Примерное содержание уроков

Тема урока. «Красота осенних листьев»— рисование а натуры простых по форме листьев деревьев и кустарников (липы, сирени и т. д.).

Повторяются правила изображения с натуры: опреде­ление общих размеров рисунка, проведение осевой линии, построение рисунка в карандаше, выполнение рисунка ак­варелью.

Особое внимание уделяется объяснению правил рабо­ты акварельными и гуашевыми красками, названию кра­сок, раскрытию возможностей цвета в передаче эмоций и эстетических чувств рисующего, развитию интереса к ра­боте красками. Для создания необходимого эмоциональ­ного настроя у детей на уроке может звучать музыка.

Тема урока. «Осенние подарки природы» — лепка фрук­тов, овощей (яблок, груш, слив, помидора, огурца). Ознакомление с натюрмортами известных художников (И. Хруцкий, В. Машков и др.) с изображением фруктов. Это способствует привлечению внимания ребят к лежащим перед ними овощам, фруктам, к изучению их формы, строе­ния, фактуры, цвета.

В процессе занятия закрепляются умения работать в объемом, массой. Особое внимание детей обращается на форму, очертание овощей и фруктов.

Во время лепки преподаватель непринужденно ведет бе­седу о том, где растут овощи и фрукты, как происходит сбор осеннего урожая. Дети вспоминают, когда и где они видели уборку урожая, как они помогали сбору овощей и фруктов взрослым на даче, приусадебных участках, в са­ду и на огороде.

Демонстрируя приемы работы с глиной и пластилином, учитель наглядно акцентирует движения пальцев, приво­дящих кусочки глины и пластилина в объемные массы, соответствующие форме конкретного фрукта, овоща.

Тема урока. «Дары осени» — рисование с натуры ово­щей и фруктов — помидора, яблока, груши.

В рисунках передается общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов, развивается наблюдатель­ность. Повторяется понятие «общий цвет предмета». Обращается внимание на красоту формы и цветовой окраски овощей, фруктов.

Для изучения формы овощей и фруктов используются образцы из глины и пластилина, вылепленные детьми на уроках труда и в группе продленного дня в начальных классах.

Тема урока. «Веселые узоры» — выполнение декоратив­ной работы. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о красоте во­круг нас (изделия Полхов-Майдана).

На уроках учитель знакомит детей с красочным миром народного декоративно-прикладного искусства, с использо­ванием его в повседневной жизни (росписи стен зданий, станций метро и т. п.), воспитывается тем самым любовь к нему. Рассматриваются изделия (репродукции или фото­графии) из Полхов-Майдана, обращается внимание на вы­разительность цвета и красоту растительного узора.

Дается представление о том, что в праздничных и жиз­нерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю. Закрепляются понятия «узор», «ритм».

Дети выполняют упражнение «Веселые уроки» краска­ми: ягоды — приемом тычка, листья — приемом приклады­вания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают на­родные мастера. В конце урока все вместе оценивают узо­ры, выполненные детьми.

Учитель говорит детям о практической направленности выполняемого ими задания: узор будет служить украшени­ем бумажных салфеток, которые они изготовят на уроках труда. В процессе рисования узора детей знакомят с ли­нией симметрии (линия, которая делит ту или иную фигу­ру на две равные и похожие части) и ее значением в де­коративных работах. Дети убеждаются в красоте ритма — важнейшем выразительном средстве узора.

Тема урока. «Осенний узор» — рисование узора в поло­се из декоративных ягод и листьев.

Закрепляются знания о народной росписи мастеров из Полхов-Майдана. Особое внимание обращается на красоч­ные и насыщенные цвета узоров: красный, синий, желтый.

Формируется представление о том, что окружающая природа (растительный мир) является реальной основой творчества народного мастера: природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.

Выполненные детьми узоры используются затем в украшениях изделий, подготовленных па уроках труда (ков­рик, салфетки, матрешки и т. п.).

Тема урока. Рисование композиции «В гостях у осени», ознакомление с произведениями изобразительного искусст­ва (И. Левитан. «Золотая осень», В. Серов. «Октябрь. Домотканого») и беседа о красоте осенней природы.

Обращается внимание на то, что в картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной она предстает перед на­ми в картине И. Левитана, грустной и задумчивой — в картине В. Серова. Эти чувства выражаются и в литера­туре, и в музыке — в классе звучит «Осенняя песенка» (му­зыка Д. Васильева-Буглая, слова Л. Плещеева). Все это раскрывает детям красоту русской осени, воспитывает лю­бовь к родной природе, развивает образную память.

В начале выполнения задания в игровой форме прово­дятся устные зарисовки па следующие сюжеты: «Мы рису­ем осень», «Осенний лес», «Осень в городе», «Осень в де­ревне», «Осенние работы» и т. п. Такие устные зарисовки вырабатывают у школьников умения компоновать сюжет­ный рисунок, последовательно вести работу над темати­ческим рисунком.

После прорисовки композиции начинается работа крас­ками.

Предлагается сравнить цвет красок с цветом неба, во­ды, травы, деревьев, назвать любимый цвет и объяснить, почему этот цвет любимый.

На следующих уроках по теме завершается работа в цвете. Подчеркивается разница между рисунком и живо­писью.

Важно усвоить, что рисунок — это изображение, выпол­ненное однотонно, карандашом (углем, пером, кистью), а живопись — изображение, выполненное в цвете.

Тема урока. Рисование композиции «Богатый урожай», ознакомление с произведениями изобразительного искусст­ва и беседа о красоте труда человека. Вступительная бе­седа, характеристика осеннего труда крестьян, выбор сю­жетов, процесс компоновки рисунка и т. д.

Чтобы оказать помощь в выборе сюжета, предлагается несколько тем: уборка урожая в поле, в саду, огороде, сбор урожая на пришкольном участке, перевозка капусты, кар­тофеля па машинах в город, продажа овощей и фруктов в магазине и т. п.

Далее начинается, работа над рисунком в цвете крас­ками. Главное, чтобы уроки получились живыми, интересными, проходили в атмосфере эмоционального подъема; для этого на уроках включается грамзапись песни «Что нам осень принесла» (музыка 3. Левиной, слова Н. Некра­совой).

Тема урока. «Мы рисуем.сказочную птицу» — выпол­нение декоративной работы.

Воспитание интереса и любви к русскому народному фольклору, развитие фантазии л умения творчески преоб­разовывать формы животного мира в декоративные.

Перед объяснением задания учитель напоминает детям о том, что человека издавна окружали животные, птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу — вот почему человек должен бережно относиться к ним, любить их. Красота движений, линий, форм, цветовой окраски животных постоянно привлекает глаз человека, и они часто являются объектами изобра­жения художников и народных мастеров. В сказках, пти­ца— символ света, радости, счастья. Некоторые художни­ки посвящают все свое творчество изображению только животных.

Одним из замечательных художников, изображающих животных, является известный писатель и иллюстратор детских книг Е. Чарушин. Дети рассматривают книги с иллюстрациями Чарушина.

Известные мастера из Полхов-Майдана вытачивают из дерева и расписывают свистульки (учитель определяет и на­зывает элементы росписи — ягодки, яблочки, листочки, травинки).

Дети вспоминают, где и каких видели животных, птиц, вспоминают сказки. После этого каждый ребенок рисует свою сказочную птицу.

Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность про­цессом изображения.

Тема урока. «Мы готовимся к рисованию сказки» — вы­полнение набросков гуся по памяти.

В процессе выполнения задания углубляется интерес и любовь у детей к животным и птицам; дальнейшее разви­тие получает умение анализировать и изображать форму, строение, цветовую окраску оперения птиц.

Тема этих уроков является продолжением предыдущей темы. Дети, обогащенные в результате рисования по памя­ти и с натуры новыми представлениями и впечатлениями, могут более успешно выполнить следующее тематическое задание — иллюстрирование русской народной сказки «Гу­си-лебеди».

Важно, чтобы дети и процессе рисования с натуры учи­лись анализировать, сравнивая форму птиц, передавать их красоту, характерные очертания, общее пространственное положение, плавность линий, красочность оперения. На классной доске показывается несколько схематичных ри­сунков с осевыми линиями, указывающими основное про­странственное расположение туловища птиц. Вспоминают­ся особенности некоторых птиц, подмеченные во время экскурсий на природу: горделивая посадка головы гуся, беспокойные движения головы у воробья, синицы. Целе­сообразно рассмотреть елочные игрушки, а также силуэты птиц, выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня.

Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказ­ки «Гуси-лебеди». Ознакомление с произведениями изоб­разительного искусства (В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка») и беседа о красоте мира ска­зок.

Беседа и рисование — иллюстрирование сказки — ста­новится средством формирования нравственных начал лич­ности ребенка.

Дети вспоминают сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк» и картины художников на темы этих сказок. Обоб­щив их ответы, учитель показывает репродукции картин Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка». Дети рассматривают их. Они начинают чувствовать и по­нимать красоту сказки, убеждаются в том, что с помощью рисунка и красок можно изобразить любую фантастиче­скую картину. Учитель объясняет процесс работы над ком­позицией: вспомнить сказку, зрительно представить себе один из эпизодов сказки, можно даже прочитать этот эпи­зод (учитель читает два-три отрывка из сказки «Гуси-ле­беди»).

Важно, чтобы дети уже в своих карандашных рисунках передали логическую связь между изображаемыми объек­тами композиции, умели проявить фантазию. Поощряя стремление детей цветом выразить свои чувства, пережива­ния, учитель разрешает им начать работать кистью и крас­ками.

При анализе своих рисунков в конце урока ребята убеждаются в том, что и они могут красочно изображать сказку, но для этого необходимо хорошо знать приемы работы краскам», чувствовать наиболее выразительные со­четания цветов.

Тема урока. «Мы рисуем сказочную ветку» — выполне­ние декоративной работы. Ознакомление с произведения­ми народного декоративно-прикладного искусства (цветоч­ная роспись мастеров из Городца) и беседа о красоте вокруг нас.

Продолжается знакомство с искусством народных мас­теров, отражающих в своих узорах красоту цветущих лу­гов и садов. Демонстрируются произведения городецких мастеров (репродукции или фотографии с них).

Раскрывается эстетическая выразительность современ­ной городецкой росписи (это цветочная роспись). Рассмат­риваются главные элементы цветочной росписи — розан и купавки. Для понимания роли цвета в изображении кра­сивых и выразительных купавок и розанов обращается внимание на насыщенные, густые красный и синий цвета и их оттенки — розовый, голубой. Объясняется, что особую праздничность, нарядность цветочной росписи придает оживка.

Показываются приемы рисования кистью розана и ку­павки.

На первом из уроков выполняется упражнение на прие­мы декоративного изображения розана и купавки, форми­руются навыки в передаче цветовых оттенков и белой оживки.

На следующем уроке закрепляется представление о цветочной городецкой росписи. Демонстрируются произве­дения (репродукции или фотографии с них) городецких мастеров. Дети должны по цвету и форме узоров опреде­лить, как называются эти узоры.

Интересная и эмоциональная беседа учителя с Детьми об иллюстрациях Ю. Васнецова к русским народным сказ­кам должна настроить детей на выполнение учебного за­дания — рисунка сказочной ветки. В рисунках Ю. Васне­цова мы встречаемся с героями народных сказок — лисич­ками, барашками, мишками — в окружении сказочного леса. Учитель поощряет самостоятельность детей в Выпол­нении декоративных цветов, золотых яблок, красочных ягод и листьев, которые могут украсить сказочную ветку.

Для обогащения зрительного представления о разно­образии форм, строений различных цветов учитель де­монстрирует фотографии цветов, отмечая красоту нашей природы.

Для прочувствования темы, для более полного ощущения ритма во время декоративной работы тихо звучат ме­лодии русских народных песен.

Умение нарисовать декоративную композицию «Сказоч­ная ветка» поможет детям передать декоративную вырази­тельность сказочного окружения — леса, сада, поля — во время иллюстрирования русских народных сказок.

На уроках используются подпевки, загадки.

Тема урока. «Мы любим спорт» — лепка тематической композиции, изображающей бегущего спортсмена.

С помощью плакатов и классной доски учитель объяс­няет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понима­ют динамику движения человеческой фигуры, пространст­венное соотношение частей ее.

Для убедительности можно продемонстрировать репро­дукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека и др.)'

Но главное, чтобы в своей скульптуре ребята поста­рались правильно передать основные пропорции фигуры человека, художественный образ бегущего спортсмена.

Данное задание существенно поможет им в выполне­нии тематических композиций с людьми (как в рисунке, так и в лепке).

Тема урока. Рисование композиции «Наши зимние за­бавы». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Шишкин. «Лес зимой») и беседа о красоте зимней природы..

Выполнение этого учебного задания должно пробудить чувство радости от красоты зимней природы и праздника Нового года.

Во время рисования учитель обращает внимание детей на красочность цветовых сочетаний, яркость передачи сюжетов (елка с игрушками, хоровод вокруг елки, ката­ние с гор, лепим снеговика и т. д.).

Тема урока. «Друзья детства» — рисование с натуры игрушечных животных (собаки, кошки, кролика, белки и т. п.). Ознакомление с произведениями изобразительно­го искусства (В. Серов. «Наброски животных»).

Закрепляются сведения о животных, углубляется рабо­та по воспитанию у детей интереса и любви к животным, а также чувства доброты, эмоциональной отзывчивости к ним.

Поиск выразительной композиций рисунка: изображе­ние во весь формат листа бумаги, определение основных пропорций, общего пространственного положения живот­ного.

Во время работы над рисунком обращается внимание на то, какие краски необходимо смешать, чтобы получить цвет, наиболее соответствующий цвету в натуре.

Для более полного изучения характерных очертаний форы животных, правильного и выразительного изображе­ния их рассматриваются фигурки животных, вылепленные детьми на уроках труда или на занятиях в группе прод­ленного дня.

Тема урока. «Моя любимая игрушка» — составление сюжетной аппликации.

Внимание детей обращается на выбор любимой игруш­ки — куклы-неваляшки, любимого животного — петушка, курицы, кошки, зайца, медведя. Главное при выполнении непосредственно изображения из цветной бумаги — это очертание, силуэт игрушки и подбор фона под него. Жела­тельно, чтобы ребята сами определили цветовую окраску и силуэта, п фона. Причем надо объяснить им, что фон желательно подобрать соответственно сюжету. Например, если школьник выбрал для аппликации зайчика, то мож­но его поместить на зеленом (летний лес, летнее поле) или белом (зимний лес, зимнее поле) фоне. Желто-оран­жевый фон будет условно обозначать осеннюю природу и т. д. Важно, чтобы ребята взволновались темой, прочув­ствовали красоту цветовой гармонии, цветового контраста сюжета.

При объяснении задания и при работе детей над ним их внимание обращается и на выразительность компози­ции. Следует иметь в виду, что, имея еще недостаточный опыт в составлении аппликации и в изобразительном твор­честве в целом, учащиеся начальных классов имеют тен­денции к уменьшению центральных, главных персонажей, фигур в сюжете.

Тема урока. Выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые игрушки».

Демонстрируются дымковские и филимоновские игруш­ки (репродукции или фотографии с них). Обращается вни­мание на роль росписи в глиняной игрушке: цвет выявляет и подчеркивает пластику.

Закрепляются знания детей о геометрическом узоре, умение видеть и называть цвета и цветовые оттенки. Дым­ковские мастерицы любят красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный. Эти насы­щенные, яркие цвета празднично сияют на белом фоне игрушек. В росписи филимоновской игрушки сочетаются ма­линовый, зеленый, лимонно-желтый цвета на светло-розо­вом фоне глины.

Объясняется задание — самим придумать орнамент в декоративной полосе из повторяющихся силуэтов любых животных (медведи, львы, зайцы, лисы и т. д.).

Особое внимание обращается на возможность декора­тивного обобщения цветовой окраски животных, сказоч­ные фигурки которых можно одеть, расцветить орнамен­том. Цвет фигурки должен гармонично сочетаться с цве­том фона.

Для активизации фантазии, воображения школьников рассматриваются выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня силуэты животных из бу­маги.

Тема урока. «Мы любим родную природу» — узор из декоративных цветов, листьев, птиц. Ознакомление с про­изведениями народного декоративно-прикладного искусст­ва (народная вышивка Архангельской области, Павловский платок) и беседа о красоте вокруг нас.

На уроках воспитывается эстетическое отношение к красоте природы родного края.

Беседа помогает создать у детей эмоционально-эстети­ческое отношение к предстоящей декоративной работе и посвящается красочным цветочным орнаментам в вышив­ке архангельских мастериц и цветочной росписи павлов­ских платков. Образный язык цветочного орнамента выра­зителен и доступен.

Дети коллективно выполняют декоративную компози­цию, которая посвящена празднику встречи весны.

Работа представляет собой горизонтальную полоску из чередующихся мотивов декоративных цветов и птиц.

Показываются приемы работы кистью в изображении декоративных цветов. Цветовые сочетания могут быть контрастными, яркими (красное и белое) или нежными, мягкими (розовый, голубой, белый и коричневый). Для за-вершення декоративного цветка важно применить белую или черную оживку. Во время декоративной работы воз­можно звучание мелодии на темы весеннего пробуждения природы.

На следующем уроке для обогащения зрительных обра­зов сноса демонстрируются произведении (репродукции, фотографии) архангельских вышивальщиц, расписные пав­ловские платки, а также птички-свистульки из Полхов - Майдана и игрушечные дымковские и филимоновскне пти­цы.

Дети рисуют декоративных птиц-— вестников весны.

Так же как и на предыдущем уроке, дети учатся пере­давать цветом, ритмом свое взволнованное и радостное на­строение от встречи весны.

По завершении работы над рисунками проводится их коллективное обсуждение, ребята сами определяют, чей рисунок самый лучший, выразительный.

Тема урока. «С чего начинается Родина» — рисование композиции. Ознакомление с произведениями изобрази­тельного искусства (И. Шишкин. «Рожь») и беседа о кра­соте русской природы.

Рисование на данную тему несет в себе большие воз­можности в нравственном и эстетическом воспитании де­тей — в воспитании любви к окружающей природе, ее кра­соте, родным и близким, школе.

На этом уроке дети должны проявить свое умение вы­брать сюжет на предложенную тему, определить формат изображения, расположить отдельные элементы на листе так, чтобы выделить главное в сюжете. Цветовая гамма ри­сунка должна создавать определенное настроение.

Сюжетами для рисунков могут быть изображения по­лей, рек, леса и т. д. Важно, чтобы дети изобразили самое для них дорогое, понятное и близкое.

Для формирования у детей представления о родной при­роде, о Родине учитель просит одного из них прочитать стихотворение А. Прокофьева «Родина» или М. Исаков­ского «Родное».

Тема урока. «Цветы пашей Родины» — рисование с на­туры простых по форме цветов. Ознакомление с произве­дениями изобразительного искусства и беседа о красоте цветов (А. Пластов. «Колокольчики и ромашки»).

В процессе беседы и выполнения рисунка осуществля­ется воспитание любви к природе родного края, воспетой в произведениях художников, поэтов, музыкантов, развива­ется понимание и способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека.

Урок начинается с беседы о том, что красоту вокруг нас создают и цветы, бесчисленное множество которых (поле­вые, садовые, комнатные) украшает природу, быт челове­ка, радует глаз. Цветы — удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, ярко­стью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов: ени являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к дру­гим людям. Школьники вспоминают, какие цветы они зна­ют, как они называются, какую форму и цветовую окрас­ку имеют.

После беседы дети внимательно рассматривают стоя­щие в банках цветы, сравнивают их строение, цветовую окраску и свои впечатления передают в рисунках, изоб­ражая нежные сочетания цветовой окраски анютиных гла­зок, фиалок и яркие, красочные оттенки тюльпана, ослепи­тельно белые лепестки ромашки.

Тема урока. Рисование композиции «Праздничный са­лют».

У учащихся создается праздничное настроение, раз­вивается чувство сопереживания общей радости; формиру­ется умение яркими цветами выделять главные элементы композиции, выразительно использовать изобразительные материалы — цветовую бумагу, цветные мелки и т. п.

Если кто-то из учащихся захочет изобразить не толь­ко салют, но и другое праздничное оформление или лю­дей, смотрящих салют, то это следует поощрять.

Работа в цвете может начинаться без предварительной прорисовки карандашом. Учащиеся сами выбирают цвет­ной тонированный или белый фон. Далее гуашевыми крас­ками, цветными восковыми мелками они рисуют салют в форме кружочков, дуг, завитков, звездочек с неровными большими и маленькими лучами. От огоньков салюта не­бо тоже окрашивается в различные оттенки желтого, крас­ного, голубого, зеленого и т. д.

Тема урока. «Праздничный салют» — составление твор­ческой сюжетной композиции на основе праздничных впечатлений и предварительного рисования на тему.

Данное задание является продолжением предыдущего и служит своеобразным средством расширения и углубле­ния праздничного настроения, радости и восхищения от разноцветья первомайского сюжета. Этому способствует и яркий, контрастный подбор цветов — ярко-желтые, белые, оранжевые, светло-голубые и фиолетовые вспышки и гир­лянды салюта на темном и сине-голубом, сине-фиолето­вом фоне.

Тема урока. «Наши любимые узоры. В гостях у народ­ных мастеров» — выполнение узора из декоративно-пере­работанных форм растительного и животного мира. Озна­комление с произведениями декоративно-прикладного ис­кусства (изделия Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мас­теров родного края) и беседа об их красоте.

На уроке обобщаются сведения о народном декора­тивном искусстве.

В процессе рисования обогащаются художественный вкус и фантазия детей.

Сначала проводится беседа о красоте цветочного узо­ра и росписи в произведениях народного декоративно-при­кладного искусства. Учитель обобщает знания второкласс­ников о художественно-выразительных средствах. Дети называют и показывают излюбленные народными масте­рами растительные мотивы (розан, купавку и т. д.), оп­ределяют и показывают приемы декоративного изобра­жения цветов, листьев, ягод (прием прикладывания кисти, прием тычка, белая и темная оживка и т. п.), называют цветовые сочетания, характеризующие работу мастеров Гжели, Городца, Полхов-Майдана, мастеров родного края.

Подводя итоги высказываниям детей, учитель подчер­кивает значение народного декоративно-прикладного ис­кусства для украшения нашего быта, познания красоты жизни и труда, воспитания чувства национальной гордости.

Во время самостоятельной работы особое внимание об­ращается на проявление творческой активности в стили­зации окраски и формы цветов, бабочек в декоративном рисунке, использовании линии симметрии, ритма как вы­разительных средств декоративной композиции. На палит­ре подбирается цветовая гамма основных элементов узо­ра— цветов, бабочек, фона. Обращается внимание на бо­лее выразительные сочетания, на творческое применение приемов народной кистевой росписи.

Во время анализа работ подводятся итоги, чему научи­лись второклассники в декоративной работе, что нового узнали о труде народных мастеров.

Составленные эскизы узора для коврика из декоратив­но-переработанных цветов и бабочек могут быть затем использованы при украшении коврика, изготовленного на уроках труда.

Подводя итоги учебного года, дети вместе с учителем просматривают лучшие рисунки, выполненные за год, от­мечают, что особенно им понравилось на уроках изобрази­тельного искусства, какие картины художников запомни­лись, у кого из ребят рисунки получились особенно выра­зительные, яркие.

В конце беседы учитель рассказывает о том, что ху­дожники любят рисовать летом на природе.

 

ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ

В течение учебного года учащиеся II класса должны получить начальные сведения:

— о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник—бумага, холст, кар­тон, карандаш, кисть, краски и пр.);

— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;

— о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народ­ной игрушке (Дымково); о вышивке;

— об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, жел­тый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);

— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания глав­ных красок для получения составных цветов (оранже­вый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — от смешивания желтой и синей, фиолетовый — от смеши­вания красной и синей).

К концу учебного года учащиеся II класса должны уметь:

— высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что боль­ше всего понравилось, почему, какие чувства, пережива­ния может передать художник);

— стремиться верно и выразительно передавать о ри­сунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;

— правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно ри­совать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;

— правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверх­ность (в пределах намеченного контура), менять направ­ление мазков согласно форме;

— определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;

— передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать и иллюстрациях основное содержание литературного произве­дения;

— передавать в тематических рисунках пространствен­ные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но уда­ленных предметов;

— выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из де­коративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;

— лепить простейшие объекты действительности (ли­стья деревьев, предметы быта), животных, фигурки на­родных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;

— составлять простейшие аппликационные композиции нз разных материалов.

 

III КЛАСС


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: