БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Факультет технологий управления и гуманитаризации
Кафедра философских учений
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета
технологий управления
и гуманитаризации
_________ Г.М. Бровка
«___» _________ 2017 г.
ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ
Рабочая учебная программа дисциплины
Для магистрантов БНТУ
На 2017 / 2018 учебный год
Программа составлена
Д.ф.н., профессором Старжинским В.П.
На основании типовой программы дисциплины «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ», утверждённой ВАК Республики Беларусь от 30.12.2004 г. № 179
Минск 2017
Рекомендована и утверждена в качестве рабочей
Кафедрой философских учений
Протокол № заседания от 00.00.17 г.
Методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации
Протокол № ____ заседания комиссии от «_00__» ХХХХХ_______ 2017 г.
Председатель методической комиссии Е.Г. Богданович
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Тематический план 4
|
|
Лекционный курс 6
Планы семинарских занятий 13
Монографии, методические пособия и статьи,
Подготовленные преподавателями кафедры 18
Список первоисточников 19
Список литературы 20
Вопросы для самоконтроля 24
Требования к реферату 27
Образец оформления титульного листа 31
Введение
Программа предназначена для магистрантов, аспирантов и соискателей экономико-управленческих и инженерно-технических специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых в сфере научной и инновационной деятельности. В процессе проектирования содержания программы преследовались две цели - достигнуть системности в образовании посредством связи с инженерно-техническим профилем вуза и связать образование с современной инновационной деятельностью и процессами модернизации белорусского общества. В качестве основных ресурсов и способов реализации поставленных целей выступает практико-ориентированное образование на основе синтеза философско-методологической и проектно-конструктивной подготовки в рамках формирующегося кластера БНТУ - НТП «Политехник». Систематическое изучение курса философско – методологических проблем науки и инновационного развития осуществляется на основе опыта проектирования и работы ПВТ, а также формирование на этой основе навыков дизайн-мышления.
Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и предпринимателей.
|
|
Большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.
В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за научные открытия и их последствия. Ученый – это не только представитель профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином государства.
В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения философских проблем.
Программа ориентирована на развитие креативности и проектно-конструктивной культуры мышления магистрантов, аспирантов и соискателей, предполагает значительную самостоятельную подготовку, социотехническое проектирование. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По философии и методологии науки.
(для магистрантов)
№ | Название тем | Кол-во часов | ||
Всего | Аудиторные | |||
Лекции | Семинарские занятия | |||
РАЗДЕЛ 1. Философия и ценности современной цивилизации. | ||||
1. | Статус и предназначение философии | |||
2. | Философские проблемы бытия. Онтология природы и человека | |||
3. | Философия глобального эволюционизма и конструктивизм Наука и Проектирование как ценности культуры. | |||
4. | Проблема интеллектуального, духовного развития и самореализации человека | |||
5. | Специфика социальной и виртуальной реальности | |||
6. | Развитие общества как техногенной цивилизации. Технический прогресс и технологические уклады. | |||
7. | Основные проблемы социальной динамики. Инновационное развитие и модернизация общества | |||
8. | Философия культуры и модернизация образования | |||
РАЗДЕЛ 2. Философско-методологический анализ науки и социального развития | ||||
9. | Динамика науки и технологий в инновационном обществе | |||
10. | Человек и наука - основные ресурсы инновационного развития | |||
11. | Структура и динамика научного познания | |||
12. | Методологический инструментарий современной науки и инновационного развития | |||
Всего за 1 семестр | ||||
13. | Наука как социальный ресурс. Социо -гуманитарные приоритеты развития | |||
14. | Наука и государство в развитии инноваций и интеллектуального ресурса | |||
15. | Наука, инновации и конвергенция НБИК технологий | |||
РАЗДЕЛ 3. Методология развития естествознания и техносоциума | ||||
16. | Основные парадигмы и тенденции в развитии естествознания: от фундаментальной науки к ИТ-технологиям | |||
17. | Конструктивная методология и инженерно- управленческая деятельность | |||
18. | Общество инноваций и высокие технологии. | |||
Всего за 2 семестр | ||||
ИТОГО: |
Лекционный курс
|
|
Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации
Тема 1 Статус и предназначение философии.
Предмет и специфика философии. Философия как мировоззрение и методология. Формы методологии: когнитивная и конструктивная.
Философия в системе культуры. Развитие как культурный феномен. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.
Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.
Тема 2. Философские проблемы бытия. Онтология природы и человека.
Понятие бытия и онтологии. Два понимания бытия: субстанциально-натуралистическое и субъектно-релятивистское. Онтология и онтика.
Пространственно-временная организация материального и социального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Синергетика и феномен переоткрытия времени.
Онтология человеческой субъективности и сознания. Три мира К. Поппера. Принцип интенциональности в феноменологии Гуссерля.
Тема 3. Философия глобального эволюционизма и конструктивизм. Наука и Проектирование как ценности культуры.
Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования. Философия и менеджмент качества.
Самоорганизация и синергетика. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.
Естественное и искусственное, Исследование и Проектирование. Проектирование как инженерный и общекультурный феномен.
Тема 4. Проблема интеллектуального, духовного развития и самореализации человека.
Человек, индивид, личность. Многомерность феномена человека. Проблема сущности и существования человека.
Сознание как предмет философского осмысления. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта.
|
|
Проблема самореализации человека в обществе. Теория мотивации и самореализации А. Маслоу.
Тема 5. Специфика социальной и виртуальной реальности.
Место социальной философии в системе философского знания. Общество как система и конструирование социальных структур.
Понятие социальной реальности и информационная безопасность. Концепция управляемого хаоса. Социальные технологии и «цветные революции».
Конструирование онтологии и понятие виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Последствия виртуализации мира.
Тема 6. Развитие общества как техногенной цивилизации. Технический прогресс и технологические уклады.
Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная (информационная).
Научно-технический прогресс и модернизация общества. Модернизация как смена базовых ценностей традиционного общества.
Противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы информационного общества.
Локальные цивилизации проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. Столкновение цивилизаций (С.Хантингтон).
Феномен глобализации. Понятие технологических укладов.
Тема 7. Основные проблемы социальной динамики. Инновационное развитие и модернизация общества.
Общество как развивающаяся система. Феномен мегаразвития: среда и факторы. Динамика инновационного развития: Сингапур, ОАЭ, Ирландия, Япония, Китай.
Потенциальные возможности инновационного развития в РБ: инновационная среда, человек-инноватор, инновационное образование.
Модернизация общества и стратегия преодоления кризисов. Экономический кризис и развитие.
Антикризисные механизмы как система. Роль социально-мотивационных факторов
Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.
Тема 8. Философия культуры и модернизация образования.
Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.)
Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.
Глобализация социокультурного пространства и диалог культур. Духовность и ценностные формы сознания.
Образование как интеллектуальный ресурс модернизации. Требования экономики и стратегия образования. Инженер как приоритет образования. Приоритеты модернизации образования.