Тема 3. Функционирование предприятия в рыночной среде

Рыночная экономика характеризуется большой неопределенностью, что связано с существующими рисками предпринимательской деятельность, которые зависят от внешних и внутренних факторов, напрямую влияющих на предпринимательскую деятельность. Любоепредприятие существует в тесном единстве с внешним окружением, которое играет большую роль в его жизни, так как служит источником ресурсов, необходимых для поддержания деятельности. Предприятие получает сырье, энергию, информацию, человеческие и другие ресурсы из внешней среды, преобразует их в продукты или услуги и передает во внешнюю среду. Оно находится в процессе постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность существования и развития.

К основным факторам среды прямого воздействия (микросреда) на предпринимательскую организацию относятся поставщики, потребители, конкуренты, контактные аудитории.

Поставщиками для предприятия являются организации или другие фирмы, обеспечивающие ее различными ресурсами.

В зависимости от вида ресурсов можно выделить поставщиков:

- сырья и материалов, оборудования, энергии;

- капитала;

- трудовых ресурсов.

Потребители товаров, работ, услуг формируют рынок сбыта.

Конкуренты – один из наиболее динамичных внешних факторов, влияние которого крайне велико. В условиях рынка руководители предприятия осознают, что если не удовлетворять нужды потребителей столь же эффективно, как это делают конкуренты, то результаты их деятельности могут быть плачевны. Во многих случаях не потребители, а именно конкуренты определяют, какого рода продукцию, можно продать и какую цену за нее запросить. Выделяют: конкуренцию среди продавцов; конкуренцию между товарами; конкуренцию среди поставщиков; конкуренция между покупателями.

Контактные аудитории – это внешние силы, которые оказывают воздействие на принятие решений предприятием из-за различного рода интересов к ее деятельности. К контактной аудитории можно отнести: государственные учреждения надзора и регулирования предпринимательской деятельности; средства массовой информации; общественные организации; местные контактные аудитории; персонал предприятия.

Среда косвенного воздействия на предпринимательское предприятие включает в себя факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование предприятия, но тем не менее сказываются на его результатах. Это следующие факторы:

Политическая ситуация в стране оказывает влияние на экономическую обстановку в целом, так как способы управления экономикой есть результат реализации политических целей и задач, находящегося у власти правительства. Фактор политической стабильности играет существенную роль как для зарубежных, так и для отечественных предприятий.

Фактор государственного регулирования предпринимательской деятельности. С одной стороны, государственная поддержка может стимулировать деятельность предприятия (субсидии, налоговые льготы, кредиты, юридические услуги), с другой – действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (этими мерами государство обеспечивает производственную безопасность, качество товаров и др.)

Экономические факторы. Их количество велико и, зачастую, их невозможно перечислить в полном объеме. Традиционно, к ним можно отнести: темпы инфляции, размер процентной ставки, валютный курс, дефицит бюджета, уровень безработицы, нормы налогообложения и др. Изменения этих макроэкономических показателей влияют на уровень жизни населения, платежеспособность потребителей, колебания спроса, определяют инвестиционную политику, уровень цен, прибыльность.

Социально-демографическая среда включает:

- социально-культурную среду, отражающую уровень жизни различных групп населения, включает в себя также стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества. Все эти факторы влияют на поведение покупателей и могут вносить изменения на рынке товаров и услуг за счет роста или снижения спроса на отдельные товары и услуги;

- демографические факторы, среди которых наиболее важными являются две группы, связанные с изменениями в обществе: изменения численности населения (рост, снижение рождаемости, смертность); изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения.

Правовая составляющая включает законы и правовые акты, устанавливающие допустимые нормы взаимоотношений, права, ответственность, обязанности организаций, регулирующие деятельность, включая ограничения на отдельные ее виды, определяющие формы и методы защиты интересов. От знания и соблюдение принятых законов и правовых норм зависит правильность заключения и выполнения контрактов, законность деловых операций, возможность решения спорных и других вопросов, связанных с деятельность предприятий, которая осуществляется в рамках существующего законодательства.

К основным характеристикам факторов внешней среды можно отнести:

Взаимосвязанность факторов внешней среды – это взаимовлияние различных факторов в процессе функционирования предприятия (рост таможенных пошлин влечет за собой рост цен; рост цен на ресурсы влечет повышение цен почти на все товары и т.д.).

Подвижность внешней среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении предприятия. Учитывая сложность функционирования в условиях высокоподвижной среды, предприятия и их подразделения должны опираться на весьма разнообразную информацию, чтобы принимать эффективные решения.

Экологичность внешней среды. Исходным моментом для начала любой хозяйственной деятельности предприятия должно стать обращение к своему ноосферному окружению с задачей сохранения биосферы как необходимого и достаточного уровня выживания человека. Внешняя среда должна рассматриваться не только как источник ресурсов для поколения людей, сегодня живущих на Земле, но и как природно-ресурсный потенциал для будущих поколений.

Неопределенность внешней среды определяется количеством информации, которой располагает предприятие по поводу конкретного фактора, а также уверенностью в достоверности этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, внешняя среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда есть основания считать информацию высоконадежной. Чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения.

Обстановка, с которой сталкивается предприятие, не одинакова, поэтому ей соответствуют различные уровни неопределенности, которые могут быть классифицированы на основе анализа двух характеристик:

- степень простоты или сложности обстановки;

- степень стабильности или нестабильности (динамичности) событий.

Неопределенность внешней обстановки возрастает с увеличением динамичности или же с усложнением ее условий. Степень динамичности внешней среды определяется темпом и частотой изменений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: