Тема урока. «Красота осенних листьев»— рисование а натуры простых по форме листьев деревьев и кустарников (липы, сирени и т. д.).
Повторяются правила изображения с натуры: определение общих размеров рисунка, проведение осевой линии, построение рисунка в карандаше, выполнение рисунка акварелью.
Особое внимание уделяется объяснению правил работы акварельными и гуашевыми красками, названию красок, раскрытию возможностей цвета в передаче эмоций и эстетических чувств рисующего, развитию интереса к работе красками. Для создания необходимого эмоционального настроя у детей на уроке может звучать музыка.
Тема урока. «Осенние подарки природы» — лепка фруктов, овощей (яблок, груш, слив, помидора, огурца). Ознакомление с натюрмортами известных художников (И. Хруцкий, В. Машков и др.) с изображением фруктов. Это способствует привлечению внимания ребят к лежащим перед ними овощам, фруктам, к изучению их формы, строения, фактуры, цвета.
В процессе занятия закрепляются умения работать в объемом, массой. Особое внимание детей обращается на форму, очертание овощей и фруктов.
Во время лепки преподаватель непринужденно ведет беседу о том, где растут овощи и фрукты, как происходит сбор осеннего урожая. Дети вспоминают, когда и где они видели уборку урожая, как они помогали сбору овощей и фруктов взрослым на даче, приусадебных участках, в саду и на огороде.
Демонстрируя приемы работы с глиной и пластилином, учитель наглядно акцентирует движения пальцев, приводящих кусочки глины и пластилина в объемные массы, соответствующие форме конкретного фрукта, овоща.
Тема урока. «Дары осени» — рисование с натуры овощей и фруктов — помидора, яблока, груши.
В рисунках передается общий, наиболее характерный цвет изображаемых объектов, развивается наблюдательность. Повторяется понятие «общий цвет предмета». Обращается внимание на красоту формы и цветовой окраски овощей, фруктов.
Для изучения формы овощей и фруктов используются образцы из глины и пластилина, вылепленные детьми на уроках труда и в группе продленного дня в начальных классах.
Тема урока. «Веселые узоры» — выполнение декоративной работы. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства и беседа о красоте вокруг нас (изделия Полхов-Майдана).
На уроках учитель знакомит детей с красочным миром народного декоративно-прикладного искусства, с использованием его в повседневной жизни (росписи стен зданий, станций метро и т. п.), воспитывается тем самым любовь к нему. Рассматриваются изделия (репродукции или фотографии) из Полхов-Майдана, обращается внимание на выразительность цвета и красоту растительного узора.
Дается представление о том, что в праздничных и жизнерадостных узорах народные мастера отражают любовь к родному краю. Закрепляются понятия «узор», «ритм».
Дети выполняют упражнение «Веселые уроки» красками: ягоды — приемом тычка, листья — приемом прикладывания кисти с дорисовкой кистью так, как это делают народные мастера. В конце урока все вместе оценивают узоры, выполненные детьми.
Учитель говорит детям о практической направленности выполняемого ими задания: узор будет служить украшением бумажных салфеток, которые они изготовят на уроках труда. В процессе рисования узора детей знакомят с линией симметрии (линия, которая делит ту или иную фигуру на две равные и похожие части) и ее значением в декоративных работах. Дети убеждаются в красоте ритма — важнейшем выразительном средстве узора.
Тема урока. «Осенний узор» — рисование узора в полосе из декоративных ягод и листьев.
Закрепляются знания о народной росписи мастеров из Полхов-Майдана. Особое внимание обращается на красочные и насыщенные цвета узоров: красный, синий, желтый.
Формируется представление о том, что окружающая природа (растительный мир) является реальной основой творчества народного мастера: природу он знает, любит и поэтизирует. Народное орнаментальное искусство отражает представление его создателей о прекрасном.
Выполненные детьми узоры используются затем в украшениях изделий, подготовленных па уроках труда (коврик, салфетки, матрешки и т. п.).
Тема урока. Рисование композиции «В гостях у осени», ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Левитан. «Золотая осень», В. Серов. «Октябрь. Домотканого») и беседа о красоте осенней природы.
Обращается внимание на то, что в картинах художники по-разному выразили свое отношение к красоте осенней природы: солнечной и радостной она предстает перед нами в картине И. Левитана, грустной и задумчивой — в картине В. Серова. Эти чувства выражаются и в литературе, и в музыке — в классе звучит «Осенняя песенка» (музыка Д. Васильева-Буглая, слова Л. Плещеева). Все это раскрывает детям красоту русской осени, воспитывает любовь к родной природе, развивает образную память.
В начале выполнения задания в игровой форме проводятся устные зарисовки па следующие сюжеты: «Мы рисуем осень», «Осенний лес», «Осень в городе», «Осень в деревне», «Осенние работы» и т. п. Такие устные зарисовки вырабатывают у школьников умения компоновать сюжетный рисунок, последовательно вести работу над тематическим рисунком.
После прорисовки композиции начинается работа красками.
Предлагается сравнить цвет красок с цветом неба, воды, травы, деревьев, назвать любимый цвет и объяснить, почему этот цвет любимый.
На следующих уроках по теме завершается работа в цвете. Подчеркивается разница между рисунком и живописью.
Важно усвоить, что рисунок — это изображение, выполненное однотонно, карандашом (углем, пером, кистью), а живопись — изображение, выполненное в цвете.
Тема урока. Рисование композиции «Богатый урожай», ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте труда человека. Вступительная беседа, характеристика осеннего труда крестьян, выбор сюжетов, процесс компоновки рисунка и т. д.
Чтобы оказать помощь в выборе сюжета, предлагается несколько тем: уборка урожая в поле, в саду, огороде, сбор урожая на пришкольном участке, перевозка капусты, картофеля па машинах в город, продажа овощей и фруктов в магазине и т. п.
Далее начинается, работа над рисунком в цвете красками. Главное, чтобы уроки получились живыми, интересными, проходили в атмосфере эмоционального подъема; для этого на уроках включается грамзапись песни «Что нам осень принесла» (музыка 3. Левиной, слова Н. Некрасовой).
Тема урока. «Мы рисуем.сказочную птицу» — выполнение декоративной работы.
Воспитание интереса и любви к русскому народному фольклору, развитие фантазии л умения творчески преобразовывать формы животного мира в декоративные.
Перед объяснением задания учитель напоминает детям о том, что человека издавна окружали животные, птицы. Многие из братьев наших меньших приносят человеку большую пользу — вот почему человек должен бережно относиться к ним, любить их. Красота движений, линий, форм, цветовой окраски животных постоянно привлекает глаз человека, и они часто являются объектами изображения художников и народных мастеров. В сказках, птица— символ света, радости, счастья. Некоторые художники посвящают все свое творчество изображению только животных.
Одним из замечательных художников, изображающих животных, является известный писатель и иллюстратор детских книг Е. Чарушин. Дети рассматривают книги с иллюстрациями Чарушина.
Известные мастера из Полхов-Майдана вытачивают из дерева и расписывают свистульки (учитель определяет и называет элементы росписи — ягодки, яблочки, листочки, травинки).
Дети вспоминают, где и каких видели животных, птиц, вспоминают сказки. После этого каждый ребенок рисует свою сказочную птицу.
Учитель поощряет яркие, красочные изображения птиц, в которых проявляется фантазия детей, увлеченность процессом изображения.
Тема урока. «Мы готовимся к рисованию сказки» — выполнение набросков гуся по памяти.
В процессе выполнения задания углубляется интерес и любовь у детей к животным и птицам; дальнейшее развитие получает умение анализировать и изображать форму, строение, цветовую окраску оперения птиц.
Тема этих уроков является продолжением предыдущей темы. Дети, обогащенные в результате рисования по памяти и с натуры новыми представлениями и впечатлениями, могут более успешно выполнить следующее тематическое задание — иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди».
Важно, чтобы дети и процессе рисования с натуры учились анализировать, сравнивая форму птиц, передавать их красоту, характерные очертания, общее пространственное положение, плавность линий, красочность оперения. На классной доске показывается несколько схематичных рисунков с осевыми линиями, указывающими основное пространственное расположение туловища птиц. Вспоминаются особенности некоторых птиц, подмеченные во время экскурсий на природу: горделивая посадка головы гуся, беспокойные движения головы у воробья, синицы. Целесообразно рассмотреть елочные игрушки, а также силуэты птиц, выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня.
Тема урока. Иллюстрирование русской народной сказки «Гуси-лебеди». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В. Васнецов. «Иван-царевич на Сером волке», «Аленушка») и беседа о красоте мира сказок.
Беседа и рисование — иллюстрирование сказки — становится средством формирования нравственных начал личности ребенка.
Дети вспоминают сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и Серый волк» и картины художников на темы этих сказок. Обобщив их ответы, учитель показывает репродукции картин Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Аленушка». Дети рассматривают их. Они начинают чувствовать и понимать красоту сказки, убеждаются в том, что с помощью рисунка и красок можно изобразить любую фантастическую картину. Учитель объясняет процесс работы над композицией: вспомнить сказку, зрительно представить себе один из эпизодов сказки, можно даже прочитать этот эпизод (учитель читает два-три отрывка из сказки «Гуси-лебеди»).
Важно, чтобы дети уже в своих карандашных рисунках передали логическую связь между изображаемыми объектами композиции, умели проявить фантазию. Поощряя стремление детей цветом выразить свои чувства, переживания, учитель разрешает им начать работать кистью и красками.
При анализе своих рисунков в конце урока ребята убеждаются в том, что и они могут красочно изображать сказку, но для этого необходимо хорошо знать приемы работы краскам», чувствовать наиболее выразительные сочетания цветов.
Тема урока. «Мы рисуем сказочную ветку» — выполнение декоративной работы. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (цветочная роспись мастеров из Городца) и беседа о красоте вокруг нас.
Продолжается знакомство с искусством народных мастеров, отражающих в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Демонстрируются произведения городецких мастеров (репродукции или фотографии с них).
Раскрывается эстетическая выразительность современной городецкой росписи (это цветочная роспись). Рассматриваются главные элементы цветочной росписи — розан и купавки. Для понимания роли цвета в изображении красивых и выразительных купавок и розанов обращается внимание на насыщенные, густые красный и синий цвета и их оттенки — розовый, голубой. Объясняется, что особую праздничность, нарядность цветочной росписи придает оживка.
Показываются приемы рисования кистью розана и купавки.
На первом из уроков выполняется упражнение на приемы декоративного изображения розана и купавки, формируются навыки в передаче цветовых оттенков и белой оживки.
На следующем уроке закрепляется представление о цветочной городецкой росписи. Демонстрируются произведения (репродукции или фотографии с них) городецких мастеров. Дети должны по цвету и форме узоров определить, как называются эти узоры.
Интересная и эмоциональная беседа учителя с Детьми об иллюстрациях Ю. Васнецова к русским народным сказкам должна настроить детей на выполнение учебного задания — рисунка сказочной ветки. В рисунках Ю. Васнецова мы встречаемся с героями народных сказок — лисичками, барашками, мишками — в окружении сказочного леса. Учитель поощряет самостоятельность детей в Выполнении декоративных цветов, золотых яблок, красочных ягод и листьев, которые могут украсить сказочную ветку.
Для обогащения зрительного представления о разнообразии форм, строений различных цветов учитель демонстрирует фотографии цветов, отмечая красоту нашей природы.
Для прочувствования темы, для более полного ощущения ритма во время декоративной работы тихо звучат мелодии русских народных песен.
Умение нарисовать декоративную композицию «Сказочная ветка» поможет детям передать декоративную выразительность сказочного окружения — леса, сада, поля — во время иллюстрирования русских народных сказок.
На уроках используются подпевки, загадки.
Тема урока. «Мы любим спорт» — лепка тематической композиции, изображающей бегущего спортсмена.
С помощью плакатов и классной доски учитель объясняет последовательность движений рук, ног, туловища, всей фигуры человека во время ходьбы, бега, спортивных занятий. Сравнивая эти позы, учащиеся быстрее понимают динамику движения человеческой фигуры, пространственное соотношение частей ее.
Для убедительности можно продемонстрировать репродукции картин художников с изображением спортсменов (А. Дейнека и др.)'
Но главное, чтобы в своей скульптуре ребята постарались правильно передать основные пропорции фигуры человека, художественный образ бегущего спортсмена.
Данное задание существенно поможет им в выполнении тематических композиций с людьми (как в рисунке, так и в лепке).
Тема урока. Рисование композиции «Наши зимние забавы». Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Шишкин. «Лес зимой») и беседа о красоте зимней природы..
Выполнение этого учебного задания должно пробудить чувство радости от красоты зимней природы и праздника Нового года.
Во время рисования учитель обращает внимание детей на красочность цветовых сочетаний, яркость передачи сюжетов (елка с игрушками, хоровод вокруг елки, катание с гор, лепим снеговика и т. д.).
Тема урока. «Друзья детства» — рисование с натуры игрушечных животных (собаки, кошки, кролика, белки и т. п.). Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (В. Серов. «Наброски животных»).
Закрепляются сведения о животных, углубляется работа по воспитанию у детей интереса и любви к животным, а также чувства доброты, эмоциональной отзывчивости к ним.
Поиск выразительной композиций рисунка: изображение во весь формат листа бумаги, определение основных пропорций, общего пространственного положения животного.
Во время работы над рисунком обращается внимание на то, какие краски необходимо смешать, чтобы получить цвет, наиболее соответствующий цвету в натуре.
Для более полного изучения характерных очертаний форы животных, правильного и выразительного изображения их рассматриваются фигурки животных, вылепленные детьми на уроках труда или на занятиях в группе продленного дня.
Тема урока. «Моя любимая игрушка» — составление сюжетной аппликации.
Внимание детей обращается на выбор любимой игрушки — куклы-неваляшки, любимого животного — петушка, курицы, кошки, зайца, медведя. Главное при выполнении непосредственно изображения из цветной бумаги — это очертание, силуэт игрушки и подбор фона под него. Желательно, чтобы ребята сами определили цветовую окраску и силуэта, п фона. Причем надо объяснить им, что фон желательно подобрать соответственно сюжету. Например, если школьник выбрал для аппликации зайчика, то можно его поместить на зеленом (летний лес, летнее поле) или белом (зимний лес, зимнее поле) фоне. Желто-оранжевый фон будет условно обозначать осеннюю природу и т. д. Важно, чтобы ребята взволновались темой, прочувствовали красоту цветовой гармонии, цветового контраста сюжета.
При объяснении задания и при работе детей над ним их внимание обращается и на выразительность композиции. Следует иметь в виду, что, имея еще недостаточный опыт в составлении аппликации и в изобразительном творчестве в целом, учащиеся начальных классов имеют тенденции к уменьшению центральных, главных персонажей, фигур в сюжете.
Тема урока. Выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые игрушки».
Демонстрируются дымковские и филимоновские игрушки (репродукции или фотографии с них). Обращается внимание на роль росписи в глиняной игрушке: цвет выявляет и подчеркивает пластику.
Закрепляются знания детей о геометрическом узоре, умение видеть и называть цвета и цветовые оттенки. Дымковские мастерицы любят красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый, черный. Эти насыщенные, яркие цвета празднично сияют на белом фоне игрушек. В росписи филимоновской игрушки сочетаются малиновый, зеленый, лимонно-желтый цвета на светло-розовом фоне глины.
Объясняется задание — самим придумать орнамент в декоративной полосе из повторяющихся силуэтов любых животных (медведи, львы, зайцы, лисы и т. д.).
Особое внимание обращается на возможность декоративного обобщения цветовой окраски животных, сказочные фигурки которых можно одеть, расцветить орнаментом. Цвет фигурки должен гармонично сочетаться с цветом фона.
Для активизации фантазии, воображения школьников рассматриваются выполненные детьми на уроках труда или в группе продленного дня силуэты животных из бумаги.
Тема урока. «Мы любим родную природу» — узор из декоративных цветов, листьев, птиц. Ознакомление с произведениями народного декоративно-прикладного искусства (народная вышивка Архангельской области, Павловский платок) и беседа о красоте вокруг нас.
На уроках воспитывается эстетическое отношение к красоте природы родного края.
Беседа помогает создать у детей эмоционально-эстетическое отношение к предстоящей декоративной работе и посвящается красочным цветочным орнаментам в вышивке архангельских мастериц и цветочной росписи павловских платков. Образный язык цветочного орнамента выразителен и доступен.
Дети коллективно выполняют декоративную композицию, которая посвящена празднику встречи весны.
Работа представляет собой горизонтальную полоску из чередующихся мотивов декоративных цветов и птиц.
Показываются приемы работы кистью в изображении декоративных цветов. Цветовые сочетания могут быть контрастными, яркими (красное и белое) или нежными, мягкими (розовый, голубой, белый и коричневый). Для за-вершення декоративного цветка важно применить белую или черную оживку. Во время декоративной работы возможно звучание мелодии на темы весеннего пробуждения природы.
На следующем уроке для обогащения зрительных образов сноса демонстрируются произведении (репродукции, фотографии) архангельских вышивальщиц, расписные павловские платки, а также птички-свистульки из Полхов - Майдана и игрушечные дымковские и филимоновскне птицы.
Дети рисуют декоративных птиц-— вестников весны.
Так же как и на предыдущем уроке, дети учатся передавать цветом, ритмом свое взволнованное и радостное настроение от встречи весны.
По завершении работы над рисунками проводится их коллективное обсуждение, ребята сами определяют, чей рисунок самый лучший, выразительный.
Тема урока. «С чего начинается Родина» — рисование композиции. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства (И. Шишкин. «Рожь») и беседа о красоте русской природы.
Рисование на данную тему несет в себе большие возможности в нравственном и эстетическом воспитании детей — в воспитании любви к окружающей природе, ее красоте, родным и близким, школе.
На этом уроке дети должны проявить свое умение выбрать сюжет на предложенную тему, определить формат изображения, расположить отдельные элементы на листе так, чтобы выделить главное в сюжете. Цветовая гамма рисунка должна создавать определенное настроение.
Сюжетами для рисунков могут быть изображения полей, рек, леса и т. д. Важно, чтобы дети изобразили самое для них дорогое, понятное и близкое.
Для формирования у детей представления о родной природе, о Родине учитель просит одного из них прочитать стихотворение А. Прокофьева «Родина» или М. Исаковского «Родное».
Тема урока. «Цветы пашей Родины» — рисование с натуры простых по форме цветов. Ознакомление с произведениями изобразительного искусства и беседа о красоте цветов (А. Пластов. «Колокольчики и ромашки»).
В процессе беседы и выполнения рисунка осуществляется воспитание любви к природе родного края, воспетой в произведениях художников, поэтов, музыкантов, развивается понимание и способность чувствовать красоту цветов, их роль в создании настроения человека.
Урок начинается с беседы о том, что красоту вокруг нас создают и цветы, бесчисленное множество которых (полевые, садовые, комнатные) украшает природу, быт человека, радует глаз. Цветы — удивительное создание природы. Цветы поражают своим многообразием, пышностью, яркостью, красотой, душистым запахом. Ни один праздник не обходится без цветов: ени являются символом радости, хорошего настроения, любви и доброжелательности к другим людям. Школьники вспоминают, какие цветы они знают, как они называются, какую форму и цветовую окраску имеют.
После беседы дети внимательно рассматривают стоящие в банках цветы, сравнивают их строение, цветовую окраску и свои впечатления передают в рисунках, изображая нежные сочетания цветовой окраски анютиных глазок, фиалок и яркие, красочные оттенки тюльпана, ослепительно белые лепестки ромашки.
Тема урока. Рисование композиции «Праздничный салют».
У учащихся создается праздничное настроение, развивается чувство сопереживания общей радости; формируется умение яркими цветами выделять главные элементы композиции, выразительно использовать изобразительные материалы — цветовую бумагу, цветные мелки и т. п.
Если кто-то из учащихся захочет изобразить не только салют, но и другое праздничное оформление или людей, смотрящих салют, то это следует поощрять.
Работа в цвете может начинаться без предварительной прорисовки карандашом. Учащиеся сами выбирают цветной тонированный или белый фон. Далее гуашевыми красками, цветными восковыми мелками они рисуют салют в форме кружочков, дуг, завитков, звездочек с неровными большими и маленькими лучами. От огоньков салюта небо тоже окрашивается в различные оттенки желтого, красного, голубого, зеленого и т. д.
Тема урока. «Праздничный салют» — составление творческой сюжетной композиции на основе праздничных впечатлений и предварительного рисования на тему.
Данное задание является продолжением предыдущего и служит своеобразным средством расширения и углубления праздничного настроения, радости и восхищения от разноцветья первомайского сюжета. Этому способствует и яркий, контрастный подбор цветов — ярко-желтые, белые, оранжевые, светло-голубые и фиолетовые вспышки и гирлянды салюта на темном и сине-голубом, сине-фиолетовом фоне.
Тема урока. «Наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» — выполнение узора из декоративно-переработанных форм растительного и животного мира. Ознакомление с произведениями декоративно-прикладного искусства (изделия Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края) и беседа об их красоте.
На уроке обобщаются сведения о народном декоративном искусстве.
В процессе рисования обогащаются художественный вкус и фантазия детей.
Сначала проводится беседа о красоте цветочного узора и росписи в произведениях народного декоративно-прикладного искусства. Учитель обобщает знания второклассников о художественно-выразительных средствах. Дети называют и показывают излюбленные народными мастерами растительные мотивы (розан, купавку и т. д.), определяют и показывают приемы декоративного изображения цветов, листьев, ягод (прием прикладывания кисти, прием тычка, белая и темная оживка и т. п.), называют цветовые сочетания, характеризующие работу мастеров Гжели, Городца, Полхов-Майдана, мастеров родного края.
Подводя итоги высказываниям детей, учитель подчеркивает значение народного декоративно-прикладного искусства для украшения нашего быта, познания красоты жизни и труда, воспитания чувства национальной гордости.
Во время самостоятельной работы особое внимание обращается на проявление творческой активности в стилизации окраски и формы цветов, бабочек в декоративном рисунке, использовании линии симметрии, ритма как выразительных средств декоративной композиции. На палитре подбирается цветовая гамма основных элементов узора— цветов, бабочек, фона. Обращается внимание на более выразительные сочетания, на творческое применение приемов народной кистевой росписи.
Во время анализа работ подводятся итоги, чему научились второклассники в декоративной работе, что нового узнали о труде народных мастеров.
Составленные эскизы узора для коврика из декоративно-переработанных цветов и бабочек могут быть затем использованы при украшении коврика, изготовленного на уроках труда.
Подводя итоги учебного года, дети вместе с учителем просматривают лучшие рисунки, выполненные за год, отмечают, что особенно им понравилось на уроках изобразительного искусства, какие картины художников запомнились, у кого из ребят рисунки получились особенно выразительные, яркие.
В конце беседы учитель рассказывает о том, что художники любят рисовать летом на природе.
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ
В течение учебного года учащиеся II класса должны получить начальные сведения:
— о деятельности художника (что может изобразить художник — предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник—бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
— о рисунке, живописи, картине, иллюстрации, узоре, палитре;
— о художественной росписи по дереву (Полхов-Майдан, Городец), по фарфору (Гжель); о глиняной народной игрушке (Дымково); о вышивке;
— об основных цветах солнечного спектра в пределах наборов акварельных красок (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый); о главных красках (красная, желтая, синяя);
— об особенностях работы акварельными и гуашевыми красками, об элементарных правилах смешивания главных красок для получения составных цветов (оранжевый — от смешивания желтой и красной красок, зеленый — от смешивания желтой и синей, фиолетовый — от смешивания красной и синей).
К концу учебного года учащиеся II класса должны уметь:
— высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства (что больше всего понравилось, почему, какие чувства, переживания может передать художник);
— стремиться верно и выразительно передавать о рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
— правильно сидеть за партой (столом), правильно держать лист бумаги, карандаш или кисть, свободно рисовать карандашом — без напряжения проводить линии в нужных направлениях, не вращая при этом лист бумаги;
— правильно разводить и смешивать акварельные и гуашевые краски, ровно закрывая ими нужную поверхность (в пределах намеченного контура), менять направление мазков согласно форме;
— определять величину и расположение изображения в зависимости от размера листа бумаги;
— передавать в рисунках на темы и иллюстрациях смысловую связь элементов композиции, отражать и иллюстрациях основное содержание литературного произведения;
— передавать в тематических рисунках пространственные отношения: изображать основания более близких предметов на бумаге ниже, дальних — выше, изображать передние предметы крупнее равных по размерам, но удаленных предметов;
— выполнять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно-обобщенных форм растительного мира, а также из геометрических форм;
— лепить простейшие объекты действительности (листья деревьев, предметы быта), животных, фигурки народных игрушек с натуры, по памяти и по представлению;
— составлять простейшие аппликационные композиции нз разных материалов.
III КЛАСС