Полк. Одной вам идти нельзя.
Мамаша Кураж. Может, она уснет. (Поет.)
Шелестит солома.
Баю, баю, бай.
Соседские дети
Хнычут пускай.
Соседские -- в лохмотьях,
В шелку -- моя.
Ей платье ангелочка
Перешила я.
У соседских корка,
У нас -- пирожок.
Если не по вкусу,
Скажи, дружок.
Баю, баю, баю,
Спи, детеныш мой.
Один остался в Польше,
Где-то другой?
Не надо было вам говорить ей о детях вашего зятя.
Крестьянин. Если бы вы не пошли в город, чтобы нагреть руки, может,
Ничего бы и не было.
Мамаша Кураж. Теперь она спит.
Крестьянка. Она не спит, поймите, она неживая.
Крестьянин. И вам уже пора бы уйти. По дорогам рыщут волки и, хуже
Того, мародеры.
Мамаша Кураж (встает). Да. (Достает из фургона кусок парусины, чтобы
Прикрыть труп.)
Крестьянка. У вас больше никого нет? К кому бы вы могли пойти?
Мамаша Кураж. Есть. Эйлиф.
Крестьянин (в то время как мамаша Кураж прикрывает труп). Надо вам его
|
|
Разыскать. Об этой уж мы позаботимся, мы похороним ее как следует. Можете не
Беспокоиться.
Мамаша Кураж. Вот вам деньги на расходы. (Отсчитывает деньги и дает их
Крестьянину.)
Крестьянин и его сын пожинают ей руку и уносят Катрин. Крестьянка тоже
Пожимает ей руку с поклоном.
Крестьянка (уходя). Торопитесь!
Мамаша Кураж (впрягается в фургон). Надеюсь, и одна справлюсь с
Фургоном. Ничего, вытяну, вещей в нем немного. Надо опять за торговлю
Браться.
Со свистом и барабанным боем проходит еще один полк.
(Трогает с места.) Эй, возьмите меня с
собой!
Из глубины сцены доносится пенье.
Война удачей переменной
Сто лет продержится вполне,
Хоть человек обыкновенный
Не видит радости в войне:
Он жрет дерьмо, одет он худо,
Он палачам своим смешон.
Но он надеется на чудо,
Пока поход не завершен.
Эй, христиане, тает лед!
Спят мертвецы в могильной мгле.
Вставайте, всем пора в поход,
Кто жив и дышит на земле!
Занавес
ПРИМЕЧАНИЯ
(Илья Фрадкин)
Пьеса была написана в Швеции осенью 1939 года, в дни, непосредственно
Предшествовавшие возникновению войны в Европе. Впоследствии Брехт
признавался: "Когда я писал, мне представлялось, что со сцен нескольких
Больших городов прозвучит предупреждение драматурга, предупреждение о том,
Что кто хочет завтракать с чертом, должен запастись длинной ложкой. Может
Быть, я проявил при этом наивность, но я не считаю, что быть наивным --
|
|
Стыдно. Спектакли, о которых я мечтал, не состоялись. Писатели не могут
Писать с такой быстротой, с какой правительства развязывают войны: ведь
Чтобы сочинять, надо думать. Театры слишком скоро попали во власть крупных
разбойников. "Мамаша Кураж и ее дети" -- опоздала" (цит. по статье: Hanz
Bunge, Brecht im zweiten Welkrieg.- "Neue Deutsche Leratur, 1962, No 3,- S.
46--47).
Литературным источником пьесы была повесть немецкого писателя времен
Тридцатилетней войны Ганса Якоба Кристофеля фон Гриммельсгаузена "Подробное
и удивительное жизнеописание отъявленной обманщицы и бродяги Кураж". Эта
Повесть вместе с двумя другими повестями и знаменитым романом
Гриммельсгаузена о Симплициссимусе входит в цикл так называемых
"Симплицианских сочинений". Однако, почерпнув у Гриммельсгаузена некоторые
импульсы (Тридцатилетнюю войну как исторический фон для действия, образ
маркитантки по имени Кураж и пр.), Брехт написал пьесу по сюжету и
Проблематике вполне самостоятельную, почти никак не связанную с повестью
Писателя XVII века.
Брехт неоднократно высказывался о "Мамаше Кураж", комментировал спорные