Примерное содержание уроков

Тема урока. «Прощаемся с летом» — рисование по па­мяти и по представлению жуков, кузнечиков, шмелей. Оз­накомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте летней природы, русского леса.

Дети вспоминают форму, цветовую окраску жуков и кузнечиков.

Во время анализа и линейного построения рисунка вни­мание детей обращается на правильную передачу очерта­ний, пропорций насекомых. Самостоятельно используется линия симметрии. Дети должны почувствовать красоту формы и цветовой окраски крылышек Стрекоз, жуков и шмелей. Поощряется фантазия, стремление красочно, де­коративно и ярко изобразить жука стрекозу, шмеля.

Тема урока. «Листопад»— рисование с натуры осенних листьев сложной формы — клена, дуба, калины. Ознаком­ление с произведениями изобразительного искусства (И. Остроухое. *3олотая осень», И. Левитан. «Золотая осень»).

На уроках продолжается изучение детьми формы, строе­ния, цветовой окраски листьев и веток деревьев (более сложной конструкции, чем листьев, изображаемых во II классе). Вместе с тем на уроках у детей углубляются и систематизируются первоначальные представления о де­ревьях, их характерных очертаниях и цветовой окраске кроны, листьев, стволов.

В начале первого урока по теме дети рассматривают картину И. Остроухова «Золотая осень», после чего с ними проводится беседа.

Заканчивается беседа анализом изменений в осенней природе. Дети вспоминают свои наблюдения во время экс­курсий в природу и делятся своими впечатлениями Чита­ются отрывки из стихотворения Е. Трутневой «Осень».

После анализа формы, строения, цветовой раскраски листьев клена или дуба дети начинают рисовать с натуры листья- Особое внимание уделяется сравнению холодных и теплых цветовых оттенков раскраски листьев.

На втором уроке, перед продолжением работы крас­ками, дети выполняют также упражнение, рассчитанное на развитие чувства цвета, его эстетического восприятия, оп­ределение цветовой гаммы и умение составить на палитре основной (локальный) цвет листьев.

Для углубления эмоционального настроя детей читает­ся стихотворение А. Пушкина «Осень». Далее ребята рассматривают картину И. Левитана «Золотая осень».

Во время работы красками важно следить за тем, что­бы дети думали о соотношении холодных и теплых цве­тов и учились передавать их в своих рисунках.

Тема урока. «Осеннее кружево листьев» — составле­ние мозаичного панно из кусочков цветной бумаги и засу­шенных осенних листьев.

Данное задание является одним из самых любимых детьми. Однако, чтобы композиции получились наиболее выразительными и впечатляющими, детям необходимо раскрыть важность в аппликации ритма. Поэтому с помо­щью различных образцов, классной доски учитель демон­стрирует линейный, тоновой и цветовой ритмы. Причем по­каз проводится на примере листьев деревьев. Учитывая, что задание выполняется в виде декоративного мозаич­ного панно, листья деревьев можно свободно, «творчески» стилизовать, т. е. формы, очертания, цвет листьев можно изменять в зависимости от желания, вкуса, ребенка.

При желании ребят им можно разрешить выполнять и коллективные мозаичные панно. Если выполняется кол­лективное панно, учителю следует посоветовать каждому участнику творческого коллектива, как выполнить свою долю работы, — примерная прикидка на листе бумаги (куске обоев) композиции панно, вырезание, подбор и при­клеивание кусочков цветной бумаги и т. п.

После выполнения задания организуется выставка, про­смотр и анализ. Поощряются наиболее удачные, вырази­тельные панно.

Тема урока. «Русская матрешка в осеннем уборе»— выполнение эскиза росписи игрушки (матрешки) из деко­ративно-переработанных цветок и листьев. Ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрешка) и беседа о красоте вокруг нас.

Даются доступные сведения о декоративной росписи де­ревянной игрушки в прославленных центрах народного творчества — Сергиевом Посаде, Семенове, Полхов-Майдане.

В конце беседы делается акцент на том, что, выполняя данное задание, дети сами будут расписывать игрушки-матрешки в соответствии со своими эскизами. Объемные матрешки выполняются на уроках труда. Чтобы роспись получилась выразительная, красивая, надо вспомнить и творчески использовать приемы народной цветочной рос­писи. Несомненную помощь окажут рисунки цветов, ли­стьев, выполненные детьми на предыдущих уроках.

Перед выполнением карандашного рисунка дети уп­ражняются в простейших приемах кистевой росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками, в изображении декоратив­ных цветов и листьев, в изображении ягод (прием тычка).

На следующем уроке по теме вновь демонстрируются матрешки из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана (репродукции или фотографии с них). Ребята рассмат­ривают их и сами рассказывают о выразительных декора­тивных средствах (как изображены платок, фартук, сара­фан), об общем и различном в цветочных росписях.

Для углубления эмоционального настроя детей возмож­но привлечение загадок, шуточных стихотворений о рус­ской матрешке.

Показывается последовательность росписи матрешки: от раскраски больших цветовых плоскостей (части одежды) до декоративной росписи цветов и узоров, украшающих матрешку.

Во время декоративной работы звучат русские мело­дии.

Тема урока. «Дары осеннего сада и огорода» — вы­полнение набросков с натуры фруктов и овощей (груша, слива, гроздь винограда, морковь, огурец). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А. и С. Тка­чевы. «Трудовые будни»).

Дети делятся своими воспоминаниями и впечатления­ми от наблюдений за уборкой осеннего урожая. Читаются отрывки стихотворения М. Исаковского «Осеннее».

Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окрас­ки фруктов, овощей. Необходимо сравнивать овощи в фрукты: в сравнении, контрасте легче познаются характер­ные формы, очертания, цвет каждого овоща, фрукта. Ово­щи и фрукты рисуются сразу красками. Показывается, как несколькими мазками можно передать общее впечатление о фруктах, овощах и правильно изобразить их форму, ха­рактерные очертания, цветовую окраску.

Тема урока. «Мы осенью готовимся к зиме» — выпол­нение эскиза предмета быта (варежки, украшенной узо­ром). Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства (глиняная игрушка) и беседа о красо­те народного искусства.

Беседа о красоте глиняных игрушек (животных, птиц), об их яркости, красочности, выразительности и вместе с тем простоте сюжета и художественного решения.

Обращается внимание на важность использования светлотного контраста — темного на светлом, светлого на тем­ном. Такие контрасты — одна из основных художественно-выразительных особенностей декоративной росписи, по­могающая создать праздничный облик художественной ве­щи.

Работа над эскизом несложна: силуэт оформляемого предмета получается у каждого на листе путем обведения карандашом сомкнутой кисти руки и отведенного в сторо­ну большого пальца. Варежка готова. Обращается внима­ние на роль цвета фона варежки, возможность уже в рас­краске силуэта предмета выделить края варежки (верх и низ), большой палец. Цвет и рисунок узора согласуются с формой варежки.

Тема урока. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина. Ознакомление с произведениями изоб­разительного искусства (И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина, М. Врубель. «Ца­ревна-Лебедь») и беседа о красоте сказочного мира.

Демонстрируются иллюстрации к сказке, которые после просмотра убирают, читаются отрывки текста.

Сюжетами рисунков детей могут быть: сказочный град на острове, хрустальный домик с белкой, бочка, плывущая по морю, и т. д.

Для конкретизации сказочных образов демонстрируются иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...». Анализируется то, как художник использует контрасты света и тени, цветовых оттенков, линию, тональное пятно, композиционное расположение главных персонажей сказ­ки.

Перед продолжением работы в цвете выполняется уп­ражнение: на отдельном листе бумаги составляется основ­ной цвет элементов сказочного пейзажа.

Напоминаются правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового. Обра­щается внимание на необходимость выделения наиболее интересного, впечатляющего в сюжете, на подчеркивание цветом главного в рисунке.

Пробуждению чувства сопереживания способствует му­зыка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фрагменты «Белка», «Богатыри», «Царевна-Ле­бедь»), которая звучит и на первом, и на втором уроках.

Тема урока. Составление сюжетной аппликации на сю­жеты сказки А. Н. Островского «Снегурочка».

В самом начале урока учитель читает отдельные эпи­зоды — сюжеты сказки, вспоминается все ее содержа­ние.

Затем ребятам показываются репродукции произведе­ний В. Васнецова, других художников, посвященных иллю­стрированию сказки «Снегурочка». Для того чтобы дети сильнее прочувствовали содержание сюжетов, взаимодей­ствие- героев сказки, ее русский дух, учитель включает музыкальные фрагменты оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова: Пролег. Оркестровое вступление; Пролог. Хор. Проводы масленицы; Шествие царя Берендея, 2-е дейст­вие: Пляска скоморохов, 3-е действие.

При составлении учащимися аппликации необходимо, чтобы они различными композиционными приемами вы­деляли главных героев сюжета, окружающую природу, архитектурные сооружения. И главное — само развитие действия, сюжета. Исключительно важную роль среди композиционных приемов в аппликации играет цвет—цве­товая окраска одежды героев сказки и окружающего фо­на— леса, домов, неба и т. п. Удачно выбранный контраст цветовых пятен, ихсочетание, цветовая гамма выража­ют настроение, чувства, правдиво передают художествен­ный образ.

В конце выполнения задания у ребят можно спросить, какое настроение, какие чувства вызвала у них музыка Н. Рпмского-Корсакова, как она помогла им выбрать сю­жет, цветовую гамму композиции, передать ритм, дина­мику.

Тема урока. «Золотая рыбка» — рисование с натуры игрушки—рыбки. Ознакомление с произведениями изоб­разительного искусства и беседа о красоте сказочного ми­ра (И. Билибин. Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыб­ке» Д. Пушкина).

На данном уроке ставится задача изображения елочной игрушечной рыбки. Вначале проводится беседа о рыбках (где они живут, каких рыб ребята знают и т. п.). Дети вспоминают сказки, в которых действующие герои — вол­шебные рыбки.

Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что во многих сказках описываются яркие картины подводного царства, волшебные рыбы — золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»), волшебная щука {«По щучьему веле­нию»), Чудо-юдо рыба-кит («Конек-Горбунок») и др. Ре­бятам показываются иллюстрации И. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке».

Рассматриваются форма, очертание плавников рыбы. В классе звучит фрагмент из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» — «Золотые рыбки».

После быстрого линейного построения рисунок завер­шается в цвете — акварелью или другими материалами.

Тема урока. «В сказочном подводном царстве» — рисо­вание композиции.

На уроке осуществляется развитие творческой фанта­зии детей, любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру, формирование умения соче­тать в творческих рисунках реальные образы со сказочны­ми, фантастическими.

Данная тема является продолжением и логическим за­вершением предыдущей. На основе предварительного из­учения изображения рыб в книгах дети создают на листе бумаги свои красочные сказочные картины подводного цар­ства С целью активизации творческого воображения школьников, обогащения представлений о сказочном мире читаются отрывки из былины «Садко», сказки «По щучьему велению», демонстрируются, иллюстрации И. Билибина к былине «Садко». На обоих уроках тихо звучит музыка из балета «Конек-Горбунок».

Тема урока. «Сказочный букет» — выполнение простей­ших приемов работы кистевой росписи в изображении больших и маленьких декоративных цветов на цветном фо­не в круге. Ознакомление с произведениями народного де­коративно-прикладного искусства (жостовские подносы) и беседа о красоте вокруг нас.

Рассматриваются произведения знаменитых жостовских мастеров, обращается внимание на то, что в композиции букета главными и самыми крупными цветами являются роза, мак, шиповник, георгин, астра, тюльпан. Более мел­кие цветы — колокольчик садовый, ромашка полевая, ва­силек,— оттеняющие крупные цветы, вносят равновесие в букет.

Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.

Во время беседы определяются и называются полевые и садовые цветы в работах народных мастеров. В заключе­ние беседы хорошо продемонстрировать фотооткрытки живых цветов, остановить внимание на разнице живого и декоративного цветков. Это—один из путей эстетического познания детьми действительности средствами декоратив­ного искусства.

Работа выполняется на цветном фоне; бумаге жела­тельно придать форму круга. Дети кистью рисуют круп­ные и маленькие цветы, добиваясь равновесия в компози­ции. Выполнение этого упражнения поможет ребятам в работе над эскизами елочных игрушек на следующем уроке.

Тема урока. «Готовим наряд для новогодней елки» — выполнение эскизов игрушек — украшений для елки, кар­навальных принадлежностей. Ознакомление с произведе­ниями декоративно-прикладного искусства (современная игрушка) и беседа о красоте вокруг нас.

Сообщаются новые сведения об участии художников в создании елочной игрушки и в оформлении новогодних праздников. Обращается внимание на елочные украшения в виде сказочных персонажей (Дед Мороз, Снегурочка, Кот в сапогах, Золотая рыбка и т. д.).

Подчеркивается, что по эскизам, которые дети выполнят на уроках изобразительного искусства, затем на уроках труда и в группе продленного дня, они изготовят елочные игрушки-украшения, карнавальные принадлежности.

Во время рисования звучат записи песен «Новогодняя хороводная» (музыка А. Островского, слова Ю. Леднева) и «Елка» (музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской).

Темами игрушек — украшений для елки могут быть: расписные шарики, расписная посуда, любимые герои из сказок. В качестве карнавальных принадлежностей можно выбрать маски и детали украшений костюмов героев народ­ных сказок и т. п.

Во время практической работы показываются различ­ные предметы народного орнаментального искусства.

Тема урока. «Мы готовимся к встрече Нового года — праздника радости я сказок» — раскрашивание игрушек — украшений для елки, карнавальных принадлежностей, из­готовленных на уроках труда или в группе продленного дня (продолжение предыдущей темы).

Важно, чтобы во время выполнения учебно-творческого задания дети начали осознавать и эмоционально ощущать, что для изделия декоративно-прикладного искусства характерна тесная связь между его художественным оформ­лением и практическим назначением.

При подведении итогов выставляются все работы. Воз­можны игровые ситуации при обсуждении отдельных ра­бот. Желательно, чтобы детские игрушки действительно украсили классную комнату к Новому году, а карнаваль­ные принадлежности были использованы на детских ут­ренниках-

Тема урока. «Русское зодчество» — рисование по памя­ти и представлению памятников архитектуры. Ознакомле­ние с архитектурой Московского Кремля.

Ребята изучают архитектуру родного края и выполня­ют тематическую композицию. Возможные сюжеты; ста­ринный терем, деревянная слобода, древний монастырь, храм, каменные палаты и т. д.

Тема урока. «Веселые игрушки» — составление эскиза подарочного изделия, выполняемого на уроках труда или в группе продленного дня. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (богород­ская деревянная резная игрушка).

В беседе о создателях деревянной игрушки, в с. Бого­родском (Московская область) важно показать, как народ­ная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учить ценить и понимать традиции и народную мудрость.

В богородской игрушке (зайцы, медведи, лисицы) весе­ло, с выдумкой воспроизводятся сценки реальной жизни. Особенно близки мастерам басня, сказка.

Во время беседы желательно продемонстрировать не только репродукции или слайды, но и две-три настоящие игрушки, чтобы дети порадовались остроумному действию деревянной игрушки.

Тема урока. Роспись подарочного изделия, сконструи­рованного на уроках труда. Ознакомление с произведения­ми современного декоративно-прикладного искусства.

Самостоятельная работа учащихся — основная часть урока. Вновь, как и на уроках по росписи матрешки, ве­дется последовательная работа по росписи объемного из­делия согласно эскизу.

Во время коллективного обсуждения готовых игрушек отмечается оригинальность творческих работ, умение сво­бодно интерпретировать кистевые приемы в декоративной росписи, умение почувствовать светлотный контраст для усиления выразительности росписи игрушек.

Тема урока. «Продавщица мороженого» — ленка по

представлению тематической композиции на сюжеты бы­та и труда человека.

Вначале с ребятами проводится беседа о труде и бы­те близких людей, родственников, о различных профес­сиях.

Далее рассматриваются репродукции, открытки, фото­графии скульптурных изображений человека С. Коненкова, В. Мухиной и других известных русских скульпторов.

Школьникам показываются приемы лепки из общего куска глины, пластилина и из разных кусков глины и пластилина. Особое внимание уделяется пропорциям, со­отношению форм частей фигуры продавщицы мороженого, характеру ее одежды, лотку с мороженым.

Если учащиеся затрудняются в композиции и опреде­лении пропорций фигуры продавщицы мороженого, им ре­комендуется сделать предварительно композицию в ри­сунке карандашом.

После выполнения заданий организуется выставка ра­бот и их обсуждение. Необходимо поощрить старания ре­бят, их увлечение работой, эмоциональный накал.

Тема урока. «Хохломские узоры» — исполнение прос­тейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о красоте народного ис­кусства (искусство Хохломы).

Проводится беседа о Хохломе — одном из старейших центров русской народной культуры, прославленном та­лантливыми руками народных умельцев. Анализируются особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными учащимся городецкой и полхов-майдан-ской росписями.

Показываются простейшие приемы выполнения хохломской «травки», или «травной росписи».

Учащиеся упражняются в изображении мотива «трав­ка». Особое внимание обращается на свободное движение кисти, изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого цветов. Умение выполнять приемы хохломской «травки» используется при. изготовлении и росписи раз­личных изделий и поделок на уроках труда.

Тема урока. «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» — составление праздничного узора для салфетки, очечника, тарелочки. Ознакомление с произведениями народного декоративно прикладного искусства; вышивкой (Рязань, Владимир), кружевом (Вологда).

Выполнение этой работы способствует воспитанию чув­ства любви, уважения к своим близким, душевной добро­ты.

Детей знакомят с произведениями мастеров из прослав­ленных центров народных художественных промыслов, с цветочными мотивами в произведениях мастеров из Ряза­ни, Владимира и Вологды. Обращается внимание на цве­товое разнообразие и выразительность узоров. Любовь к яркому цвету и растительным формам является особен­ностью русского народного искусства.

Объясняется, как можно украсить форму очечника, на­поминаются особенности ритма элементов в круге (для та­релочки) и ритма элементов в прямоугольнике (для сал­фетки).

Тема урока. «Домашние животные в жизни людей» — рисование по памяти или представлению кроликов, собак и т. д. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В. Серов, В. Ватагин, А. Пластов—наброски животных).

На первом уроке ребятам раскрывают понятие «графи­ка» (демонстрируются рисунки животных, выполненные известными русскими художниками В. Серовым, В. Ватагиным, А. Пластовым).

Дети по памяти или по представлению рисуют живот­ных. На классной доске или с помощью таблиц демонст­рируются характерные для изображаемых животных про­порции.

Для более внимательного рассмотрения основных про­порций животных, осязательного восприятия их очерта­ний раздаются изготовленные на уроках труда из разных материалов простейшие плоские фигуры животных — со­баки, кролика и т. д. Фигуры животных сравниваются, выделяются характерные особенности их строения. После рассматривания фигур животных их убирают. и дети при­ступают к выполнению рисунка. Для привлечения интере­са, детей к изображению животных используется учебный материал по природоведению

Тема урока. Лепка с натуры и по памяти фигурок по мотивам народных игрушек.

Ребятам показываются образцы народных игрушек (в натуре или их изображения)—филимоновские, дымков­ские и др. Они рассматривают их, сравнивают очертания пропорции, раскраску, стремятся осмыслить и прочувст­вовать их художественный образ.

Затем сами лепят основные части игрушки — тулови­ще, голову, ноги, соединяют и с помощью пальцев, стека пытаются, с одной стороны, передать реалистический ха­рактер форм игрушек, изображающих животных, челове­ка, всадников и т. п., с другой — выразить особенности, характерные именно для филимоновских игрушек, для дым­ковских игрушек. Сказанное относится и для последующей окраски игрушек гуашью. Предварительно вылепленные игрушки просушиваются (в течение одной -двух недель).

Так же как и на предыдущем занятии, важно провести после выполнения задания коллективный анализ игрушек в классе.

Тема урока. «Забота человека о животных» — иллюст­рирование стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Ознакомление с произведениями изобразитель­ного искусства (И. Левитан. «Март», К. Юон. «Мартовское солнце», С. Герасимов. «Лед прошел») и беседа о красоте весенней природы.

После сравнения картин- выясняется, насколько пра­вильно дети усвоили понятия «пейзаж», различают ли теп­лые и холодные цвета.

Для слияния музыкальных и зрительных образов при­роды в единый художественный образ в классе тихо зву­чит песня «Проводы зимы» (музыка Н. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из му­зыкального цикла П. Чайковского «Времена года».

После выбора сюжета выполняется рисунок. Обраща­ется внимание на выделение крупным планом, подчерки­вание ярким, красочным цветом наиболее интересного, впечатляющего в сюжете.

На следующем уроке выполняется упражнение: смеши­ваются разные краски и подбираются основные цвета одежды дедушки Мазая, зайцев, лодки. Во время работы цветом над рисунком используются приемы «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет».

Тема урока. Рисование композиции «Полет на другую планету».

Тема космоса, являющаяся одной из самых любимых детьми, несет в себе широкие возможности развития твор­ческого воображения детей. Но успех решения учебно-вос­питательных задач, поставленных перед данным заданием, во многом зависит от создания на уроке необходимого эмоционального настроя, что, в свою очередь, обусловливается выразительным чтением в классе отрывков из расска­за Ю. Гагарина «В космическом полете», демонстрацией фотографий, рисунков на тему космоса.

Проводится беседа о космонавтах, о космических раке­тах, о предстоящих полетах на другие планеты.

Начинается линейная прорисовка композиции, затем — работа красками. Сюжетом рисунков могут быть: ракета на старте, полет в космосе, посадка ракеты на другую пла­нету, возвращение космонавтов на Землю и др.

Тема урока. «Солнечный букет» — рисование с натуры веток вербы. Ознакомление с произведениями изобрази­тельного искусства и беседа о красоте весенней природы.

На этом уроке ставятся следующие задачи: развитие способности выражать чувство восхищения от красоты род­ной природы в рисунке; дальнейшее формирование умения рисовать с натуры ветки дерева (сравнивать свой рисунок с натурой, анализировать форму, цветовую окраску ит. п.).

Урок начинается с беседы о красоте весенней природы, о Родине, об умении передать в рисунке солнце, хорошее настроение. Созданию эмоционального настроения детей способствует рассматривание репродукции (или цветного слайда) с картины В. Бяльшицкого-Бируля «Калужница зацвела», чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха».

В беседе о красоте весенней природы дети вспоминают первые признаки весеннего пробуждения природы. Внима­тельно рассматриваются ветки вербы, принесенные на урок. Анализируются пространственное направление ветки, рас­положение и цветовая окраска пушистых почек. Легко на­метив общий контур ветки, школьники сразу же начина­ют работать красками.

Тема урока. Рисование композиции «Праздники наше­го края*.

Предлагаются конкретные сюжеты: «Праздничный са­лют», «Праздничный город», «Мы готовимся к празднику» и др. Выполняется линейный рисунок композиции, в кото­ром проявляется умение последовательно вести работу: определять величину и расположение изображения в за­висимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке пропорции, строение предметов.

Во время работы красками демонстрируется умение учащихся работать кистью, соблюдать светлотные цвето­вые отношения, передавать резкий и плавный переходы от темного к светлому и от светлого к темному.

Тема урока. Рисование композиции «Пусть всегда бу­дет солнце». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Левитан. «Первая зелень», П. Кончаловский. «Сирень», А. и С- Ткачевы. «Детвора», «Отец») и беседа о красоте вокруг нас.

Углубляются и расширяются представления детей о красоте родной земли, о ее людях, воспитывается любовь к Родине.

В классе звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина),

Примерными сюжетами ребята выбирают: яркий круг солнца, под живительными лучами которого красуются головки тюльпанов, роз и других цветов; портрет друга, мамы, бабушки; поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль; праздничная, украшенная родная улица и т п.

На последнем уроке продолжается работа над рисун­ком в цвете. В соответствии с задуманным сюжетом под­бираются краски, составляется цветовая гамма.

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

В течение учебного года учащиеся III класса должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, ри­сунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

— понятия «живописен», «график», «графика», «архи­тектор», «архитектура», «набросок», «теплый цвет», «хо­лодный цвет»;

— доступные сведения о культуре и быте людей на-при­мерах произведений известнейших центров народных ху­дожественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);

— начальные сведения о декоративной росписи матре­шек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;

— простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков; красно-оранжевого н желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.

К концу учебного года учащиеся 1.11 класса должны уметь:

— выражать свое отношение к рассматриваемому про­изведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);

— чувствовать гармоничное сочетание цветов в окра­ске предметов, изящество их форм, очертаний;

— сравнивать свой рисунок с изображаемым предметов, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;

— правильно определять и изображать форму предме­тов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;

— выделять интересное, наиболее впечатляющее в сю­жете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;

— соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

— чувствовать и определять холодные и теплые цвета?

— выполнять эскизы оформления предметов на осно­ве декоративного обобщения форм растительного и живот­ного мира;

— использовать особенности силуэта, ритма элемен­тов в полосе, прямоугольнике, круге;

— творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении де­коративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изо­бражении декоративных ягод, трав;

— использовать силуэт и светлотный контраст для пе­редачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

— расписывать готовые изделия согласно эскизу;

— применять навыки декоративного оформления в ап­пликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.

IV КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: