Тема 1. Предпринимательство и предприниматель

Мировой опыт показывает, что без свободной рыночной экономики, без самодеятельного производителя, без предпринимательской активности процветание общества невозможно.

Самой историей доказано: предпринимательство было и будет основным компонентом экономической системы того общества, которое называет себяцивилизованным. Поэтому переход к рыночным отношениям ставит перед нашимобществом множество сложных задач, среди которых важное место занимаетразвитие предпринимательства.

История предпринимательства начинается со Средних веков. Уже в то время купцы, торговцы, ремесленники, миссионеры пред­ставляли собой начинающих предпринимателей. С зарождением капитализма стремление к богатству приводило к желанию полу­чать неограниченную прибыль. Действия предпринимателей при­нимали профессиональный и цивилизованный характер. Нередко, будучи собственниками средств производства, предприниматели и сами трудились на своих фабриках или заводах.

В России предпринимательство зародилось еще в Киевской Ру­си, в торговой форме и в виде промыслов. Первыми предпринима­телями в России можно считать мелких торговцев, купцов. Наи­большее развитие предпринимательства приходится на правление Петра 1 (1689—1725), когда по всей России создаются мануфактуры, бурно развивается горная, оружейная, суконная, полотняная про­мышленность.С тех пор предпринимательство прошло несколько этапов развития.

Следует отметить, что в посткоммунистической России предпринимательство было развито слабо. Отсутствие собственного практического опыта предпринимательства заставляет заимствовать западный. Но попытки слепо копировать Запад во всем, что необходимо для развития рынка, не приведут к положительному результату. Необходимо приспособление, адаптация известныхрыночных структур и институтов к своеобразным российским условиям. Скореевсего, период, на протяжении которого новое поколение российских предпринимателей методом проб и ошибок осваивает практическую философию бизнеса, будет длительным.

Что же подразумевается под понятиями «предприниматель» и «предпринимательство»?

Понятия "предприниматель" и "предпринимательство" в современном смысле впервые употребил английский экономист конца XVII - начала XVIII в. Ричард Кантильон. Имеющееся многообразие понятия «предпринимательство» и «предприниматель» вытекает из различия функций, которые отводятся исследователями этому феномену, от их собственного восприятия экономической жизни и особенностей различных школ, направлений, течений экономической жизни.

Предпринимательство представляет собой свободное экономическое хозяйствование в различных сферах деятельности (кроме запрещенных законом),осуществляемое субъектами рыночных отношений в целях удовлетворения нуждконкретных потребителей и общества в товарах (работах, услугах) и полученияприбыли (дохода).

Существенное значение для развития в стране предпринимательства имеет определение этого понятия в гражданском законодательстве.

В пункте 1 ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) предпринимательская деятельность определяется как самостоятельная,осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получениеприбыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работили оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленномзаконом порядке.

Субъектами предпринимательской деятельности в Российской Федерации

могут быть:

- не ограниченные в своей дееспособности граждане Российской Федерации;

- иностранные граждане;

- российские и иностранные юридические лица.

Предприниматель — это «субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства так, чтобы в перспективе получить дополнительный доход».

Целью предпринимателя является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т. е. предпринимательского дохода. Этот доход является результатом реализации особых способностей предпринимателя основываясь на инновационном рисковом подходе.

Способность по-особому соединять факторы производства на инновационной, рисковой основе зависит от личностных качеств предпринимателя, будь то конкретный человек или коллектив индивидов. Среди таких субстанциональных качеств можно назвать следующие умения (способности):

- принимать нестандартные новаторские решения не только в стандартных, но и особенно в неопределенных ситуациях;

- генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода;

- оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности;

- оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли;

- рисковать;

- анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

Указанные способности предпринимателя реализуются в совокупности основных функций его практической деятельности. Среди них:

- изучение потребностей покупателей и их платежеспособности;

- определение параметров изделий, вида производства, объемов выпуска товаров, намеченных к производству, рынков сбыта и каналов движения продукции;

- выявление исходя из намеченной производственной программы необходимых сырьевых ресурсов и рынков, где нужное сырье можно закупить по наиболее низким ценам;

- выбор наиболее совершенной технологической схемы производства и источников ее постоянного обновления;

- организация и управление производством товаров, намеченных к продаже.

В соответствии с данным определением можно выделить несколько характерных черт и особенностей предпринимательства:

- это самостоятельная и инициативная деятельность граждан и их объединений. Нельзя кого-либо заставить заниматься этой деятельностью. Предприниматель никому не подчинен в административном отношении. Вмешательство в егодеятельность со стороны государственных органов и должностных лиц допускается только в установленных законом пределах;

- предприниматель осуществляет деятельность на свой риск, несет ответственность своим имуществом, при этом государство не берет на себя ответственность за возможные неудачи;

- систематичность предпринимательской деятельности. Разовые услуга или производство товаров не являются предпринимательской деятельностью;

- это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, следовательно, это деятельность законная, осуществляемая в соответствии с правовыми законодательными актами;

- гражданским законодательством установлен основной мотив осуществления предпринимательской деятельности - получение прибыли, а в качестве возможных способов ее получения определены пользование имуществом, продажа товаров, выполнение работ, оказание услуг.

В развитой рыночной экономике предпринимательство выполняет следующие функции:

- Общеэкономическая функция в развитой рыночной экономике является определяющей. Она объективно обусловлена ролью предпринимательских организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве субъектов рынка. Предпринимательская деятельность направлена на производство товаров (выполнение работ, оказание услуг) и их доведение доконкретных потребителей: домохозяйств, других предпринимателей, государства и осуществляется ее субъектами под воздействием всей системы экономических законов рыночной экономики (спроса и предложения, конкуренции, стоимости и др.), что составляет объективную основу проявления общеэкономической функции.

- Ресурсная функция предпринимательства является важнейшей. Развитие предпринимательства предполагает эффективное использование как воспроизводимых, так и ограниченных ресурсов. Под ресурсами следует понимать все материальные и нематериальные условия и факторы производства, конечно, в первую очередь, трудовые ресурсы, землю и природные ресурсы, все средства производства и научные достижения, а также предпринимательский талант. Предприниматель может добиться наивысших успехов, если сумеет генерировать научно-технические идеи, нововведения в той сфере деятельности, в которой он создает собственное дело, будет использовать высококвалифицированную рабочую силу, эффективно потреблять все виды ресурсов. Но погоня за максимальным доходом (прибылью) предпринимателей часто приводит к хищническому использованию ресурсов, принадлежащих всему обществу. Таким образом, предприниматели своей деятельностью могут наносить вред окружающей среде и населению. В связи с этим важное значение приобретает регулирующая роль государства, устанавливающего формы ответственности предпринимателей за неправильное использование ресурсной функции.

- Творческо-поисковая инновационная функция свойственна предпринимательству как новому типу антибюрократического экономического хозяйствования. Она связана с использованием в процессе предпринимательской деятельности новых идей, с выработкой новых средств и факторов для достижения поставленных целей, а также со всеми другими функциями, дополняя их. Эта функция обусловлена уровнем экономической свободы субъектов предпринимательской деятельности, условиями принятия решений, что внутренне присуще предпринимателю как собственнику.

- Социальная функция предпринимательства заключается в возможности каждого дееспособного индивидуума быть собственником дела, лучше проявлять свои индивидуальные таланты и возможности. Эта функция все более выражается в формировании нового слоя людей -предприимчивых, склонных к самостоятельной хозяйственно-экономической деятельности, способных преодолевать сопротивление среды и добиваться поставленной цели. Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем значительнее поступление средств в бюджеты различных уровней и государственные внебюджетные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост рабочих мест, сокращение уровня безработицы, укрепление социального положения наемных работников.

- Организаторская функция предпринимательства проявляется в принятии предпринимателями самостоятельных решений об организации собственного дела, его диверсификации, в формировании предпринимательского управления, создании сложных предпринимательских структур, изменении стратегии деятельности предпринимательской фирмы и т.д. Организаторская функция особенно четко выражается в быстром развитии малого и среднего предпринимательства, а также в «коллективном (сетевом) предпринимательстве», в создании народных предприятий.

Предпринимательскую деятельность можно классифицировать по нескольким признакам в зависимости от того в каком отношении она рассматривается. В практике принята следующая классификация:

По формам собственности:

- частная (индивидуальная и коллективная);

- государственная (федеральная, региональная или субъектов Российской Федерации и муниципальная);

По законности:

- законное;

- незаконное – без регистрации или без специального разрешения, а также с нарушением условий лицензирования;

-лжепредпринимательство – образование коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, получения имущественной выгоды, вышедшей за рамки закона и причинивший ущерб гражданам, организациям или государству;

По размеру предпринимательство подразделяется на микро, малый, средний и большой (или крупный) бизнес;

По охвату территорий:

- местное;

- региональное;

- национальное;

- международное (СП и др.);

- мировое (ТНК);

По организационно-правовой форме хозяйствования: на физическиелица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и юридические лица в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов и унитарных предприятий.

По видам (или назначению) предпринимательская деятельность делится на производственную, коммерческую, финансовую. Все они могут функционировать раздельно или вместе (например, производственно-коммерческая деятельность и т.п.). Каждая из них в отдельности самостоятельная и имеет свои особенности и в тоже время неразрывно связаны между собой. От их сочетания зависит эффективная работа предпринимателя.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: