double arrow

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.


МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

 
 


РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ – МСХА
имени К.А.ТИМИРЯЗЕВА

 
 


Зооинженерный факультет

Кафедра разведения и племенного дела

История зоотехнической науки

 

Рабочая тетрадь

Студент __________________

Группа ___________________

МОСКВА 2014


История зоотехнической науки: Рабочая тетрадь / Гладких М.Ю., Кузнецова О.В., Глущенко М.А. М.: Изд-во РГАУ – МСХА имени К.А.Тимирязева, 2014.
23 с.

 

 

В рабочей тетради изложен материал для лабораторно-практических занятий по курсу «История зоотехнической науки».

Предназначена для студентов бакалавриата зооинженерного факультета очной формы обучения, обучающихся по профилям «Кормление животных и технология кормов», «Разведение, генетика и селекция животных», «Непродуктивное животноводство», «Технология производства продуктов животноводства (по отраслям)» и др.

Задания тетради составлены в соответствии с Рабочей программой для преподавания обязательной дисциплины «История зоотехнической науки» вариативной части блока Б1.В.ОД.4 гуманитарно-социального и экономического цикла ФГОС ВПО студентам очной формы обучения и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего и профессионального образования по направлению подготовки 111100.62 «Зоотехния, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 января 2010 года № 73 и зарегистрированного в Минюсте РФ 04 марта 2010 года № 16555.

 

 

Рекомендована к изданию учебно-методической комиссии зооинженерного факультета (протокол № ______ от ____________________ г.).

 

 

© Гладких М.Ю., Кузнецова О.В., Глущенко М.А.

© ФГБОУ ВПО РГАУ – МСХА имени

К.А.Тимирязева, 2014


СОДЕРЖАНИЕ

 

СОДЕРЖАНИЕ.. 3

ВВЕДЕНИЕ.. 4

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 4

ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ.. 5

Задание 1. 5

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ.. 6

Задание 1. 6

Задание 2. 7

Задание 3. 9

Задание 4. 10

Задание 5. 11

РАЗВИТИЕ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ В РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭПОХИ 13

Задание 6. 13

Задание 7. 14

ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗООТЕХНИИ.. 15

Задание 8. 15

Задание 9. 16

ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ.. 18

Задание 10. 18

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ... 22


ВВЕДЕНИЕ

Цель курса – способствовать овладению студентами историей зоотехнической науки как теоретической основой животноводства в связи с развитием человеческого общества.

После прохождения курса студент должен знать:

а) структуру зоотехнической науки, ее категориальный аппарат и взаимосвязь с другими науками;

б) этапы развития зоотехнической науки, их связь с изменениями систем животноводства в разные социально-экономические эпохи;

в) вклад отечественных и зарубежных ученых в развитие зоотехнической науки и формирование ее основных категорий;

г) основные задачи, стоящие перед зоотехнической наукой;

студент должен уметь:

а) выявлять причинно-следственные связи между фактами зоотехнической науки и фактами развития сельского хозяйства в конкретную историческую эпоху;

б) классифицировать факты зоотехнической науки и животноводческой практики и подводить их под основные предметно-логические категории науки;

в) оперировать основными понятиями зоотехнической науки в соответствии с их логической структурой.

Курс разработан с учетом того, что студенты владеют материалом следующих дисциплин: история, политология, общая биология, - и основными принципами анализа исторических фактов.

Изучение курса «История зоотехнической науки» является необходимым условием для освоения курсов общей и частной зоотехнии.

 

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Основная литература.

1. Куликов Л.В. История зоотехнии. – СПб: Лань, 2013.

2. Куликов Л.В. История и методология зоотехнической науки. – М.: Изд-во РУДН, 2001.

2. Дополнительная литература.

1. Кисловский Д.А. Избранные сочинения. – М.: Колос, 1965.

2. Лобашев М.Е. Очерки по истории русского животноводства. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1954.

3. Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии - М.: УНЦ ДО МГУ, 1999.

4. Боголюбский С.И. Происхождение и преобразование домашних животных. – М.: Советская наука, 1959.

5. Дарвин Ч. Изменение домашних животных и культурных растений. – М.: Изд-во АН СССР, т. 4. - 1951.

6. Эртуев М. М., Изилов Ю. С. Животноводство. - М. : Изд-во МСХА, 1997. - 92 с.

 

Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.

1. http://www.fao.org.

2. http://www.ncbi.nlm.nih.gov/

3. http://web-local.rudn.ru/web-local/uem/autor/zootex_nauk/zootex.doc


ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

Задание 1.

а)Опишите предмет, задачи и методы зоотехнической науки. Укажите, из каких источников приведены Ваши определения.

Задание 2.Опишите структуру зоотехнической науки и ее связь с другими науками.


ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОДОМАШНИВАНИЕ ЖИВОТНЫХ

 

Задание 1.Укажите виды животных, которые относят к домашним, прирученным, сельскохозяйственным.

Понятие Характеристика Примеры
Отряды Представители
Прирученные   Животные, взятые из природы человеком для той или иной цели, не испытавшие на себе длительного – на протяжении многих поколений – воздействия со стороны человека. Труд, затраченный на приручение, ограничивается лишь данной особью и не распространяется на предшествующие поколения.    
       
       
       
Домашние Домашними считают выведенных человеком полезных ему животных, которые несут на себе печать человеческого труда, находятся в тесной зависимости от условий хозяйства и способны в этих условиях размножаться и подвергаться из поколения в поколение искусственному отбору и подбору.    
     
     
     
     
     
  Сельскохозяйственные Группа домашних животных, имеющих непосредственное отношение к сельскохозяйственному производству.    
       
       
       
       
       
       
В стадии одомашнивания    
           

Задание 2. Укажите предков и родичей разных видов домашних животных.

 

Вид Предки Родичи
Крупный рогатый скот (Bos taurus)
Лошадь (Equus parvus)    
Овца (Ovis aries)    
Свинья (Sus scrofa)    
Коза (Capra capra hircus)    
Верблюд (Camelus bactrianus Erxl., Camelus dromedaries)    
Осел (Equus asinus)    
Собака (Canis familiaris)    
Кошка (Felis domestica)    
Кролик (Oryctolagus cuniculus)    
Северный олень (Rangifer tarandus L.)    
Гусь (Anser anser)    
Перепел (Coturnix japonica)    
Индейка (Meleagris gallopavo.)    
Куры (G. gallus domesticus)    
Страус (Struthio camelus)    
Шелкопряд (Bombyx mori)    

Задание 3. Заполните таблицу об одомашнивании животных разных видов.

 

Вид Социально-экономическая эпоха Регион, государство Период (век, год) Обозначение на карте
Крупный рогатый скот (Bos taurus)
Лошадь (Equus parvus)        
Овца (Ovis aries)        
Свинья (Sus scrofa)        
Коза (Capra capra hircus)        
Верблюд (Camelus bactrianus Erxl., Camelus dromedaries)        
Осел (Equus asinus)        
Собака (Canis familiaris)        
Кошка (Felis domestica)        
Кролик (Oryctolagus cuniculus)        
Северный олень (Rangifer tarandus L.)        
Гусь (Anser anser)        
Перепел (Coturnix japonica)        
Индейка (Meleagris gallopavo.)        
Куры (G. gallus domesticus)        
Страус (Struthio camelus)        
Шелкопряд (Bombyx mori)        

Задание 4. Заштрихуйте на карте области одомашнивания животных разных видов по данным задания 3.

 

Задание 5. Перечислите изменения, происходящие с животными в процессе одомашнивания.

 

Изменения Характер изменений Примеры
Поведение
Продуктивные качества      
Масть и окраска    
Вес тела    
Размер, форма и пропорции тела    
Кожа    
Уши    
Хвост    
Череп и головной мозг    
Скелет    
Зубная система    
Рога    
Жировые отложения    
Внутренние органы    
Воспроизводительные качества    

 

РАЗВИТИЕ ЗООТЕХНИЧЕСКОЙ НАУКИ В РАЗНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЭПОХИ

 

Задание 6. Опишите направления продуктивности животных разных видов.

 

Вид Направления продуктивности Породы
Крупный рогатый скот (Bos taurus)
Лошадь (Equus parvus)
Овца (Ovis aries)
Свинья (Sus scrofa)
Коза (Capra capra hircus)
Кролик (Oryctolagus cuniculus)
Гусь (Anser anser)
Куры (Gallus. gallus domesticus)
Собака (Canis familiaris)

Задание 7. Опишите задачи и достижения животноводства в разные социально-экономические эпохи.

 

Социально-экономическая эпоха Задачи Достижения
Первобытно-общинный строй    
Рабовладельческий строй    
Феодальный строй    
Капиталистический строй    
Социалистический строй    

 


ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ И РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ ЗООТЕХНИИ

 

Задание 8. Опишите вклад зарубежных ученых в развитие зоотехнии.

 

Фамилия, имя и отчество Государство Годы деятельности Основные направления деятельности и достижения
       
       
       
       
       
       
       
       

Задание 9. Опишите вклад российских ученых в развитие зоотехнии.

 

Фамилия, имя и отчество Годы деятельности Основные направления деятельности и достижения
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

 


ОБЗОРНЫЕ ЭКСКУРСИИ

 

Задание 10.

а) Опишите основные экспозиции Музея коневодства.

 

б) Опишите основные экспозиции Музея истории Тимирязевки.

 


г) Опишите основные экспозиции Мемориального музея-квартиры имени К.А.Тимирязева.


д) По материалам выводки на конном манеже опишите породы лошадей, укажите их направление продуктивности, время и место создания.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИТОГОВОМУ ТЕСТИРОВАНИЮ

 

1. Укажите достижения в области сельского хозяйства при первобытнообщинном строе.

2. Укажите достижения в области сельского хозяйства при рабовладельческом строе.

3. Укажите достижения в области животноводства при рабовладельческом строе.

4. Укажите элементы зоотехнического знания при рабовладельческом строе.

5. Укажите, какие элементы разведения животных были известны при рабовладельческом строе.

6. Укажите достижения в области сельского хозяйства при феодальном строе.

7. Укажите достижения в области животноводства при феодальном строе.

8. Укажите достижения в области овцеводства при феодальном строе.

9. Укажите зоотехнические приемы, позволившие создать тонкорунных мериносовых овец.

10. Укажите значение объединения овцеводов «Места».

11. Укажите достижения в области коневодства при феодальном строе.

12. Укажите зоотехнические приемы, позволившие создать арабскую породу лошадей.

13. Укажите зоотехнические приемы, позволившие создать рыцарскую лошадь.

14. Укажите особенности развития свиноводства в феодальный период.

15. Укажите связь между развитием овцеводства и возникновением буржуазных отношений в Англии.

16. Укажите особенности развития коневодства в капиталистический период.

17. Укажите особенности развития скотоводства в капиталистический период.

18. Укажите особенности развития свиноводства в капиталистический период.

19. Укажите особенности развития овцеводства в капиталистический период.

20. Дайте определение понятию породы.

21. В каком случае группа животных может быть подведена под понятие породы.

22. Классификация пород.

23. Перечислите породы, которые могут быть отнесены к заводскими.

24. Перечислите породы, которые могут быть отнесены к примитивным.

25. Перечислите породы, которые могут быть отнесены к переходным.

26. Перечислите породы, которые могут быть отнесены к универсальным.

27. Какие породы были созданы в феодальный период.

28.Какие породы были созданы в период капитализма.

29. Перечислите, какие зоотехнические приемы позволили создать английскую скаковую породу лошадей.

30. Перечислите, какие зоотехнические приемы позволили создать шортгорнскую породу крупного рогатого скота.

31. Укажите, какое событие вызвало интенсивное развитие молочного скотоводства.

32. Перечислите, какие изменения в сельскохозяйственном производстве при капитализме вызвали интенсификацию мясного скотоводства и овцеводства.

 

Гладких Марианна Юрьевна

Кузнецова Ольга Викторовна

Глущенко Марина Анатольевна

 

 

История зоотехнической науки

 

Рабочая тетрадь

 

 

Издается в редакции составителей

Корректура составителей

 

 


Сейчас читают про: