В теории и практике спортивной подготовки принято считать, что двигательные качества и способности – это база, на которой строится технико-тактическое мастерство (Бомпа Т. О., 2003; Зациорский В. М., 2009; Озолин Н. Г., 2002).
Возможности человека быстро выполнять движения, проявлять значительные по величине усилия или длительно поддерживать требуемый уровень работоспособности принято обозначать как «качественные характеристики двигательной деятельности», «двигательные», «компонентные» способности, «моторные» «физические», «функциональные», «психофизические», «психомотоные» и другие качества. Среди данных качеств в зависимости от их роли в осуществлении двигательной деятельности выделяют «главные, основные и вспомогательные», «общие и специальные», «ведущие», «зависимые и независимые» и т.д. (Верхошанский Ю. В., 1988; Мозжухин А. С., 1982).
Обилие этих понятий настолько стало привычным, что специалисты часто уже не утруждают себя необходимостью вникнуть в их смысл. Вместе с тем от того, как и что понимается под двигательными возможностями и их качественными различиями, во многом зависит и способ, который выбирается для их развития.
|
|
Выделяют два различных подхода к пониманию и изучению качественных форм двигательных возможностей человека, которые могут быть обозначены как функциональный и структурный (Верхошанский Ю. В., 1988; Моногаров В. Д., 1994).
Функциональный подход сложился еще в середине XIX столетия в шведской, чехословацкой (Сокольской), французской и главным образом в германской системах физического воспитания как следствие практической необходимости в классификации средств тренировки и упорядочения на этой основе ее содержания. Тогда же и возникло понятие физических качеств, которому, начиная с 30-х годов прошлого столетия, было суждено надолго закрепиться в литературе и сыграть как положительную, так и негативную роль в развитии теории и методики спорта. К физическим качествам были чисто умозрительно отнесены быстрота (скорость), сила, выносливость, ловкость, гибкость, которые принято рассматривать как основные (Зациорский В. М., 2009; Зимкин Н. В., 1956; Яковлев Н. Н., 1957; 1960).
Функциональный подход основывался на наблюдении внешних, наглядно проявляющихся характеристик двигательной активности человека, легко поддающихся измерению в физических мерах механического движения. Физиологический механизм при этом во внимание мало принимался, поскольку он был практически еще не известен. Данный подход довольствовался описательной функцией, развивался на чисто логической основе и опирался на результаты выполнения комплекса различных двигательных заданий (тестов). Однако такая мнимая объективность лишь усиливала присущие ему с самого начала формалистические тенденции, которые в конечном итоге выразились в аналитико-синтетической концепции физических качеств человека, оказывающей значительное влияние на методику тренировки и в настоящее время (Верхошанский Ю. В., 1988; Моногаров В. Д., 1994; Мотылянская Р. Е., 1979).
|
|
Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению самостоятельности существования и относительной независимости отдельных физических качеств, необходимости единства их развития и возможности объединения в те или иные сочетания. Считалось, что каждая форма спортивной деятельности характеризуется не одним каким-либо качеством, а специфичной данному упражнению взаимосвязью силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего качества, от которого в основном зависит достижение поставленной перед упражнением цели, и, во-вторых, особое, специфическое сочетание других качеств, обеспечивающих наиболее полное проявление ведущего качества (Яковлев Н. Н., 1957; 1960). В результате комбинаций (сочетания, интеграции, объединения) основных качеств возникают новые (комплексные, интегральные, гибридные, синтетические, сложные, вторичные) качества. В частности, взрывная сила представляет собой интеграцию силы и скорости; моторная ловкость – комплекс силы, выносливости, гибкости; скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости и т. п.
Единство развития физических качеств виделось в том, что каждое качество в своем становлении, опираясь на другие качества, в той или иной мере включает их в себя, т. е. имеет место процесс взаимного перехода одного качества в другое. Данный переход представляет собой синтез качеств, в результате которого формируется новое конкретное качество. Считалось, что в тренировке необходимо развивать все качества, но при такой форме их взаимосвязи, которая необходима для успешной реализации конкретного спортивного упражнения. Взаимосвязь качеств должна быть устойчивой к утомлению, поскольку последнее приводит к диссоциации, т. е. к нарушению взаимосвязи качеств и снижению эффективности двигательной функции (Яковлев Н. Н., 1957; 1960).
Несмотря на широкое признание положения об интеграции физических качеств, реальный физиологический механизм этого явления представлялся весьма неопределенно и попытки его объяснения сводились к весьма расплывчатым умозрительным конструкциям. Предлагалось различать три формы взаимосвязи между физическими качествами: положительную, когда развитие одних качеств способствует совершенствованию других; нейтральную, если при своем развитии физические качества не влияют друг на друга; отрицательную, когда развитие одних физических качеств негативно влияет на уровень или совершенствование других (Зимкин Н. В., 1956; Яковлев Н. Н., 1957; 1960). Рассматривалась возможность переноса эффекта развития одних физических качеств на совершенствование других (Зациорский В. М., 1969). Вместе с тем высказывались соображения, что физические качества должны быть функционально независимы, т. е. отношения между ними не должны быть выражены математической формулой.
Такие представления вольно или невольно привели к утверждению, что в основе физических качеств лежат присущие каждому из них специфические физиологические механизмы, ответственные за их развитие и проявление. И это, пожалуй, одно из самых негативных следствий аналитико-синтетической концепции, которое повлияло даже на рассмотрение этого в физиологии спорта (Верхошанский Ю. В., 1988; Немм Т., 1967). В этих условиях аналитико-синтетическая концепция физических качеств отразилась и на методических принципах их развития и совершенствования. Считалось, в частности, что для получения производных физических качеств следует отдельно развивать каждое из его составляющих и затем синтезировать их в основном спортивном упражнении. Отсюда микроцикл подготовительного периода рекомендовалось строить таким образом, чтобы обеспечить последовательное избирательное воздействие на все основные физические качества, определяющие достижения в избранном виде спорта. В годичном цикле считалось целесообразным параллельное развитие физических качеств при разном соотношении объемов соответствующих средств на отдельных этапах подготовки.
|
|
При этом утверждалось, что односторонняя тренировка, преимущественно направленная на развитие одного качества, может привести к «перераздражению ряда анализаторов», «нарушить оптимальное соотношение основных корковых процессов» и т. п.
Структурный подход к изучению качественных форм двигательных возможностей человека ориентировался на изучение физических качеств, так сказать, изнутри. В 50-60-е годы прошлого столетия физиология, а затем биохимия дали богатый фактический материал к пониманию физиологической природы двигательных способностей. Однако они, несмотря на декларирование органической и функциональной целостности организма, руководствовались, как правило, аналитико-синтетической концепцией физических качеств, довольствовались объяснительной функцией по отношению к отдельным физическим качествам и ограничились описанием феноменологии их проявления. Поэтому вытекающие их них практические рекомендации носили временный характер. Они забывались или отвергались столь же скоро и с такой же легкостью, как и формулировались (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолин Н. Г., 1984).
При этом явно негативную роль сыграл односторонний подход к рассмотрению физических качеств. В частности, одни специалисты ограничивали свои интересы скоростными или силовыми качествами и рассматривали их как функцию нервно-мышечного аппарата без учета энергообеспечения его деятельности. Другие специалисты проявляли интерес только к выносливости и рассматривали последнюю лишь как функцию вегетативных систем («вегетативная тренированность»), сводящуюся главным образом к доставке кислорода к мышцам. Отводя при этом главную роль МПК, они не интересовались, что же при этом происходит в самих мышцах, т. е. в главном рабочем органе, непосредственно осуществляющем движение.
|
|
Тем самым, несмотря на декларирование органической и функциональной целостности организма, вольно и невольно имело место аналитическое описание вклада его отдельных физиологических систем в те или иные физические качества. Естественно, что попытки экстраполяции таких описательных схем на методические положения спортивной подготовки не только не давали практически эффективных результатов, но и дезориентировали спортивную практику (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолин Н. Г., 1984).
Что касается терминологии, то в научно-методической литературе наряду с физическими качествами широко используется понятие «двигательные способности». Последнее, выражающее и подчеркивающее органическое единство физиологического, психологического и интеллектуального компонентов двигательного поведения человека, давно сложилось в психологии спорта и лучше соответствует как современным представлениям о моторных возможностях человека, так и сущности и предмету теории спортивной подготовки (Верхошанский Ю. В., 1988; Фарфель В. С., 1975).
Целенаправленное движение в своем количественном и качественном выражении – это материализованная мысль, реализация которой обеспечивается всем комплексом физиологических систем организма. Качественный параметр движения (быстро, сильно, продолжительно) определяется функциональными возможностями и состоянием данных систем, мотивацией, смысловой структурой моторного действия и двигательной установкой. Поэтому пора отказаться от узкоформалистского понятия «физические качества» и говорить о двигательных способностях, понимая под этим психомоторные свойства, определяющие целевую предназначенность, качественные признаки и рабочую эффективность двигательной деятельности человека (Верхошанский Ю. В., 1988; Фарфель В. С., 1975).
Способности возникают в процессе развития и проявляются в определенной деятельности. Устоявшимся является представление, что в основе формирования и совершенствования способностей, в том числе и двигательных, лежат биологические предпосылки развития – задатки.
Установлено, что задаток влияет на величину развития признака, которую в генетике определяют как «верхний и нижний предел наследственных возможностей» конкретного индивидуума. Методика выявления спортивного таланта базируется на определении и оценке консервативных и лабильных признаков, компонентов способностей, стабильных и вариативных звеньев функциональных систем организма, интегральное действие которых определяет результативность в конкретном виде спорта или спортивной дисциплине (Астауров Б. Л., 1969; Бальсевич В. К., 2000).
Таким образом, врожденными задатками двигательных способностей являются физиологические и психические особенности, которые удовлетворяют потребности деятельности человека до тех пор, пока запросы, исходящие из ее условий, не превышают границ их функциональных возможностей. Как только это происходит, моторные задатки, развиваясь на основе приспособительных изменений, приобретений в организме, перерастают в соответствующие двигательные способности, обладая которыми, человек может успешно решать требующиеся задачи в новых, более сложных условиях внешних взаимодействий (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолинь П. П., 1984; Олиференко В. Т., 1985). В этом плане исследование процесса адаптации по схеме: гены → задатки → способности позволяет выявить предрасположенность (склонность) и перспективность (потенциал, одаренность, талантливость) спортсменов в конкретной двигательной деятельности, решить вопросы отбора и ориентации, разработать модели (индивидуальные, групповые, обобщенные) различного уровня подготовленности и подготовки (Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Перевозников А. С., 2003; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Ахмедзянов М. Н., 2003).
Подготовка спортсменов показывает, что врожденные моторные задатки многофункциональны и в зависимости от условий двигательной деятельности могут развиваться в том или ином направлении, обеспечивая формирование и совершенствование специфических форм двигательных способностей. По существу, таких форм может быть столько, сколько есть видов спорта, поскольку каждому из них присущи свои структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим функционирования организма и его энергообеспечение.
Исходя из этого, бесполезно искать в организме какие-то специфические механизмы, ответственные за силу, выносливость или скорость движений и их развитие, к чему вольно или невольно приводила концепция физических качеств. В основе формирования и совершенствования двигательных способностей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, ведущая к морфофункциональной специализации организма. Избирательная направленность последней детерминируется условиями конкретной спортивной деятельности и выражается в конечном итоге в формировании специализированной структуры обеспечения двигательной деятельности (Верхошанский Ю. В., 1988; Олиференко В. Т., 1985).
Для морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней подготовки характерны два взаимосвязанных процесса – развитие в требуемом направлении функциональных возможностей локомоторного аппарата и физиологических систем, поддерживающих его повышенную двигательную активность, а также формирование и совершенствование конкретного целесообразного взаимодействия между всеми функционально активными системами, которое обеспечивает высокий уровень специальной работоспособности организма спортсменов (Верхошанский Ю. В., 1988; Дубровский А. И., 1991).
В процессе морфофункциональной специализации организма выраженные приспособительные сдвиги приобретают те мышечные группы и те физиологические системы, которые испытывают основную нагрузку. Вместе с тем, функциональное совершенствование организма в целом проявляется в развитии таких специфических моторных свойств, которые, прежде всего, определяют эффективность конкретной спортивной деятельности.
Таким образом, речь идет о специализации организма по органу и по способности. С повышением спортивного мастерства специализация по органу становится все более выраженной, а специализация по способности – все более конкретной и специфичной (Верхошанский Ю. В., 1988; Желязков Ц., 1998).
Второй из двух присущих морфофункциональной специализации организма процессов выражается в формировании целесообразного и устойчивого способа межсистемных отношений в организме, обеспечивающего максимально доступный (при данном состоянии) уровень его специальной работоспособности. Это относится ко всем без исключения жизнеобеспечивающим системам, но в первую очередь к локомоторной (обеспечивающей активное перемещение в пространстве) и вегетативной (обеспечивающей обмен веществ, деятельность внутренних органов и систем), т. е. к взаимодействию между режимом работы мышц, включающихся при выполнении движения, с одной стороны, и обеспечивающими его механизмами дыхания, кровообращения и энергетики – с другой.
В данном случае необходимо обратить внимание на различные уровни реактивности (при непосредственном выполнении двигательной деятельности) и адаптационной инертности (в процессе устойчивой и долговременной адаптации) мышечной и вегетативной систем. В первом случае мышечная система более лабильна, она быстрее мобилизуется и активизирует менее лабильный аппарат нервной регуляции вегетативных функций. Однако при длительной тренировке мышечная система может обнаруживать большую адаптационную инертность, чем вегетативные функции в связи с медленно развивающимися морфологическими перестройками в мышцах. Несоответствие между функциональными возможностями локомоторной и вегетативной систем ограничивает прогресс специальной работоспособности, а исключение, устранение такого несоответствия является важнейшей задачей специальной физической подготовки.
Знание закономерностей многофункциональной специализации организма спортсменов создает объективные основания для практической реализации положения концепции об опережающем отражении внешнего мира живой материей. Только при предупредительном и избирательном приспособлении организма к предстоящему событию, в конкретном случае – к предстоящей двигательной деятельности, организуемой в соответствии с данными закономерностями, возможно совершенствование организма спортсменов в направлении достижения максимально возможных результатов для каждого из них при сохранении и повышении резервов здоровья (Анохина П. К., 1948; 1962; 1968; 1972; 1975).
Интегративная согласованность в полной мере присуща и процессу морфофункциональной специализации (МФС) организма спортсменов в процессе многолетней подготовки, что выражается в формировании специализированной функциональной структуры работоспособности спортсменов (Верхошанский Ю. В., 1966; 1970; 1977). Интенсивная эксплуатация локомоторной системы, требуя соответствующего функционального и энергетического обеспечения, создает в организме общую главенствующую установку, определяющую направление и величину приспособительных перестроек и целесообразную межсистемную регуляцию всех его физиологических составляющих. Такая установка может рассматриваться как особая форма доминанты, носящая, однако, неслучайный, порожденный текущим моментом характер. Будучи сформированной в процессе систематической и длительной тренировки, она обладает динамической устойчивостью и надежной воспроизводимостью в тех условиях, для которых она предназначена, и в тот момент, когда в ней возникает необходимость (Верхошанский Ю. В., 1988; Зациорский В. М., 1969).
Таким образом, специализированная функциональная структура – это особая форма межсистемных отношений в организме, которая обеспечивает максимальный уровень специфической работоспособности спортсменов в конкретных условиях соревновательной деятельности. Ее формирование связано с выведением физиологических систем на высокий уровень функциональных возможностей, фиксированный на основе соответствующих морфологических перестроек, и включено в процесс долговременной адаптации организма к напряженной двигательной деятельности. Важнейшие характерные черты специализированной функциональной структуры заключаются в ее готовности к мобилизации, быстром выведении на высокий рабочий режим всех физиологических систем с учетом их роли в реализации двигательной деятельности, стабильности воспроизведения в условиях повторного решения двигательной задачи (Верхошанский Ю. В., 1988; Зациорский В. М., 1969).
Понятие «специализированная функциональная структура» претендует на роль теоретической схемы, объясняющей физиологический механизм обретения и повышения специфической работоспособности спортсменов на основе избирательной МФС его организма. Это понятие развивает концепцию функциональной системы П. К. Анохина применительно к напряженной двигательной деятельности.
Во избежание путаницы, характерной для концепции физических качеств, необходимо различать качественные характеристики психомоторной функции и качественные характеристики движений спортсменов, в первом случае следует иметь в виду двигательные способности, во втором – механический критерий внешней оценки выполняемых движений. Смешивать эти понятия или заменять одно другим недопустимо.
Следует подчеркнуть, что отказ от понятия «физические качества» – не просто замена термина. Это означает принципиальный перевод представлений о двигательных возможностях человека с примитивно-формалистического уровня на уровень понятийно более содержательный. Это открывает более широкие перспективы для разработки теории методики физической, в первую очередь специальной подготовки и системы спортивной подготовки в целом (Верхошанский Ю. В., 1988; Набатникова М. Я., 1982; Олиференко В. Т., 1985).
Рассмотрение форм двигательных способностей удобно начать с анализа факторов, обеспечивающих скорость движений (перемещений) спортсменов. Скорость одна из качественных характеристик рабочей эффективности спортивных локомоций. В каждом виде спорта скорость определяется различными факторами. И если раньше данные факторы сводились к тому или иному набору физических качеств, то на современном уровне знаний такое упрощение уже недопустимо.
Скорость спортивного движения обеспечивается мобилизацией всего комплекса физиологических систем организма. При этом функциональное взаимодействие и преимущественная роль отдельных систем в реализации скорости зависит от режима двигательной деятельности. Несколько схематизируя и укрупняя проблему, можно говорить, что скорость спортивного упражнения обеспечивается главным образом функциональными возможностями центральной моторной, мышечной и вегетативной систем организма, а также умением спортсменов целесообразно координировать свои усилия в зависимости от внешних условий, сопутствующих решению двигательных задач (Верхошанский Ю. В., 1988; Набатникова М. Я., 1982).
В качестве наиболее общих характеристик таких условий следует указать величину внешнего сопротивления, которое приходится преодолевать спортсменам (крайние случаи – большое и малое); длительность двигательной деятельности (например, в циклических видах спорта короткие, средние и длинные дистанции); характер двигательной активности (однократный, повторный, непрерывный, переменный) и ее интенсивность или мощность (предельная, субмаксимальная, умеренная). В условиях, когда спортсмены встречаются с незначительным внешним сопротивлением, скорость движений определяется преимущественно оперативностью (быстротой) мобилизации двигательного состава действия со стороны центральной моторной зоны. С увеличением внешнего сопротивления преимущественную роль уже играет способность мышечной системы к проявлению значительных усилий, величина которых также определяется регулирующей функцией моторной системы. И, наконец, длительное сохранение требующейся скорости движений или перемещений обеспечивается в основном как мышечной, так и вегетативными системами. Следует заметить, что речь идет о преимущественной роли названных физиологических систем, хотя практически все они в той или иной мере участвуют в обеспечении скоростного режима и вовлекаются в процесс его совершенствования (Верхошанский Ю. В., 1988; Панкратьева Н. В., 1989).
Это физиологическая сторона проблемы, характеризующая объективные причинные факторы, непосредственно обусловливающие скорость движений (перемещений) человека. С другой стороны, и это уже психолого-педагогический аспект проблемы, приведенные случаи качественного различия в реализации двигательной функции могут рассматриваться с точки зрения проявления соответствующих двигательных способностей спортсменов. Данные способности выделяются в практике с некоторой долей условности для дифференцированной качественной характеристики и количественной оценки отдельных сторон (но не составляющих) их функциональных возможностей. В этом имеется очевидный практический смысл, связывающийся главным образом с идеей и задачами комплексного педагогического контроля. Последний предназначен для опосредованной (с помощью батареи тестов) оценки функциональных возможностей физиологических систем организма, преимущественно определяющих те или иные стороны (характеристики) специфической работоспособности спортсменов, что позволяет наблюдать их изменение в процессе подготовки и вносить в нее коррективы в случае необходимости.
Однако, строго говоря, скорость спортивного упражнения непосредственно обеспечивается не двигательными способностями, а мобилизацией всех без исключения физиологических систем организма, но при ведущей роли тех или иных из них. Точно так же совершенствование скорости связано не с развитием двигательных способностей и их синтезом, а с избирательно специализированным совершенствованием этих систем и их функциональным объединением на решение скоростной задачи. В то же время вполне допустимо отождествлять моторные возможности человека, проявляемые при преимущественной мобилизации тех или иных физиологических систем с двигательными способностями, например, быстротой, скоростью, выносливостью или любыми другими.
Отсюда очевидны две точки зрения на проблему физической, в первую очередь специальной, подготовки спортсменов. Одна из них, физиологическая, рассматривает специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной МФС организма, другая, психолого-педагогическая, как результат развития соответствующих двигательных способностей. Не следует противопоставлять данные точки зрения, поскольку каждая из них характеризует одно и то же явление, но с разных позиций. Однако необходимо учитывать, что специальная физическая подготовленность спортсменов – это не комплекс двигательных способностей, а стабилизированное функциональное состояние их организма, условно дифференцирующееся на двигательные способности.
Четкое понимание этого обстоятельства – важное условие, определяющее профессиональную эрудицию тренеров и разработку принципов специальной (в первую очередь) и общей физической подготовки. Причем следует иметь в виду, что в условиях спортивной деятельности двигательные способности всегда специализированы. Поэтому о них надо говорить не вообще, а с учетом их роли в обеспечении решения конкретной двигательной задачи (Верхошанский Ю. В., 1988; Петрухин В. Г., 1987; Пехтль В., 1971).
Для спортивной деятельности характерны двигательные и статические действия. В зависимости от условий, в которых они выполняются, систематическая тренировка активизирует процесс МФС организма в направлении преимущественного развития быстроты реализации двигательной задачи, скорости движений (перемещений) спортсменов или позной активности. В процессе МФС организма в этих направлениях формируются и развиваются четыре конкретные формы двигательных способностей, которые для условий спортивной деятельности можно считать основными (Верхошанский Ю. В., 1988; Платонов В. Н., 1988):
– моторная оперативность – способность, определяющая минимальную продолжительность (быстроту) реализации двигательного действия или его элементов при отсутствии значительного внешнего сопротивления движению;
– координационные способности, характеризующие возможности спортсменов к эффективному решению двигательной задачи за счет рациональной организации мышечных усилий;
– силовые способности, отражающие возможности спортсменов к проявлению рабочих (двигательных) усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений;
– двигательная выносливость – способность к продолжительному выполнению двигательной деятельности на необходимом уровне ее эффективности.
В этом представлении двигательных способностей необходимо отметить следующее. Во-первых, эти формы не претендуют на исчерпывающую классификацию двигательных способностей человека вообще. Они относятся только к спортивной, т. е. специфической сфере деятельности, которая обусловливает потребность в них и содержит в себе условия для их формирования и развития. В других сферах деятельности состав форм двигательных способностей может быть иным. Во-вторых, в результате избирательной МФС организма в процессе многолетней подготовки основные формы двигательных способностей приобретают специализированный характер. Именно это обстоятельство (но не синтез физических качеств) определяет то качественное многообразие двигательных способностей, которое хорошо известно в практике (Верхошанский Ю. В., 1988; Платонов В. Н., 1988).