большую роль по сравнению с шумерской играют «личные» боги – посредники в общении человека с великими богами, его заступники и хранители». В сознании аккадцев также, как и у египтян, была вера в олицетворенную жизненную силу. «Кроме того, каждый человек имел своего шеду – антропоморфное или зооморфное воплощение его жизненной силы» - слова профессора Синило. [5,241]

 

 

Заключение

В данной работе был освещен процесс становления Аккадского государства. И дана краткая характеристика царей Аккада.

Выявлены черты аккадской литературы, в частности отличные от шумерской. Была обнаружена схожесть аккадских текстов не только с шумерскими, но и с текстами других народов, особенно с египетскими.

Рассмотрен основной пантеон аккадских богов и процесс сотворения мира согласно поэме «Энума элиш». Космогоническая поэма «Энума элиш» является величайшим проявлением аккадско-вавилонской культуры, т.к. отражает в себе основную идею о сотворении мира.

 

 

Список литературы

1. Афанасьева В.К. Вступительная статья, перевод, комментарии, словарь к антологии шумерской поэзии «От начала начал» - Санкт-Петербург: «Петербургское Востоковеденье», 1997 - с. 491

2. Вигасин А.А. История Древнего Востока: учеб. Пособие – 2-е изд., испр. – М: «Дрофа», 200 - с. – 224

3. Дьяконов И.М. Материалы// Афанасьева В.К. Шумерская и Аккадская культура./История Древнего мира. Ранняя Древность. – М.:Знание, 1983 – с. 111-139

4. Дьяконов И.М. Ранние деспотии в Месопотамии// Дьяконов И.М. История Древнего мира. Ранняя Древность. – М.:Знание, 1983 – с. 73-85

5. Синило Г.В. Древние литературы Ближнего Востока и мир Танаха (Ветхого Завета) – М.: «Флинта», 2008 – с. 844

6. Тураев Б.А. История древнего востока. Том 1// под редакцией Струве В.В. и Снегирева И.Л. – Ленинград: Социально – экономическое, 1935 – с.340

7. Энциклопедия «Мифы народов мира». Том 1 – главные редактор Токарев С.А., 1980 – с.-1147

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: