То, что происходит между Церковью Иисуса Христа и силами тьмы очень напоминает футбольный матч. В таком матче участвуют две команды, а по краям поля, напротив друг друга, стоят ворота. Целью каждой команды является добраться до ворот на другом конце поля и не пустить команду-соперницу на свою половину поля. Церковь выстроилась в оборонительную линию всей своей командой. У нас есть старшие пасторы и младшие пасторы, наставники молодежи и пожилых женщин, музыкальные руководители, отделы того и этого, старейшины, дьяконы, воскресные школы, курсы по изучению Библии и т.д. Это хорошие вещи. В них нет ничего греховного или плотского. Наша команда стоит на своей половине футбольного поля и поет «Церковь Торжествующая».
На другой стороне поля – силы тьмы. Если мы полагаем, что у них нет организованной, продуманной системы формирования команды, то жестоко ошибаемся. Их система опирается на задания и планы, предназначенные для матерей-одиночек, сирот в Бразилии, таксистов в Нью-Йорке, лаосцев Калифорнии, испаноговорящего населения, для яхт-клубов и племен Амазонки, о которых не слышал ни один христианин.
Ни один игрок в этом футбольном матче не испачкает своей формы. После удара по мячу мы останемся на своих позициях, в ответ дьявол делает удар за ударом. Никто не заплатит и цента, чтобы увидеть матч, в котором участвуют две команды, но нет соревнования.
У меня есть предложение, как сделать этот матч более интересным. Необходимо, чтобы Церковь Иисуса Христа раскрыла приемы, к которым дьявол прибегал на протяжении последних нескольких веков, затем вышла на поле и встала на его пути.
Духовная битва – это не футбольный матч, но мы можем встать на пути темных сил. Мы можем разрушить козни врага, направленные на особые группы людей. Церковь должна молиться за каждый регион и каждую социальную группу. Дьявол систематически сеет разрушение в мире. Целые страны находятся под его пятой, практически оторванные от христианского служения, потому что Церковь не учитывает ряд особенностей битвы с сатаной. Мы не знаем, как сатана действует в мире. Нам неизвестны его приемы.
С другой стороны, мы могли наблюдать, как целые регионы, некогда враждебные Евангелию, испытали драматические перемены благодаря тому, что христиане в своих молитвах учитывали географию и демографию. Например, в Непале в 1959 г. было только 29 христиан, сегодня их там – 100 000.
Молиться шепотом
Другим драматическим примером является Румыния. Фрэнк Бартон (имя изменено) с 1983 г. начал посещать Румынию в качестве иностранного миссионера. Условия жизни в стране ужаснули его. Тайная полиция при Чаушеску погубила более 60 000 человек. Экономика была такой отсталой, что в каждом доме можно было иметь лишь одну тусклую лампочку, включенную на несколько часов в день. Множество детей умерло от переохлаждения в больницах, и правительство приняло закон о том, что ребенок не может считаться человеком до возраста в 1 месяц – так умирающие дети меньше портили статистику.
Фрэнк снова и снова приезжал в Румынию, и с Божьей помощью ему удалось собрать небольшую группу верующих в г. Тимишоаре. Они тайно встречались на квартирах, и Бог начал говорить им о духовном противостоянии. Господь призвал их восстать против духов страха и насилия, которые пронизывали все поры румынского общества.
Они почувствовали, что должны выйти маленькими группами поздно ночью и молитвенным шествием пройти по своему городу. И там, перед различными административными зданиями, Фрэнк и местные христиане молились против князей и властей – молились шепотом, чтобы тайная полиция не услышала их.
Они чувствовали себя нелепо, но они повиновались Богу. Спустя месяцы дела пошли плохо. В феврале 1989 г. исчезли два пастора – они были убиты тайной полицией. Другие были брошены в тюрьму, но христиане продолжали встречаться и противостоять дьяволу. Бог снова уверил их, что победа неизбежна.
Наконец, 23 октября 1989 г. они услышали слово Господа, что огонь вспыхнет в их городе и озарит всю Румынию. В это трудно было поверить – особенно для маленькой группы людей, произносивших свои молитвы шепотом и в тайне.
Однако искра вспыхнула в Тимишоаре, как и говорил Бог. Началось все 25 декабря 1989г. с домашнего ареста реформаторского пастора по имени Ласло Токеш. Обычно за таким арестом следует исчезновение служителя, но на этот раз все было иначе. Весть об аресте Токеша разнеслась по городу, и христиане устремились к дому пастора, образовав людскую цепь у входа. Полиция угрожала им, но люди запели: «Без страха! Без страха! Свобода!»
Их число росло. Некоторых забирали и подвергали пыткам. Но на их место становились тысячи новых. Христиане стояли в одном ряду с нехристианами и ничто, казалось, не могло их запугать. Люди подходили к солдатам и распахивали свою грудь перед дулами автоматов. «Мы победили! – говорили они. – Долой Чаушеску!» В последних публикациях говорится о «сотнях, возможно, тысячах безоружных мужчин, женщин, детей, убитых в декабре 1989 г.», но толпы продолжали расти. Люди подходили к солдатам и в молитве опускались перед ними на колени.
Факел был зажжен. Армия повернула оружие против тайной полиции и жестокий режим Чаушеску пал к Рождеству 1989 г. Газеты писали: «Банда страха и насилия разбита». Страх и насилие – именно против этих двух духов Бог призывал молиться маленькую группу людей четыре года назад.
Это только одна история. Многие молились не только за Румынию, но за всю Восточную Европу. В последние 30 лет христиане обратили свой взор на страдающую церковь в коммунистическом мире. То, что случилось там, служит доказательством, что направленная молитва против князей и властей разрушает эту власть. Однако мы должны продолжать молиться, чтобы Бог сохранил эту, пока неустойчивую, открытость в Восточной Европе.
Твердыни
Третьей ступенью в сатанинской иерархии являются его «цитадели» или «твердыни». Этот тип демонов концентрирует свои усилия на возведении твердынь зла.
Как повергнутому дьяволу удается сохранить свою власть на земле? Я помню, как в детстве я слушал одного проповедника, провозглашавшего, что дьявол повержен. Он говорил: «Иисус победил дьявола. Мы одержали победу. Он не у дел. Он совершенно безработный». Выходя из церкви, я думал: «Если дьявол был побежден две тысячи лет назад, почему он все еще остается в нашем городе?» Даже для маленького мальчика нетрудно было увидеть, насколько активным был поверженный дьявол.
Да, сатана был полностью и во веки веков повержен. Но правда и то, что побежденный дьявол действует на земле и сегодня. Как это может быть? Степень его активности в обществе равна степени греховности и эгоистичности людей. Он обладает таким количеством власти, какое мы даем ему, живя в оппозиции к Богу. Это также наследство тех, кто грешил на протяжении всей истории. Именно такие люди, как вы и я, которые грешили и продолжают жить во грехе, позволяют дьяволу чувствовать себя свободно в обществе.
Активность сатаны определяется также природой нашей греховности. Греховный путь, по которому мы идем, позволяет сатане воздействовать на нас в соответствии с нашими грехами. Он использует бесовские силы, выполняющие свою работу в связи с тем видом зла, которому мы отдаемся. Так, есть силы жадности, гомосексуализма, депрессии, страха, колдовства и т.д. Этих сил столько же, сколько грехов.
Дело не в том, что у дьявола есть склад греховных сил. Он не берет с полки похоть и не бросает на город, где все сразу начинают отдаваться этому греху. Он действует не так. Город и даже целая страна могут коллективно отдаться похоти или другим грехам, в результате концентрации тысяч людей, выбравших тот или иной грех. Вот почему один город может считаться столицей порнографии, другой – оккультной деятельности, а третий – быть центром азарта и жадности.
У дьявола есть план для семей, отдающихся определенным грехам, даже для церквей, хотя церкви и являются представителями Христа. Церковь, имевшая в своей истории раскол и споры, подвержена бесовским силам раскола и споров. Страны, города, социальные группы и даже отдельные личности подвержены своим порокам. В некоторых случаях, чтобы проследить момент, когда же тот или иной народ или город отдались во власть определенного зла, требуется заглянуть на сотни лет назад в их историю.
В ходе духовного противостояния Бог может показать нам природу твердынь в любой конкретной ситуации. Бог может и будет выявлять твердыни, окопавшиеся в семьях, городах, странах. Но мы не должны только получить это знание и ничего не делать. Мы должны действовать. Бог не станет просто удовлетворять наше любопытство.