double arrow

Эмоциональный интеллект в бизнесе.

 

В последнее время модно говорить о том, что эмоциональный интеллект в два раза важнее для успеха в менеджменте, чем общий интеллект (Goleman D, 1998). Слово «emotion» происходит от латинского «motere», что означает «двигать». По мнению Ка де Ври, тема эмоций попадает на первые страницы деловых изданий именно благодаря рассказам о том, как эмоции «продвинули» людей, стали ведущим фактором успеха.

 

Еще в 1912 г. немецкий психолог Вильям Штерн предложил измерять интеллектуальные способности человека с помощью теперь уже широко известного коэффициента IQ. Спустя 83 года Даниел Гоулман произвел настоящий фурор, заявив, что более важную роль, чем IQ, играет коэффициент EQ — эмоциональный показатель интеллекта, поскольку контроль над собственными эмоциями и способность правильно воспринимать чужие чувства характеризуют интеллект точнее, чем способность логически мыслить. Согласно его исследованиям (1998) для эффективности управленческой работы EQ имеет решающее значение — ее успех на 85% определяется этим коэффициентом и только на 15% он определяется с помощью IQ.

Сопоставление зон влияния EQ и IQ приведено в таблице.

Таблица. Зоны влияния EQ и IQ

IQ EQ
Правда Вера
Факты Чувства
Контракты Контакты
Закон Справедливость
Советы себе Осознанность других
Свои выводы Понимание других
Свои знания Выражение других
Говорить Спрашивать
Толкать Тянуть

 


Еще раз вспомним что такое «Эмоциональный интеллект».

 

Эмоциональный интеллект – это способность воспринимать чужие и собственные эмоции как ценные сигналы, управлять эмоциональными потоками и собственной мотивацией с целью повышения индивидуальной эффективности и эффективности организации.
Эмоциональный интеллект позволяет принимать решения и эффективно управлять на основе рационального использования внешне неупорядоченных сигналов эмоциональной среды.

 


Эмоциональные ресурсы организации

Эмоциональная среда организации – это эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации. Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы. Для того, чтобы эти ресурсы работали, необходимо управлять ими.

Функционирование организаций протекает в жестких современных условиях, которые характеризуются высокой степенью конкуренции и изменчивости. На сегодняшний день первостепенную важность приобретают не сырьевые ресурсы, а интеллектуальные. От умения грамотно ими распорядиться зависит успех компании, ее прибыль и возможность дальнейшего развития. Одним из таких ресурсов выступают человеческие ресурсы – специфический и важнейший из всех видов экономических ресурсов.

 

Специфика эффективного управления человеческими ресурсами заключается в том, что необходимо учитывать социально-психологические потребности и свойства личности в процессе трудовой деятельности. Зачастую подходы, основанные на традиционном экономическом стимулировании, не только не срабатывают, но и приводят к снижению результата. Сегодня большинству работников компаний все чаще приходится сталкиваться с задачами, решение которых далеко не очевидно, найти его можно, лишь отказавшись от привычных схем и взглянув на проблему в новом ракурсе [7].

 

Таким образом, усиливается роль психологических методов управления персоналом, основанных на изучении параметров психологического портрета личности и принятии решений с учетом этих параметров.

Достаточно новым и нестандартным подходом является эмоциональный менеджмент человеческих ресурсов. Эмоциональный менеджмент – это система комплексного воздействия управляющей подсистемы на управляемую, направленная на создание нового качества жизни и труда субъектов деятельности, психологического благополучия личности, в основе которого лежит комфортное состояние коллектива предприятия и отдельных работников. Целью эмоционального менеджмента является реализация стратегий развития предприятий, повышение их конкурентоспособности на основе механизма подкрепления и стимулирования деятельности работников, формирования положительных эмоций у отдельных работников и в целом у коллектива, обеспечения позитивного состояния социума, устранение и профилактики деструктивных воздействий.

Направленность целого ряда научных дисциплин, в том числе и психологии профессиональной деятельности, особенно в последние годы, обращена к изучению эмоциональных ресурсов и эмоциональной среды организации. Концепция эмоционального менеджмента продолжает активно развиваться. Актуальные научные исследования в этой области расширяют управленческий инструментарий для достижения успеха в профессиональной деятельности.

Эмоциональная среда организации представляет собой непосредственно эмоции и эмоциональные отношения, которые возникают у людей в процессе работы в организации.

Эмоции и эмоциональные отношения имеют энергетическое, ценностное, информационное и мотивирующее значения, поэтому их можно рассматривать как ресурсы.

 

Энергетический ресурс эмоций. Эмоции и эмоциональные отношения дают энергию, причем характеристика этой энергии различна, в зависимости от характера эмоций. Энергия одних эмоций может быть использована организацией, энергия других должна быть нейтрализована или преобразована.

 

Ценностный ресурс эмоций. Эмоции и эмоциональные отношения представляют для людей определенную ценность, они обладают валентностью. Люди ценят некоторые свои эмоции, а от некоторых хотели бы избавиться. Парадокс состоит в том, что люди ценят организацию не только за положительные, но и за определенные отрицательные эмоции.

 

Информационный ресурс эмоций. Эмоции несут в себе определенную информацию.

 

Мотивационный ресурс эмоций. Эмоции являются важнейшими мотивами деятельности или бездействия, которые могут и должны регулироваться и использоваться организацией.

Рассматривая роль и значение эмоций в процессе трудовой деятельности, можно сделать вывод, что эмоциональные явления напрямую влияют на микроклимат организации, производительность труда, степень конфликтности и эффективность принятия решений и, самое главное, на здоровье самих субъектов трудового процесса. Многими учеными отмечена такая важная функция эмоций, как сигнализирование о пользе или вреде для организма индивида того или иного явления. Эта оценка событий выступает первичной, предшествуя более развернутой, логической, осознанной оценке [8, с.10].

Игнорирование и подавление собственных эмоциональных сигналов и эмоций сотрудников чревато весьма негативными последствиями:

• появление и возрастание числа психосоматических заболеваний. Согласно современным представлениям и исследованиям, одним из важных факторов психосоматических заболеваний являются подавленные, неотреагированные во внешнем плане эмоции;

• появление и развитие тяжелых душевных состояний – тревоги, страха, тоски, депрессивных расстройств, негативно влияющих на все сферы человеческой жизни;

• возрастание эмоциональных «взрывов» и конфликтов. Такая ситуация приводит к нездоровому психологическому климату в рабочем коллективе и, как следствие, к низкой эффективности труда;

• появление состояния неудовлетворенности собой и окружающими, трудности с установлением доверительных отношений. Все это мешает раскрыться потенциалу личности на работе, использовать ее ресурсы и развить профессиональные навыки.

 

Эмоциональные переживания всегда сопровождаются более или менее глубокими изменениями в деятельности нервной системы, в состоянии сердечной деятельности, дыхания, желез внутренней секреции, мышечной системы и т.д. Под воздействием эмоций меняется голос человека, выражение глаз, окраска кожи. Эмоции способны охватывать своим влиянием весь человеческий организм, дезорганизовать или, напротив, улучшать его деятельность. Сильные и длительные «отрицательные» эмоции (в том числе и долго сдерживаемая злость) приводят к патологическим изменениям в организме: язвенной болезни, дискинезии желчных путей, заболеваниям выделительных систем, гипертонии, сердечному приступу, инсульту, развитию различного рода новообразований и др.

 

Безусловно, значимую роль в реализации эффективного эмоционального менеджмента играет субъект руководства. Для современных бизнес-организаций крайне необходимо, чтобы руководители обладали высокой эмоциональной компетентностью, т.е. умели точно распознавать, оценивать и управлять эмоциями, извлекать информацию из эмоциональных сигналов персонала, создавать такую организационную культуру, которая порождала бы в сотрудниках состояния, необходимые для эффективной деятельности. Как отмечают ученые, в последнее десятилетие в психологии менеджмента отмечается необходимость эмоционально-волевой регуляции управленческой деятельности. В литературе подчеркивается эмоциогенный характер этого вида деятельности, вызванный стрессогенностью, высокой степенью ответственности, интенсивными межличностными отношениями, что требует эффективной эмоционально-волевой регуляции. Поэтому при описании профессионально-важных качеств руководителя большинство авторов перечисляют свойства, включающие эмоциональные компоненты (А.М. Бандурка, Л.Д. Кудряшова, И.С. Мангутов, Л.И. Уманский). К ним относятся: эмоциональная сдержанность, эмоциональная уравновешенность, эмпатия, экспрессивная сензитивность, действенность (понимаемая как способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения), коммуникативные управленческие способности, включающие способности управлять собственными эмоциями в общении и т.п. А.С. Петровской в 2007г. была установлена и экспериментально подтверждена закономерная взаимосвязь между индивидуальной мерой выраженности эмоционального интеллекта и результативными параметрами управленческой деятельности. Данная взаимосвязь выражена в положительном коэффициенте корреляции между коэффициентом эмоционального интеллекта и степенью эффективности управленческой деятельности.

 

Эмоциональная компетентность базируется на эмоциональном интеллекте, способности человека эффективно идентифицировать свои и чужие эмоции, и в дальнейшем успешно выстраивать взаимоотношения с другими людьми.

 

В системе психологического знания содержатся различные взгляды ученых на происхождение, сущность и роль эмоций. Здесь еще достаточно много нерешенных вопросов, которые требуют дальнейшего изучения. Вместе с тем, работа по формированию и развитию эффективной эмоциональной среды организации должна вестись с учетом основных принципов и закономерностей эмоциональной жизни. Перечислим основные из них.

 

1. Непрерывность переживания эмоций. В. Вундт отмечал, что человек постоянно что-то чувствует, даже при низкой интенсивности чувств.

2. Потенциальная осознаваемость эмоций – человек способен осознать то, что он чувствует. Эта особенность составляет краеугольный камень эмоциональной компетентности. Умение отслеживать собственные чувства и чувства других людей, а также их изменения лежит в основе эмоционального интеллекта.

3. Управляемость эмоций. Эмоциональную компетентность можно и нужно развивать. Современная психологическая практика предлагает достаточно широкий инструментарий для решения подобной задачи, особенно популярным средством в настоящее время являются бизнес-тренинги.

4. Учет гендерных особенностей в опознании, определении и интерпретации эмоций, которые детерминируют эмоциональные отношения в организации. Исследования показывают, что женщины не только превосходят мужчин по точности опознания эмоций по мимике, интонации голоса, но имеют и более обширный словарь вербальных обозначений.

Эмоциональный менеджмент, как один из видов менеджмента, направлен на совершенствование управления трудовым потенциалом, он позволяет выделить инструментальную ценность менеджмента, обеспечивающую новое качество трудовой деятельности, создающее условия нового качества жизни, отвечающего требованиям общества знаний, в котором человек и его ключевые компетенции, способности к обучению становятся важным фактором повышения конкурентоспособности предприятия и личности. Комфорт, позитивные эмоции, становятся значительным фактором мотивации современного работника, залогом его успешности, снижения социальной напряженности и механизмов снятия деструктивных процессов в коллективе. Эмоциональный менеджмент предполагает такие управленческие решения и действия, которые порождают в сотрудниках эмоции и состояния, стимулирующие интерес, активность, лояльность, приверженность организации. Эмоциональный менеджмент также выступает средством профилактики неблагоприятных отношений и эмоций в трудовой среде.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: