Любовь к ближним - признак духовного совершенства

Достигших же совершенства признак таков: если десятикратно в день преданы будут на сожжение за любовь к людям, не удовлетворяются сим, как Моисей сказал Богу: <аще убо оставиши им грех их, остави: аще же ни, изглади мя из книги Твоея, в нюже вписал еси> (Исх. 32, 32); и как говорит блаженный Павел: <молил бых ся отлучен быти от Христа по братии моей>, и так далее (Рим. 9, 3); и еще: <ныне радуюся в скорбех о вас, язычниках> (Колос. 1, 24). И прочие Апостолы за любовь к жизни человеков прияли смерть во всяких ее видах.

Конец же всего этого вкупе - Бог и Господь. По любви к твари Сына Своего предал Он на крестную смерть. <Тако бо возлюби Бог мир, яко и Сына Своего Единородного дал есть> за него на смерть> (Иоан. 3, 16), не потому, что не мог искупить нас иным образом, но Он научил нас тем преизобилующей любви Своей; и смертию Единородного Своего Сына приблизил нас к Себе. А если бы у Него было что более драгоценное, и то дал бы нам, чтобы сим приобрести Себе род наш. И, по великой любви Своей, не благоволил стеснить свободу нашу, хотя и силен Он сделать это, но благоволил, чтобы любовию собственного нашего сердца приблизились мы к Нему. И Сам Христос, по любви Своей к нам, послушен был Отцу Своему в том, чтобы с радостию принять на Себя поругание и печаль, как говорит Писание: <вместо предлежащия Ему радости, претерпе крест, о срамоте нерадив> (Евр. 12, 2). Посему-то Господь в ту ночь, в которую был предан, сказал: <сие есть тело Мое, еже <за мир <даемо> в жизнь (Лук. 22, 19); и: <сия есть кровь Моя, яже за многия изливаема во оставление грехов> (Мф. 26, 28); и еще говорит: <за них Аз свящу Себе> (Иоан. 17, 19). Так достигают сего совершенства и все святые, когда соделываются совершенными и уподобляются Богу излиянием любви своей и человеколюбия ко всем. И домогаются святые сего признака - уподобиться Богу совершенством в любви к ближнему. Так поступали и отцы наши, иноки, когда для оного совершенства всегда принимали в себя уподобление, исполненное жизни Господа нашего Иисуса Христа.

Никто не может взойти на степень этой любви, если не ощутит он втайне надежды (будущей жизни) своей. И не могут приобрести любви к человекам те, которые любят мир сей. Когда приобретает кто любовь, облекается в Самого Бога. А тому, кто стяжал Бога, необходимо не только не соглашаться на приобретение с Ним чего-либо иного, но и совлечься тела своего. Если же любовию к миру облечется кто в этот мир и в эту жизнь, то не облечется он в Бога, пока не оставит сего. Ибо Сам Бог засвидетельствовал сие, говоря: <аще кто не оставит всего, и не возненавидит душу свою, не может Мой быти ученик> (Лук. 14, 26). Должно не только оставить, но и возненавидеть это. А если кто не может быть учеником Господним, то как Господь будет обитать в нем?

(Слово 48, стр. 207-209)

 

Любовь к плоти

В какой мере превозомогает в тебе любовь к плоти, в такой не можешь ты быть дерзновенным и бестрепетным при многих противоборствиях, окружающих любимое тобою (Подвижнические наставления).

 

Мера всякой вещи

Всякую вещь красит мера. Без меры обращается во вред и почитаемое прекрасным.

(Слово I, стр. 6)

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: