План-конспект
По проведению занятий в центре безопасности жизнедеятельности с обучающимися общеобразовательных учреждений
«Причины пожаров»
Цель:
Формирование и активизация основных знаний, умений и навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайной ситуации в жилище.
Задачи:
Образовательная:
· систематизация, расширение знаний, умений учащихся о правилах безопасного поведения в доме, квартире.
· формирование правильного поведения в случае возникновения пожароопасной ситуации.
Развивающая:
· применение знаний в практической ситуации.
· развитие способа действия при незнакомой нестандартной ситуации.
· развитие таких качеств, как смекалка, самостоятельность, внимание, память.
Воспитательная:
· воспитание интереса к проблеме занятия.
· воспитание нравственных качеств личности: умения преодолевать трудности, делать осмысленный выбор.
· всесторонне способствовать развитию устойчивого интереса к предмету ОБЖ.
Оборудование:
|
|
1) Макет жилища – оборудованный комнатный модуль для проведения квестовой игры.
2) Мультимедийное обеспечение: планшет с установленным программным обеспечением.
3) Карточки – лайки за правильный ответ
Время: 45 мин
1. Организационный момент, активизация внимания.
Инспектор: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с Вами совершим небольшое путешествие по дому. Я думаю, что приборы и предметы, которые Вы видите здесь, есть дома у каждого. И чтобы убедится, что они требуют осторожного и бдительного отношения к себе, мы и совершим сегодняшнее путешествие. Эту игру мне бы хотелось начать с таких строк. Кто хочет прочитать?
Читают дети
Любим мы свою квартиру
В ней уютно и тепло
Есть плита – и быть в ней пиру
Лучше быть и не могло!
Не могло? Неверно судишь,
И в жилище быть опасно!
Если бдительным ты будешь,
Станет дом наш безопасным!
2. Актуализация проблемы.
Инспектор: Скажите, пожалуйста, Вам приходилось оставаться дома одним? Какие в этом случае требования безопасности говорили выполнять Вам родители?
Дети отвечают
Инспектор: Чтобы подтвердить все ваши ответы, мы совершим с Вами путешествие по дому. На каждой станции я прочитаю стишок-загадку. Отгадать её вам поможет планшет. Наведя его правильно на предмет, Вам нужно дать ответы на три вопроса: 1) Что случилось в комнате? 2) Почему это произошло? 3) Как правильно выйти из опасной ситуации?
Ответивший правильно на большее количество вопросов получит максимальное количество карточек – лайков и станет победителем нашей игры. Итак, поехали!
3.Движение по станциям
Станция 1 Горящий утюг
|
|
Инспектор:
На столе утюг пылает,
Дымом комната полна!
Кто из Вас, ребята, знает,
Что же делать? Чья вина?
Инспектор: Итак, что же вы видите?
Дети: Утюг забыли выключить из розетки и оставили включенным на доске!
Инспектор: Молодцы ребята! Давайте посмотрим, что же все-таки случится, если так произошло (Дети смотрят на утюг через планшет).
Вот видите, через каких то пару секунд доска начинает загораться. А это грозит возникновением настоящего пожара!
Что же мы с вами должны сделать?
Дети: Выключить из розетки утюг, и накрыть плотной тканью!
Инспектор: Молодцы! А можно ли залить загоревшийся утюг водой?
Дети: Нет!
Инспектор: Правильно! Это чрезвычайно опасно тушить водой электроприборы. Но первое что мы с вами должны сделать, это сообщить взрослым что случилось! А уходя из дома проверять все ли электрооборудования выключено из розетки!
Станция 2 Возгорание дивана
Инспектор:
Вы слыхали?: мебель может
Дым пускать или туман,
Кто ответит, отчего же,
Не в порядке наш диван?
Инспектор: Смотрите, кто-то курил лежа на диване (подгруппа смотрит через планшет). Видите дети, что может происходить, если так поступают люди?
Дети: Курить дома нельзя!
Инспектор: Правильно, курить вообще нельзя! Как показывает практика курение дома это основная причина, по которой происходит пожары. Поэтому говорите своим родителям, что курить дома нельзя!
Станция 3 Телевизор
Инспектор: Телевизор – друг наш верный
Вдруг внезапно стал врагом
Треск, огонь…и дым, наверно, вьётся уж под потолком!
Что случилось? Непонятно!
И откуда эта прыть?
Кто ответит мне ребята,
Как такое может быть?
Инспектор: Смотрите, идут мультики телевизору (подгруппа смотрит на телевизор через планшет, телевизор начинает дымить и загораться).
Дети: Телевизор загорелся!!!
Инспектор: Почему же так происходит?!?
Дети: Телевизор не исправен!!
Инспектор: Правильно! А что мы с вами будем делать?
Дети: Сообщить взрослым, выключить из розетки, накрыть плотной тканью!!
Инспектор: Молодцы дети! А водой тушить???
Дети: Нельзя!!!
Инспектор: Какие еще нарушения вы видите возле телевизора?
Дети: Электропроводка неисправна, и плохая розетка!
Инспектор: Правильно! (инспектор наводит планшет на оголенную проводку и на не исправную розетку). Смотрите, как искрит проводка, так и до пожара не далеко!
Что же мы будем делать в такой ситуации? Первое мы сообщим взрослым, сами мы ничего не трогаем! Много пожаров происходит по причине неисправности электропроводки.
А что же делать с розеткой! Посмотрите внимательно!
Дети: Включено много электроприборов в розетку!
Инспектор: Правильно! Розетка просто не выдерживает такой нагрузки и начинает искрить и плавиться! Поэтому дети, дома тоже нельзя включать в одну розетку много электрических приборов! Запомнили???
Дети: Да!!
Станция 4 Камин
Инспектор:
У камина можно греться,
Можно – вещи посушить,
Только нужно осмотреться,
В чём проблема тут, решить?
Дети: Внутри горят дрова!
Инспектор: Кто-то топит камин! Давайте посмотрим на дымоход?
Дети: Здесь трещина!
Инспектор: Что же происходит с этой трещиной? (наводит планшет на трещину). Смотрите, вылетают искры, и идет дым! Запомните дети, неисправность каминов и печей, основная причина возникновения пожаров! Представьте! Человек растопил камин или печь, а дымоход весь в трещинах! А где у нас находятся дымоходы?
Дети: На чердаках!
Инспектор: Верно. Как правило, такие пожары происходят ночью. Люди растапливают печь, искра попадает на утеплитель потолка и начинает там тлеть. Через некоторое время происходит пожар! Поэтому так важно следить за дымоходами! Ночью человек даже не узнает, что происходит пожар! А еще нельзя на чердаках складывать различные предметы (обувь, одежду, строительные материалы).
|
|
Станция 5 Медицинская аптечка
Инспектор: Дома есть у всех аптечка,
Там лекарства – это ясно
Не утюг, не телевизор,
Но не менее опасна?
Инспектор: Давайте посмотрим на аптечку (наводит планшет на аптечку). Что же тут происходит?
Дети: Ребенок достает лекарства и ест их!
Инспектор: Молодцы ребята! А вот скажите, если заболела голова, можно ли брать таблетки??
Дети: Нет!
Инспектор: И даже если никто не видит?
Дети: Нет!
Инспектор: Молодцы! Ни в коем случае нельзя брать из аптечки лекарства! Первым делом нужно сообщить взрослым!
Станция 6 Кружка с кипятком на столе
Инспектор:
К вам подружки собирались,
Или вдруг друзья пришли,
Но в одном мы разбираясь,
Разобраться не смогли
Чай с вареньем! – Вот так штука!
Кружка на столе стоит…
Угостить мы рады друга!
Где же здесь подвох сидит?
Вам, друзья или подружки,
Эту штуку надо знать!
В чём опасность этой кружки
Нам и надо разгадать!
Инспектор: А теперь посмотрите на стол (наводит планшет на стол с кружкой)
Дети: Кружку могут зацепить, и она упадет, можно обжечься!
Инспектор: Правильно! Поэтому кружку нельзя ставить на край стола!
Станция 7 Возгорание масла на сковороде
Инспектор: На плите опрятно, чисто,
Только в том есть тайный знак,
Вам ответить нужно быстро,
Что же с той плитой не так?
Инспектор: Что же вы тут видите? (наводит планшет на сковородку)
Дети: Горит сковорода!
Инспектор: Правильно. Смотрите кто то забыл сковороду на плите и она загорелась! Что же мы с вами должны делать?
Дети: Выключить газ и накрыть крышкой!
Инспектор: Молодцы, а еще можно засыпать сковороду солью или содой! Но, ни в коем случае нельзя заливать горящую сковороду водой!
Станция 8 Протекающий кран
Инспектор: Нам поможет руки мыть
Кран блестящий, супермодный,
Что же может натворить
Этот кран водопроводный?
Инспектор: Посмотрите кто то забыл выключить кран!(наводит планшет на кран)Что же тут может произойти?
Дети: Затопит квартиру!
Инспектор: Правильно! Поэтому уходя из дома нужно проверить все ли краны выключены!
|
|
Станция 10 Пожарный извещатель
Ведущий:
Этот белый паучок
Видно, нужен нам ещё,
Только он в углу сидит,
И тихонечко молчит.
Объясните, что за штука?
Почему не слышно звука?
Дети: Пожарный извещатель!
Инспектор: Правильно дети! У нас в квартире у нас тоже установлен! Давайте посмотрим на него! (наводит планшет на извещатель). Смотрите у нас дым, а он не пищит?! Почему же так происходит?
Дети: Батарейка села!
Инспектор: Правильно ребята! Автономный пожарный извещатель работает на батарейках! И их нужно периодически менять! Пожарный извещатель незаменимый помощник в каждом доме! Он обнаруживает задымление и всегда сообщит нам об этом!
4 .Этап актуализации полученных знаний
Инспектор:
ü Сколько нарушений правил пожарной безопасности вы обнаружили?
ü Какие правила пожарной безопасности были нарушены?
Дети перечисляют. Инспектор комментирует ответы учащихся. Подводятся итоги обсуждения.
Рефлексия изученных ситуаций.
Инспектор: Мы говорили с вами о самых опасных ситуациях, возникающих в доме. Как вы поняли, неправильное использование домашней техники, невнимательность приводят к серьезным неприятностям, к пожарам. Пожар может возникнуть в любом месте.
Давайте подведем итог нашего занятия.
1. Как обезопасить себя от чрезвычайных ситуаций в доме?
2. Как вы думаете, знания, полученные на занятии, пригодятся ли вам в дальнейшем?
Инспектор: Помните! Аккуратное обращение с огнем могут спасти не только здоровье, но и жизнь. Будьте внимательны и осторожны, пусть радость, удача, здоровье всегда будут с вами рядом.
А что сможете пожелать вы своим друзьям, родным после этого урока?
Дети: Ответы - пожелания.
Инспектор:: В качестве домашнего задания я предлагаю вам обсудить с родителями вопрос «Как правильно размещать электроприборы в доме?» и поговорить на тему: «Самый лучший наш приятель – ты, пожарный извещатель!»
План-конспект