Обеспечение качества и конкурентоспособности изделий

 

Основные виды обеспечения качества и конкурентоспособности изделия:

 

1) техническое – конструкторское, технологическое и метрологическое;

2) экономическое – финансовое, нормативное и материальное;

3) социальное – организационное, правовое и кадровое.

 

Все эти виды используются комплексно. Опыт комплексного подхода к ним обобщен в международных стандартах ИСО серии 9000 и разработанных на их основе отечественных ГОСТ:

 

ГОСТ 40.9001. Система качества. Модель для обеспечения качества при проектировании и разработке, производстве, монтаже и обслуживании изделий;

 

ГОСТ 40.9002. Система качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях.

 

В России международные стандарты по системе качества используются напрямую. Более того, в ряде отраслей, в том числе в нефтегазовом машиностроении, сертификация качества оборудования осуществляется по стандартам ведущих зарубежных фирм.

 

Конкурентоспособность –совокупность свойств и характеристик,обеспечивающих преимущественную (по сравнению с другими изделиями) возможность реализации данного изделия на конкретном внутреннем или внешнем рынке в рассматриваемый период.

Основные критерии конкурентоспособности:

 

технический уровень изделия –отражает относительное совершенстводанного изделия по сравнению с другими аналогичного назначения, поставляемыми (или имеющими перспективу поставки) на тот же рынок;

 

экономический уровень изделия –определяет относительную величинузатрат потребителя на приобретение и использование данного изделия по сравнению с другими аналогичными изделиями, включая оплату таможенных сборов, налоги, расходы на транспортировку, монтаж и наладку приобретенного изделия, оплату запасных частей, материалов и топлива, расходы на обслуживание и ремонт;

 

патентно-правовая защищенность изделия –определяется примени-

 

тельно к условиям конкретного рынка.

При обеспечении и оценке технического и экономического уровней на этапах разработки конструкции изделия учитывается вся совокупность функциональных, ресурсосберегающих и природоохранных свойств и характеризующих их показателей качества.

 

Экономический уровень оценивается по полным затратам на приобретение и использование изделия, в том числе единовременным и эксплуатационным (текущим) затратам. Единовременные затраты включают цену изделия, возможные дополнительные затраты: таможенные сборы и расходы, расходы на упаковку, транспортировку и монтаж, наладку и т. п. К ним также относят расходы на сооружения, потребность в которых вызвана условиями установки и технического обслуживания у потребителя.

 

Эксплуатационные (текущие) затраты включают оплату труда обслу-живающего персонала, расходы на топливо, электроэнергию, основные и вспомогательные материалы, ремонты, на приобретение дополнительной технической и эксплуатационной информации и документации для обучения персонала и эксплуатации изделия.

Патентно-правовую защищенность изделия выражают:

 

патентная чистота –степень воплощения в изделии технических решений, не подпадающих под действие выданных в России патентов исключительного права (для внутреннего рынка), а также выданных в странах предполагаемого экспорта;

 

патентная защита изделия –степень защищенности изделия автор-скими свидетельствами и патентами в России и в странах предполагаемого экспорта или продажи лицензии (воплощение в изделии отечественных технических решений, признанных изобретением в стране и за рубежом).

 

Для поддержания конкурентоспособности изделия, требуется постоянное изучение конъюнктуры рынка. Поэтому разработке продукции, выполнению проектных работ и формированию требований к изделию предшествует стадия маркетинга, поиска и изучения рынка. Функции маркетинга – постоянное обеспечение обратной связи разработчиков и изготовителей с потребителем, контроль получения от него достоверной информации и формирование технически и экономически обоснованной стратегии проектирования.

 

Исходная информация для формирования требований к качеству:

1) действующие международные, национальные и региональные стандарты и стандарты фирм, регламентирующих качество продукции;

2) правительственные постановления, действующие законодательства, нормативные акты и технические регламенты на ввозимую в страну продукцию;

 

3) результаты исследований конъюнктуры рынка и спроса на аналогичную продукцию;

 

4) результаты сравнительных испытаний опытных и выставочных образцов и сертификации аналогичной продукции, проводимой в России и за рубежом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: