double arrow

Художественная самодеятельность

Благополучные предвоенные годы несколько ослабили трудовой нажим. Секретарем партийной организации артели Башкортостан оставался Абдельнагим Кутлугильдин. Сам он слыл активным и инициативным общественником и энтузиастом самодеятельного творчества. При его активной помощи в артели сколотился неплохой коллектив художественной самодеятельности. В него входили как рядовые труженики артели, так и учителя местной школы и активные ученики старшекласники.

Художественная самодеятельность в поселке Ирек зарождалась под руководством талантливой школьной учительницы Нажии Гимадеевой. Самодеятельность уже в начале своего существования была представлена многими жанрами: большим успехом среди односельчан пользовались вокалисты – Гафия Байгутлина, Минивафай Байгутлина, Алтынбика Юлдашбаева, Гульниса Баширова, Назифа Хисматуллина, Гамбира Аблеева, они прекрасно пели протяжные старинные песни и нередко выступали перед сельскими труженниками на полевых станах, и в клубе поселка Лесобиржа. В качестве клуба служил обычный бревенчатый дом. В нем же тогдашний киномеханик Михаил Егорович Скрябнев крутил фильмы немого чернобелого кино.

Из мужчин заметными вокалистами слыли Минигужа Туктамышев, Габдрахман Байгильдин и Муллагалей Юлдашбаев.

Танцевально-плясовые жанры представляли – Амина Шарипова, Фазиля Гаитова, Мукарама Сапыкова, Фарида Багаутдинова, Салима Ибрагимова. Сама Нажия Гимадеева прекрасно играла на мандолине и учила деревенских детишек своему мастерству.

В 1939 году на представительной олимпиаде состоявшейся в городе Уфе, самодеятельный коллектив артели «Башкортостан» занял призовое первое место! Это был праздник для самодеятельных артистов, признание их талантов и способностей. Артель Башкортостан на олимпиаде представляли: Галлия Сафиканова, Миниямал Кутлубаева, Гумер Абдрашитов, Зулейха Баимова, Зухра, Гульниса Хайбуллина, Рахмай Алтынгузин, Зухра Хайбуллина, Гажихали Киреев, Бакий Кутлубаев, Габдрахман Байгутлин, Муллагали Кутлугильдин, Нигматян Демитов, Гафия Байгутлина, Хабира Байгильдина, Минибика Туктамышева. Виртуозной игрой на скрипке зрителей покорял Мухаррам Исмагилов.

В 1954 году в деревне Ирек открылся новый клуб. Здание отстроили деревянное, но довольно вместительное с широкими парадными дверьми, выходящими на юг. Здание стояло на северной окраине деревни, и широкие двустворчатые двери гостеприимно смотрели на её улицы. В клубе появились комнаты для кружков.

Послевоенную самодеятельность возглавила Магира Тимиргалеевна Насырова (Байгильдина). Она выросла в трудолюбивой и добропорядочной семье. Являлась старшей дочерью прославленного земледельца Тимиргали Байгильдина. Тимиргали-бабай 1901 года рождения до войны работал бригадиром полеводческой бригады. В 1940 году участвовал в выставке ВДНХ, где награжден золотой медалью. Мать Магиры Тимиргалеевны – Сагида Галлямутдиновна 1904 года рождения трудилась в полеводческой бригаде хлеборобом.

До назначения заведующей Магира Тимиргалеевна закончила культпросвет школу города Стерлитамака. Она же заведовала библиотекой и организовывала самодеятельность.

Учитывая преобладание башкирского населения, в самодеятельности доминировали национальные виды представлений: башкирские танцы, мелодии на курае, кубызе, тальянке. Активно участвовали в самодеятельном творчестве Миниямал Абдулловна Кутлубаева, Фая Газизова, Дина Мусина, Фарзана Кутлугильдина. Риф Ахтямов играл на баяне. Голосистые с прекрасными голосами девушки Фания Аблеева, Тамара, Аминева пели башкирские и русские песни. Мунир Туктамышев, Хамит Байгильдин, Юнир Байгильдин, Мидхат Юлдашбаев, Флюра Юлдашбаева составляли танцевальную группу. Музафар Тимирказыкович Байгутлин столяр и жестяных дел мастер искусно играл на Тальянке. Умело играл он также на башкирском национальном инструменте курае.

Самодеятельное творчество не является изобретением социализма, оно присуще любому типу общества. Ныне такое увлечение любым видом творчества называется иным, менее емким словом «хобби». В предвоенные годы и бурные шестидесятые самодеятельность испытывала бурный всплеск. Самодеятельные артисты давали концерты для односельчан, выезжали с гастролями в соседние районы и в город Ишимбай. Случалось, принимали участие в конкурсах самодеятельных артистов в городах Уфе и Стерлитамаке. Разумеется, из города в сельский клуб приезжали артисты других предприятий. Происходил творческий обмен, и проводились конкурсы мастерства.

Имелись в самодеятельности истинные таланты. На национальном инструменте «Кубыз» виртуозно играла Мафруза Кусимова (Давлетбаева). А трудилась она в те годы совсем не в женской профессии – водителем полуторки. Но играла весьма талантливо. Способная кубызистка пронесла любовь к музыке и мастерство игры через долгие годы, вплоть до преклонного возраста. В составе артистов художественной самодеятельности побывала на Всемирном фестивале в Париже, потом уже бабушкой её на бис встречали в Бразилии, Мадагаскаре, Панаме, Испании, Греции и Японии.

Магира Тимиргалеевна со своей подругой работницей нефтеперерабатывающего завода Флюрой Туктамышевой представляла артель Башкортостан на 6-м фестивале в городе Москве 1957 года. Это был самый высокий взлет признательности самодеятельных артистов. Сам же фестиваль оставил в памяти участников неизгладимые впечатления. Вдохновленные успехом руководители делают клубу подарок: - в феврале 1959 года принят штатным баянистом Ахтямов Р.Ш.

Собственная семья Магиры Тимиргалеевны сложилась дружной и согласной. Муж её Насибулла Сайфуллович Насыров 1925 года рождения закончил львовское танковое училище, принимал участие в Великой Отечественной Войне, дослужился до звания капитана и имеет заслуженные ордена - Красного Знамени и Отечественной войны. После войны работал преподавателем в школе деревни Аллагувата.

Дети получили самые разнообразные профессии. Ильшир Насибуллович работает зоотехником, Ильшира Насибулловна – учительница. Брат Талгат Тимиргалеевич Байгильдин вместе с женой Ларой Закирьяновной получили высшее образование и трудились в объединении «Салаватнефтеоргсинтез» инженерами.

Разумеется, клуб был построен и предназначен для проведения досуга всей округи, и там концентрировалась молодежь не только Ирека, но деревень: Юрматы, Артель Куч и Кызыл Аул, а также железнодорожного поселка. Кроме самодеятельных концертов там проводили обычные тацевальные вечера молодежи, где танцевальные мелодии на баяне играли: Михаил Логинов, Геннадий Логинов, Валерий Кильдияров. Искусными гармонистами слыли Василий Русаков и Ринат Шамсутдинов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: