Глава 8. Царство Аффабель: второй Судный день

 

Я есмь испытующий сердца и внутренности (мысли, чувства и намерения); и воздам каждому из вас по делам вашим.

Откровение 2:23 (Расширенный перевод)

 

Давайте вернемся к аллегории царства Аффабель, чтобы узнать, что произошло с Эгоистом и Милосердием. Мы изучим важные аспекты суда над верующими, на котором не все получат одинаковые награды.

 

СУД НАД ВЕРУЮЩИМИ

 

Суд состоялся утром, вскоре после того как энделиты прибыли в Великий Зал. Примерно пятьсот человек собрались в Зале Жизни, с нетерпением ожидая своей первой встречи с царем Джалином. И Милосердие, и Эгоист нашли среди ожидавших своих старых и новых друзей и оживленно беседовали в тот момент, когда в зале вдруг появилась царская стража. Разговоры мгновенно прекратились, когда начальник стражи обратился к группе:

— Совсем скоро вы увидите своего царя. Он всегда любил вас и ожидал этого дня воссоединения. Несмотря на то, что вы никогда не встречались, он видел вас. Он смотрел в ваши сердца и испытывал ваши плоды. Он знает ваши сердца, ваши мотивы, мысли, чувства и дела, ничто не было сокрыто. Знайте, что его суд справедлив. Никто из вас не будет проигнорирован или обделен.

Начальник стражи проинструктировал и о том, как их будут сопровождать в Великий Зал, и что будет происходить внутри. Закончив с инструкциями, он объявил:

— Первым приглашается к царю Джалину Эгоист. Выйди вперед, чтобы мы проводили тебя к Нему.

 

ЭГОИСТ И СУД НАД НИМ

 

Эгоист подозревал, что его пригласят первым из-за занимаемой им должности мэра Энделя. Он был уверен, что будет щедро награжден за свою ведущую позицию во внешнем владении царя. Он вспомнил, что написано в древних Священных Писаниях о награде и высокой позиции в царстве Аффабель для тех, кто был верным в Энделе. За время своего двухгодичного пребывания на посту мэра он видел преуспевание общества. С уверенностью он шел на встречу с царем.

Двери Великого Зала отворились, и Эгоиста проводили в присутствие царя. Ошеломленный величием огромного помещения, он заметил, что зал был почти полностью заполнен. Все присутствующие стояли. Эгоист подумал о том, почему остались свободные места, но быстро нашел для себя ответ, что причиной этому было произвольное рассаживание граждан царства.

Там, на большом расстоянии от него возвышался трон Джалина, который был во много раз могущественнее, чем Эгоист мог себе когда- либо представить. Еще он заметил несколько тронов поменьше, которые, как он правильно предположил, предназначались для помощников Джалина. Его сердце замерло ― несколько тронов были еще свободными. Он почувствовал уверенность, что один из них предназначен ему.

 

СТАРЫЙ ДРУГ

 

Пока Эгоист двигался к трону, его внимание захватило славное преображение бывших жителей Энделя, являющихся теперь гражданами Аффабеля. Сделав пару шагов по направлению к трону, он узнал старого друга, сидящего в самом конце аудитории. Его звали Общительный. Когда-то он был владельцем ресторана, в который захаживал Эгоист. Взглянув на начальника стражи, он как бы спросил, можно ли ему говорить и получил одобрение в виде кивка.

Эгоист подошел к другу, и они обнялись.

— Как у тебя дела, Общительный? ― спросил Эгоист.

— Со мной все просто замечательно, ― ответил старый друг, но теперь меня зовут не так; мое имя Суть. Господин Джалин дал мне новое имя, так же как он дает новое имя каждому своему слуге, когда они являются к его трону.

Аффабель прекраснее, чем мы могли мечтать. Этот Великий Зал всего лишь вход в царство красоты, сияния и великолепия величественного города. Царь ― самый любящий, открытый и величественный, чем кто-либо, кого мы когда-либо знали. Если бы, находясь в Энделе, я знал то, что знаю сейчас, я прожил бы жизнь по-другому. Я бы больше делал того, что угодно царю. Я бы прожил жизнь более достойную за время моего короткого пребывания в Энделе. Если бы я смог это сделать, я был бы намного ближе к нему сейчас.

— Что ты имеешь в виду? ― поинтересовался Эгоист. ― Ты был замечательным гражданином Энделя! У тебя был один из лучших ресторанов, и ты спонсировал множество проектов общества. Ты часто давал большие пожертвования во время сбора финансов. Ты жертвовал многим ради этого!

Суть покачал головой:

— Я делал это, чтобы получить признание. Я знал, что это привлечет клиентов. Моим мотивом было не благословлять людей, а укреплять свой успех. Я должен был слушать слова Джалина. Он говорил нам: «Когда устраиваешь благотворительный обед, не приглашай своих друзей, братьев, родственников, богатых соседей, чтобы они потом пригласили и тебя и воздали тебе. Приглашай бедных, увечных, хромых и слепых. И ты будешь благословен, потому что они не могут отплатить тебе, а награда твоя будет в воскресении» Я давал такие обеды ради своей выгоды, а не для блага общества. Я хотел быть среди влиятельных людей Энделя.

Эгоист попытался копнуть глубже:

— Но ты часто жертвовал для школы Энделя. Разве это не принесло тебе благосклонность Джалина?

Я действительно жертвовал на школу Энделя, но не пропорционально доходам от бизнеса. На самом деле я отдавал ничтожную часть. Большую часть доходов от ресторана я откладывал, боясь банкротства. К этому примешивалось и желание иметь «красивую жизнь». Моими истинными намерениями было желание защитить себя. Мелочь, которую я отдавал, служила для успокоения совести. Я был вынужден делать это, потому что учителя часто говорили о важности даяния для царства и нуждающимся. В результате все, что я давал, было не из любви и сострадания, а из чувства вины и принуждения. Я забыл пример Джалина о вдове, любившей царство Аффабель. Помнишь, он сказал: «Истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое».

Эгоист вспомнил приемы и обеды, которые он устраивал в собственном доме: там никогда не было бедных или даже менее успешных, чем он сам. Потом он вспомнил о пяти тысячах долларов, которые он пожертвовал в качестве моральной компенсации тем, кто не одобрял решение о передаче земельного участка под строительство супермаркета. Тогда ему казалось, что он дал довольно большую сумму, но теперь он был смущен тем, насколько мало он дал. Как оправдаться за это перед Джалином?

Его воспоминания были нарушены словами Сути.

— Если бы я по-настоящему был предан Джалину и его на роду, я бы проводил больше времени, служа в школе. Если бы каждый делал свою часть работы, бремя было бы легким, а так весь груз несли несколько человек. Если бы исполнялись планы Джалина, никто не был бы перегружен. Взвалившие на себя тяжелую ношу были высоко вознаграждены. Вывод таков: то малое, что я отдавал, я делал ради успокоения совести из-за недостаточного посвящения царству Джалина.

Когда вся моя жизнь была прокручена назад, для всех было очевидным, что я жил для собственного комфорта, безопасности и репутации больше, чем для его славы. Теперь я ― один из незначительных граждан этого города. Несмотря на такое положение, я переполнен благодарностью за благость и любовь царя ко мне. В действительности я не заслуживал ничего из того, что было мне дано. Ты сам вскоре убедишься, что любовь и щедрость Джалина превосходят всякое понимание. Я до конца жизни буду у него в долгу за бескрайнюю доброту.

— Наименьший из граждан! ― воскликнул Эгоист в шоке. ― Ты имеешь в виду, что здесь существует разделение на классы?

Улыбнувшись, Суть сказал:

— Да, в какой-то степени. Нас учили об этом в Энделе, но мы не воспринимали это всерьез. А где-то глубоко внутри мы знали, что это так: ты думал об этом даже при входе в этот зал. Я слышал твои мысли; ты ожидал, что займешь трон. Ты знал об этом из древних Писаний, которые мы изучали в школе. Однако сомневаюсь, что ты признаешь, что живя в Энделе, верил в это.

Те, кто был верен Джалину во время нашего краткого пребывания в Энделе, являются лидерами и гражданами, занимающими наиболее интересные позиции в этом обществе. Они живут в самой красивой части города и имеют привилегию часто видеться с царем. Тем из нас, кто жил в Энделе для себя, даны позиции во внешних частях города. Это заметно и по расположению мест в аудитории. Сидящие на задних рядах в этом зале ― жители равнины. Им назначена самая интенсивная работа. Мы занимаем наименьшую позицию в царстве. Сидящие в среднем секторе живут на горах и занимают более творческие должности, в то время как сидящие в первых рядах и на тронах живут в Царственном Центре. Там живет сам царь, и им дана привилегия жить и трудиться рядом с ним. Это великие люди в царстве Аффабель.

Друг мой Эгоист, будь уверен в том, что Джалин ― справедливый и любящий правитель. Все, что он даст тебе, будет настоящей наградой. Никто из нас не смог бы попасть даже в самую, как может показаться, незначительную часть царства, если бы не его милость, ― закончил свою речь Суть.

Сказав это, он вернулся на свое место. Начальник стражи кивнул Эгоисту, чтобы он продолжил свой путь к трону.

 

ИЗВЕСТНЫЙ УЧИТЕЛЬ

 

Эгоист сделал еще несколько шагов вперед, как вдруг заметил еще одно знакомое лицо. Это был Вдохновитель, человек, которого он почитал. Он был учителем в школе, и Эгоист считал его выдающимся человеком. Он всегда ясно выражал свои мысли, делился знаниями и вдохновлял Эгоиста своими речами. Этот замечательный инструктор учил таким образом, что студенты чувствовали ободрение и подъем. Другие учителя тоже поднимали учеников, но временами казались слишком строгими, а их слова заставляли чувствовать болезненное обличение. На уроках Вдохновителя такого не случалось ни разу! Он был самым любимым учителем Эгоиста.

Эгоист снова взглянул на начальника стражи, спрашивая разрешения поговорить со своим бывшим учителем. Страж опять кивнул ему в знак одобрения. Эгоист подошел к Вдохновителю, и они тепло приветствовали друг друга.

Эгоист не мог удержаться, чтобы не задать вопрос:

— Почему ты сидишь здесь, на самых задних рядах?

— Это моя позиция и мое место. Я один из наименьших граждан Аффабеля. Я живу на равнине и работаю водопроводчиком.

— Что? ― воскликнул Эгоист. ― Ты был одним из лучших учителей в школе! Почему ты стал наименьшим из граждан? Ты должен сидеть среди тех, кто на тронах.

— Есть несколько причин, по которым я не могу занимать первых позиций в этом великом собрании и среди управляющих Джалина! Чтобы не тратить время на долгий рассказ, вкратце расскажу о сути моей глупости. Помнишь, что все, посвятившие свою жизнь Джалину, сравнивались со строителями? Нас учили об этом все годы, проведенные в школе. Одна из самых главных обязанностей учителей в Энделе была в том, чтобы строить жизни учеников. Мы делали это с помощью слов, собственного образа жизни и дела. Мне как инструктору тоже была дана такая великая привилегия и ответственность. Я учил студентов принципам и путям Джалина.

Однако во многом я был не совсем хорошим учителем. Во- первых, мое учение было однобоким. Я делал ударение только на позитивных аспектах служения Джалину. Многих студентов я вдохновлял стремиться только к успеху, не задумываясь о долгосрочных последствиях. Я не учил их тому, что истинная цель в жизни в том, чтобы угождать Джалину. Я научил их только, как использовать принципы царства для достижения преуспевания в жизни. Следовательно, я никогда не предупреждал их о ловушках и сетях нашего общества. Древние писания ясно говорят о том, что я должен был учить всему закону Джалина. Это значит «вразумлять всякого человека и научать всякой премудрости, чтобы представить всякого человека совершенным в Джалине» Я учил, но не утруждался вразумлять и предупреждать. Будучи исключительно позитивным учителем, не делая здравых предупреждений, я построил жизнь многих, но принес мало славы Джалину. ― Он опустил голову. ― Довольно многие из них теперь осуждены.

Заметив выражение потрясения на лице Эгоиста, учитель еще раз повторил:

— Да, они пошли в погибель. Многие из них теперь населяют отверженную землю Лон, благодаря моему однобокому учению. Я не дал студентам то, что им было нужно, ― я давал им только то, что они хотели получить. Мне не хотелось терять популярность. Вот почему я учил неправильно. Я не искоренял слабые и испорченные стороны в жизни студентов, давая им знания, которые только подпитывали их эгоистичные желания. Помнишь предупреждение, данное учителям в древних писаниях: «За то, что они вводят народ Мой в заблуждение, говоря: „мир", тогда как нет мира; и когда он строит стену, они обмазывают ее грязью, скажи обмазывающим стену грязью, что она упадет. Пойдет проливной дождь, и вы, каменные градины, падете, и бурный ветер разорвет ее». Многие студенты строили и защищали свою жизнь временными вещами, но я, зная в глубине сердца, что это непрочные стены, не предупреждал их. Я говорил, что все в порядке, когда порядка не было. Я одобрял выбранный ими путь, укрепляя их в заблуждении. Хотя некоторым из студентов удалось попасть в Аффабель, я скорблю о тех, кто в Лоне.

Что же касается тех, кто все-таки вошел в Аффабель, ― оглянувшись через плечо и понизив голос до шепота, он продолжил: ― Многие из них сидят в последних рядах. Они напрасно потратили свою жизнь, и все их достижения сгорели прямо перед этим Троном Суда.

— Сгорели перед этим Троном? ― переспросил Эгоист.

— Да, ― ответил учитель. ― Разве ты не помнишь слова, написанные в древних Писаниях: «Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, ― каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня».

— Основание, о котором говорит древний апостол, это подчинение господству Джалина, которое, как мы оба знаем, является единственным способом, позволяющим человеку попасть в его царство. Однако когда мы по-настоящему принадлежим ему, то должны строить на этом основании. Измеряя свою жизнь стандартами древних писаний, я не оправдал его ожиданий, потерпев провал в оказании влияния на тех, кого обучал. Я не использовал свой авторитет для того, чтобы приготовить студентов для царства Аффабель и, как следствие, потерял свою награду. Вспомни слова великого учителя Павла о тех, на кого он был призван оказывать влияние: «Ибо кто наша надежда, или радость, или венец похвалы? Не и вы ли пред Господом нашим Иисусом Христом в пришествие Его? Ибо вы ― слава наша и радость».

Когда я только начал учить, то хорошо знал истины Джалина, но позволил своей неуверенности, желанию быть принятым другими и, наконец, гордости управлять мной. Прошло совсем немного времени, и я уклонился от курса. Поначалу я жил так, как проповедовал. Но по мере уклонения я упустил из виду предупреждения Джалина относительно моей собственной жизни. Я обманывался, сам не замечая того. Здесь, в царстве, взгляд на популярность и известность совершенно другой, чем в Энделе. Многое из того, что считается великим там, здесь считается ничтожным.

Эгоист со всей серьезностью спросил:

— Вдохновитель, мой друг сказал мне, что Джалин дает каждому новое имя. Как теперь зовут тебя?

Учитель улыбнулся:

— Меня зовут Сокрушенный.

На этом он, склонив голову, шагнул на место. Эгоист обернулся к начальнику стражи и увидел, что тот кивает, давая понять, что все услышанное было правдой.

Эгоист проследовал к Трону. Теперь он совсем не чувствовал той уверенности, которая была в самом начале. Он вспоминал свою жизнь. Какие мотивы двигали им? Управлял ли он городом для славы Джалина или исходил из эгоистичных амбиций? Как он прожил свою жизнь? Соответствовала ли она словам Джалина или он тоже обманывался? Назидал ли он других или использовал их для строительства собственного успеха?

 

ПРАВИТЕЛЬ

 

Эгоист прошел через среднюю часть Великого Зала и заметил, что сидящие здесь граждане выглядят более царственно, если можно было так выразиться. Во взгляде каждого из них были любовь и радушие. От сияния их глаз и доброго выражения лиц он почувствовал некоторое утешение. Это весьма помогло, потому что он был совсем неуверен в себе и в том, с чем ему предстояло встретиться.

Казалось, прошла целая вечность, пока он приблизился к трону. С каждым новым шагом ему все отчетливее были видны аспекты его жизни в Энделе. Он все еще надеялся, что ему могут предложить руководящую позицию благодаря успеху, которого он добился, будучи мэром.

Теперь он стоял посреди управляющих, одетых в царские одежды, на их головах были короны. Каждый из них держал скипетр. Они на самом деле были почетнейшими гражданами этого великого города. Эгоист был удивлен, насколько эти люди были наполнены славой.

Среди них он заметил секретаря одного из членов городского совета. «Почему она сидит на троне?» ― удивился Эгоист. Она не сделала ничего выдающегося. Девушка закончила школу годом раньше. Он не очень хорошо знал ее, потому что она всегда была застенчивой и тихой.

Девушка сделала шаг вперед, при этом начальник стражи поклонился ей. Она обняла Эгоиста, приветствуя его теплой улыбкой.

— Добро пожаловать, Эгоист. Я Терпение. Джалин просил меня поговорить с тобой, прежде чем ты приблизишься к нему. Я одна из его правителей в Аффабеле.

— Правитель? Как ты можешь быть правителем? Ты не делала ничего важного в Энделе. ― Осознав, что его слова прозвучали нетактично и не к месту, он смутился.

Терпение с пониманием кивнула.

— Не смущайся. В стенах этого великого городского зала нет места лжи. Ты был честен. В Энделе тебя так заботили твой имидж и репутация, что люди невольно говорили ложь, не замечая этого. Здесь слова очень важны, но мотивы и намерения еще ценнее, поскольку они видимы. Ты узнаешь это сам, потому что будешь судим за каждое сказанное слово.

— За каждое слово? ― воскликнул Эгоист. ― Ты имеешь в виду каждое конкретное слово в каждом конкретном разговоре?

— Да, ― ответила Терпение, ― за каждое слово. Помнишь утверждение господина Джалина в древних писаниях: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься». Праздные слова бесполезны, тщетны и глупы, что противоречит природе Джалина.

— Я всегда думал, что мы будем отчитываться за крупную ложь или же слова истины, сказанные нами наряду с добрыми делами и наибольшими достижениями. ― Замолчав на мгновение, он продолжил: ― Что меня ждет?

Терпение ответила:

— Древнее писание ясно говорит: «От плода уст [своих] человек насыщается добром, и воздаяние человеку ― по делам рук его». Итак, ты будешь судим не только за все, что сделал, но и за каждое слово. К ним относятся добрые и даже праздные речи, слетевшие с твоих уст. Однако исследованы будут не только твои слова и дела, но и мотивы, стоящие за ними. Еще ты будешь судим за мысли в твоем разуме. Не забудь, что суд Джалина справедлив, «испытующий сердца и внутренность»; он сам сказал: «Я, Джалин, проникаю сердце и испытываю внутренности, чтобы воздать каждому по пути его и по плодам дел его». Испытаны будут не только каждый поступок и слово, но и намерение, стоящее за ними.

— Вот почему ты испытал состояние шока, увидев меня на троне. Ты судил обо мне в соответствии с моими достижениями, имеющими значение в Энделе. Суд Джалина иной; ты начинаешь это видеть сейчас и вскоре увидишь в полноте. Мой дорогой брат, ты получишь справедливую награду за свою жизнь в Энделе.

Эгоист никогда в жизни не выслушивал такую жесткую истину, однако она была сказана с такой любовью, которая ему была совершенно незнакома. Теперь он знал, что Джалин должен быть любящим и милостивым правителем. Он только что частично почувствовал это от его управляющего. Это было исправление, сделанное с любовью. Вдруг до него дошло, что любовь заключается не в том, чтобы угождать другим, любовь ― это истина.

Терпение склонила свою голову со словами:

— Твой царь ожидает тебя.

При этом она отступила назад к своему трону, а начальник стражи кивнул Эгоисту, чтобы он приблизился к трону. Они будут ожидать его внизу, там, где располагаются троны управляющих.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: