СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................……… | |
Статистические индексы...............................................................…............... | |
1. Основные формулы................................................................................... | |
2. Решение типовых задач............................................................................ | |
3. Контрольные задачи.................................................................................. | |
4. Контрольные вопросы.............................................................................. | |
5. Тесты.......................................................................................................... | |
Библиографический список.......................................................................... |
ВВЕДЕНИЕ
Настоящее методико-учебное пособие содержит задачи курса «Статистика. Часть 1» с целью сориентировать студентов на подготовку по теме «Статистические индексы».
Готовясь к практическим занятиям, студент должен прочесть рекомендованную литературу и конспект лекций, самостоятельно проверить, как он усвоил вопросы той темы, по которой будет решать задачи.
Решение задач необходимо сопровождать соответствующими формулами, подробными расчетами, пояснением сущности исследуемых показателей и краткими выводами. При этом особое внимание следует уделять экономическому содержанию показателей.
|
|
Расчеты должны быть выполнены с принятой в статистике точностью: индексы рассчитываются с точностью до 0.001, а проценты - до 0.01. При выполнении работ рекомендуется использовать статистические таблицы, которые должны быть построены и оформлены по правилам, изучающимся в теме «Сводка и группировка статистических данных».
В соответствии с учебной программой студентам всех форм обучения необходимо иметь навык в решении определенных задач, согласно требованиям и выполнить по данному разделу домашнюю контрольную работу. По окончании курса предусмотрен зачет.
Данные методические указания значительно упростят процесс изучения материала, т.к. в нем систематизированы темы раздела, основные формулы по темам, которыми необходимо пользоваться. Для повышения эффективности самостоятельной работы приведены подробные выкладки всех расчетных формул с ответами по каждой типовой задаче, а так же представлены примеры решения распространенных задач для самостоятельного решения. В конце каждой темы приведены контрольные вопросы и тесты, ответы на которые обеспечат положительный результат при сдаче зачета.
Перед выполнением контрольной работы или решением задач на практических занятиях требуется внимательное изучение настоящих методических указаний.
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ
Статистический индекс – обобщающий показатель, выражающий соотношение величин сложного экономического явления, элементы которого не подлежат суммированию. Различают индексы объемных показателей и качественных, индивидуальные и сводные, агрегатные и средние.
|
|
Основные формулы
Для расчета индексов приняты следующие обозначения:
q – количество единиц продукции в натуральном выражении;
p – цена за единицу продукции;
z – себестоимость единицы продукции;
w – выработка в единицу времени или на 1 –ого работника;
t – трудоемкость (т.е. затраты времени на единицу продукции t=1/W)
Индивидуальные индексы:
; ; | (1) |
Общие индексы:
- общий индекс физического объема:
. | (2) |
- общий индекс цен:
(3) |
-общий индекс товарооборота:
(4) |
.
Взаимосвязь общих индексов:
(5) |
Индексы средних величин:
- индекс переменного состава:
(6) |
- индекс постоянного состава:
(7) |
- индекс структурных сдвигов:
(8) |
Взаимосвязь индексов средних величин:
(9) |
Решение типовых задач
Задача № 1
По данным о товарообороте продукции за базисный и отчетный периоды определить общие индексы цен, физического объема и товарооборота.
Наименование товара | Стоимость продукции, тыс. у.е. | Изменение цены реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | Изменение количества реализованной продукции в отчетном периоде по сравнению с базисным, % | |
Базисный () | Отчетный () | |||
Говядина, кг | +50,0 | -12,5 | ||
Птица, кг | +25,0 | -11,7 | ||
Печень, кг | +12,5 | -20,0 | ||
Яйцо, шт. | +18,0 | +16,7 | ||
Всего | - | - |
Решение:
Из условия следует, что индивидуальные индексы цены по каждому товару имеют следующие значения:
; ; ; .
Определить общий индекс цен (по формуле 3) в агрегатной форме по приведенным данным нельзя, т.к. неизвестна цена - , но с учетом индивидуального индекса цены можно построить средний гармонический индекс цен:
Разница между числителем и знаменателем формулы характеризует сумму дополнительных затрат покупателей (дополнительного товарооборота продавцов), обусловленных ростом цен на 16,6%, которая составляет 2505 у.е. (17615-15110).
Аналогично вычисляем общий индекс физического объема товарооборота при неизвестном количестве проданных товаров в отчетном периоде, построив индекс объемного признака в форме средней арифметичеcкой с учетом индивидуальных индексов физического объема:
; ; ; .
, следовательно, товарооборот за счет изменения объема реализованных товаров в отчетном периоде по сравнению с базисным сократился в целом на 4,4% или в абсолютном выражении на ( =15110-15800) 960 у.е.
Общий индекс товарооборота равен:
или его также можно рассчитать, используя формулу взаимосвязи индексов:
, следовательно, объем товарооборота вырос на 11,5% в отчетном периоде по сравнению с базисным, что в абсолютном выражении составляет () 1815 у.е.. Рост стоимости продукции произошел только за счет увеличения уровня цен на товары (16,5%) в то время как объем реализации в физических единицах сократился на 4,4%.
Задача № 2
На основании данных о себестоимости лазерного принтера по 3-м предприятиям определить индексы переменного, постоянного состава и структурных сдвигов себестоимости.
Предприятие | Себестоимость единицы продукции, у.е. | Сумма затрат на производство, у.е. | ||
Базисный период () | Отчетный период () | Базисный период () | Отчетный период () | |
«Оптима» | ||||
«Альфа» | ||||
«Сервис» | ||||
Всего | - | - |
Решение:
Индекс себестоимости продукции переменного состава рассчитывается по формуле:
, т.е. средняя себестоимость лазерного принтера по 3-м предприятиям в отчетном периоде по сравнению с базисным увеличилась на 4% за счет изменения двух факторов: уровня себестоимости на каждом предприятии и структуры производства товара, что в абсолютном выражении составляет
|
|
Индекс себестоимости продукции постоянного состава рассчитывается по формуле:
, следовательно, при постоянной структуре себестоимость лазерного принтера в среднем по 3-м предприятиям выросла на 4,8% или на 1020 у.е. .
Индекс себестоимости продукции структурных сдвигов рассчитывается по формуле:
или его можно рассчитать через взаимосвязь индексов:
, таким образом, в следствии изменения структуры выпуска себестоимость лазерного принтера в среднем по 3-м предприятиям в отчетном периоде по сравнению с базисным уменьшилась на 0,8%, что в абсолютном выражении составляет 5320 у.е. .
Взаимосвязь между абсолютными приростами можно представить следующим образом:
Контрольные задачи
Задача № 1
По данным о ценах на огурцы определить недостающие в таблице показатели.
Месяц | Цена за 1кг., руб. | Индивидуальные индексы цен | |
Цепные | Базисные | ||
Июнь | ? | - | 1,0 |
Июль | 0,51 | ? | ? |
Август | ? | 0,53 | 0,44 |
Задача № 2
Имеются следующие данные о реализации овощей и ценах:
Базисный период | Отчётный период | |||
Овощи | Количество, т. | Средняя цена за 1кг. тыс. руб. | Количество, т. | Средняя цена за 1кг. тыс. руб. |
Свекла | 0,20 | 0,16 | ||
Капуста | 0,25 | 0,20 | ||
Морковь | 0,30 | 0,25 |
На основании приведенных данных определить:
1 Индивидуальные индексы цен и физического объёма.
2 Общий индекс цен.
3 Общий индекс физического объёма.
4 Общую сумму экономического эффекта, которую получило население при покупке данных продуктов в отчётном периоде по изменённым ценам.
Показать взаимосвязь между вычисленными в пунктах 2 и 3 индексами.
Задача № 3
Имеются следующие данные о товарообороте магазина:
Товарная продукция | Продано товаров в фактических ценах, тыс. руб. | Среднее изменение цен в III кв. по сравнению с I кв., % | |
I квартал | III квартал | ||
Овощи разные | 540,0 | 550,0 | -10 |
Фрукты разные | 422,5 | 630,0 | +5 |
Кондитерские изделия | 336,0 | 348,5 | без изменений |
Вычислить: индивидуальный и общий индексы цен.
|
|
Задача № 4
На швейной фабрике по цеху мужского платья имеются данные о затратах на производство продукции и изменении её себестоимости:
Вид изделий | Общие затраты на производство изделий, тыс. руб. | Снижение (-) или повышение (+) себестоимости изделия в отчётном периоде по сравнению с базисным % | |
2006г. | 2007г. | ||
Пиджаки | +5 | ||
Брюки | без изменений | ||
Пальто | -5 |
Вычислить:
1 Индивидуальные индексы себестоимости продукции.
2 Общие индексы себестоимости продукции и затрат на производство продукции.
3 На основании взаимосвязи индексов исчислить индекс физического объёма продукции.
4 Сумму экономии, полученную в результате снижения себестоимости.
Задача № 5
Имеются следующие данные о выпуске одноименной продукции А и ее себестоимости по двум заводам.
Завод | Производство продукции, тыс. т. | Затраты на выпуск продукции, тыс. руб | ||
1 квартал | 2 квартал | 1 квартал | 2 квартал | |
Определить:
1 Индекс себестоимости переменного состава.
2 Индекс себестоимости постоянного состава.
3 Индекс влияния структурных сдвигов.
Контрольные вопросы
1 Сущность индексов и их роль в статистико–экономическом анализе.
2 Классификация индексов.
3 Различие между частными (индивидуальными) и общими индексами.
4 Методологические принципы построения индексов.
5 Базисные и цепные индексы и взаимосвязь между ними.
6 Индексы агрегатной формы.
7 Система взаимосвязанных индексов и определение влияния отдельных факторов.
8 Индексы с постоянными и переменными составами, цель их построения.
9 Средневзвешенные индексы.
10 Разложение общего прироста по факторам.
11 Индексы структурных сдвигов.
12 Индексы Фишера, Лайспейреса и Пааше. Индекс потребительских цен.
13 Использование индексного метода при анализе взаимосвязи экономических явлений.
Рисунок 1 – Виды индексов по форме вычисления