double arrow

Организация нормативного учета и анализа отклонений

Отклонениями от норм называют выявленную разницу между фактическими и нормативными затратами. По содержанию отклонения делят на отрицательные (перерасход) и положительные (экономия).

Ведение учета и анализа отклонений предполагает:

1) определение (в разрезе видов ресурсов) методов выявления фактических величин потребления ресурсов (и, соответственно, отклонений от нормативных величин) и лиц, ответственных за реализацию этих методов.

Подходы к формированию методов выявления фактических величин зависят в первую очередь от вида производственных ресурсов и характера производства.

Например, для учета материальных затрат используются следующие основные методы:

-сигнальное документирование - используется, как правило, в случае внепланового изменения норм и превышения лимита потребления производственных ресурсов;

-партионно-раскройный - каждую партию материалов обрабатывают (раскраивают) обособленно и по окончании обработки сразу устанавливают величину отклонений;

-инвентарный - отклонения выявляются исходя из фактического расхода материалов, исчисленного по данным инвентаризации готовой продукции и материалов на рабочих местах и в незавершенном производстве. Производится периодически.

Для учета отклонений по косвенным переменным расходам используют расчетный способ.

2) определение форм документов, используемых для отражения информации о фактическом потреблении производственных ресурсов;

3) определение порядка формирования и представления первичных отчетов (кто, когда, кому представляет отчеты);

4) определение методики анализа зафиксированных отклонений.

Анализ отклонений предполагает в том числе:

-факторный анализ отклонений, то есть определение причин и виновников отклонений;

-анализ возможных последствий возникших отклонений.

5) определение порядка регулирования возникших отклонений, то есть формирование регламента действий, направленных на восстановление нормального хода производственного процесса и (или) предотвращение подобных случаев.

Реализуется в разрезе видов потребляемых ресурсов и в зависимости от:

-величин отклонений;

-причин отклонений;

-виновников отклонений;

6) определение порядка формирования итоговых отчетов.

Предполагается, что вторичные отчеты формируются по итогам некоторого периода (рабочей недели, декады, месяца, квартала) и носят характер сводных отчетов. Могут формироваться в различных разрезах, например, по:

-причинам отклонений;

-виновникам отклонений;

-видам (статьям) затрат;

-видам продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: