Упражнение № 4. Самостоятельный подбор синонимов к заданным словам в контексте

Упражнение № 1. Выбор синонимов из текста сказки и составление предложений с ними.

Задание: ребенку предлагается вспомнить, какие похожие по смыслу слова говорили крот и ежик, а потом попытаться придумать свои предложения с каждым из слов (словосочетаний). Надо постараться объяснить, чем отличаются данные синонимы. Примеры:

1)Не в своей тарелке — не по себе, неуютно.

2)Осторожный — внимательный, предупредительный.

3)Смеяться — хохотать, улыбаться.

4)Спросить — поинтересоваться.

5)Здоровый — громадный, огромный.

6)Длинный — высокий.

7)Говорить — болтать.

8)Глупый — пустоголовый.

9)Балаболка — болтушка.

10) Пятнышко — крапинка, горошек.

Упражнение № 2. Усвоение различий в значении и словоупотреблении синонимов.

Задание: ребенку предлагается объяснить, какая разница между синонимами; в каком случае надо употреблять один синоним, а в каком случае — другой; всегда ли может один синоним заменить другой. Надо придумать разные предложения или словосочетания с каждым словом из синонимической группы, попробовать подставить одно вместо другого и посмотреть, всегда ли это возможно.

Образец: Можно ли сказать «Человек спешит»? А «Лошадь спешит»? «Машина спешит»? «Время спешит»? «Часы спешат»? И т.д.

Примеры:

1) Спешить — торопиться, бежать, мчаться, нестись. Предложения с ними: «Человек спешит, торопится, бежит, мчится, несется»; «Лошадь бежит, несётся»; «Машина мчится, несётся»; «Время бежит»; «Часы спешат». В каждое предложение по очереди подставляются все синонимы изданной группы.

2) Добрый — незлой, хороший, мягкий, приветливый, дружелюбный. Словосочетания с ними: «добрый человек», «доброе утро», «добрые глаза», «приветливая улыбка».

3)Веселый — радостный, счастливый. Словосочетания с ними: «весёлое лицо», «радостная улыбка», «счастливый случай».

4) Страшно — опасно, ужасно, жутко. Предложения: «Ёжику стало страшно»; «Стоять на большой высоте опасно».

5) Глупый — неумный, дурацкий, нелепый, непонятливый, бестолковый. Словосочетания: «глупый человек», «дурацкий ответ», «нелепый вид», «бестолковый рассказ».

Упражнение № 3. Подбор синонимичных рифмующихся слов.

Задание: ребенку предлагается подобрать слова, которые не только похожи по смыслу на исходное слово, но и рифмуются с ним. Надо объяснить разницу между рифмующимися словами.

Примеры: шлёпать — (хлопать), болтать — (лопотать), блошки — (мошки), выть — (ныть), беречь — (стеречь), держись — (крепись), жарить — (парить), собрание — (заседание).

Упражнение № 4. Самостоятельный подбор синонимов к заданным словам в контексте.

Задание. Ведущий предлагает: «А теперь вместе расскажем ещё одну историю про ёжика и его друзей. Постараемся вспомнить все-все подходящие слова, чтобы хорошенько описать наших героев!» Ребенку надо подобрать как можно больше синонимов к выделенным словам.

В скобках приводится по одному синониму к каждому из выделенных слов. Если ребенок затрудняется с подбором синонима, можно дать ему подсказку (слово из скобок), а затем предложить самому придумать ещё какие-нибудь синонимы к этому слову. Пример истории:

Жил-был один маленький (крошечный,...) ёжик. Он был очень вежливый (воспитанный,...). Ёжик трудился «не покладая лап» (усердно,...), и у него было много друзей (приятелей,...). Жизнь у зверей была нелегкая (тяжёлая,...), и поэтому все ходили какие-то невеселые (грустные,...). И тогда однажды (в один прекрасный день,...) зверюшки решили устроить себе праздник (веселье,...). Все пришли нарядные (красивые,...), начали прыгать (скакать,...), крутиться (вертеться,...), танцевать (плясать,.,.), смеяться (хохотать,...) — и всем стало хорошо (чудесно,...).

Упражнение № 5. Поиск синонимов в текстах других сказок данного пособия.

Задание: для углубленного изучения синонимических отношений можно предложить ребенку найти синонимы в других сказках.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: