Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации

БЕЛОРУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет технологий управления и гуманитаризации

Кафедра философских учений

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

технологий управления

и гуманитаризации

_________ Г.М. Бровка

«___» _________ 2017 г.

 

ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ

Рабочая учебная программа дисциплины

Для магистрантов БНТУ

На 2017 / 2018 учебный год

Программа составлена

Д.ф.н., профессором Старжинским В.П.

На основании типовой программы дисциплины «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ», утверждённой ВАК Республики Беларусь от 30.12.2004 г. № 179

Минск 2017

Рекомендована и утверждена в качестве рабочей

Кафедрой философских учений

Протокол № заседания от 00.00.17 г.

 

 

Методической комиссией факультета технологий управления и гуманитаризации

Протокол № ____ заседания комиссии от «_00__» ХХХХХ_______ 2017 г.

 

Председатель методической комиссии Е.Г. Богданович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение 3

Тематический план 4

Лекционный курс 6

Планы семинарских занятий 13

Монографии, методические пособия и статьи,

Подготовленные преподавателями кафедры 18

Список первоисточников 19

Список литературы 20

Вопросы для самоконтроля 24

Требования к реферату 27

Образец оформления титульного листа 31

Введение

 

Программа предназначена для магистрантов, аспирантов и соискателей экономико-управленческих и инженерно-технических специальностей и рассчитана на углубление общемировоззренческой и общеметодологической подготовки молодых ученых в сфере научной и инновационной деятельности. В процессе проектирования содержания программы преследовались две цели - достигнуть системности в образовании посредством связи с инженерно-техническим профилем вуза и связать образование с современной инновационной деятельностью и процессами модернизации белорусского общества. В качестве основных ресурсов и способов реализации поставленных целей выступает практико-ориентированное образование на основе синтеза философско-методологической и проектно-конструктивной подготовки в рамках формирующегося кластера БНТУ - НТП «Политехник». Систематическое изучение курса философско – методологических проблем науки и инновационного развития осуществляется на основе опыта проектирования и работы ПВТ, а также формирование на этой основе навыков дизайн-мышления.

Фронтальное внедрение науки и современных информационных технологий в важнейшие сферы жизнедеятельности общества, глобализация социально-экономического развития современного социума, перманентное обострение экологических проблем, возникновение многочисленных центров региональной напряженности в связи с процессами трансформации и модернизации государств – эти и многие другие явления, очевидно, актуализируют проблемы философско-мировоззренческого и логико-методологического порядка. Их профессиональное и творческое осмысление требует серьезной и акцентированной философско-методологической подготовки будущих ученых и предпринимателей.

Большое внимание в данном курсе уделяется конструктивно-критическому осмыслению проблем человека, науки, техники, общества и культуры, экологии и информационной революции и др.

В современной социокультурной ситуации резко возрастает ответственность ученых за научные открытия и их последствия. Ученый – это не только представитель профессии, он выполняет множество социальных функций, является членом общества и гражданином государства.

В программе обращается внимание на то, что к началу XXI века значительно расширилось проблемное поле философии: в нем появились новые темы и сюжеты, акцентируется внимание на новых вариантах решения философских проблем.

Программа ориентирована на развитие креативности и проектно-конструктивной культуры мышления магистрантов, аспирантов и соискателей, предполагает значительную самостоятельную подготовку, социотехническое проектирование. В программе сделан акцент не на готовых решениях, а на способах постановки проблем философии и методологии науки, в решение которых призваны внести свой вклад и будущие ученые.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По философии и методологии науки.

(для магистрантов)

 

  №   Название тем Кол-во часов
Всего Аудиторные
Лекции Семинарские занятия
  РАЗДЕЛ 1. Философия и ценности современной цивилизации.      
1. Статус и предназначение философии      
2. Философские проблемы бытия. Онтология природы и человека      
3. Философия глобального эволюционизма и конструктивизм Наука и Проектирование как ценности культуры.      
4. Проблема интеллектуального, духовного развития и самореализации человека      
5. Специфика социальной и виртуальной реальности      
6. Развитие общества как техногенной цивилизации. Технический прогресс и технологические уклады.      
7. Основные проблемы социальной динамики. Инновационное развитие и модернизация общества      
8. Философия культуры и модернизация образования      
  РАЗДЕЛ 2. Философско-методологический анализ науки и социального развития      
9. Динамика науки и технологий в инновационном обществе      
10. Человек и наука - основные ресурсы инновационного развития      
11. Структура и динамика научного познания      
12. Методологический инструментарий современной науки и инновационного развития      
  Всего за 1 семестр      
13. Наука как социальный ресурс. Социо -гуманитарные приоритеты развития      
14. Наука и государство в развитии инноваций и интеллектуального ресурса      
15. Наука, инновации и конвергенция НБИК технологий      
  РАЗДЕЛ 3. Методология развития естествознания и техносоциума      
16. Основные парадигмы и тенденции в развитии естествознания: от фундаментальной науки к ИТ-технологиям      
17. Конструктивная методология и инженерно- управленческая деятельность      
18. Общество инноваций и высокие технологии.      
  Всего за 2 семестр      
ИТОГО:      

 

Лекционный курс

Раздел I. Философия и ценности современной цивилизации

Тема 1 Статус и предназначение философии.

Предмет и специфика философии. Философия как мировоззрение и методология. Формы методологии: когнитивная и конструктивная.

Философия в системе культуры. Развитие как культурный феномен. Культурные традиции Востока и Запада и типы философского мышления.

 

Многомерность феномена философии. Социокультурный статус и функции философии в современном мире культурного многообразия. Роль философии в формировании ценностных ориентаций личности и принципов биосферного мышления.

 

Тема 2. Философские проблемы бытия. Онтология природы и человека.

Понятие бытия и онтологии. Два понимания бытия: субстанциально-натуралистическое и субъектно-релятивистское. Онтология и онтика.

Пространственно-временная организация материального и социального мира. Субстанциональная и реляционная концепции пространства и времени. Синергетика и феномен переоткрытия времени.

Онтология человеческой субъективности и сознания. Три мира К. Поппера. Принцип интенциональности в феноменологии Гуссерля.

 

Тема 3. Философия глобального эволюционизма и конструктивизм. Наука и Проектирование как ценности культуры.

Природа как среда обитания человека. Биосфера и ноосфера. Идея коэволюции человека и природы. Социально-экологическая стратегия природопользования. Философия и менеджмент качества.

Самоорганизация и синергетика. Системно-эволюционная парадигма в современном естествознании.

Естественное и искусственное, Исследование и Проектирование. Проектирование как инженерный и общекультурный феномен.

 

 

Тема 4. Проблема интеллектуального, духовного развития и самореализации человека.

 

Человек, индивид, личность. Многомерность феномена человека. Проблема сущности и существования человека.

Сознание как предмет философского осмысления. Экзистенциально-феноменологическая, социокультурная и психоаналитическая традиции в исследовании сознания. Сознание, язык, коммуникация. Сознание и интеллект. Проблема искусственного интеллекта.

Проблема самореализации человека в обществе. Теория мотивации и самореализации А. Маслоу.

 

Тема 5. Специфика социальной и виртуальной реальности.

Место социальной философии в системе философского знания. Общество как система и конструирование социальных структур.

Понятие социальной реальности и информационная безопасность. Концепция управляемого хаоса. Социальные технологии и «цветные революции».

Конструирование онтологии и понятие виртуальной реальности: порожденность, актуальность, автономность, интерактивность. Последствия виртуализации мира.

 

Тема 6. Развитие общества как техногенной цивилизации. Технический прогресс и технологические уклады.

Понятие и типы цивилизации в истории общества (доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная (информационная).

Научно-технический прогресс и модернизация общества. Модернизация как смена базовых ценностей традиционного общества.

Противоречия техногенной цивилизации. Перспективы и проблемы информационного общества.

Локальные цивилизации проблема сохранения культурно-цивилизационной идентичности в современном мире. Столкновение цивилизаций (С.Хантингтон).

Феномен глобализации. Понятие технологических укладов.

 

Тема 7. Основные проблемы социальной динамики. Инновационное развитие и модернизация общества.

Общество как развивающаяся система. Феномен мегаразвития: среда и факторы. Динамика инновационного развития: Сингапур, ОАЭ, Ирландия, Япония, Китай.

Потенциальные возможности инновационного развития в РБ: инновационная среда, человек-инноватор, инновационное образование.

Модернизация общества и стратегия преодоления кризисов. Экономический кризис и развитие.

Антикризисные механизмы как система. Роль социально-мотивационных факторов

Линейные и нелинейные интерпретации исторического процесса. Формационная и цивилизационная парадигмы в философии истории.

 

Тема 8. Философия культуры и модернизация образования.

Понятие культуры. Основные парадигмы философского анализа культуры (аксиологическая, семиотическая, деятельностная, игровая и др.)

Традиции и новации в динамике культуры. Проблема единства и многообразия культурно-исторического процесса.

Глобализация социокультурного пространства и диалог культур. Духовность и ценностные формы сознания.

Образование как интеллектуальный ресурс модернизации. Требования экономики и стратегия образования. Инженер как приоритет образования. Приоритеты модернизации образования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: