Коренное население округа, как известно, – башкиры, в подавляющем большинстве проповедующие мусульманскую религию. Основы словесности, религиозные культурные ценности, а также принципы обычаев и нравов башкирские дети получали по наследству: от своих отцов и дедов. Родовые обычаи башкир основаны на почтительном отношении к старшим членам общины, и требуют высокой культуры в общении. В обращении их между собой непременно присутствуют уважительные приставки: абый, ага, апа. Мусульманские учебные заведения именовались медресе и мектебе и были их единицы на весь Башкортостан. Первое медресе «Галия» даже в уездном в городе Уфе открылось только лишь в 1906 году. Безусловно, к началу рассматриваемых в очерке тридцатых годов их число возросло и изучали там в качестве основных предметов: мусульманские законы, арабскую математику и философию.
Понятие школы, как учебно-воспитательного учреждения в рассматриваемом нами крае не было. Издревле учебный процесс создавался и проводился по инициативе религииозных служителей. Разумеется, в роли учителя, как правило, выступал сам мулла, работавший только с мальчишками. Случалось как исключение, что девочек чтению и правильному исполнению национальных обрядов, обучала жена муллы.
|
|
За многовековой период своей деятельности в наших краях, вне сомнения, мусульманские религиозные деятели сделали немало полезного. Они зародили принципы общего образования: обучение детей словесности, арабской, латинской грамоте, начальным сведениям математики и географии. Однако, при всем при том, количество истинно грамотных людей в деревнях Юрматы и Ирек на начало тридцатых годов исчислялось единицами. Но здесь необходимо отметить: невысокий процент грамотности имело все башкирское население Башкортостана. Перепись 1920 года насчитала всего 8 процентов имеющих хотя бы минимальные основы грамотности.
С первых дней своего существования Советская власть взяла курс на просвещение населения. Уже 4-го января 1919 года Военно-революционный комитет Стерлитамакского уезда принял решение организовать комиссариат народного образования, перед которым поставил задачу: «О передаче дел воспитания и образования из ведомства духовного в ведение Народного комиссариата по просвещению». Была создана комиссия по образованию, которую возглавил И.М. Кузнецов, членами комиссии стали: Д.П. Соболева и Мухаматгарей (фамилию к сожалению установить не удалось).
На должность заведующего отделом народного образования назначили Д.Ф. Курченкова, членами коллегии стали – О.Н. Волкова, А.И. Смирнова, Р. Янбулатов и Б.Г. Гареева. Перед вновь созданной коллегией сразу же встала тьма трудноразрешимых задач.
|
|
Организационная деятельность просвещения населения начиналась практически на голом месте. Не было кадровых преподавателей, не было средств на заработную плату, отсутствовали учебники и учебные пособия. Да что там говорить – не было даже приспособленных для обучения школьных помещений. Школьные занятия, как и до революции, проводились в помещениях церквей или мечетей, а также в домах раскулаченных жителей.
Перед комиссией и коллегией в целях принятия приоритетных направлений поставили задачу провести съезд деятелей образования. Необходимо было взять на учет всех детей школьного возраста. При всеобщей неграмотности решено было учить детей от 6 до 17 лет. Приступить к разработке школьной сети в регионе и в тоже время вести работу по обеспечению школьников учебниками, учебными пособиями. Легла на их плечи также нелегкая задача обеспечения школьников обувью, одеждой, по организации их питания и доставки до мест проживания.
Задач, как видим, стояла масса, но самой приоритетной являлась цель проведения в жизнь принципа единой трудовой школы. Одним из основополагающих документов стало решение: «Об отделении школы от церкви». Параллельно приступили к организации курсов по подготовке учителей.
Первый всебашкирский съезд деятелей просвещения все же состоялся и начался он 27 декабря 1919 года в городе Стерлитамаке. (Стерлитамак в то время являлся столицей Малой Башкирии. Прим. авт.)
На съезде обсуждались вопросы, по которым были приняты конкретные меры: об организации школ 1 – 2 ступени, ликвидация неграмотности и открытие советских трудовых школ с 4-летним обучением в деревнях – Макарово, Байгужа, Янурусово, Кулгунино.
Из-за разрушенного гражданской войной хозяйства, голода и нищеты претворить в жизнь принятые решения оказалось крайне затруднительно. В целях воплощения решений съезда в жизнь, на места направляются все имеющие образование граждане, представители партийных руководителей и малочисленные педагоги.
В нашем регионе много сделали по организации начального образования наши земляки, выходцы деревни Байгужа: Шарафулла Гибадуллович Курбангалиев, Самигулла Хайбуллин и ответственный руководитель Идиятулла Сибагатуллович Сагадеев. Последний вскоре становится наркомом просвещения Башкирской АССР.
С 10 лет училась в светской школе деревни Термень-Елга наша популярная землячка Хажар Ишимбаева. В 1920 году она уже обучалась в родной деревне Ишимбаево. Вот так освещает она период организации начального образования в своих дневниках:
«- Начинали обучение мы на арабской грамоте. Преподавал все дисциплины один учитель – Хайрулла агай Вильданов. Затем стал обучать Самигулла агай Хайбуллин. Однажды преподаватели собрали наши учебники с арабским алфавитом и раздали новые, изданные уже на латинском алфавите. Уже в голодном 1921 году для детей в школе была открыта бесплатная столовая. Та похлебка с куском хлеба для многих явилась «путевкой в жизнь». Ярко вспоминает Хажар момент посещения деревни представителем Аллагуватского сельского совета Шарафуллой Курбангалеевым. Он приехал по делам организации колхоза «7-е ноября» в деревне Ишимбаево, а ранее участвовал в открытии там начальной школы. Видимо он запомнил и узнал девочку Хажар, потому что попросил её вести протокол собрания. Приведенные воспоминания были опубликованы Х. Юсуповой в №69 газеты «Восход» от 13 ноября 2002 года в статье под названием «Дневники моей мамы».
К началу 1919-20 учебного года стараниями деятелей просвещения в деревнях Нижне-Буранчино (Кантун) и Кызыл Батыр выявлено и взято на учет 17 человек детей от 6 до 12 летнего возраста:
Абдульнагим Кутлугильдин, Абдулгалим Кутлугильдин, Закир Кутлугильдин, Мухарам Туктамышев, Гилзетдин Туктамышев, Минигужа Байгильдин, Муллагалей Байгильдин, Идият Хайбуллин, Юсуп Латыпов, Юнус Мифтахов, Хабибулла Губайдуллин, Миргалей Байгильдин, Булякай Киреев, Муллагалей Юлдашбаев, Мухарам Исмагилов и Махмут Юлдашбаев.
|
|
На середину двадцатых годов, мечеть оставалась единственным уцелевшим зданием в Нижнебуранчино. Помешения пустующей мечети выглядели довольно просторными. Её временно использовали в качестве местного «медресе» для детей старшего возраста. Но, к сажалению, по пятницам там шли молебны для взрослых, и занятия в этот день для детей не проводились. Дети младшего возраста занимались в частных домах у Абдуллы и Лотфуллы Юлдашбаевых.