УДК 159.9
КРОСС-КУЛЬТУРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МЕКСИКИ И РОССИИ)
Ю.М. Блинова
426034, г. Ижевск, ул. Университетская, 1, Удмуртский государственный университет, Институт педагогики, психологии и социальных технологий; e-mail: yulya.blinova.98@mail.ru
Представлены результаты исследования системы ценностей российских и мексиканских женщин. Рассматриваются различные подходы к выделению внешних (прежде всего, макросистемных) факторов, обуславливающих формирование личностных ценностей, а также к развитию системы ценностей на разных возрастных этапах. Приводятся данные рангового анализа выраженности различных ценностей в двух рассматриваемых подгруппах. Сопоставляется уровень конформности, понимаемой как степень принятия индивидом групповых ценностей, у представителей разных культур.
Ключевые слова: система ценностей, этнопсихология, конформность, этнография семьи.
В наш век «открытых» границ переезд в другую страну не представляет особой проблемы и с каждым годом набирает популярность. А благодаря межвузовским сотрудничествам и программам по обмену все больше студентов приобретает возможность получить образование и опыт заграницей. Стремление к перемене мест является одной из основных характерных особенностей человека. Но когда индивид попадает в иную для него среду, в данном случае чужую страну, процесс социализации – принятие норм, правил и общественных ценностей – становится для него неизбежен. Поэтому знания о культурных особенностях систем ценностей разных народов принимают важный и практический характер [1]. 1 СЛАЙД
|
|
Развитие системы ценностных ориентаций личности определяется многими психологическими факторами, которые, в сущности, можно разделить на две группы: факторы внутренние – личностные особенности индивида (предпочтения, потребности, воля) и внешние – окружающая среда (социальное окружение). Внешние факторы действуют на личность через определенные системы, которыми наполнена жизненная среда человека. Американский психолог У. Бронфербеннер выделяет четыре таких системы: микросистема (мать, авторитет), мезосистема (семья, школа), экзосистема (средства массовой информации) и макросистема (общество в целом, его законы, традиции и собственно ценности). 2 СЛАЙД
При этом автор отмечает, что система более высокого уровня оказывает влияние на нижележащие, из чего следует, что наиболее значительную роль играет макросистема, воздействуя на все другие уровни экологической модели [2, 114]. Таким образом, мы можем заключить, что семья как социальный институт является носителем народной культуры общества в целом и заключает в себе ценности той макросистемы, в которую она входит. 3 СЛАЙД
|
|
Формирование системы ценностных ориентаций личности начинается уже с раннего детства. В этот период у детей складываются оценочные нормы явлений и форм поведения, через непосредственное взаимодействие с родителями. Затем уже в младшем школьном возрасте у ребенка происходит освоение социальных норм и ценностей в процессе групповой деятельности. Сначала нормы группы кажутся чуждыми, но в дальнейшем через систему поощрения-наказания они закрепляются в сознании индивида, трансформируясь в собственную смысловую модель. В этом возрасте немаловажное значение играет группа сверстников, которая выступает в качестве посредника в освоении норм и ценностей общества в целом [2, 91]. Далее в возрасте 13-16 лет за счет ориентации на взрослые ценности у подростка впервые появляется возможность формирования собственной связной ценностной системы, которая определяется развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали [2, 92]. Однако предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте, когда моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе [2, 94]. Но развитие система ценностей на этом не останавливается. Например, при получении нового жизненного опыта или смене социального окружения она может претерпевать изменения даже в зрелом возрасте. 4 СЛАЙД
Важнейшим интегральным фактором, определяющим степень принятия индивидом групповых ценностей, является уровень конформности. Под конформностью понимается признание и подчинение нормам общественного поведения, вызванное чувством принадлежности к группе или обществу [3, 116]. Индивидуальный уровень конформности, являющийся сложной социально-психологической характеристикой личности, определяется целым комплексом как внутренних, так и внешних по отношению к человеку факторов. Именно уровень конформности определяет особенности ценностной системы через выбор преимущественных способов ее наполнения ценностями общества [2, 149]. 5 СЛАЙД
С точки зрения теории межгенерационного изменения ценностей, значительное влияние на ценностные приоритеты – как личности, так и общества в целом – оказывают экономические условия. Американский социолог Р. Инглхарт отмечает, что «на протяжении истории большинство людей было серьезнейшим образом озабочено угрозой суровых экономических лишений, а то и голода. Однако исторически беспрецедентная степень экономической безопасности, какую узнало послевоенное поколение в индустриальных обществах, вела к постепенному сдвигу приоритета от «материалистических» ценностей к ценностям «постматериальным» (когда на первый план выдвигаются самовыражение и качество жизни)». Данная теория порождает гипотезу, что наибольшая субъективная ценность придается именно тому, чего относительно недостает [4, 16]. 6 СЛАЙД
В осуществленном нами эмпирическом исследовании приняли участие 30 незамужних женщин в возрасте от 16 до 25 лет, имеющие полное или незаконченное высшее образование; 20 из России и 10 из Мексики, проживающие в городской местности. 7 СЛАЙД
Для анализа системы ценностей была применена методика диагностики системы ценностных ориентаций личности по Е.Б. Фанталовой; особое внимание уделялось ценностям, связанным с межличностными отношениями (ценность №2 «Общение», №4 «Семья» и №14 «Любовь»). Также в обеих группах была подсчитана степень отклонения ответов от полученного среднего значения, что позволило высказать предположения об уровне принятия отдельными индивидами общественных ценностей. Итоговые данные представлены в таблице 1. 8 СЛАЙД
|
|
Таблица 1. Результаты эмпирического исследования
Ценность | Россия | Мексика | ||||
Хср | Ранг | Ϭ | Хср | Ранг | Ϭ | |
1. Здоровье | 8,85 | 3,09 | 10,2 | 1,02 | ||
2. Общение | 2,98 | 2,91 | ||||
3. Высокий соц. статус | 5,25 | 3,74 | 3,97 | |||
4. Семья | 9,45 | 4,14 | 8,8 | 3,31 | ||
5. Позитивные изменения в обществе | 4,8 | 2,7 | 7,9 | 3,59 | ||
6. Познание нового в мире | 7,75 | 4,14 | 6,8 | 2,23 | ||
7. Помощь и милосердие | 6,46 | 4,18 | 7,7 | 3,13 | ||
8. Материальное благополучие | 8,3 | 3,82 | 8,6 | 3,41 | ||
9. Получение хорошего образования | 7,15 | 3,23 | 12,6 | 1,96 | ||
10. Вера в Бога | 1,7 | 2,97 | 4,1 | 4,74 | ||
11. Отдых | 6,6 | 5,22 | 5,5 | 3,04 | ||
12. Полная самоактуализация | 3,34 | 5,6 | 3,07 | |||
13. Наслаждение прекрасным | 4,94 | 9,6 | 3,17 | |||
14. Любовь | 13,4 | 2,89 | 11,4 | 3,07 | ||
15. Признание и уважение | 6,35 | 3,15 | 8,2 | 4,6 | ||
16. Интересная работа | 10,2 | 3,17 | 7,8 | 2,04 | ||
17. Свобода в действиях | 13,2 | 2,82 Итого: 60,52 | 12,3 | 2,4 Итого: 51,83 |
Хср – среднее значение данной ценности (0 ≤ Хср ≤ 16)
Ϭ – среднее квадратическое отклонение от среднего значения
Опираясь на полученные в ходе эмпирического исследования данные, можно говорить о существенных различиях в выборе жизненных приоритетов женщин России и Мексики. Как видно из таблицы наиболее значимыми для русских женщин являются такие ценности как «любовь», «свобода», «самореализация» и «интересная работа», а у мексиканских женщин высокие ранги занимают «образование», «свобода», «любовь» и «здоровье». Интересно заметить, что ценность №12 («Полная самоактуализация») имеет большое значение для русских женщин и располагается почти на последнем месте у мексиканских.
Принимая во внимание гипотезу Р. Инглхарта, мы можем предположить, что русские женщины испытывают большую потребность в социальных контактах и эмоциональной поддержке, так как среднее значение таких жизненных сфер, как «общение», «семья» и «любовь» у них больше, чем у мексиканских женщин. 9 СЛАЙД
|
|
Для прояснения данного феномена обратимся к этнографии мексиканской семьи. Обычная семья в Мексике – это не только муж, жена и дети, но также обязательно и родители, и, кроме этого, множество более или менее близких родственников. Родственники в мексиканской семье, как правило, крепко связаны общими семейными традициями, они часто общаются, участвуют в жизни друг друга, и очень близки между собой. (Чего не скажешь о традиционной русской семье.) Все женщины в семье очень близки друг другу, безгранично друг другу доверяют и делятся самым сокровенным. Свекровь и невестка находят общий язык и становятся близкими подругами. (Что тоже не характерно для России.) Свекрови играют очень большую роль в семьях Мексики [5]. Таким образом, женщины в Мексике получают больше внимания и заботы, чем женщины, проживающие в России, что коррелирует с низкими рангами семейно-дружеских ценностей у мексиканской выборки. Данные особенности мезосистемы позволяют также провести параллель между сильными межличностными связями мексиканского народа и относительно высоким уровнем конформности как фактора, определяющего степень принятия индивидом групповых ценностей. 10 СЛАЙД
Данная связь была подтверждена в ходе исследования и показала, что уровень конформности мексиканских женщин оказался выше уровня конформности русских женщин (см. в табл. Таким образом, результаты нашего исследование позволяют утверждать, что в системах ценностных ориентаций женщин, проживающих в разных странах (в нашем случае, в России и Мексике), имеются определенные различия. 11 СЛАЙД
Известно, что иерархия личностных ценностей – это связующее звено между духовной культурой общества и духовным миром личности, между бытием общественным и индивидуальным [6], следовательно, знания о системах ценностей индивидов, представителей разных стран, позволяют описать не только духовную сферу той или иной страны, но и дают представления о ее экономической и политической сферах. Иными словами, психологические закономерности выходят за рамки психологии и оказываются на стыке таких междисциплинарных наук как антропология, этнопсихология, социология и политическая психология. 12 СЛАЙД
Библиографический список
1. Allik, J. et al. Personality profiles and the «Russian Soul»: Literary and scholarly views evaluated // Journal of Cross-Cultural Psychology. 2011. Vol. 42, №3. с. 372-389.
2. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 204 с.
3. Крысько, В. Словарь-справочник по социальной психологии. СПб: Питер, 2003. 416 с.
4. Инглхарт, Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис: политические исследования. 1997. № 4. C. 6-32.
5. Все о семье: этнография семьи: мексиканская семья [Электронный ресурс]. http://family-abc.ru/etnografiya-semi/item/81-meksikanskaya-semya (Дата обращения: 26.09.2017).
6. Белогурова, Е.Е. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс] http://www.belogurova.ru/glossary?letter=22&word=2334 (Дата обращения: 26.09.2017).