Неделя 2. Разбор заданий. Запарлеллить с предыдущими шагами. Дать новую модель

Проверка задания. На 1 человека отводится 5-7 минут.

Новая модель заключается в том, что человек пытается в каждом своем шаге искать свою зону ответственности. Избегание ответственности присуща зависимому человеку, поэтому в начале это может быть сложно, но дальше будет проще и лучше.

Терапевтические вопросы:

1. Где моя зона ответственности?

2. Разделяю ли я ответственность свою и чужую?

3. Какие чувства я испытываю, когда говорю или думаю о своей ответственности? Нравится ли это мне?

4. Что я делаю, чтобы избежать ответственности? Какие конкретные действия совершаю?

5. Какие плюсы я вижу в том, чтобы брать на себя ответственность и осознавать ее как здоровая часть меня?

6. Хочу ли я дальше выздоравливать? Моя ли это ответственность?

 

Неделя 3. Разбор механизмов.

Использовать сказкатерпию для зависимых. Кризисная терапия Николаева.

В формировании алкогольной зависимости решающую роль играют следующие факторы:

1) Социальные факторы: культурный и материальный уровень жизни, стрессы, информационные перегрузки.

2) Биологические: наследственная предрасположенность. По данным Альтшуллера до 30% детей, чьи родители злоупотребляли алкоголем, могут стать потенциальными алкоголиками.

3) Психологические: психоэмоциональные особенности личности, способность к социальной адаптации и противостоянию стрессам.

В патогенезе алкоголизма по Стрельчуку выделяют три стадии: 1 - Компенсированная, 2 - Наркоманическая, 3 - Терминальная или стадия декомпенсации.

Грозными признаками начала заболевания на 1 стадии служат: главный симптом - непреодолимая тяга к употреблению алкоголя, потеря 'чувства меры' по отношению к выпитому, формирование толерантности к алкоголю и лёгкой формы абстинентного синдрома.

После принятия высоких доз возникает амнезия, снижается трудоспособность.

На 1 стадии формируется лишь психическая зависимость. Уже в это время возможны нарушения функционирования некоторых систем органов: часто наблюдаются алкогольные кардиомиопатии, описана неврастеническая симптоматика - нарушения сна, утомляемость, беспричинные колебания настроения.

Во второй стадии болезненное влечение к алкоголю усиливается. Этому сопутствуют нарастающие психические изменения: концентрация всех интересов на алкоголе, эгоцентризм - крайняя форма индивидуализма и эгоизма, притупление чувства долга и других высших эмоций, беспечность, эмоциональное огрубление. Характерной особенностью второй стадии является окончательное формирование абстинентного синдрома. Кроме того, во второй стадии продолжается и достигает максимума рост толерантности к алкоголю, начавшийся в первой стадии. Из соматических расстройств наблюдаются: алкогольная жировая дистрофия и даже цирроз печени. Со стороны ЖКТ - гастриты, панкреатиты.

В третьей стадии на первый план выдвигаются признаки психического оскудения, соматического одряхления и падения толерантности к алкоголю (Что мы зачастую видим у лиц БОМЖ). Амнезия случается даже при приёме малых доз алкоголя. При этом меняются как характер опьянения, так и характер влечения к алкоголю, который из предмета смакования превращается в средство поддержания жизнедеятельности.

Сказкотерапия. Основная идея использования метода сказкотерапии при работе с зависимостями заключается в том, что с помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей. Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Как уже говорилось, возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей. Другими словами, данный вид психотерапии химических зависимостей связана, прежде всего, с формированием нравственной зрелости и «здоровых» ценностных ориентации.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быть недостаточно эффективно при сформированной зависимости. Сказкотерапия — прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия клиентом своей проблемы сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

Сказкотерапия зависимостей дает шанс духовного излечения, эффективна для поддержки близких зависимого человека и служит в большей степени профилактическим целям. Ее основа — формирование нравственных ориентиров, стимулирование развития Созидателя в душе ребенка, подростка и взрослого.

Современная сказкотерапия существует в трех аспектах:

▪ диагностическом;

▪ воздействующем;

▪ профилактическом, развивающем. Воздействующий «аппарат» сказкотерапии содержит пять видов сказок:

▪ художественные;

▪ дидактические;

▪ психокоррекционные;

▪ психотерапевтические;

▪ медитативные.

В сказкотерапии зависимостей используется в большей степени воздействующий аспект сказкотерапии. Основное воздействие осуществляется с помощью психотерапевтических и медитативных сказок.

Психотерапевтические сказки, с одной стороны, создаются психологом как метафорическое изложение истории жизни клиента. С другой стороны, заимствуются из богатого художественного наследия как носители нравственных ценностей и способов выхода из кризиса. Для каждой стадии сказкотерапии зависимостей подбираются специальные художественные психотерапевтические сказки. Варианты таких сказок приведены в этой книге, однако они не являются единственно возможными.

Медитативные сказки создаются психологом для снятия психоэмоционального напряжения (медитативные сказки первого вида), насыщения бессознательного положительными созидательными образами (медитативные сказки второго вида), для раскрытия личностного ресурса клиента (медитативные сказки третьего типа).

Выделяют семь стадий терапевтического консультирования в контексте сказкотерапии зависимостей:

1-я стадия — поддержка клиента и его близких, убеждение.

2-я стадия — проблематизация, усугубление кризисного состояния.

3-я стадия — осмысление жизненного опыта.

4-я стадия — актуализация и подпитка личностного ресурса клиента.

5-я стадия — формирование конструктивного созидательного альтруизма.

6-я стадия — профилактика срыва.

7-я стадия — формирование созидательной жизненной программы.

 

Неделя 4. Срыв и как пациент может использовать полученные знания и помощь соратника.

1. Процесс срыва.

У зависимого есть пограничный уровень психологического напряжения, выше которого психика не справляется без ПАВ (психоактивные вещества – наркотики, алкоголь).

Процесс срыва – накопление напряжения (ухудшение психологического состояния) до такого уровня, когда психика не сможет с ним справиться без употребления.

Часто различают: процесс срыва – ухудшение психологического состояния, который приводит к употреблению; срыв – единичное употребление с возвратом в выздоровление; рецидив – полный возврат в употребление.

Употребление – не внезапный акт, ему предшествует процесс развития срыва. Меры по предотвращению употребления можно предпринять задолго до самой ситуации употребления.

Профилактика срыва: отследить процесс развития срыва и предпринять меры по его остановке (тем самым избежав последующего употребления).

Основные причины, запускающие развитие срыва: а.) стрессовые события; б.) ПАС (постабстинентный синдром); в.) внутренний психологический конфликт.

2. Фазы развития срыва и меры по предотвращению

Выделяется шесть фаз развития срыва.

1. Нарушение психологической стабильности. Признаки: появление внутреннего напряжения; небольшие ухудшения в мышлении, желаниях, эмоциях, поведении; появление беспокойства о себе и отрицание его факта; появление скрытности; вера в то, что все идет отлично. Меры по предотвращению: развитие личностных качеств, помогающих не накапливать напряжение. Главная цель этой фазы – личностный рост.

2. Развитие внутренних изменений. Признаки: развитие напряжение; избегание близких людей (которые могут заметить изменения во мне); самозащита (оборонительная позиция против обратной связи); вера в то, что никогда не сорвусь; сосредоточение на других, а не на себе; появление чувства одиночества и грусти; трудность в связывании событий друг с другом (видна лишь часть проблемы); компульсивное и импульсивное поведение (непродуманные поступки). Меры по предотвращению: обучение методам справляться с напряжением (релаксации и т.д.) Главная цель этой фазы – обучение навыкам управления стрессом.

3. Изменения поведения. Признаки: Сильное нежелание заниматься выздоровлением, невозможность рассмотреть жизненные проблемы с разных сторон (сужение кругозора), плохое планирование будущего, скатывание в эмоциональные состояния, из которых сложно выйти. Меры по предотвращению: самоанализ – анализ своих вредных стереотипов поведения, желаний, эмоционального реагирования, мышления и их последующее исправление. Главная цель для этой фазы – анализ и коррекция своей реакции (внешней и внутренней) на стресс.

4. Нарастание личностного кризиса. Признаки: ощущение бесконечного потока непрерывных проблем; ощущения тупика (невозможность найти приемлемое решение проблемы); проблемы с ясностью мышления; проблемы с эмоциональным реагированием (совершаю под действием эмоций поступки, о которых потом жалею); трудности с нравственной ориентаций (определения что хорошо, а что плохо); нарушение режима дня, сна, еды, появление эмоциональных состояний депрессии, вины, стыда, раздражения, или наоборот – эйфории, неадекватной радости и т.д. Меры по предотвращению: анализ ситуации, вызывающих стресс и выход из них. Главная цель – исключение факторов стресса.

5. Потеря личностного контроля. Признаки: неспособность контролировать свои мысли, чувства, желания, поведение; ощущения бессилия и беспомощности; отказ от помощи; скрытие своих проблем; прекращение работы по программе выздоровления (безуспешные попытки ее применения в конкретных ситуациях); сознательная ложь; признание потери контроля перед самим собой и безуспешные попытки его вернуть; разрушение системы ценностей; крайняя степень эмоционального напряжения. Меры по предотвращению: использование системы поддержки трезвости – посетить собрания АА/НА, терапевтические группы, поговорить с товарищами по выздоровлению, психологом, священником и т.д. Главная цель для этой фазы – снятие психологического напряжения.

6. Деградация. Признаки: ощущение безысходности (только три выхода – сойти с ума, покончить жизнь самоубийством, употребление алкоголя) или того, что все абсолютно в порядке; невыносимые чувства депрессии, фрустрации, вины, стыда и т.д. или эмоциональная тупость (ровное отношение к жизненным кризисам), или состояния крайней эйфории; осознанное планирование употребление или неосознанное создание ситуаций, где возможно употребление. Меры по предотвращению: специальная помощь – консультант по химическим зависимостям, психолог-аддиктолог, нарколог, спонсор, опытный член сообщества взаимопомощи и т.д. Возможно изоляция – реабилитационный центр или другое место, где смогут насильно удержать от приема наркотика, пока психологическое состояние не стабилизируется. Главная цель для этой фазы – удержаться от срыва.

Пример развития срыва: Изменился режим работы, начал больше уставать, при этом не признавался сам себе в этом (1 фаза). Впоследствии усталость усиливалась, замечания близких игнорировал, говорил, что все нормально (2-я фаза). Появилось нежелание ходить на группы и что-то делать по выздоровлению, сильно сократил количество посещений, практически исключил самостоятельную работы, предпринимал усилия упорядочить работу, но ничего не получилось (3-я фаза). На работе как будто захватил поток, трудно прийти в себя, дома появились споры, непонимания, на группы захожу только иногда (4-я фаза). Не могу ничего сделать с напряжением, несмотря на все попытки, дома постоянные скандалы, на группу – ничего не помогло (5-я фаза). Полное ощущение тупика, полностью прекратил ходить на группы – не до них, дома отношения разорваны, не вижу выхода (6-я фаза).

3. Функциональный анализ срыва

Функциональный анализ срыва – отслеживание опасных ситуаций, мыслей, эмоциональных состояний, желаний, поведения. После отслеживания необходимо произвести их анализ и найти способы коррекции. Делать это можно с помощью таблицы функционального анализа срыва. В это таблицу со столбиками ситуации, мысли, эмоции, желания, поведение следуем внести свои признаки срыва (можно воспользовавшись описание срыва, можно свои личные). Во второй строке следует проанализировать эти признаки. В третьей выработать способы их коррекции.

Пример функционального анализа процесса срыва:

  Ситуации Мысли Эмоции Желания Поведение
Признаки 1. Излишняя нагрузка на работе. 2.Тяжелые отношения в семье. 1. Мне не хватает сил на группы, нужно сократить. 2. Я могу со всем справиться сам.   1. Усталость 2. Тревога 1. Прекратить выздоровление 1. Пропускаю группы.
Анализ (чем опасно) 1. Усталость может привести к употреблению. 2.Напряжение опасно 1. Группы – моя гарантия трезвости, выпью – не будет ничего. 2. Раньше не очень справлялся, приходилось искать помощь у алкоголя 1. Опасное состояние 2. Тоже опасно 1. Аналогично желанию начать употребление 1. Увеличиваю опасность срыва
Коррекция (как исправить) 1. Пересмотреть график, убрать ненужные нагрузки. 2. Прорабатывать ситуации с семейным психологом. 1. Нужно сократить другие дела, чтобы была возможность ходить на группы. 2. Нужно просить помощь 1. Требуется режим отдыха. 2. Следует прорабатывать тревогу 1. Моя цель – нормальная трезвая жизнь. 1. Пересматриваю план выздоровления (вместе с консультантом).

Профилактику срыва необходимо проводить каждую неделю!!!

 

Задания к теме «Профилактика срыва»:

1. Вспомните 5 ситуаций, когда вы после некоторого периода воздержания опять возвращались к употреблению. Как бы вы могли заранее избежать употребления, заранее убрав психологическое напряжение другими способами.
2. Определите, на какой фазе развития срыва вы находитесь сегодня. Опишите признаки этой фазы и конкретные ситуации, в которых они проявляются. Что вам необходимо предпринимать, чтобы остановить процесс развития срыва.
3. Сделайте функциональный анализ процесса срыва.
4. Вспомните период трезвости, который закончился употреблением. Опишите, как у вас развивался процесс срыва и разбейте этот процесс на фазы. Что можно было предпринять на каждой фазе развития срыва. Если сможете, опишите таким образом несколько периодов.
5. Какие основные факторы у вас «запускают» (или могу запустить) процесс срыва и как вы можете их избежать.

 

Месяц 1. 4 шаг «Взаимоотношения»

Неделя 1. Обиды, нарушение границ во взаимоотношениях.

Д/з: прописать 20-30 обид

Неделя 2. Тренинг «Взаимоотношения»

Неделя 3. Проверка д/з. Разбор обид, проговор

Неделя 4. Мотивация к трезвости. Выявление ресурса

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: