Тема урока. «Прощаемся с летом» — рисование по памяти и по представлению жуков, кузнечиков, шмелей. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте летней природы, русского леса.
Дети вспоминают форму, цветовую окраску жуков и кузнечиков.
Во время анализа и линейного построения рисунка внимание детей обращается на правильную передачу очертаний, пропорций насекомых. Самостоятельно используется линия симметрии. Дети должны почувствовать красоту формы и цветовой окраски крылышек Стрекоз, жуков и шмелей. Поощряется фантазия, стремление красочно, декоративно и ярко изобразить жука стрекозу, шмеля.
Тема урока. «Листопад»— рисование с натуры осенних листьев сложной формы — клена, дуба, калины. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Остроухое. *3олотая осень», И. Левитан. «Золотая осень»).
На уроках продолжается изучение детьми формы, строения, цветовой окраски листьев и веток деревьев (более сложной конструкции, чем листьев, изображаемых во II классе). Вместе с тем на уроках у детей углубляются и систематизируются первоначальные представления о деревьях, их характерных очертаниях и цветовой окраске кроны, листьев, стволов.
|
|
В начале первого урока по теме дети рассматривают картину И. Остроухова «Золотая осень», после чего с ними проводится беседа.
Заканчивается беседа анализом изменений в осенней природе. Дети вспоминают свои наблюдения во время экскурсий в природу и делятся своими впечатлениями Читаются отрывки из стихотворения Е. Трутневой «Осень».
После анализа формы, строения, цветовой раскраски листьев клена или дуба дети начинают рисовать с натуры листья- Особое внимание уделяется сравнению холодных и теплых цветовых оттенков раскраски листьев.
На втором уроке, перед продолжением работы красками, дети выполняют также упражнение, рассчитанное на развитие чувства цвета, его эстетического восприятия, определение цветовой гаммы и умение составить на палитре основной (локальный) цвет листьев.
Для углубления эмоционального настроя детей читается стихотворение А. Пушкина «Осень». Далее ребята рассматривают картину И. Левитана «Золотая осень».
Во время работы красками важно следить за тем, чтобы дети думали о соотношении холодных и теплых цветов и учились передавать их в своих рисунках.
Тема урока. «Осеннее кружево листьев» — составление мозаичного панно из кусочков цветной бумаги и засушенных осенних листьев.
Данное задание является одним из самых любимых детьми. Однако, чтобы композиции получились наиболее выразительными и впечатляющими, детям необходимо раскрыть важность в аппликации ритма. Поэтому с помощью различных образцов, классной доски учитель демонстрирует линейный, тоновой и цветовой ритмы. Причем показ проводится на примере листьев деревьев. Учитывая, что задание выполняется в виде декоративного мозаичного панно, листья деревьев можно свободно, «творчески» стилизовать, т. е. формы, очертания, цвет листьев можно изменять в зависимости от желания, вкуса, ребенка.
|
|
При желании ребят им можно разрешить выполнять и коллективные мозаичные панно. Если выполняется коллективное панно, учителю следует посоветовать каждому участнику творческого коллектива, как выполнить свою долю работы, — примерная прикидка на листе бумаги (куске обоев) композиции панно, вырезание, подбор и приклеивание кусочков цветной бумаги и т. п.
После выполнения задания организуется выставка, просмотр и анализ. Поощряются наиболее удачные, выразительные панно.
Тема урока. «Русская матрешка в осеннем уборе»— выполнение эскиза росписи игрушки (матрешки) из декоративно-переработанных цветок и листьев. Ознакомление с произведениями народно-прикладного искусства (русская матрешка) и беседа о красоте вокруг нас.
Даются доступные сведения о декоративной росписи деревянной игрушки в прославленных центрах народного творчества — Сергиевом Посаде, Семенове, Полхов-Майдане.
В конце беседы делается акцент на том, что, выполняя данное задание, дети сами будут расписывать игрушки-матрешки в соответствии со своими эскизами. Объемные матрешки выполняются на уроках труда. Чтобы роспись получилась выразительная, красивая, надо вспомнить и творчески использовать приемы народной цветочной росписи. Несомненную помощь окажут рисунки цветов, листьев, выполненные детьми на предыдущих уроках.
Перед выполнением карандашного рисунка дети упражняются в простейших приемах кистевой росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками, в изображении декоративных цветов и листьев, в изображении ягод (прием тычка).
На следующем уроке по теме вновь демонстрируются матрешки из Сергиева Посада, Семенова, Полхов-Майдана (репродукции или фотографии с них). Ребята рассматривают их и сами рассказывают о выразительных декоративных средствах (как изображены платок, фартук, сарафан), об общем и различном в цветочных росписях.
Для углубления эмоционального настроя детей возможно привлечение загадок, шуточных стихотворений о русской матрешке.
Показывается последовательность росписи матрешки: от раскраски больших цветовых плоскостей (части одежды) до декоративной росписи цветов и узоров, украшающих матрешку.
Во время декоративной работы звучат русские мелодии.
Тема урока. «Дары осеннего сада и огорода» — выполнение набросков с натуры фруктов и овощей (груша, слива, гроздь винограда, морковь, огурец). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (А. и С. Ткачевы. «Трудовые будни»).
Дети делятся своими воспоминаниями и впечатлениями от наблюдений за уборкой осеннего урожая. Читаются отрывки стихотворения М. Исаковского «Осеннее».
Проводится анализ формы, пропорций, цветовой окраски фруктов, овощей. Необходимо сравнивать овощи в фрукты: в сравнении, контрасте легче познаются характерные формы, очертания, цвет каждого овоща, фрукта. Овощи и фрукты рисуются сразу красками. Показывается, как несколькими мазками можно передать общее впечатление о фруктах, овощах и правильно изобразить их форму, характерные очертания, цветовую окраску.
Тема урока. «Мы осенью готовимся к зиме» — выполнение эскиза предмета быта (варежки, украшенной узором). Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства (глиняная игрушка) и беседа о красоте народного искусства.
|
|
Беседа о красоте глиняных игрушек (животных, птиц), об их яркости, красочности, выразительности и вместе с тем простоте сюжета и художественного решения.
Обращается внимание на важность использования светлотного контраста — темного на светлом, светлого на темном. Такие контрасты — одна из основных художественно-выразительных особенностей декоративной росписи, помогающая создать праздничный облик художественной вещи.
Работа над эскизом несложна: силуэт оформляемого предмета получается у каждого на листе путем обведения карандашом сомкнутой кисти руки и отведенного в сторону большого пальца. Варежка готова. Обращается внимание на роль цвета фона варежки, возможность уже в раскраске силуэта предмета выделить края варежки (верх и низ), большой палец. Цвет и рисунок узора согласуются с формой варежки.
Тема урока. Иллюстрирование «Сказки о царе Салтане...» А. Пушкина. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Билибин. Иллюстрация к «Сказке о царе Салтане...» А. Пушкина, М. Врубель. «Царевна-Лебедь») и беседа о красоте сказочного мира.
Демонстрируются иллюстрации к сказке, которые после просмотра убирают, читаются отрывки текста.
Сюжетами рисунков детей могут быть: сказочный град на острове, хрустальный домик с белкой, бочка, плывущая по морю, и т. д.
Для конкретизации сказочных образов демонстрируются иллюстрации И. Билибина к «Сказке о царе Салтане...». Анализируется то, как художник использует контрасты света и тени, цветовых оттенков, линию, тональное пятно, композиционное расположение главных персонажей сказки.
Перед продолжением работы в цвете выполняется упражнение: на отдельном листе бумаги составляется основной цвет элементов сказочного пейзажа.
Напоминаются правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков: красно-оранжевого и желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового. Обращается внимание на необходимость выделения наиболее интересного, впечатляющего в сюжете, на подчеркивание цветом главного в рисунке.
|
|
Пробуждению чувства сопереживания способствует музыка из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» (фрагменты «Белка», «Богатыри», «Царевна-Лебедь»), которая звучит и на первом, и на втором уроках.
Тема урока. Составление сюжетной аппликации на сюжеты сказки А. Н. Островского «Снегурочка».
В самом начале урока учитель читает отдельные эпизоды — сюжеты сказки, вспоминается все ее содержание.
Затем ребятам показываются репродукции произведений В. Васнецова, других художников, посвященных иллюстрированию сказки «Снегурочка». Для того чтобы дети сильнее прочувствовали содержание сюжетов, взаимодействие- героев сказки, ее русский дух, учитель включает музыкальные фрагменты оперы «Снегурочка» Н. Римского-Корсакова: Пролег. Оркестровое вступление; Пролог. Хор. Проводы масленицы; Шествие царя Берендея, 2-е действие: Пляска скоморохов, 3-е действие.
При составлении учащимися аппликации необходимо, чтобы они различными композиционными приемами выделяли главных героев сюжета, окружающую природу, архитектурные сооружения. И главное — само развитие действия, сюжета. Исключительно важную роль среди композиционных приемов в аппликации играет цвет—цветовая окраска одежды героев сказки и окружающего фона— леса, домов, неба и т. п. Удачно выбранный контраст цветовых пятен, ихсочетание, цветовая гамма выражают настроение, чувства, правдиво передают художественный образ.
В конце выполнения задания у ребят можно спросить, какое настроение, какие чувства вызвала у них музыка Н. Рпмского-Корсакова, как она помогла им выбрать сюжет, цветовую гамму композиции, передать ритм, динамику.
Тема урока. «Золотая рыбка» — рисование с натуры игрушки—рыбки. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте сказочного мира (И. Билибин. Иллюстрации к «Сказке о рыбаке и рыбке» Д. Пушкина).
На данном уроке ставится задача изображения елочной игрушечной рыбки. Вначале проводится беседа о рыбках (где они живут, каких рыб ребята знают и т. п.). Дети вспоминают сказки, в которых действующие герои — волшебные рыбки.
Обобщая ответы детей, учитель говорит о том, что во многих сказках описываются яркие картины подводного царства, волшебные рыбы — золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке»), волшебная щука {«По щучьему велению»), Чудо-юдо рыба-кит («Конек-Горбунок») и др. Ребятам показываются иллюстрации И. Билибина к «Сказке о рыбаке и рыбке».
Рассматриваются форма, очертание плавников рыбы. В классе звучит фрагмент из балета Р. Щедрина «Конек-Горбунок» — «Золотые рыбки».
После быстрого линейного построения рисунок завершается в цвете — акварелью или другими материалами.
Тема урока. «В сказочном подводном царстве» — рисование композиции.
На уроке осуществляется развитие творческой фантазии детей, любви и интереса к сказочным персонажам, сказочному подводному миру, формирование умения сочетать в творческих рисунках реальные образы со сказочными, фантастическими.
Данная тема является продолжением и логическим завершением предыдущей. На основе предварительного изучения изображения рыб в книгах дети создают на листе бумаги свои красочные сказочные картины подводного царства С целью активизации творческого воображения школьников, обогащения представлений о сказочном мире читаются отрывки из былины «Садко», сказки «По щучьему велению», демонстрируются, иллюстрации И. Билибина к былине «Садко». На обоих уроках тихо звучит музыка из балета «Конек-Горбунок».
Тема урока. «Сказочный букет» — выполнение простейших приемов работы кистевой росписи в изображении больших и маленьких декоративных цветов на цветном фоне в круге. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (жостовские подносы) и беседа о красоте вокруг нас.
Рассматриваются произведения знаменитых жостовских мастеров, обращается внимание на то, что в композиции букета главными и самыми крупными цветами являются роза, мак, шиповник, георгин, астра, тюльпан. Более мелкие цветы — колокольчик садовый, ромашка полевая, василек,— оттеняющие крупные цветы, вносят равновесие в букет.
Жостовским букетам присуща яркость красок: синих, красных, зеленых, желтых, белых, оранжевых, звучность которых особенно подчеркивается черным лаковым фоном.
Во время беседы определяются и называются полевые и садовые цветы в работах народных мастеров. В заключение беседы хорошо продемонстрировать фотооткрытки живых цветов, остановить внимание на разнице живого и декоративного цветков. Это—один из путей эстетического познания детьми действительности средствами декоративного искусства.
Работа выполняется на цветном фоне; бумаге желательно придать форму круга. Дети кистью рисуют крупные и маленькие цветы, добиваясь равновесия в композиции. Выполнение этого упражнения поможет ребятам в работе над эскизами елочных игрушек на следующем уроке.
Тема урока. «Готовим наряд для новогодней елки» — выполнение эскизов игрушек — украшений для елки, карнавальных принадлежностей. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства (современная игрушка) и беседа о красоте вокруг нас.
Сообщаются новые сведения об участии художников в создании елочной игрушки и в оформлении новогодних праздников. Обращается внимание на елочные украшения в виде сказочных персонажей (Дед Мороз, Снегурочка, Кот в сапогах, Золотая рыбка и т. д.).
Подчеркивается, что по эскизам, которые дети выполнят на уроках изобразительного искусства, затем на уроках труда и в группе продленного дня, они изготовят елочные игрушки-украшения, карнавальные принадлежности.
Во время рисования звучат записи песен «Новогодняя хороводная» (музыка А. Островского, слова Ю. Леднева) и «Елка» (музыка М. Раухвергера, слова О. Высотской).
Темами игрушек — украшений для елки могут быть: расписные шарики, расписная посуда, любимые герои из сказок. В качестве карнавальных принадлежностей можно выбрать маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.
Во время практической работы показываются различные предметы народного орнаментального искусства.
Тема урока. «Мы готовимся к встрече Нового года — праздника радости я сказок» — раскрашивание игрушек — украшений для елки, карнавальных принадлежностей, изготовленных на уроках труда или в группе продленного дня (продолжение предыдущей темы).
Важно, чтобы во время выполнения учебно-творческого задания дети начали осознавать и эмоционально ощущать, что для изделия декоративно-прикладного искусства характерна тесная связь между его художественным оформлением и практическим назначением.
При подведении итогов выставляются все работы. Возможны игровые ситуации при обсуждении отдельных работ. Желательно, чтобы детские игрушки действительно украсили классную комнату к Новому году, а карнавальные принадлежности были использованы на детских утренниках-
Тема урока. «Русское зодчество» — рисование по памяти и представлению памятников архитектуры. Ознакомление с архитектурой Московского Кремля.
Ребята изучают архитектуру родного края и выполняют тематическую композицию. Возможные сюжеты; старинный терем, деревянная слобода, древний монастырь, храм, каменные палаты и т. д.
Тема урока. «Веселые игрушки» — составление эскиза подарочного изделия, выполняемого на уроках труда или в группе продленного дня. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (богородская деревянная резная игрушка).
В беседе о создателях деревянной игрушки, в с. Богородском (Московская область) важно показать, как народная игрушка позволяет нам лучше узнать историю народа, учить ценить и понимать традиции и народную мудрость.
В богородской игрушке (зайцы, медведи, лисицы) весело, с выдумкой воспроизводятся сценки реальной жизни. Особенно близки мастерам басня, сказка.
Во время беседы желательно продемонстрировать не только репродукции или слайды, но и две-три настоящие игрушки, чтобы дети порадовались остроумному действию деревянной игрушки.
Тема урока. Роспись подарочного изделия, сконструированного на уроках труда. Ознакомление с произведениями современного декоративно-прикладного искусства.
Самостоятельная работа учащихся — основная часть урока. Вновь, как и на уроках по росписи матрешки, ведется последовательная работа по росписи объемного изделия согласно эскизу.
Во время коллективного обсуждения готовых игрушек отмечается оригинальность творческих работ, умение свободно интерпретировать кистевые приемы в декоративной росписи, умение почувствовать светлотный контраст для усиления выразительности росписи игрушек.
Тема урока. «Продавщица мороженого» — ленка по
представлению тематической композиции на сюжеты быта и труда человека.
Вначале с ребятами проводится беседа о труде и быте близких людей, родственников, о различных профессиях.
Далее рассматриваются репродукции, открытки, фотографии скульптурных изображений человека С. Коненкова, В. Мухиной и других известных русских скульпторов.
Школьникам показываются приемы лепки из общего куска глины, пластилина и из разных кусков глины и пластилина. Особое внимание уделяется пропорциям, соотношению форм частей фигуры продавщицы мороженого, характеру ее одежды, лотку с мороженым.
Если учащиеся затрудняются в композиции и определении пропорций фигуры продавщицы мороженого, им рекомендуется сделать предварительно композицию в рисунке карандашом.
После выполнения заданий организуется выставка работ и их обсуждение. Необходимо поощрить старания ребят, их увлечение работой, эмоциональный накал.
Тема урока. «Хохломские узоры» — исполнение простейших приемов росписи в изображении декоративной травки и ягод (выполнение узоров в полосе или круге). Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о красоте народного искусства (искусство Хохломы).
Проводится беседа о Хохломе — одном из старейших центров русской народной культуры, прославленном талантливыми руками народных умельцев. Анализируются особенности хохломского травного узора в сопоставлении с уже известными учащимся городецкой и полхов-майдан-ской росписями.
Показываются простейшие приемы выполнения хохломской «травки», или «травной росписи».
Учащиеся упражняются в изображении мотива «травка». Особое внимание обращается на свободное движение кисти, изящность мазков, на сочетание черного, красного, желтого цветов. Умение выполнять приемы хохломской «травки» используется при. изготовлении и росписи различных изделий и поделок на уроках труда.
Тема урока. «Красота в быту людей. Создаем красивые узоры для подарка маме или бабушке» — составление праздничного узора для салфетки, очечника, тарелочки. Ознакомление с произведениями народного декоративно прикладного искусства; вышивкой (Рязань, Владимир), кружевом (Вологда).
Выполнение этой работы способствует воспитанию чувства любви, уважения к своим близким, душевной доброты.
Детей знакомят с произведениями мастеров из прославленных центров народных художественных промыслов, с цветочными мотивами в произведениях мастеров из Рязани, Владимира и Вологды. Обращается внимание на цветовое разнообразие и выразительность узоров. Любовь к яркому цвету и растительным формам является особенностью русского народного искусства.
Объясняется, как можно украсить форму очечника, напоминаются особенности ритма элементов в круге (для тарелочки) и ритма элементов в прямоугольнике (для салфетки).
Тема урока. «Домашние животные в жизни людей» — рисование по памяти или представлению кроликов, собак и т. д. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В. Серов, В. Ватагин, А. Пластов—наброски животных).
На первом уроке ребятам раскрывают понятие «графика» (демонстрируются рисунки животных, выполненные известными русскими художниками В. Серовым, В. Ватагиным, А. Пластовым).
Дети по памяти или по представлению рисуют животных. На классной доске или с помощью таблиц демонстрируются характерные для изображаемых животных пропорции.
Для более внимательного рассмотрения основных пропорций животных, осязательного восприятия их очертаний раздаются изготовленные на уроках труда из разных материалов простейшие плоские фигуры животных — собаки, кролика и т. д. Фигуры животных сравниваются, выделяются характерные особенности их строения. После рассматривания фигур животных их убирают. и дети приступают к выполнению рисунка. Для привлечения интереса, детей к изображению животных используется учебный материал по природоведению
Тема урока. Лепка с натуры и по памяти фигурок по мотивам народных игрушек.
Ребятам показываются образцы народных игрушек (в натуре или их изображения)—филимоновские, дымковские и др. Они рассматривают их, сравнивают очертания пропорции, раскраску, стремятся осмыслить и прочувствовать их художественный образ.
Затем сами лепят основные части игрушки — туловище, голову, ноги, соединяют и с помощью пальцев, стека пытаются, с одной стороны, передать реалистический характер форм игрушек, изображающих животных, человека, всадников и т. п., с другой — выразить особенности, характерные именно для филимоновских игрушек, для дымковских игрушек. Сказанное относится и для последующей окраски игрушек гуашью. Предварительно вылепленные игрушки просушиваются (в течение одной -двух недель).
Так же как и на предыдущем занятии, важно провести после выполнения задания коллективный анализ игрушек в классе.
Тема урока. «Забота человека о животных» — иллюстрирование стихотворения Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Левитан. «Март», К. Юон. «Мартовское солнце», С. Герасимов. «Лед прошел») и беседа о красоте весенней природы.
После сравнения картин- выясняется, насколько правильно дети усвоили понятия «пейзаж», различают ли теплые и холодные цвета.
Для слияния музыкальных и зрительных образов природы в единый художественный образ в классе тихо звучит песня «Проводы зимы» (музыка Н. Римского-Корсакова, слова И. Устюжанина), пьеса «Подснежник» из музыкального цикла П. Чайковского «Времена года».
После выбора сюжета выполняется рисунок. Обращается внимание на выделение крупным планом, подчеркивание ярким, красочным цветом наиболее интересного, впечатляющего в сюжете.
На следующем уроке выполняется упражнение: смешиваются разные краски и подбираются основные цвета одежды дедушки Мазая, зайцев, лодки. Во время работы цветом над рисунком используются приемы «перехода цвета в цвет», «вливания цвета в цвет».
Тема урока. Рисование композиции «Полет на другую планету».
Тема космоса, являющаяся одной из самых любимых детьми, несет в себе широкие возможности развития творческого воображения детей. Но успех решения учебно-воспитательных задач, поставленных перед данным заданием, во многом зависит от создания на уроке необходимого эмоционального настроя, что, в свою очередь, обусловливается выразительным чтением в классе отрывков из рассказа Ю. Гагарина «В космическом полете», демонстрацией фотографий, рисунков на тему космоса.
Проводится беседа о космонавтах, о космических ракетах, о предстоящих полетах на другие планеты.
Начинается линейная прорисовка композиции, затем — работа красками. Сюжетом рисунков могут быть: ракета на старте, полет в космосе, посадка ракеты на другую планету, возвращение космонавтов на Землю и др.
Тема урока. «Солнечный букет» — рисование с натуры веток вербы. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте весенней природы.
На этом уроке ставятся следующие задачи: развитие способности выражать чувство восхищения от красоты родной природы в рисунке; дальнейшее формирование умения рисовать с натуры ветки дерева (сравнивать свой рисунок с натурой, анализировать форму, цветовую окраску ит. п.).
Урок начинается с беседы о красоте весенней природы, о Родине, об умении передать в рисунке солнце, хорошее настроение. Созданию эмоционального настроения детей способствует рассматривание репродукции (или цветного слайда) с картины В. Бяльшицкого-Бируля «Калужница зацвела», чтение стихотворения С. Есенина «Черемуха».
В беседе о красоте весенней природы дети вспоминают первые признаки весеннего пробуждения природы. Внимательно рассматриваются ветки вербы, принесенные на урок. Анализируются пространственное направление ветки, расположение и цветовая окраска пушистых почек. Легко наметив общий контур ветки, школьники сразу же начинают работать красками.
Тема урока. Рисование композиции «Праздники нашего края*.
Предлагаются конкретные сюжеты: «Праздничный салют», «Праздничный город», «Мы готовимся к празднику» и др. Выполняется линейный рисунок композиции, в котором проявляется умение последовательно вести работу: определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги, передавать в рисунке пропорции, строение предметов.
Во время работы красками демонстрируется умение учащихся работать кистью, соблюдать светлотные цветовые отношения, передавать резкий и плавный переходы от темного к светлому и от светлого к темному.
Тема урока. Рисование композиции «Пусть всегда будет солнце». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Левитан. «Первая зелень», П. Кончаловский. «Сирень», А. и С- Ткачевы. «Детвора», «Отец») и беседа о красоте вокруг нас.
Углубляются и расширяются представления детей о красоте родной земли, о ее людях, воспитывается любовь к Родине.
В классе звучит песня «Пусть всегда будет солнце» (музыка А. Островского, слова Л. Ошанина),
Примерными сюжетами ребята выбирают: яркий круг солнца, под живительными лучами которого красуются головки тюльпанов, роз и других цветов; портрет друга, мамы, бабушки; поляна с цветами и дорожка, убегающая вдаль; праздничная, украшенная родная улица и т п.
На последнем уроке продолжается работа над рисунком в цвете. В соответствии с задуманным сюжетом подбираются краски, составляется цветовая гамма.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В течение учебного года учащиеся III класса должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:
— понятия «живописен», «график», «графика», «архитектор», «архитектура», «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет»;
— доступные сведения о культуре и быте людей на-примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т. д.);
— начальные сведения о декоративной росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана;
— простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и теплого оттенков; красно-оранжевого н желто-оранжевого, желто-зеленого и сине-зеленого, сине-фиолетового и красно-фиолетового.
К концу учебного года учащиеся 1.11 класса должны уметь:
— выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
— чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
— сравнивать свой рисунок с изображаемым предметов, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
— правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
— выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в рисунке;
— соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
— чувствовать и определять холодные и теплые цвета?
— выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
— использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
— творчески применять простейшие приемы народной росписи: цветные круги и овалы, обработанные темными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных цветов и листьев; своеобразие приемов в изображении декоративных ягод, трав;
— использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
— расписывать готовые изделия согласно эскизу;
— применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, изготовлении игрушек на уроках труда.
IV КЛАСС