Практическое руководство

Первые шаги духовного пути всегда труднее дальнейших. Прежде чем ученик принимается в группу, ему необходимо практическое руководство через книги. Установив же интуитивную связь с совместной работой группы, он получает ясные наставления от разумов источника его группы. В течение нескольких начальных месяцев любой духовной практики ученик станет свидетелем большого беспорядка в своём образе жизни. Он столкнётся с неожиданными препятствиями, переменой места, обстановки и верований. Будут сомнения, колебания, и такой ход дел, который покажется самым непредсказуемым. Чтобы всё уладить, ученику необходимо будет призвать все свои умственные способности. Чем больше он думает о том, как бы избежать каких-то неприятных ситуаций, тем сильнее он к ним притягивается. Он должен настроить свой ум на то, чтобы не пытаться чего-либо избежать. Он должен быть готов встретиться с любой ситуацией и взяться за её решение, но не с каким-то умственным напряжением или чувством ложной храбрости, а относясь к ней совершенно легко. Он должен принимать ответственности, ноши и возможности служить другим. Это не значит, что надо служить другим по их требованию или желанию, но служить им надо в том, в чём они нуждаются. Здесь требуется тонкое чувство распознавания. На этой стадии астрологический ключ — единственно надёжный ключ к практическому оккультизму. И первый шаг этого руководства — солнечно-лунный ключ.

При помощи этого солнечно-лунного ключа следует узнать свои благоприятные и неблагоприятные периоды. Им нужно пользоваться, чтобы усилить свои высшие вибрации и исключить негармоничные вибрации — те, что от нашей низшей природы. Путь наименьшего сопротивления своему окружению совершенно необходим для духовного прогресса. Четыре лунных четверти в каждом лунном месяце дадут первое руководство. В опыте индивидуума они вызывают четыре разных вибрации соответственно его собственной карме. Через солнечно-лунные циклы производится выполнение самого поверхностного слоя кармы. Каждую четверть ход вещей меняется в таком порядке — личный (ментальный), относящийся к окружению (домашний круг), социальный и официальный круги. Каждый человек должен быть активен на одном из вышеперечисленных полей в указанном порядке, начиная с новолуния. Когда бы ни возникло нарушение в размеренном ходе, следует наблюдать, какая из областей вступает в действие. Через семь дней после этого продолжится уже другая тенденция, и надо будет заняться ею. Постепенно человек придёт к пониманию того, как с преимуществом пользоваться влиянием этих четырёх четвертей.

Достигнув господства над вышеописанным порядком вещей, следует познать подразделения каждой четверти. Каждое из них длится менее двух дней и производит свой ход событий. Эти подразделения проявляют хорошие и плохие аспекты планет, действующие на человека. В те двухдневные периоды, которые благоприятны, кандидат переживает согласные отношения с окружающими людьми, а неблагоприятные подразделения — наоборот. Природу происходящих с ним событий определяет та планета, которая образует аспект с Луной. Люди, книги и события, принадлежащие к этой планете, предстанут перед учеником как помогающие или мешающие. Если субпериод благоприятный, то он поможет выражению человека, а если неблагоприятный — то затруднит. В благоприятные субпериоды следует стараться увеличить свой личный магнетизм медитацией и пранаямой. В неблагоприятные же следует заниматься своим окружением, не загружая себя умственно. Нужно стараться нейтрализовать вибрации своих импульсов путём практики равновесия. Неустанное терпение и терпимость абсолютно необходимы. Помогает не подавление импульсов, а практика лёгкости и спортивный дух, то есть сознательное принятие.

Овладев вышеописанным шагом, человек узнаёт, что есть и другие подразделения, влияющие на него в течение дня. День ведь тоже состоит из четырёх четвертей, по шесть часов каждая. От восхода до полудня длится первая четверть, а от полудня до заката — вторая. От заката до полуночи — третья, а от полуночи до восхода — четвёртая. Они, перемежаясь, благоприятны и неблагоприятны. (Подтверждается это соответствием той геометрической истине, что когда две прямые пересекаются, противолежащие углы равны). Узнать, какова склонность первой четверти, благоприятная или нет, следует по реакции на нескольких первых встреченных людей или на несколько случившихся событий. Это будет длиться шесть часов, и нужно заняться делами или обождать с ними соответственно природе данной четверти.

 

КАРМА И ПЛАНЕТЫ

Весь процесс духовной практики на первых шагах состоит в нейтрализации кармы и обретении равновесия. Неуравновешенность прежней кармы проявляется как неуравновешенность мышления, личности и поведения человека. Поведение — лишь отклик человека на окружение согласно его собственным привычкам и прошлой карме. Этот отклик также образует основу его будущей кармы. Потому нужно корректировать каждый шаг, пока не будет достигнуто равновесие. "Уравновешенность в еде, выражении и поведении" — вот путь йоги согласно Бхагавад-гите.

Тенденции прежней кармы как семена для проявления расположены вдоль градусов зодиака соответственно градусам домов и планет на момент рождения. В течение жизни эти семена неоднократно призываются к прорастанию транзитами планет. Транзиты будут определённо влиять на поведение человека животного. Но с повторением это влияние скоро начинает терять свою силу. Каждый транзит планеты служит основанием опыта, и следующий транзит той же планеты будет влиять на человека уже меньше. Обычно первый круг транзитов оказывает влияние на здоровье и даёт человеку опыт контроля над своей диетой. Чем медленнее планета, тем больше опыт. Влияние транзитов ослабевает очень скоро, когда человек берётся за духовную практику. Тогда остаётся лишь влияние прогрессии. Транзиты влияют на сознательный ум, а потому господство над ними достигается быстрее. Аспекты прогрессии оказывают влияние на подсознательный уровень человека. Они стимулируют более глубокие уровни кармы, заложенные в виде ассоциаций в теле желаний человека. И пока эфирное, астральное и ментальное тела не будут очищены постоянной практикой умственной безмятежности, влиянию прогрессий не будет положен конец. Стимуляция кармы прогрессией бывает трёх уровней: а) прогрессия планет, образующих аспекты с другими планетами; б) прогрессия планет, образующих аспекты с домами; в) прогрессия домов, образующих аспекты с натальными планетами. Соответственно приведённому порядку влияние оказывается всё более глубоким. Первый набор аспектов влияет на эфирное тело, второй — на астральное, а третий — на ментальное. Когда импульсы, вызванные этими тремя типами прогрессий, полностью нейтрализованы, личность приходит к своему концу, и человек впервые в жизни начинает сознавать существование и опыт своей души. Окружающие люди и события перестают для него существовать, даже если он исполняет по отношению к ним все свои обычные обязанности. Постепенно он становится присоединён к духовной группе и начинает ощущать присутствие людей и деятельность на групповом уровне. С этого момента его гороскоп откликается на обращённые дирекции, и прогрессировать его теперь нужно в противоположном направлении. Влияние его натальных Луны и Солнца на прогрессию будет постепенно затухать и станет незначительным. Лишь прогрессированный асцендент и десятый дом в обращённом направлении станут влиять на него на групповом уровне.

 

АСЦЕНДЕНТ И ДОМА

Человек самого низшего уровня ведёт беспорядочный образ жизни. Он откликается на всякий и каждый эффект гороскопа беспорядочным образом. Происходит это по причине следующих фактов:

а) У человека низшего состояния на зодиаке есть двенадцать точек, расположенных очень неравномерно, и очень трудно их выявить. Куспиды двенадцати домов, обычно вычисляемые астрологами, в его случае не откликаются должным образом. Эти двенадцать магнетических точек, реально откликающиеся в его гороскопе, располагаются как кардинальные точки, по четыре отдельно вычисленные исходя из его асцендента и натальных Солнца и Луны. Транзиты, прогрессии, сизигии* и затмения в этих точках стимулируют отклик в его теле желаний. Эти отклики выражаются на низшем плане как инстинкты, эмоции и поведение.

__________
* Полнолуния и новолуния — прим. пер.

б) В гороскопе среднего образованного человека, дисциплина которого достаточна лишь для поддержания цивилизованного образа жизни, вышеупомянутые двенадцать точек заменяются регулярными двенадцатью домами, вычисленными от асцендента его рождения. В этом случае опять же имеется три креста домов:

1. Кардинальный крест, состоящий из первого, четвёртого, седьмого и десятого домов. Эти дома стимулируют его карму, вызывая её проявление на уровне активного поведения.

2. Фиксированный крест, состоящий из второго, пятого, восьмого и одиннадцатого домов. Этот крест стимулирует человека принимать людей, события и собственность (еду, кров, защиту и богатство).

3. Мутабельный крест, состоящий из третьего, шестого, девятого и двенадцатого домов.

в) На третьей стадии человек находит самое полное выражение своей личности. Он начинает откликаться на высшую сторону предметной жизни. Здесь мы находим мыслителя, изобретателя, художника, учёного, врача и юриста — всех, кто трудится для подъёма общества; просветители и меценаты тоже находятся на этом уровне, когда достигают той стадии, на которой уже не обращают внимания на недостатки и ограниченность остальных. На этой стадии люди принимают передовые взгляды, а смысл и назначение религии начинают улетучиваться из их умов. Желание узнать, что же такое Бог и его творение на этой стадии только зарождается. Большинство духовных стремящихся начинают свою садхану именно с этого уровня. Для этих людей эффекты двенадцати домов второй стадии постепенно теряют значимость — дома заменяются знаками зодиака. Планеты работают для них через знаки, а дома должны отсчитываться от Овна. Лишь тогда при чтении гороскопа мы достигнем удовлетворительных результатов. Знаки здесь опять же группируются по трём крестам:

1. Кардинальный крест, состоящий из Овна, Рака, Весов и Козерога.
2. Фиксированный крест, состоящий из Тельца, Льва, Скорпиона и Водолея.
3. Мутабельный крест, состоящий из Близнецов, Девы, Стрельца и Рыб.

Эти три группы в приведённом порядке заставляют человека откликаться на физическую, духовную и ментальную стороны проблем. Когда он возьмётся за практику йоги, они начнут работать парами: Овен-Весы, Телец-Скорпион, Близнецы-Стрелец, Рак-Козерог, Лев-Водолей и Дева-Рыбы. В нём начинает действовать способность различать между высшими и низшими, грубыми и тонкими принципами жизни, между хорошими и плохими сторонами вещей, утверждая его сознание в высших принципах. Например, планета его гороскопа, прогрессирующая в Тельце, равным образом стимулирует в нём природу Тельца и Скорпиона. Этот уровень осознания постепенно привносит в него принцип Весов, уравновешивающий вещи. Это нейтрализует эффекты прогрессии и останавливает колесо, чтобы запустить его в обратном направлении. Тогда достигается четвёртая стадия.

г) На этой четвёртой стадии человек становится группово-сознательным и через контакт души принимается в тайный духовный орден. Асцендент здесь снова приобретает важное значение. Стремящийся раскрывается к опыту двенадцатого, десятого и девятого знаков, считая от знака его асцендента. В течение этого процесса он вновь переживает опыт своего прежнего рождения в этом двенадцатом знаке (двенадцатый дом содержит принцип Рыб, который сохраняет фотографии прошлых жизней). Стимулируется уровень сознания, называемый четас. Древняя мудрость говорит, что четас — это подспудный поток сознания, который простирается на многие жизни. В одиннадцатом знаке человек обретает духовную мудрость. В десятом знаке он приобретает господство над трудами своей души. В девятом знаке он непосредственно доставляется к гуру старшими учениками и представляется ему как "слепой сын смертности". Так он называется потому, что ещё не достиг господства над вратами между уровнями субъектного и объектного. Он всё ещё живёт в предметности, а это — тьма для йога. До этой стадии он получает первые три посвящения с помощью старших учеников своего гуру. На куспиде девятого дома он получает первое высшее посвящение. Он принимается как строитель, поскольку ему доверена работа выстраивания своей антахкараны. Антахкараной управляет восьмой дом. Когда её строительство закончено, асцендент ученика проходит через восьмой дом в седьмой. Затем, когда асцендент проходит градус седьмого дома в седьмом знаке, происходит рождение нового человека. Завеса предметности, что до сих пор застилала его видение, удаляется. И он вступает в области темноты, где впервые находит истинный свет. Шесть домов выше горизонта представляют объектное, а оставшиеся — субъектное. Этим завершается первое духовное путешествие.

Такова одна стадия в духовной эволюции человека. С тех пор в его гороскопе происходит большое изменение — от пути равноденствий к "пути большего дня". Это включает две стадии.

а) Тайны всего срока его жизни, на определённом уровне, скрыты во времени суток, а не в знаках зодиака. Шесть часов от его рождения содержать всю картину его связи с Иерархией. Планеты здесь стабильны, а земная ось за шесть часов поворачивается на 90 градусов. Говорится, что за это время человек встаёт на ноги. Его натальный асцендент достигает его десятого дома (высшей точки озарения) за шесть часов. Прогрессия асцендента и домов идёт со скоростью один градус в год. Аспекты, образовавшиеся в течение этого процесса, позволят прочитать события его жизни за этот период. Это позволяет проследить, как человек соединяется с некоторыми разумами Иерархии. Б`ольшую часть своего времени ученик живёт в своём сердечном центре, получая высшие наставления. Постепенными шагами он поднимается в аджну, и здесь его гороскоп демонстрирует другое изменение.

б) На этой второй, более высокой стадии, он соединяется уже с групповым сознанием человечества в целом. Иерархией через его гуру ему поручаются новые обязанности и ответственности, которые позволят улучшить его годность для принятия следующей стадии. Ранее описанная прогрессия теперь перестаёт действовать. Направление вращения колеса изменяется, но сам процесс подобен вышеописанному. Натальные планеты, будучи стабильными, прогрессируют натальный асцендент в противоположном направлении со скоростью один градус в год. Так можно определить труды ученика и узнать природу порученного ему долга.

На следующей стадии, которая отмечает начало третьей фазы ученичества и включает три заключительных посвящения, кандидат поднимается на уровень сахасрары и соединяется непосредственно с Шамбалой. Это конец его гороскопа, и далее он живёт лишь в прогрессиях гороскопа нашей Земли.

Таковы стадии духовного пути, которые можно проследить по гороскопу человека. Все подробности вышеупомянутого процесса расширения и соединения даны Алисой Бэйли в её книге "Эзотерическая астрология". Потому мы пока что оставим это и перейдём к другой теме. Все упомянутые методы прогрессии, за исключением процесса обращения колеса, даны через Алана Лео в его книге "Прогрессивный гороскоп". Секрет же обращённого колеса впервые на английском языке был выдан учителями через Алису Бэйли, а вообще впервые он был дан риши Парашарой. Но полностью секреты этого метода были разработаны Тибетским Учителем только через Алису Бэйли.

 

ОБУЧЕНИЕ ПЛАНЕТНЫМИ ВИБРАЦИЯМИ

Нам стоит благоприятно откликаться на периодически приходящие к нам высшие вибрации. Есть вибрации, посещающие нас ежедневно из-за влияния обращения нашего натального асцендента, когда он касается четырёх кардинальных точек дня. Есть и ежедневные вибрации Луны, вызываемые её прохождением через каждый знак. Также есть еженедельные, ежемесячные и ежегодные вибрации других планет. Есть и более высокие, сильные и важные вибрации, приходящие к нам раз в два, три года и так далее. Ещё намного важнее те, что приходят раз в двенадцать и тридцать лет. Это вибрации Юпитера и Сатурна. Каждые семь лет Уран меняет знак зодиака и дом в нашем гороскопе. Тем он создаёт для нас на духовном поле новые возможности и позволяет нам сделать новые начинания. Нептун делает то же в большем масштабе, каждые четырнадцать лет. Ещё б`ольшая возможность возникает всякий раз, когда эти крупные светила (Юпитер, Сатурн, Уран и Нептун) транзитируют через наши натальные Солнце, Луну и асцендент в соединении, квадратуре, противостоянии, тригональном и секстильном аспектах. Из них квадратура и противостояние являются так называемыми зловредными аспектами. Их так называют, поскольку они стимулируют среднего человека к выражению плохих следствий его прежней кармы, подпадающей под природу любой из двух планет, образующих аспект. Соединение считается плохим, когда в нём участвуют так называемые зловредные планеты, и хорошим, когда в нём участвуют благоприятные. Остальные аспекты экзотрическими астрологами считаются хорошими, поскольку у среднего человека они дают выражение хорошей карме. В течение года такие возможности создают Солнце, Венера и Меркурий. Каждые два с половиной дня Луна создаёт и стимулирует эти вибрации из позиций натальных планет среднего человека. Так она перемежает благоприятные и неблагоприятные мыслепотоки.

Благоприятные вибрации позволяют продвигаться духовно, а так называемые неблагоприятные могут быть использованы для практики нейтрализации нашей полярности в предметном мире. Благоприятные люди, мысли, книги и прочие возможности попадаются на пути духовного ученика и ободряют его в течение благоприятного субпериода, который длится два с половиной дня. Он должен поймать эту волну и извлечь из неё максимум возможной пользы. Если в благоприятное время он просто наслаждается лёгкостью, он тратит хорошие плоды своей прежней кармы зря. Неблагоприятные люди, мысли, книги и отсутствие возможностей встречают его и проверяют, сколько ещё в его поведении и выражении осталось уныния, отвращения, гнева, ненависти и тому подобного. Они — лишь результат его полярного противостояния с миром объектов. Он должен помнить, что интенсивность его противостояния зависит от количества и характера его прошлой плохой кармы. Ему не следует впадать в уныние — чем сильнее противостояние, тем более бодрым и терпеливым должен он стать, чтобы нейтрализовать свои собственные неблагоприятные вибрации.

На ранних этапах духовного пути стремящемуся рекомендуется думать, что за каждой плохой вибрацией последует хорошая. Он должен сохранять надежду во всех обстоятельствах. После некоторого продвижения ему следует практиковать памятование о том, что за каждой хорошей вибрацией непременно последует вибрация противоположной природы, и что поэтому ему следует извлечь максимум пользы из продвижения в период хороших вибраций. Он не должен бояться никаких перемен в жизни. Перемены происходят под влиянием так называемых плохих вибраций. Это перестройка и новая возможность для духовного продвижения. Перемена места, профессии, окружения и изменения в природе окружающих нас людей указывают на то, что пришло время нового опыта и появилась возможность перестроить психические способности человека в тон его духовному плану. При каждом шаге следует нейтрализовывать свои импульсы и эмоции и проводить соответствующую подстройку. И если это совершается бодро, успешно, немотивированно и молчаливо, неофит обнаружит, что Эликсир Жизни окажется в пределах его достижения.

Нужно практиковать терпимость, милосердие и служение. Это единственные средства нейтрализации плохой кармы прошлого. Если ожидать чего-то от других и предвкушать какие-то предполагаемые блага в будущем, это приведёт к неудаче, и разочарования и препятствия будут на каждом шагу. Нужно делать то, что искренне считаешь хорошим. Принимать всё, что к тебе приходит. Неудобной работы и неприятных обязанностей избегать нельзя. Также нужно избегать попыток узнать что-то о своём будущем или о будущем других. Нужно помнить, что человек сам формует своё будущее, а формующее божество (ложное представление о судьбе) заперто внутри него самого его собственными ограничениями и самообусловленностью. Будущее человека всегда скрыто занавесом альтернатив. Они порождены его собственными колебаниями, сомнениями, просчётами и незнанием меры. Использование астрологии для пророчествования будущего — крайнее заблуждение. Астрология даёт прошлое, настоящее и будущее целой вселенной и высших сил, действующих в ней. Но природа всегда сохраняет в своём плане некоторые тайные действия, и в том, что касается деталей, всегда есть элемент изменчивости, а в уме человека всегда остаётся неуверенность. Более того — человек, живущий на этой Земле, слишком крохотен, чтобы видеть в природе подробности жизни так, чтобы быть в состоянии их расшифровать.

Когда человек получает предсказание хорошего события в мирском плане, из-за ожидания этого в нём незамедлительно возникает новая мысленная волна. Время от времени она создаёт набор мыслеформ. Они копятся в его памяти и стимулируют тело желаний к предвкушению. Это неизбежно вызывает шевеление в астральном теле наверху и в эфирном двойнике внизу. Так мыслеформы медленно гальванизируются, становясь активной кармой. Это изменение, периодически действуя на окружение человека, проявляет плоды предвкушения. Ведь между его умом и умами его друзей, врагов, родственников, последователей и всякого, с кем ему приходится иметь дело, существует телепатическая связь. Его накопившаяся мысль начинает вызывать в их умах инстинктивную реакцию, что создаёт вокруг него целый мир беспорядочно перепутанных мыслеформ. В то же время, когда бы он ни усомнился в предсказании, он производит нежелательные вибрации колебания, разочарования и печали. Они также накапливаются, и ко времени предполагаемого осуществления предсказания он производит блок непреодолимой кармы, достаточной, чтобы пересилить мунданную вибрацию планет. Действие планет на мирском плане событий — это лишь выражение условной возможности, и для каждого предсказанного случая есть тысячи способов альтернативных проявлений. Это сила воли (Марс на ментальном плане) соединяет возможность с происшествием требуемого вида и направления. А среднему человеку прискорбно недостаёт силы воли. "Случай, вызванный вибрацией планет на мирском уровне, в случае слабого гороскопа может обернуться лишь серьёзным размышлением или сном о нём".* Большинство людей не обладает достаточной силой воли, чтобы защитить событие от накопившихся мыслеформ, и результат этого обычно бывает таков, что большинство хороших предсказаний вряд ли когда-нибудь сбываются. Наоборот бывает в случае плохих предсказаний. Из страха человек и его доброжелатели изъявляют некоторое количество силы воли, чтобы убедиться, что ничего плохого не происходит. Но средний человек не знает, как направлять силу воли — у него дурной водитель, и это — страх. Он ведёт мысль в направлении осаждения предсказанного случая. Таким образом, искать предсказаний — вдвойне вредно для человека, желающего следовать духовному пути. Средний человек в лучшем случае может узнать лишь направление своего жизненного выражения и получить пользу от хорошего самоанализа. Через гороскоп можно узнать свои сильные и слабые места. От астрологии нужно стремиться получить хороший совет, а не хорошее предсказание. "Эта наука — лишь свет, освещающий карму нашего прошлого".** Сделав эти несколько замечаний в качестве практического руководства, давайте перейдём к теме чтения символизма планетных аспектов.

__________
* Варахамихира.
** Варахамихира.

 

ПЛАНЕТНЫЕ АСПЕКТЫ

Великими астрологами было объяснено уже многое из того, что касается влияния аспектов. И мы займёмся сейчас лишь символизмом аспектов, потому что это поможет стремящемуся духовного пути. Планетный аспект — это взаимоотношение двух планет. Он означает их объединённые усилия. Эффект аспекта скрыт в природе человека, какой она была при рождении, и открывается через прогрессию. Аспект существует в человеке как склонность, которая является лишь связью из его прошлых жизней. Это семя прошлой кармы. И всякий раз, когда почва благоприятна, оно прорастает. Когда познан истинный анализ аспекта, это даёт способность к самоанализу. Тогда человеку уже самому выбирать — позволить ли тенденции проявиться в виде происшествия на мирском плане или нейтрализовать её. Истинное знание астрологии учит нас, что делать самим, в то время как жажда предсказаний указывает на то, что мы ожидаем чего-то от других.

Астрологами объяснено множество планетных аспектов. Мы рассмотрим только самые важные из них — важные в том смысле, что они служат ориентирами, помогающими в духовном обучении. Есть пять важных аспектов. Среди них квадратура и противостояние называются плохими, тригональный и секстильный — хорошими, соединение хороших планет — хорошим, а плохих — плохим. Термины "хороший" и "плохой" принадлежат мирской астрологии. В духовной же науке нет ничего плохого самого по себе — всё служит своей законной цели.

 

Квадратура

Когда планеты, будучи наблюдаемы с Земли, образуют между собой видимый угол в 90 градусов, это называется квадратурным аспектом. Полагают, что это аспект зловредный. Причина этого в том, что он даёт выразиться зловредной стороне личности. Злая сторона — не в аспекте, а в склонностях человека. Она подобно туче заслоняет истинную природу человека, действуя как неизбежное ограничение. Вечно расширяющаяся высшая природа человека скрывается за его собственными прошлыми ассоциациями. На самом деле квадратура скрывает два конца вечно расширяющегося циркуля человека. "Даже когда циркуль открывается, освободившись от ограничений, угольник не перестаёт существовать".* Он служит добровольным ограничением и существует в человеке как добровольное подчинение закону. Это символ равенства и справедливости. Когда бы в гороскопе ни стимулировался квадратурный аспект, это означает препятствие, ограничение. Но ограничение — это возможность к расширению. Лишь через квадратурный аспект облагораживается человек. Всем героям мира пришлось "скруглить свои углы", прежде чем они стали героями. Встречая в лицо жизненные ситуации, вызванные квадратурным аспектом, человек его превосходит. Но если он попытается их избежать, он будет заперт в угол и ему придётся пожинать плоды. Например, если человек откажется помочь больному, ему уже придётся ухаживать за заболевшим близким и дорогим человеком, поскольку нужда тут более настоятельна. И это ещё более верно для того, кто только сделал первые шаги в духовности. Если он хочет вытесать правильный куб из необработанного камня своего внутреннего материала, ему с первого же шага нужно будет встретиться с квадратурой лицом к лицу. А не выгравировав квадрат, нельзя совершить вытёсывание куба.

__________
* Слово square означает и квадратурный аспект, и квадрат, и угольник. "В масонстве, когда кандидата спрашивают, что такое угольник, он отвечает: Это угол в 90° или четвёртая часть круга.... Угольник, лежащий на книге Св. Писания, имеет совсем другое происхождение и другую причину существования, чем инструмент, являющийся принадлежностью Достопочтенного Мастера. Первоначально это был именно квадрат, но он потерял свой полный вид и теперь представлен лишь одним углом квадрата. Обычно его отождествляют с упомянутым инструментом каменщика или плотника, который носит Достопочтенный Мастер в качестве символа своей должности, но на самом деле идея тут совсем отличная. В Египте треугольник означал триаду из духовной воли, интуитивной любви и высшего разума в человеке, тогда как квадрат значил нижнюю четвёрку — то есть тело, с его видимым и эфирным подразделениями, эмоциональную природу и его низший ум. Таким образом, треугольник означал индивидуальность или душу, а квадрат — личность. Вместе они составляли семеричного человека." (Ч. Ледбитер, "Жизнь, скрытая в масонстве") — прим. пер.

 

Противостояние

Противостояние, или оппозиция, тоже выводит на поверхность нежелательную природу человека. Этот аспект таинственным образом связан с его сексуальными побуждениями. Соединение знака с противоположным ему знаком стимулирует на грубом плане дела, связанные с седьмым домом. Природа же сексуальных импульсов имеет оттенок природы задействованных планет. Присутствие в гороскопе этого аспекта указывает на необходимость нейтрализации половых импульсов. При всех плохих аспектах эту нейтрализацию можно облегчить особым процессом стимуляции сил планеты, имеющей природу дополняющего соответствия поражённой планете. Например, при сильном противостоянии Марса и Сатурна в гороскопе, нейтрализация может быть скоро достигнута стимулированием вибраций Венеры и Юпитера. Венера — дополняющее соответствие для Марса, а Юпитер — для Сатурна. Изящные искусства, духовная любовь и служение — это высшие вибрации Венеры. Религиозная литература, закон и логика — это выражения Юпитера. Когда практикуются эти добродетели, присутствие лиц с влиянием Юпитера и Венеры будет придавать характеру желаемую форму. Этот процесс будет стимулировать более благородные чувства, а сексуальные инстинкты будет легко покорить. Когда случается противостояние между планетами, которые представляют друг для друга дополняющие соответствия, тогда для нейтрализации этих вибраций следует выбрать другую планету. Благотворной окажется та планета, которая образует с обеими из них благоприятные аспекты. При отсутствии такой планеты нужно выбрать влияние той, которая ближе к меридиану гороскопа. Если эта планета тоже поражена, нужно выбрать планеты с высоким статусом или любые две планеты, имеющие друг с другом сильный хороший аспект. В любом случае, начинающий на духовном пути не должен поощрять вибраций поражённой планеты.

Этот аспект означает также и конфликт внутренней личности. Это значит, что человек импульсивен, склонен к риску. Первые его впечатления обычно оказываются неверными. Он не должен действовать по своему первому побуждению. Пусть вещи идут своим чередом, а ему следует обождать. Не следует призывать других к действию, но следует ожидать возможности присоединиться к тем, кто уже действует. Для такого человека также характерны несвоевременный гнев и доверие, оказанное не тем людям. Эти недостатки нейтрализуются терпением и обдумыванием всего по два раза. Ему постоянно неймётся, и это подталкивает его к деятельности, которая приводит к неудачам. Потому ему нужно держаться подальше от компаний, неугомонных в ментальном отношении. У него есть склонность под влиянием напряжения откладывать дела на последний момент. Но если он постарается быть пунктуальным и планировать свою работу, эти недостатки будут нейтрализованы. Противостояние между двумя благотворными планетами нейтрализовать не так трудно, как между зловредными.

 

Соединение

Соединение (конъюнкция) между двумя зловредными планетами вызывает смешение в уме. Человеку при этом недостаёт связующего звена между способностью к восприятию и способностью к анализу. Недостаток связности, непонимание других и неспособность правильно представить вещи себе или другим для него обычны. Больше всего выправлению этих дефектов помогает тщательное изучение и понимание какого-нибудь предмета, содержащего расположение и классификацию большого множества деталей. Изучение математики, логики, астрономии, физики или химии может оказаться наиболее полезным. Также помогут статистика, отчётность, бухгалтерия. Занятие переводами, библиотечной работой, составлением словарей, а также сравнительное изучение двух разных предметов исправят недостатки ума. Соединение между благотворной и зловредной планетами нейтрализовать не так сложно. При этом бывает склонность к лени, злоупотреблению физическим комфортом. Требуемое исправление даст та же процедура, что дана для зловредных планет.

 

Тригон

Этот аспект стимулирует хорошую карму прошлых жизней. Потому астрологами он традиционно называется хорошим. С духовной же точки зрения у него есть и свои опасности. Этот аспект тратит хорошую карму прошлого. Потому он редко бывает благоприятным духовно. В отсутствие в гороскопе плохих аспектов тригональный аспект поддерживает в человеке любовь к лёгкой жизни. Общеизвестно, что тригональный аспект, содержащий быструю планету, непременно перейдёт в квадратурный или в противостояние. Средний человек принимает хороший случай за начало чего-то хорошего. Человек духовный понимает его как кульминацию или окончание какой-то хорошей деятельности. Вот и вся разница. Духовный стремящийся должен пользоваться возможностью, предоставляемой тригональным (а также секстильным) аспектом для того, чтобы дать хорошее применение своему свободному времени или лёгкости ума, посвятив их какому-нибудь стоящему делу и строительству для будущего. Тем не менее, тригональный аспект всё же указывает на хорошее сочетание планетных принципов. Выражение человека будет свободно от импульсивности. Через выражение участвующих в этом аспекте планет он обретёт равновесие ума и способность к синтезу.

 

Секстиль

Всё сказанное о тригональном аспекте верно и для секстильного. Кроме того, этот аспект обладает способностью соединять человека с групповым сознанием человечества. Все стоящие через один знаки зодиака, вместе взятые, образуют священный шестиугольник. Этот аспект представляет двухмесячный период года. Это называется руту и вызывает всё великолепие сезонов. Через этот аспект четыре состояния материи соединяются самым благоприятным и взаимодополняющим образом. Например, огонь Овна и огонь Льва секстильным аспектом с воздухом Близнецов делаются ещё более сияющими. Через этот аспект земля в Тельце и Деве сделается плодородной с помощью воды в Раке. Секстильный аспект даёт также верное понимание того, как соединить различные чакры и их выражения наиболее желательным образом. Примечательно, что выстраивание в человеке таких высших принципов как антахкарана, высший мост и лотосы вызывается деятельностью секстильных аспектов. Соединение кундалини с анахатой, затем с аджней, а затем спуск её снова в анахату для более полного выражения чистой любви, синтезированной чистой мудростью, производится работой секстильного аспекта. Через него желательная природа двух планет находит внешнее выражение.

 

Изучая действие различных аспектов, мы приходим к двум важным выводам:

1. Присутствие квадратур и противостояний в гороскопах абсолютно необходимо для становления духовности в человеке. Это верно также в отношении так называемых неблагоприятных соединений.

2. Компания людей, чьи натальные планеты образуют хорошие аспекты с планетами собственного гороскопа человека, совершенно необходима для пробуждения в нём духовного огня. В особенности это так, если хороший аспект с планетой другого человека образуется той планетой, которая в его собственном гороскопе участвует в квадратуре, противостоянии или неблагоприятном соединении. Этот магнетизм действует особенно мощно, когда между планетами двух гороскопов образуется секстиль. Чаще всего в случае хорошего аспекта контакт между такими людьми и выражение этого магнетизма происходит через узы дружбы и любви. Если браки заключаются по такому принципу, то партнёры развивают мощный духовный магнетизм и быстро продвигаются по пути. Скоро они начинают работать в сотрудничестве на невидимых планах, а в качестве потомства притягивают очень продвинувшиеся души. В таких случаях брак — это священнодействие. Брак и рождение детей не стоят на пути духовного продвижения в раджа-йоге. Следует помнить, что учителя и риши являются также идеальными домохозяевами и отцами идеальных детей, пока не достигают уровня, на котором живут как планетарные принципы. Даже у существ этого, а также и космического уровня есть свой "брак". Великие риши знают, что у планет бывает "брак" с планетами других солнечных систем, и что у солнц, как и у солнечных систем в целом, бывают браки на космическом уровне. Самый малый из людей на Земле — потенциальная солнечная система. Человек — это божественное обещание избавления солнечной системы. "Браки" на солнечном уровне ведёт Нептун, а Вишвавасу, гандхарва, подобный Вене, ведёт "браки" солнечных систем на космическом плане. "Браки на небесах" и "браки небес" служат архетипами для браков на земле. В нынешней кальпе, в одной из предыдущих махаюг, произошёл брак нашей Земли с Венерой (конечно же, с Венерой какой-то другой солнечной системы), результатом чего было пришествие Господа Санат Кумары с той Венеры, которая относится к нашей системе. Всё это результаты секстильного аспекта на космическом плане, а не противостояния. Даже на этой земле браки высшего типа заключаются действием секстильного аспекта. Хороший секстиль между Венерой и Нептуном даёт высшие браки. Браки на более низком уровне, как мы знаем, производятся тригональным аспектом, потому что он представляет дела пятого дома. (В тригональном аспекте одна планета оказывается в пятом знаке или доме от другой). Любовными делами, привязанностями и рождением детей ведает пятый дом. С другой стороны, браки низшего уровня совершаются под влиянием противостояния. По этой причине в гороскопах многих людей браком и связанными с ним делами управляет седьмой дом.

Лишь некоторые существа сверхкосмического плана не вступают в брак. Они не участвуют в творческом принципе, а принадлежит к миру санкальпы. Время от времени они посылаются на материальный план, где служат проводниками или принципами для освобождения группы высших я. Это вечные девственники, такие как Нарада, Шука, Анджанея, Маркандея, кумары и некоторые из гандхарв. Они были прокляты творцом и отправлены в низшие уровни материи. Но даже тогда их решение осталось непреклонным. Они — вечные дети. У нас есть много сведений лишь об одном из них, но он не спускается в материю. Это кумара, Господь Субрахманья, сын Шивы.

 

Раздел II

 

СОЛНЦЕ

Представьте точку, вокруг которой описано 7x окружностей различного разного радиуса. Допустим, что x представляет здесь бесконечное количество подразделений в каждом их семи слоёв каждого круга. Затем представьте шар, одним из сечений которого является такой круг. Теперь вы можете мысленно увидеть смысл слова "Солнце". Центр каждого пространственного шара называется солнцем на космическом уровне. Этот шар пространства содержит бесчисленные звёзды, расположенные согласно числовому потенциалу 7x. Каждая звезда — это солнечная система. Солнечная система состоит из центрального светила и нескольких обращающихся вокруг него тел, или планет. Центральный шар называется солнцем этого планетного уровня, а геометрический центр планетного солнца называется солнцем солнечного уровня. По этой причине космическое солнце называется величиной, кратной семи (сапта сапти). А поскольку принцип солнца существует на космическом, солнечном и планетарном уровнях, солнце называется тройственной мудростью (трайи видья). Космическое солнце периодически выражает себя вовне через изречение солнечной силы "Аа". Оно принимает шарообразную форму, когда нисходит на солнечный уровень через звуковую силу "У". На планетарном уровне его покрывает предметный шар света, и это делается через звуковую силу "М". Эти три звука образуют части Слова, священного имени Бога. Первый звук по природе божественный, второй — солнечный, а третий — лунный. Первый именуется Агни (воспламенение), второй — Савита (творение или излучение), а третий — Сома (явление или отражение). Видимый нами солнечный шар — лишь отражение на планетном уровне солнечного Солнца через мистерию "Айтарейи" (объектности или предметности).

Очевидно, что каждая из вышеперечисленных фаз солнечного принципа в своих подпринципах семерична. Эти три группы по семь подпринципов образуют ткани тела надкосмического человека, Пуруши. Так же и с составом каждого человека. "Семь есть слоёв, и трижды по семь — поленьев топлива для Пуруши", — гласит мистический афоризм древней книги.* Космическое солнце — это духовное солнце, невидимое и непостижимое для нас. Солнечное солнце — это душа солнца. Планетный шар солнца — это его физическое тело.** На одном из языков солнечное солнце называется "Сол", на другом языке духовное солнце называется "Ом", а на ещё одном языке физическое солнце называется "Аан". Это тройственное солнце — царь "Сол-ом-аан" или Соломон.

__________
* Ригведа, Пурушасукта.
** См. об этом также "Протоколы ложи Блаватской" и "Трактат о космическом огне" — прим. пер.

Наше Солнце — причина четырёх кардинальных точек этой Земли. Четыре положения Солнца относительно Земли образуют четыре излияния солнечной активности. По этой причине риши описывали Солнце как "обладающее четырёхсторонним телом". Восток, запад, зенит и надир образуют один набор кардинальных точек. Они служат причиной другому набору, уже на горизонтальной плоскости — это восток, юг, запад и север. Как сказано в древнем манускрипте, "божество расположения дало себя аллегорически в том, кого господь священнодействий, учитель мудрости, показал в виде четырёх направлений".* Также там говорится, что "кто бы ни изрёк о нём — "знаю — он Пуруша" — достигнет ступени Господа, говорящего через него "знаю его как Пурушу". Нет иного пути достижения, кроме этого". Имя внутреннего Бога, которому поклоняются во всех религиях через солнечное божество — это "я есмь то, что я есмь"** на всех языках.

__________
* Мантра Пушпа.
** Согласно русскому переводу Библии — "Я есмь Сущий" (Исход, III.14).

Из этого объяснения нам нужно понять, что Солнце — и тройственный, и четверичный излучающий принцип. Оно — источник измерения семеричного луча Солнца, который создаёт двенадцать месяцев года. "Из вечно скрытого фона рождается единица (точка). Вокруг неё рождается ноль (шар). Из них происходит тройственное существо, а из трёх — четыре. Три и четыре объединяются (чтобы стать семью) и умножаются (чтобы стать двенадцатью). Вот круг." — говорит книга Дзиан.

Поскольку Солнце даёт четыре кардинальные точки, оно создаёт образцы, задающие на этой Земле четыре сектора круга. Все геометрические свойства точки, окружности, прямого угла, квадрата и треугольника — это откровения небесных образцов на этой Земле. Есть растение, у которого каждая последующая пара листьев находится под прямым углом к предыдущей. Такое расположение листьев называется перекрёстно противоположным. Древние назвали это растение арка, растение бога Солнца. Это белый калотропис,* который ритуалисты используют для своего омовения в день зимнего солнцестояния. (Даже под шелухой традиций и предрассудков искрами сохраняются универсальные истины.) Корень этого растения пробуждает в человеке солнечные принципы, так что его сознательный ум принимает их и приходит к единству мироздания. Из этой травы изготовляются идолы Бога для поклонения.

__________
* Индийское название calotropis — мудар — прим. пер.

Магнитные полюса Земли — результат действия солнечной энергии. Две различные вибрации солнечной энергии — одна от Полярной Звезды, а другая от нашего Солнца — встречаются под прямым углом в геометрическом центре нашей Земли. Эта точка встречи называется точкой возникновения вознесённых потоков (уттама пада). Когда Земля вращается вокруг своей оси, видимый круг ежедневного хода Солнца служит как бы катушкой, по которой проходит ток. Это делает Землю магнитом. Вращение же магнита-Земли опять же наводит электрический заряд в эфирных токах вокруг неё. Эти эфирные токи обегают Землю, касаясь её двух полюсов. Производимое таким образом и циркулирующее по катушке эфирных потоков электричество проявляется как жизненное тело Земли. Оно распределяется как жизнь джив нашей Земли. Эти дживы — вечные я, время от времени посещающие Землю (здесь имеются в виду эоны времени), а жизнь Земли готовит для этих я подходящие проводники. Эта взаимосвязанная деятельность управляется законом кармы, а солнечный бог, тот, что в Солнце — наблюдатель, надзиратель и овеществитель кармы этой Земли.

На планетарном уровне Солнце действует как планета, правящая сознанием всех существ. Поскольку его луч в проявлении семеричен, свет и звук существуют семеричными шкалами. Все минералы Земли также делятся на семь групп. Материя — от пространства до земли — бывает семи плотностей. Существование Солнечной Системы происходит среди семи планов. Каждое планетное тело также одновременно существует на семи планах, хотя периодически оно бывает активно на каком-то одном из семи. Каждая планета проявляется тогда, когда её сознание достигает земного плана, а потом она опять удаляется на более тонкие планы. Семь раз повторяется этот процесс, прежде чем планета выходит на солнечный уровень существования. Тело человека состоит из семи тканей. Столь последовательно семеричная природа проявляется по всей этой вселенной в силу деятельности Солнца. Для всех живых существ различных планет Солнце является вратами сообщения с разумами космического плана. Йог должен пройти через солнечный центр и раскрыться на высшие уровни. На нашей Земле тоже есть солнечный центр, и это — Шамбала. Йогу следует соприкоснуться с Шамбалой с помощью Иерархии. Это происходит через головной центр человека, и поэтому головной центр называется точкой высшего озарения его солнца. Когда человек стоит на земле, его голова указывает на его зенит. По этой причине зенит называется местом посвящения, и поэтому когда Солнце в его зените, человек обретает связь с Иерархией. У каждого живого существа есть свой солнечный центр, который является его собственным сознанием "я есмь". Это центр его круга (горизонта или кругозора), и он находит соответствие в солнечном центре нашей солнечной системы. "Одно солнце видится всеми существами, как будто есть по одному для каждого", — говорит Бхагавата. Индивидуальный и вселенский солнечные центры взаимодополняющи по природе. Они как две ножки циркуля. Они скрыты в квадрате, соединяющем четыре кардинальных точки, отмеряемом от меридиана (зенита) всякого живого существа. Как только родилось существо, появляется этот квадрат. Человек встаёт в центр квадрата и нейтрализует его, когда оказывается в центре круга. Но до этого ему нужно овладеть всеми науками и искусствами мира, а также достичь глубокого понимания геометрии вселенной. Вся мудрость мироздания открывается через четверть круга. Вся драма этой вселенной открывается Солнцем лишь в её четвёрти. Солнце — распорядитель мистерии творения. Все великие ритуалы мира полны солнечного символизма. Над высшими мистериями творения стоит этот Мастер Востока. На ментальном плане все они копируются лунными божествами, чтобы получился набор малых мистерий, которые являются лишь формой подмены высших.

Солнце и Луна именуются правым и левым глазами Вишну. Утверждение это очень глубокое и передаёт практическому оккультисту много тайн. Хотя два глаза человека по своему устройству и зрительным функциям представляются идентичными, для изучающего оккультную анатомию между ними существует значительная разница. Ида и пингала — это проводники лунных и солнечных токов в человеке. Пингала, солнечная пульсация, соединена с правым глазом. Она стимулируется к действию сосредоточением ума через медитацию на правом глазе. Ида, лунная пульсация, соединена с левым глазом. Сушумна, космическая пульсация, проходит между ними и соединена с межбровным центром. В Ведах они описываются как три дэви — Ида, Лакшми и Сарасвати. Сарасвати, или сушумна, также описывается как река, текущая сквозь почву. В Пуранах те же три описываются как Гаури, Лакшми и Сарасвати. Сушумна проходит вертикально от головного центра к муладхаре. Солнечный поток исходит из головного центра, двигаясь вдоль сушумны, и отклоняется влево, а лунный отклоняется вправо. Они снова встречаются в аджня-чакре, пересекаются в сушумне и первый раз меняются местами. Затем они снова пересекаются в горловом центре и проходят второе обращение. Ещё один раз то же самое происходит в сердечном центре, после чего они окончательно встречаются в муладхаре. Это образует жезл посвящения, на верхушке которого (в головном центре) находится точка посвящения. По этой причине Солнце называется правым глазом Вишну. Пураны же описывают Солнце как один из трёх глаз Господа Шивы, поскольку учитываются три потока. Три глаза представляют космический огонь, солнечный огонь и огонь трения. Тремя глазами Шивы они называются на духовном уровне, а на уровне души — тремя глазами Дэви, Матери Мира.

Если рассматривать глаза в аспекте зрительной способности, оба глаза человека в равной мере управляются Солнцем, поскольку зрение — явление, связанное со светом, а Солнце — источник света. Серьёзное поражение Солнца в гороскопе воздействует и на зрение. Интересно отметить, что второй дом гороскопа представляет правый глаз, а двенадцатый — левый. Серьёзное поражение Солнца во втором доме влияет на правый глаз, в то время как если то же самое случается с Луной в двенадцатом доме, то это влияет на левый. Стоящий за этим принцип будет легче понять, если вспомнить о соответствии Тельца и Рыб второму и двенадцатому дому. Телец и Рыбы духовно соединены секстильным аспектом. Стопы ног связаны со зрением. Заболевания ног и зрения обычно встречаются вместе. Если человек привык ходить босиком при палящем солнце, скоро это подействует на его зрение. Помните, что стопы ног также управляются Рыбами. Стопы поглощают разрушительную силу солнечных лучей, в то время как глаза — созидательную силу.

Солнце Солнечной Системы образно называется приёмным сыном Вишвакармы, Великого Геометра Вселенной. Согласно этой аллегории, Вишвакарма выбривает голову Солнца, оставляя лишь семь пучков волос. Эта аллегория очень глубока, и относится к процессу ограничения всепоглощающей яркости космического солнца семью лучами на планетарном уровне. Пусть изучающий духовную науку употребит свою интуицию, чтобы осознать большее.

Сказано, что жёнами Солнца являются Санджня (символ) и Чхайа (образ или тень). Яма, владыка ограничения, стоящий над разделительной линией между темнотой небес и аурой Солнечной Системы, описывается как сын Солнца. Другой сын Солнца — Сатурн. Яма рождён Санджней, а Сатурн — заменяющей её Чхаей.

Когда кардинальные точки Земли соединяются, получается квадрат, стоящий на точке надира. Он стоит на своём углу, а не на стороне. Такое положение квадрата вокруг Земли в одном смысле, точнее, масштабе, называется колесницей Солнца. У неё лишь одно колесо и везут её семь лошадей. Пусть читатель помедитирует над этим представлением — это основа всех солнечных ритуалов и посвящений. Возничим этой колесницы назван Аруна, у которого была лишь верхняя половина тела. Аруна — это духовный луч, который достигает Земли в момент восхода. Это кровь Спасителя на кресте, когда транзитное Солнце проходит через кардинальный знак Козерога. Это духовное вино живых существ этой Земли. Весь день, начиная с восхода, делится на 60000 периодов, возглавляемых столькими же божествами. Они описаны как великие риши, подвешенные вниз головой и призывающие Бога Солнца через все размеры.* За ними стоят риши (лучи мудрости), гандхарвы (сверхкосмические разумы, которые управляют искусствами цвета и звука) и апсары (описываются как прекрасные нимфы, несущие воду).

__________
* Стихотворные размеры, в которых написаны мантры Вед — прим. пер.

Солнце — это причина дня и ночи. Оно также вызывает восходящие и нисходящие потоки эфира и ежегодные дожди. Аналогично оно вызывает вознесение материи в дух на уттараяне и осаждение духа в материю на дакшинаяне. Вся деятельность года, как тайна, сосредоточена вокруг Солнца, в то время как сосредоточение её вокруг центра Земли — это тайна подменная. Знание о начале дня сообщает человеку много сил. Некоторые говорят, что день начинается с восходом и кульминирует в ночи, а другие — что он начинается с сумерек, а кульминирует в рассвете. Подобно терминам "выше" и "ниже", термины "день" и "ночь" также относительны, завися от наблюдателя и его понимания Солнца. "Те, кто выше, называют это нижним, а те, кто ниже, называют это верхним", — гласит очень сильное высказывание из Риг Веды, над которым стоит помедитировать. Расширение видения зависит от представления о свете. "Тот, кто не знает этого... — что он может сделать со светом?" — говорит Веда. Значение термина то скрыто в двойной деятельности Солнца. Материя названа отправной точкой вознесения сознания в дух, а дух — отправной точкой его нисхождения в материю. Однако истинная отправная точка — в духовном Солнце. Материя понимается риши как "дыра или пустота, вырытая фохатом" в пространстве. Пространство, которое и является проходом для материи в дух, названо пустым теми, кто не видит ни одной из этих двух сторон. Эта двойная деятельность сознания эманирует из духовного Солнца, местопребывания того числа, что находится между Нулём и Единицей. Многочисленны открытия риши в области скрытых тайн Бога Солнца. И невозможно в такой книге, как эта, описать и раскрыть их для обычных людей. Человек, пытающийся толковать мудрость Солнца через книги, подобен муравью, пытающемуся проглотить небо. Пусть тот, кто изучает искренне, помедитирует над приведённым концепциями, подойдя к ним скорее через интуицию, чем через интеллект, ведь он ищет не сведений, а осознания.

 

ЛУНА

Хотя из эзотерической мудрости, касающейся Луны, многое было подробно дано в "Тайной доктрине", некоторые всё ещё склонны думать, что на духовном пути Луна не оказывает никакого влияния. Многие считают Луну холодным спутником, обращающимся вокруг Земли. Но этот спутник — лишь отражатель грандиозного космического лунного принципа, который признавали древние. Наша Земля ещё недостаточно развита, чтобы в полной мере получать все лучи этого космического божества, а наша Солнечная Система недостаточно развита, чтобы явить планетное тело, способное притянуть и вместить этот космический принцип на планетном уровне. По этой причине лишь из книг древней мудрости мы можем узнать об этой планете, которой д`олжно быть в нашей Солнечной Системе. Это космическое божество влияет на нашу Солнечную Систему и ведёт её эволюцию вместе с другими космическими божествами, но сейчас она может принимать лунный принцип только лишь в виде явления отражения. Потому наше физическое Солнце — лишь отражение духовного солнца, и отражение это становится возможно только через Луну.

В то время как спутник Земли называется Чандра (Луна), стоящее над этим космическое божество называется ведическими риши Сома. Сома действует как ум нашей Солнечной Системы, а Чандра — продукт этого ума. Однако, Чандра служит местопребыванием ума нашей Земли, образуя саму материю её мозговых клеток, а также управляя её астральным и низшим ментальным телами.

Буддхический план нашей Солнечной Системы был результатом действия Сомы на пятиконечную звезду этой системы. Когда Солнечная Система была в состоянии созревания и развивала планетные способности как только пять чувств, Сома вызвал рождение планетного принципа Меркурия. Эти труды увенчались рождением буддхического сознания, позднее локализовавшегося в планете Меркурий. По этой тайной причине Пураны называют Меркурий сыном Луны (на самом деле Сомы). Игра ума в человеке постепенно даёт рождение высшему ментальному. Высшее ментальное получает отдельные впечатления от высших принципов человека, и в этом — происхождение буддхического плана. Это желание расти заставляет низшую природу человека вознестись в буддхическое сознание. Помните, что кульминация эволюции — это человек, а его эволюция — процесс двоякий. Высшие принципы, как помощники, спускаются, чтобы поднять низшие. Низшие, побуждаемые активностью камы, возносятся выше. Результатом этого является встреча высшего ума с высшими принципами в виде буддхи. Поначалу высшие принципы нисходят трудами Юпитера, а тем временем низшие принципы поднимаются трудами Луны. В результате рождается Меркурий. (Меркурий здесь представляет буддхический план в человеке). Вот смысл той аллегории,* в которой Луна приближается к Юпитеру в качестве его ученика и порождает от жены Юпитера сына по имени Будха. Спутник Луна действует здесь как подмена, скрывающая мудрость великой мистерии вышеописанного явления.

__________
* См. Будха в Словаре.

На нынешней стадии эволюции Сома распределяет свои труды двумя группами. Через спутник Луну он исполняет меньшие обязанности, относящиеся к нашей Земле, а через Нептун — б`ольшие обязанности по отношению ко всей Солнечной Системе. Для оккультиста и изучающего символизм это решает очень многие астрологические загадки. Оплодотворение, созревание, прорастание, построение мозговых клеток, работа низшего ума и управление приливами осуществляются сейчас нашим спутником, Луной. Стимуляция же ментального сознания к росту в сознание души, созревание души для духовного рождения, часть работ по выстраиванию антахкараны, соединение душ в групповое присутствие силой музыки проводятся уже через Нептун. Для обучения душ приёму мудрости методом впечатления эти два разряда трудов Сомы должны быть совмещены. Обучение через впечатление — это высшая из известных форм образования, и без хорошего аспекта Луны с Нептуном человек не может быть привлечён на эти пути изучения.

В некотором смысле, без помощи Луны для человека нет духовного пути. Луна представляет собой природу как мать. Вначале, как все животные, человек ведом инстинктом, и значительная часть его деятельности является автоматической. Эти инстинкты и рефлексы нуждаются в руководстве, поскольку высший ум с ними не связан. Этим занимается низший ум, управляемый Луной, которая и контролирует эти отклики и реакции. Потому для младенческого человека она действует как невидимое божество (мать-природа). Даже новорождённый принимает или отказывается, когда ему дают сладкое или горькое. Он находится под защитой Луны, пока не наступит рассвет его рассудка.

Асцендент в гороскопе зачатия представляет "я", нисходящее в рождение. При рождении Луна овладевает ребёнком через соединение или противостояние с асцендентом зачатия. Натальный асцендент также оказывается в соединении или противостоянии с градусом Луны в гороскопе оплодотворения. Такой взаимообмен держит оба аспекта асцендента под прямым контролем двух аспектов Луны. По этой причине в гороскопе среднего человека натальная Луна откликается на эффекты транзитов и природу знаков сильнее, чем натальный асцендент. Когда же Луна исполнит свой долг по приготовлению среднего человека к духовности, она передаёт бразды правления самому человеку. С момента его второго рождения (посвящения или того, что может быть названо поистине рассветом высшего ума человека) главную роль приобретает асцендент, а влияние натальной Луны становится незначительным. На самом деле, Луну можно верно определить как обет Бога человеку о дне его избавления и достижении земли обетованной. Это ковчег завета, что находится в святом святых жилища господня. Он служит отражением Бога в человеке. Образ в святом святых скрыт завесой, пока человек сам не сможет сдёрнуть её. По этой тайной причине храмовый символизм столь многих религий обнаруживает тождество с органом, в котором происходит созревание плода, равно как и с путём восхождения человека. Помните, что весь процесс воспроизведения управляется Луной, будучи лишь отражением высшего творения, проводимого Солнцем.

Как Солнце — владыка дня, так Луна — владычица ночи, а потому у среднего человека она управляет негативным аспектом сознания. Это сознание называется воспринимающим. Способность человека к восприятию можно оценить по положению Луны в его гороскопе. Если Луна усиливается знаком и имеет хороший аспект с одной из положительных планет, то у него будет хорошая восприимчивость. Он сможет извлечь максимум пользы из присутствия мудрецов и хороших мыслителей. Он легко получит прибыль и быстрый доступ к ресурсам. Его выздоровление после болезней будет очень быстрым, поскольку он притянет хороший целительный магнетизм из эфирных потоков и в особенности — солнечную энергию. Его впечатление о людях и окружении инстинктивно будет верным. Спиритуалист при этом получает лёгкий доступ к групповому контакту. Если же Луна поражена, то способность к восприятию несовершенна. Человек будет очень легко притягивать нездоровые вибрации, и жизнь среди людей слабого здоровья скоро ослабит и его самого. На пути спиритуализма он может стать жертвой вредного медиумизма.

Лунный свет хорошо светит в темноте — потому он представляет свет во тьме. Хороший аспект Луны с Нептуном позволит пережить свет в темноте. Чувства могут быть легко подчинены, ум легко поглощён и свет души воссияет с помощью подходящего гуру. Душевное видение такого человека будет лучше и яснее, и скрытая сторона вещей откроется ему без всякой игры понимания. Духовное обучение во сне и образование через впечатление будут даваться легко. Невидимые планы станут видимы ему, он сможет очень легко почувствовать присутствие существ тонкого мира. Ему будет легко развить вдохновенное письмо. Однако он не сможет ничего развить без помощи более сильной души. Для мужчины в этом случае соединению с тонкими уровнями будет способствовать присутствие женщины. Оказывается полезной и медитация на женских божествах. Идея Матери Мира очень скоро приведёт его на путь благодати.

В Пуранах имеется аллегория, согласно которой Луна была проклята Праджапати Дакшей и обречена на смерть от истощения, но Господь Шива защитил её, сделав украшением своей головы. Это значит, что для тех, кто находится на мирском уровне, влияние лунного луча вызывает убывание и рост жизненной активности. Для совершенного йога, который превзошёл секс, лунный луч даёт духовное питание.

Рождение Луны прослеживается к "пахтанию океана". От него произошло рождение Сомы. Этот космический принцип вошёл в проявление из-за активности водоворота пространства во времени. Эта концепция очень трудна для понимания. Тем не менее очевидно, что ум человека снова возникает на уровне души, чтобы служить уже высшей цели. Сначала в медитации низший ум погружают в субъективный сон, чтобы он уступил место сознанию души. Затем, когда душа утвердится в своих функциях, она снова вызывает чистый ум служить высшему назначению.

Положение Луны в гороскопе ночью над горизонтом даёт лучшие возможности для развития души. Луна прямым образом связана с водами Земли, и океанские приливы и отливы управляются лунными фазами. Каждая река разливается через определённые интервалы времени, и они управляются Луной. Менструальные циклы у женщин и циклы плодородия также подчиняются обращению Луны. Луна обходит двенадцать знаков Зодиака примерно за 28 дней. Таков и менструальный цикл женщины. Здесь имеется соответствие и с плодородием земли. Рост растений управляется Луной, в то время как питание растительному царству доставляется лучами Солнца. Появление и исчезновение лунного диска раз в месяц имеет связь с видимым и невидимым ростом растения. При растущей Луне стимулируется рост листьев, веток, цветов и плодов. По этой причине садовники и фермеры сеют семена, когда Луна начинает расти. Но те растения, сочные части которых развиваются под землёй, следует сеять, когда Луна начинает убывать. Так что земляные орехи, картошка, морковь, свёкла и прочие корнеплоды достигнут нормального размера, только если посажены в начале убывающей фазы Луны.

У кошек есть таинственная связь с Луной — они притягивают её магнетизм. По этой причине некоторые школы оккультизма предписывают присутствие кошки при практике медитации. Вот почему у египтян кошки считались священными. Тем не менее, присутствие кошек в местах для медитации также приводит к таким явлениям как сны, видения, медиумизм и притяжение недавно ушедших душ. По этой причине индусы кошку считают животным несвященным и отрицательным. Присутствие кошек стимулирует скорее психические уровни, чем духовную осведомлённость. Другой интересный момент заключается в том, что глаза кошек демонстрируют все лунные фазы.

Тригональный или секстильный аспект между Солнцем и Луной при рождении больше всего способствует духовной практике. Квадратурный же аспект между этими светилами делает ум сверхчувствительным, неугомонным и неустойчивым. При этом каждые семь дней будут происходить заметные


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: