double arrow

Конспект занятия по ознакомлению: Зимнего пейзажа в старшей группе на тему : картина И.И. Шишкина «Зима» и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э. Грабаря»


Программное содержание, задачи:
1. Вызвать у детей эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа, ассоциации с собственным опытом восприятия зимней природы.
2. Развивать художественное восприятие пейзажных картин «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря, видение содержания и средство выразительности живописи: цветосочетания зимней природы, соответствующие им настроения, композиционные построения картин.
3. Развивать умения давать эстетические оценки, суждения, соотносить по настроению образы живописи, музыки, поэзии и художественной прозы.Обогащать словарь детей эмоциональными Определениями.
Материалы и оборудование: репродукции картины «Зима» И.И. Шишкина и «Сказка инея и восходящего солнца» И.Э.Грабаря
-Рассказ Г.Скребищкого, стихи С.Черного, С. Есенина.

Методы и приемы: мотивационный момент,стих,сравнение,беседа по картина И.И.Шишкина «Зима» и «сказка и не я и восходящего солнца»,дидактическая игра,анализ.

Ход занятия.

Методы и приемы. Прямая речь.
Мотивационный момент,стих. Белый снег пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Все его одело. Темный лес - что шапкой Принакрылся чудной И заснул под нею Крепко, непробудно... Божьи дни коротки, Солнце светит мало, Вот пришли морозцы - И зима настала.   -Ребята вас понравилась стихотворение? Д:да! В:Про что оно? Д:Про зиму,про снег. В:Правильно,сегодня на занятии мы рассмотрим две картины. У каждой картины есть своя маленькая тайна (тайна изображения снега), которую нам с вами предстоит разгадат
Основная часть.Беседа по картине И.И.Шишкин. «Зима» и картина «сказка инея и восходящего солнца».Художественное слово. -Рассмотрим первую картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. «Зима» (открывается стенд с картиной «Зима») Дети рассматривают картину, воспитатель читает отрывок из рассказа Г.Скребицкого о волшебстве зимы под музыку А.Вивальди «Зима». «….Растянула Зима по небу серые тучи и стала покрывать землю свежим пушистым снегом. В один день все кругом разукрасила. Побелели поля и пригорки. Тонким льдом покрылась река, притихла, уснула, как в сказке. Ходит зима по горам, по долам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. А сама поглядывает по сторонам – то тут, то там свою волшебную картину исправит. Заглянула Зима в лес. «Уж его-то я разукрашу: солнышко как глянет, так и залюбуется!» Обрядила она сосны и ели в тяжелые снеговые шубы, до самых бровей нахлобучила им белоснежные шапки; пуховые варежки на ветки одела. Стоят лесные богатыри друг возле друга, стоят чинно, спокойно. А внизу под ними, словно детишки, разные кустики да молоденькие деревца укрылись. Их Зима тоже в белые шубки одела. И на рябинку, что у самой опушки растет, белое покрывало натянула. Так хорошо получилось! На концах ветвей гроздья ягод висят, точно красные серьги из-под белого одеяла виднеются.. Раздвинуло солнышко сизую тучку…А под его ласковым взглядом все еще краше становится. Вспыхнули, засветились снега. Синие, красные, зеленые огоньки зажглись на земле, на деревьях, на кустах. А подул ветерок… в воздухе тоже заискрились, заплясали разноцветные огоньки. Чудная получилась картина! Пожалуй, лучше и не нарисуешь! Любуется солнышко картиной Зимы… глаз оторвать не может…» - Вот какую прелестную картину описал нам писатель Г. Скребницкий в отрывке из рассказ о волшебстве Зимы. - А сейчас посмотрим картину о зиме, которую написал художник Иван Иванович Шишкин. -Как вы думаете, почему именно это место Шишкин решил изобразить на холсте? Что покорило, удивило и порадовало его? Д.: красота зимнего заснеженного леса, устланного толстым слоем пушистого снега. -Какой это лес молодой или старый? Почему вы так думаете? Д.: старый, дремучий, непроходимый лес – «еловый бор». - Это старый дремучий бор, посмотрите на ели. Что можно о них сказать? Д:огромные, с мощными толстыми стволами, ветви начинаются высоко наверху. Это лесные богатыри. - А чуть дальше что мы видим? Д.: частый лес, чащобу – не продерешься сквозь нее. -А что мы видим на земле? Что лежит под снегом? Д.: огромные стволы упавших деревьев. Кое-где стволы елей уже наклонились, но еще не упали. - А есть ли тут маленькие елочки и кусты? Д.: да, они чуть виднеются из-под снежных шубок. - Как вы думаете, почему художник нарисовал лес так, что мы не видим верхушек деревьев? Что больше всего привлекло его внимание? Д.: снег в еловом бору. - Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину? Д.: он стоял очень близко к деревьям, поэтому и не видел из верхушек, а видел только стволы. - На первом плане передним была поляна с поваленными деревьями, покрытыми пушистым снегом, а чуть вдали виднелся просвет между елями, где в бело-желтоватой пелене большие ели видны от макушки до основания. -Почему Шишкин хотел обратить наше внимание именно на то, что находится внизу, - на заснеженную поляну? Д:ответы детей - Внизу все погружено в тень. Посмотрите на цвет снега. Какой он? Д:ответы детей Видите ил вы здесь живое существо? Приглядитесь внимательно. Вот какую еще загадку загадал нам художник. Нашли? Д.ответы детей -Да, это птица не ветке, кажется, что она тоже заснула. - Давайте отгадаем и первую загадку: от чего зависит цвет снега? Д.:ответы детей - Отгадка: цвет снега зависит от цвета окружающих его предметов, от освещения. -Какая же по настроению эта картина? Д.: тихая, спокойная, сонная. -Тишина! – шепнула белая поляна. Тишина! – вздохнула, вея снегом, ель. За стволами зыбь молочного тумана Окаймила пухлую пастель. (С.Черный) -Полюбуемся еще на картину, послушаем и насладимся тихой песней морозного дня. (музыка А. Вивальди отрывок из пьесы «Зима») - А сейчас нам предстоит разгадать еще загадку. Послушайте, о чем я вам расскажу. -Как-то раз художник Игорь Эммануилович Грабарь зимой приехал на дачу, чтобы писать зимние пейзажи. Он уже не первый день ходил с этюдником и рисовал понравившиеся ему места. Но вот однажды, проснувшись рано утром и выглянув в окно, он ахнул! Что за сказочная, необыкновенной красоты картина открылась перед ним! «Скорее, скорее писать, пока это чудо не исчезло!» Ему хотелось петь и танцевать от радости! Он схватил краски и стал писать, а зимушка-зима бродила вокруг него и тихонько напевала свою нежную, завораживающую песню. -Хотите увидеть эту необыкновенную картину? Д.: да(воспитатель открывает картину «Сказка инея и восходящего солнца», дает время вглядеться в нее)+ музыка П.И. Чайковский «Февраль»126) - Как вы думаете, что так порадовало и удивило Игоря Грабаря? Д.:ответы детей - Да, мы как будто очутились зимой в сказочном, волшебном саду, где расцвели необыкновенные деревья! -Что за деревья изобразил художник? А как вы узнали, что это березки? Д.:ответы детей -По ажурным опушенным инеем веточкам, посмотрите, создается ощущение, что эта сказочная бахрома – необыкновенной красоты цветы. -Какой основной тон картины? Д.: неяркий, розовато-сиреневый, розовато-голубоватый, холодный. - А как вы думаете, почему художник выбрал такую гамму цветов? (Потому, что это восход холодного желто-лимонного солнца в морозный день, оно своими лучами окрасило снег в розово-сиреневые холодные тона, и иней на ветка вдруг загорелся, заискрился, засверкал розовато-сиреневыми блестками. Небо у горизонта стало лимонно-желтым от солнца, а снег – зеленоватым, голубовато-сиреневым. Разукрасила Зима.. На уборе бахрома Из прозрачных льдинок, Звездочек-снежинок. Вся в алмазах, жемчугах, В разноцветных огоньках. Льет вокруг сиянье, Шепчет заклинанье: «Лягте, мягкие снега На леса и на луга, Тропы застелите, Ветви опушите!» (М.Пожарова) - Какое настроение у этой картины? Д.: нежное, спокойное, радостное. - А вам приходилось в жизни видеть деревья, покрытые инеем? Когда? В какую погоду? Д.:ответы детей -Как бы вы назвали эту картину? Д.ответы детей - Какого цвета снег на этой картине? Почему? Д:ответы детей -Художник Игорь Эммануилович Грабарь назвал ее «Сказка инея и восходящего солнца»? Д:ответы детей Он услышал нежную, радостную и волшебную песню Зимы и предал ее в своей картине
Сравнение. Давайте посмотрим на обе картины. Как называется эта картина? Кто ее написал? -Как называется вторая картина? Кто ее написал? -Чем они похожи? Д.: изображена зима, деревья в инее - Чем они отличаются друг от друга? Д.: цветом (колоритом), настроение, время суток, погода, лес: еловый и березовая роща.  
Дидактическая игра,анализ. А теперь,поиграем в игру «Картина»   Сейчас каждый из вас задумывает персонажа для картины. Сначала я говорю: «Я солнышко, хочу взять в картину тебя. Скажи, кто ты?» И мы все держимся за руки и и все по порядку называете,так до тех пор, пока все вы не Войдете в картину. сегодня на занятии мы с вами продолжили знакомство с художниками-пейзажистами и их картинами. Назовите картину и ее автора Д:ответы детей -Какие секреты изображения снега мы узнали? Что влияет на его цвет? Д: ответы детей -Что понравилось на занятии? Что нового узнали? -Спасибо за занятие. До свидания  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: