Образование и организация системы образования

Коренное население округа, как известно, – башкиры, в подавляющем большинстве проповедующие мусульманскую религию. Основы словесности, религиозные культурные ценности, а также принципы обычаев и нравов башкирские дети получали по наследству: от своих отцов и дедов. Родовые обычаи башкир основаны на почтительном отношении к старшим членам общины, и требуют высокой культуры в общении. В обращении их между собой непременно присутствуют уважительные приставки: абый, ага, апа. Мусульманские учебные заведения именовались медресе и мектебе и были их единицы на весь Башкортостан. Первое медресе «Галия» даже в уездном в городе Уфе открылось только лишь в 1906 году. Безусловно, к началу рассматриваемых в очерке тридцатых годов их число возросло и изучали там в качестве основных предметов: мусульманские законы, арабскую математику и философию.

Понятие школы, как учебно-воспитательного учреждения в рассматриваемом нами крае не было. Издревле учебный процесс создавался и проводился по инициативе религииозных служителей. Разумеется, в роли учителя, как правило, выступал сам мулла, работавший только с мальчишками. Случалось как исключение, что девочек чтению и правильному исполнению национальных обрядов, обучала жена муллы.

За многовековой период своей деятельности в наших краях, вне сомнения, мусульманские религиозные деятели сделали немало полезного. Они зародили принципы общего образования: обучение детей словесности, арабской, латинской грамоте, начальным сведениям математики и географии. Однако, при всем при том, количество истинно грамотных людей в деревнях Юрматы и Ирек на начало тридцатых годов исчислялось единицами. Но здесь необходимо отметить: невысокий процент грамотности имело все башкирское население Башкортостана. Перепись 1920 года насчитала всего 8 процентов имеющих хотя бы минимальные основы грамотности.

С первых дней своего существования Советская власть взяла курс на просвещение населения. Уже 4-го января 1919 года Военно-революционный комитет Стерлитамакского уезда принял решение организовать комиссариат народного образования, перед которым поставил задачу: «О передаче дел воспитания и образования из ведомства духовного в ведение Народного комиссариата по просвещению». Была создана комиссия по образованию, которую возглавил И.М. Кузнецов, членами комиссии стали: Д.П. Соболева и Мухаматгарей (фамилию к сожалению установить не удалось).

На должность заведующего отделом народного образования назначили Д.Ф. Курченкова, членами коллегии стали – О.Н. Волкова, А.И. Смирнова, Р. Янбулатов и Б.Г. Гареева. Перед вновь созданной коллегией сразу же встала тьма трудноразрешимых задач.

Организационная деятельность просвещения населения начиналась практически на голом месте. Не было кадровых преподавателей, не было средств на заработную плату, отсутствовали учебники и учебные пособия. Да что там говорить – не было даже приспособленных для обучения школьных помещений. Школьные занятия, как и до революции, проводились в помещениях церквей или мечетей, а также в домах раскулаченных жителей.

Перед комиссией и коллегией в целях принятия приоритетных направлений поставили задачу провести съезд деятелей образования. Необходимо было взять на учет всех детей школьного возраста. При всеобщей неграмотности решено было учить детей от 6 до 17 лет. Приступить к разработке школьной сети в регионе и в тоже время вести работу по обеспечению школьников учебниками, учебными пособиями. Легла на их плечи также нелегкая задача обеспечения школьников обувью, одеждой, по организации их питания и доставки до мест проживания.

Задач, как видим, стояла масса, но самой приоритетной являлась цель проведения в жизнь принципа единой трудовой школы. Одним из основополагающих документов стало решение: «Об отделении школы от церкви». Параллельно приступили к организации курсов по подготовке учителей.

Первый всебашкирский съезд деятелей просвещения все же состоялся и начался он 27 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке. (Стерлитамак в то время являлся столицей Малой Башкирии. Прим. авт.)

На съезде обсуждались вопросы, по которым были приняты конкретные меры: об организации школ 1 – 2 ступени, ликвидация неграмотности и открытие советских трудовых школ с 4-летним обучением в деревнях – Макарово, Байгужа, Янурусово, Кулгунино.

Из-за разрушенного гражданской войной хозяйства, голода и нищеты претворить в жизнь принятые решения оказалось крайне затруднительно. В целях воплощения решений съезда в жизнь, на места направляются все имеющие образование граждане, представители партийных руководителей и малочисленные педагоги.

В нашем регионе много сделали по организации начального образования наши земляки, выходцы деревни Байгужа: Шарафулла Гибадуллович Курбангалиев, Самигулла Хайбуллин и ответственный руководитель Идиятулла Сибагатуллович Сагадеев. Последний вскоре становится наркомом просвещения Башкирской АССР.

С 10 лет училась в светской школе деревни Термень-Елга наша популярная землячка Хажар Ишимбаева. В 1920 году она уже обучалась в родной деревне Ишимбаево. Вот так освещает она период организации начального образования в своих дневниках:

«- Начинали обучение мы на арабской грамоте. Преподавал все дисциплины один учитель – Хайрулла агай Вильданов. Затем стал обучать Самигулла агай Хайбуллин. Однажды преподаватели собрали наши учебники с арабским алфавитом и раздали новые, изданные уже на латинском алфавите. Уже в голодном 1921 году для детей в школе была открыта бесплатная столовая. Та похлебка с куском хлеба для многих явилась «путевкой в жизнь». Ярко вспоминает Хажар момент посещения деревни представителем Аллагуватского сельского совета Шарафуллой Курбангалеевым. Он приехал по делам организации колхоза «7-е ноября» в деревне Ишимбаево, а ранее участвовал в открытии там начальной школы. Видимо он запомнил и узнал девочку Хажар, потому что попросил её вести протокол собрания. Приведенные воспоминания были опубликованы Х. Юсуповой в №69 газеты «Восход» от 13 ноября 2002 года в статье под названием «Дневники моей мамы».

К началу 1919-20 учебного года стараниями деятелей просвещения в деревнях Нижне-Буранчино (Кантун) и Кызыл Батыр выявлено и взято на учет 17 человек детей от 6 до 12 летнего возраста:

Абдульнагим Кутлугильдин, Абдулгалим Кутлугильдин, Закир Кутлугильдин, Мухарам Туктамышев, Гилзетдин Туктамышев, Минигужа Байгильдин, Муллагалей Байгильдин, Идият Хайбуллин, Юсуп Латыпов, Юнус Мифтахов, Хабибулла Губайдуллин, Миргалей Байгильдин, Булякай Киреев, Муллагалей Юлдашбаев, Мухарам Исмагилов и Махмут Юлдашбаев.

На середину двадцатых годов, мечеть оставалась единственным уцелевшим зданием в Нижнебуранчино. Помешения пустующей мечети выглядели довольно просторными. Её временно использовали в качестве местного «медресе» для детей старшего возраста. Но, к сажалению, по пятницам там шли молебны для взрослых, и занятия в этот день для детей не проводились. Дети младшего возраста занимались в частных домах у Абдуллы и Лотфуллы Юлдашбаевых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: