Двигательные качества и способности

В теории и практике спортивной подготовки принято считать, что двига­тельные качества и способности – это база, на которой строится технико-такти­ческое мастерство (Бомпа Т. О., 2003; Зациорский В. М., 2009; Озолин Н. Г., 2002).

Возможности человека быстро выполнять движения, проявлять значи­тельные по величине усилия или длительно поддерживать требуемый уровень работоспособности принято обозначать как «качественные характеристики дви­гательной деятельности», «двигательные», «компонентные» способности, «мо­торные» «физические», «функциональные», «психофизические», «психомотоные» и другие качества. Среди данных качеств в зависимости от их роли в осу­ществлении двигательной деятельности выделяют «главные, основные и вспо­могательные», «общие и специальные», «ведущие», «зависимые и независи­мые» и т.д. (Верхошанский Ю. В., 1988; Мозжухин А. С., 1982).

Обилие этих понятий настолько стало привычным, что специалисты ча­сто уже не утруждают себя необходимостью вникнуть в их смысл. Вместе с тем от того, как и что понимается под двигательными возможностями и их каче­ственными различиями, во многом зависит и способ, который выбирается для их развития.

Выделяют два различных подхода к пониманию и изучению качествен­ных форм двигательных возможностей человека, которые могут быть обозначе­ны как функциональный и структурный (Верхошанский Ю. В., 1988; Моногаров В. Д., 1994).

Функциональный подход сложился еще в середине XIX столетия в швед­ской, чехословацкой (Сокольской), французской и главным образом в гер­манской системах физического воспитания как следствие практической необхо­димости в классификации средств тренировки и упорядочения на этой основе ее содержания. Тогда же и возникло понятие физических качеств, которому, на­чиная с 30-х годов прошлого столетия, было суждено надолго закрепиться в ли­тературе и сыграть как положительную, так и негативную роль в развитии тео­рии и методики спорта. К физическим качествам были чисто умозрительно от­несены быстрота (скорость), сила, выносливость, ловкость, гибкость, которые принято рассматривать как основные (Зациорский В. М., 2009; Зимкин Н. В., 1956; Яковлев Н. Н., 1957; 1960).

Функциональный подход основывался на наблюдении внешних, наглядно проявляющихся характеристик двигательной активности человека, легко подда­ющихся измерению в физических мерах механического движения. Физиологи­ческий механизм при этом во внимание мало принимался, поскольку он был практически еще не известен. Данный подход довольствовался описательной функцией, развивался на чисто логической основе и опирался на результаты выполнения комплекса различных двигательных заданий (тестов). Однако такая мнимая объективность лишь усиливала присущие ему с самого начала форма­листические тенденции, которые в конечном итоге выразились в аналитико-синтетической концепции физических качеств человека, оказывающей значи­тельное влияние на методику тренировки и в настоящее время (Верхошанский Ю. В., 1988; Моногаров В. Д., 1994; Мотылянская Р. Е., 1979).

Суть аналитико-синтетической концепции сводилась к допущению само­стоятельности существования и относительной независимости отдельных физических качеств, необходимости единства их развития и возможности объедине­ния в те или иные сочетания. Считалось, что каждая форма спортивной дея­тельности характеризуется не одним каким-либо качеством, а специфичной данному упражнению взаимосвязью силы, скорости, выносливости, гибкости, ловкости. Для нее характерно, во-первых, выделение ведущего качества, от ко­торого в основном зависит достижение поставленной перед упражнением цели, и, во-вторых, особое, специфическое сочетание других качеств, обеспечиваю­щих наиболее полное проявление ведущего качества (Яковлев Н. Н., 1957; 1960). В результате комбинаций (сочетания, интеграции, объединения) основных качеств возни­кают новые (комплексные, интегральные, гибридные, синтетические, сложные, вторичные) качества. В частности, взрывная сила представляет собой интегра­цию силы и скорости; моторная ловкость – комплекс силы, выносливости, гиб­кости; скоростная выносливость – сочетание быстроты и выносливости и т. п.

Единство развития физических качеств виделось в том, что каждое каче­ство в своем становлении, опираясь на другие качества, в той или иной мере включает их в себя, т. е. имеет место процесс взаимного перехода одного каче­ства в другое. Данный переход представляет собой синтез качеств, в результате которого формируется новое конкретное качество. Считалось, что в тренировке необходимо развивать все качества, но при такой форме их взаимосвязи, кото­рая необходима для успешной реализации конкретного спортивного упражне­ния. Взаимосвязь качеств должна быть устойчивой к утомлению, поскольку по­следнее приводит к диссоциации, т. е. к нарушению взаимосвязи качеств и сни­жению эффективности двигательной функции (Яковлев Н. Н., 1957; 1960).

Несмотря на широкое признание положения об интеграции физических качеств, реальный физиологический механизм этого явления представлялся весьма неопределенно и попытки его объяснения сводились к весьма расплыв­чатым умозрительным конструкциям. Предлагалось различать три формы взаи­мосвязи между физическими качествами: положительную, когда развитие од­них качеств способствует совершенствованию других; нейтральную, если при своем развитии физические качества не влияют друг на друга; отрицательную, когда развитие одних физических качеств негативно влияет на уровень или со­вершенствование других (Зимкин Н. В., 1956; Яковлев Н. Н., 1957; 1960). Рассматривалась возможность переноса эффекта развития одних физических качеств на совершенствование других (Зациорский В. М., 1969). Вместе с тем высказывались соображения, что физические качества долж­ны быть функционально независимы, т. е. отношения между ними не должны быть выражены математической формулой.

Такие представления вольно или невольно привели к утверждению, что в основе физических качеств лежат присущие каждому из них специфические физиологические механизмы, ответственные за их развитие и проявление. И это, пожалуй, одно из самых негативных следствий аналитико-синтетической концепции, которое повлияло даже на рассмотрение этого в физиологии спорта (Верхошанский Ю. В., 1988; Немм Т., 1967). В этих условиях аналитико-синтетическая концепция физических качеств отразилась и на методических принципах их развития и совершенствования. Считалось, в частности, что для получения производных физических качеств следует отдельно развивать каждое из его составляющих и затем синтезировать их в основном спортивном упражнении. Отсюда микроцикл подготовительного периода рекомендовалось строить таким образом, чтобы обеспечить последова­тельное избирательное воздействие на все основные физические качества, опре­деляющие достижения в избранном виде спорта. В годичном цикле считалось целесообразным параллельное развитие физических качеств при разном соот­ношении объемов соответствующих средств на отдельных этапах подготовки.

При этом утверждалось, что односторонняя тренировка, преимущественно направленная на развитие одного качества, может привести к «перераздраже­нию ряда анализаторов», «нарушить оптимальное соотношение основных кор­ковых процессов» и т. п.

Структурный подход к изучению качественных форм двигательных воз­можностей человека ориентировался на изучение физических качеств, так ска­зать, изнутри. В 50-60-е годы прошлого столетия физиология, а затем биохимия дали богатый фактический материал к пониманию физиологической природы двигательных способностей. Однако они, несмотря на декларирование органи­ческой и функциональной целостности организма, руководствовались, как пра­вило, аналитико-синтетической концепцией физических качеств, довольствова­лись объяснительной функцией по отношению к отдельным физическим каче­ствам и ограничились описанием феноменологии их проявления. Поэтому вы­текающие их них практические рекомендации носили временный характер. Они забывались или отвергались столь же скоро и с такой же легкостью, как и фор­мулировались (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолин Н. Г., 1984).

При этом явно негативную роль сыграл односторонний подход к рассмот­рению физических качеств. В частности, одни специалисты ограничивали свои интересы скоростными или силовыми качествами и рассматривали их как функцию нервно-мышечного аппарата без учета энергообеспечения его дея­тельности. Другие специалисты проявляли интерес только к выносливости и рассматривали последнюю лишь как функцию вегетативных систем («вегета­тивная тренированность»), сводящуюся главным образом к доставке кислорода к мышцам. Отводя при этом главную роль МПК, они не интересовались, что же при этом происходит в самих мышцах, т. е. в главном рабочем органе, непосред­ственно осуществляющем движение.

Тем самым, несмотря на декларирование органической и функциональной целостности организма, вольно и невольно имело место аналитическое описа­ние вклада его отдельных физиологических систем в те или иные физические качества. Естественно, что попытки экстраполяции таких описательных схем на методические положения спортивной подготовки не только не давали практи­чески эффективных результатов, но и дезориентировали спортивную практику (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолин Н. Г., 1984).

Что касается терминологии, то в научно-методической литературе наряду с физическими качествами широко используется понятие «двигательные способности». Последнее, выражающее и подчеркивающее органическое единство физиологического, психологического и интеллектуального компонен­тов двигательного поведения человека, давно сложилось в психологии спорта и лучше соответствует как современным представлениям о моторных возможно­стях человека, так и сущности и предмету теории спортивной подготовки (Верхошанский Ю. В., 1988; Фарфель В. С., 1975).

Целенаправленное движение в своем количественном и качественном вы­ражении – это материализованная мысль, реализация которой обеспечивается всем комплексом физиологических систем организма. Качественный параметр движения (быстро, сильно, продолжительно) определяется функциональными возможностями и состоянием данных систем, мотивацией, смысловой структу­рой моторного действия и двигательной установкой. Поэтому пора отказаться от узкоформалистского понятия «физические качества» и говорить о двигатель­ных способностях, понимая под этим психомоторные свойства, определяющие целевую предназначенность, качественные признаки и рабочую эффективность двигательной деятельности человека (Верхошанский Ю. В., 1988; Фарфель В. С., 1975).

Способности возникают в процессе развития и проявляются в определен­ной деятельности. Устоявшимся является представление, что в основе фор­мирования и совершенствования способностей, в том числе и двигательных, ле­жат биологические предпосылки развития – задатки.

Установлено, что задаток влияет на величину развития признака, которую в генетике определяют как «верхний и нижний предел наследственных возмож­ностей» конкретного индивидуума. Методика выявления спортивного таланта базируется на определении и оценке консервативных и лабильных признаков, компонентов способностей, стабильных и вариативных звеньев функциональ­ных систем организма, интегральное действие которых определяет результатив­ность в конкретном виде спорта или спортивной дисциплине (Астауров Б. Л., 1969; Бальсевич В. К., 2000).

Таким образом, врожденными задатками двигательных способностей яв­ляются физиологические и психические особенности, которые удовлетворяют потребности деятельности человека до тех пор, пока запросы, исходящие из ее условий, не превышают границ их функциональных возможностей. Как только это происходит, моторные задатки, развиваясь на основе приспособительных изменений, приобретений в организме, перерастают в соответствующие двига­тельные способности, обладая которыми, человек может успешно решать тре­бующиеся задачи в новых, более сложных условиях внешних взаимодействий (Верхошанский Ю. В., 1988; Озолинь П. П., 1984; Олиференко В. Т., 1985). В этом плане исследование процесса адаптации по схеме: гены → задатки → способности позволяет выявить предрасположенность (склонность) и пер­спективность (потенциал, одаренность, талантливость) спортсменов в конкрет­ной двигательной деятельности, решить вопросы отбора и ориентации, разрабо­тать модели (индивидуальные, групповые, обобщенные) различного уровня подготовленности и подготовки (Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Перевозников А. С., 2003; Рыбаков В. В., Уфимцев А. В., Федоров А. И., Ахмедзянов М. Н., 2003).

Подготовка спортсменов показывает, что врожденные моторные задатки многофункциональны и в зависимости от условий двигательной деятельности могут развиваться в том или ином направлении, обеспечивая формирование и совершенствование специфических форм двигательных способностей. По су­ществу, таких форм может быть столько, сколько есть видов спорта, поскольку каждому из них присущи свои структура и целевая направленность движений, мышечная координация, режим функционирования организма и его энергообес­печение.

Исходя из этого, бесполезно искать в организме какие-то специфические механизмы, ответственные за силу, выносливость или скорость движений и их развитие, к чему вольно или невольно приводила концепция физических качеств. В основе формирования и совершенствования двигательных способно­стей лежит приспособительный эффект, целостная адаптивная реакция, веду­щая к морфофункциональной специализации организма. Избирательная направ­ленность последней детерминируется условиями конкретной спортивной дея­тельности и выражается в конечном итоге в формировании специализирован­ной структуры обеспечения двигательной деятельности (Верхошанский Ю. В., 1988; Олиференко В. Т., 1985).

Для морфофункциональной специализации организма в ходе многолетней подготовки характерны два взаимосвязанных процесса – развитие в требуемом направлении функциональных возможностей локомоторного аппарата и физио­логических систем, поддерживающих его повышенную двигательную актив­ность, а также формирование и совершенствование конкретного целесообразно­го взаимодействия между всеми функционально активными системами, которое обеспечивает высокий уровень специальной работоспособности организма спортсменов (Верхошанский Ю. В., 1988; Дубровский А. И., 1991).

В процессе морфофункциональной специализации организма выраженные приспособительные сдвиги приобретают те мышечные группы и те физиологи­ческие системы, которые испытывают основную нагрузку. Вместе с тем, функ­циональное совершенствование организма в целом проявляется в развитии та­ких специфических моторных свойств, которые, прежде всего, определяют эф­фективность конкретной спортивной деятельности.

Таким образом, речь идет о специализации организма по органу и по способности. С повышением спортивного мастерства специализация по органу становится все более выраженной, а специализация по способности – все более конкретной и специфичной (Верхошанский Ю. В., 1988; Желязков Ц., 1998).

Второй из двух присущих морфофункциональной специализации организ­ма процессов выражается в формировании целесообразного и устойчивого способа межсистемных отношений в организме, обеспечивающего максималь­но доступный (при данном состоянии) уровень его специальной работоспособности. Это относится ко всем без исключения жизнеобеспечивающим систе­мам, но в первую очередь к локомоторной (обеспечивающей активное переме­щение в пространстве) и вегетативной (обеспечивающей обмен веществ, дея­тельность внутренних органов и систем), т. е. к взаимодействию между режи­мом работы мышц, включающихся при выполнении движения, с одной сторо­ны, и обеспечивающими его механизмами дыхания, кровообращения и энерге­тики – с другой.

В данном случае необходимо обратить внимание на различные уровни ре­активности (при непосредственном выполнении двигательной деятельности) и адаптационной инертности (в процессе устойчивой и долговременной адапта­ции) мышечной и вегетативной систем. В первом случае мышечная система бо­лее лабильна, она быстрее мобилизуется и активизирует менее лабильный аппа­рат нервной регуляции вегетативных функций. Однако при длительной тренировке мышечная система может обнаруживать большую адаптационную инерт­ность, чем вегетативные функции в связи с медленно развивающимися морфо­логическими перестройками в мышцах. Несоответствие между функциональ­ными возможностями локомоторной и вегетативной систем ограничивает про­гресс специальной работоспособности, а исключение, устранение такого несо­ответствия является важнейшей задачей специальной физической подготовки.

Знание закономерностей многофункциональной специализации организма спортсменов создает объективные основания для практической реализации по­ложения концепции об опережающем отражении внешнего мира живой материей. Только при предупредительном и избиратель­ном приспособлении организма к предстоящему событию, в конкретном случае – к предстоящей двигательной деятельности, организуемой в соответствии с данными закономерностями, возможно совершенствование организма спорт­сменов в направлении достижения максимально возможных результатов для каждого из них при сохранении и повышении резервов здоровья (Анохина П. К., 1948; 1962; 1968; 1972; 1975).

Интегративная согласованность в полной мере присуща и процессу морфофункциональной специализации (МФС) организма спортсменов в процессе многолетней подготовки, что выражается в формировании специализированной функциональной структуры работоспособности спортсменов (Верхошанский Ю. В., 1966; 1970; 1977). Ин­тенсивная эксплуатация локомоторной системы, требуя соответствующего функционального и энергетического обеспечения, создает в организме общую главенствующую установку, определяющую направление и величину приспосо­бительных перестроек и целесообразную межсистемную регуляцию всех его физиологических составляющих. Такая установка может рассматриваться как особая форма доминанты, носящая, однако, неслучайный, порожденный теку­щим моментом характер. Будучи сформированной в процессе систематической и длительной тренировки, она обладает динамической устойчивостью и надеж­ной воспроизводимостью в тех условиях, для которых она предназначена, и в тот момент, когда в ней возникает необходимость (Верхошанский Ю. В., 1988; Зациорский В. М., 1969).

Таким образом, специализированная функциональная структура – это осо­бая форма межсистемных отношений в организме, которая обеспечивает макси­мальный уровень специфической работоспособности спортсменов в конкрет­ных условиях соревновательной деятельности. Ее формирование связано с вы­ведением физиологических систем на высокий уровень функциональных воз­можностей, фиксированный на основе соответствующих морфологических перестроек, и включено в процесс долговременной адаптации организма к напряженной двигательной деятельности. Важнейшие характерные черты спе­циализированной функциональной структуры заключаются в ее готовности к мобилизации, быстром выведении на высокий рабочий режим всех физиологи­ческих систем с учетом их роли в реализации двигательной деятельности, ста­бильности воспроизведения в условиях повторного решения двигательной зада­чи (Верхошанский Ю. В., 1988; Зациорский В. М., 1969).

Понятие «специализированная функциональная структура» претендует на роль теоретической схемы, объясняющей физиологический механизм обретения и повышения специфической работоспособности спортсменов на основе избирательной МФС его организма. Это понятие развивает концепцию функци­ональной системы П. К. Анохина применительно к напряженной двигательной деятельности.

Во избежание путаницы, характерной для концепции физических качеств, необходимо различать качественные характеристики психомоторной функции и качественные характеристики движений спортсменов, в первом случае следу­ет иметь в виду двигательные способности, во втором – механический критерий внешней оценки выполняемых движений. Смешивать эти понятия или заменять одно другим недопустимо.

Следует подчеркнуть, что отказ от понятия «физические качества» – не просто замена термина. Это означает принципиальный перевод представлений о двигательных возможностях человека с примитивно-формалистического уровня на уровень понятийно более содержательный. Это открывает более ши­рокие перспективы для разработки теории методики физической, в первую оче­редь специальной подготовки и системы спортивной подготовки в целом (Верхошанский Ю. В., 1988; Набатникова М. Я., 1982; Олиференко В. Т., 1985).

Рассмотрение форм двигательных способностей удобно начать с анализа факторов, обеспечивающих скорость движений (перемещений) спортсменов. Скорость одна из качественных характеристик рабочей эффективности спор­тивных локомоций. В каждом виде спорта скорость определяется различными факторами. И если раньше данные факторы сводились к тому или иному набо­ру физических качеств, то на современном уровне знаний такое упрощение уже недопустимо.

Скорость спортивного движения обеспечивается мобилизацией всего ком­плекса физиологических систем организма. При этом функциональное взаимо­действие и преимущественная роль отдельных систем в реализации скорости зависит от режима двигательной деятельности. Несколько схематизируя и укрупняя проблему, можно говорить, что скорость спортивного упражнения обеспечивается главным образом функциональными возможностями централь­ной моторной, мышечной и вегетативной систем организма, а также умением спортсменов целесообразно координировать свои усилия в зависимости от внешних условий, сопутствующих решению двигательных задач (Верхошанский Ю. В., 1988; Набатникова М. Я., 1982).

В качестве наиболее общих характеристик таких условий следует указать величину внешнего сопротивления, которое приходится преодолевать спорт­сменам (крайние случаи – большое и малое); длительность двигательной дея­тельности (например, в циклических видах спорта короткие, средние и длинные дистанции); характер двигательной активности (однократный, повторный, не­прерывный, переменный) и ее интенсивность или мощность (предельная, суб­максимальная, умеренная). В условиях, когда спортсмены встречаются с незна­чительным внешним сопротивлением, скорость движений определяется пре­имущественно оперативностью (быстротой) мобилизации двигательного соста­ва действия со стороны центральной моторной зоны. С увеличением внешнего сопротивления преимущественную роль уже играет способность мышечной си­стемы к проявлению значительных усилий, величина которых также определя­ется регулирующей функцией моторной системы. И, наконец, длительное сохранение требующейся скорости движений или перемещений обеспечивается в основном как мышечной, так и вегетативными системами. Следует заметить, что речь идет о преимущественной роли названных физиологических систем, хотя практически все они в той или иной мере участвуют в обеспечении ско­ростного режима и вовлекаются в процесс его совершенствования (Верхошанский Ю. В., 1988; Панкратьева Н. В., 1989).

Это физиологическая сторона проблемы, характеризующая объективные причинные факторы, непосредственно обусловливающие скорость движений (перемещений) человека. С другой стороны, и это уже психолого-педагогиче­ский аспект проблемы, приведенные случаи качественного различия в реализа­ции двигательной функции могут рассматриваться с точки зрения проявления соответствующих двигательных способностей спортсменов. Данные способно­сти выделяются в практике с некоторой долей условности для дифференцированной качественной характеристики и количественной оценки отдельных сто­рон (но не составляющих) их функциональных возможностей. В этом имеется очевидный практический смысл, связывающийся главным образом с идеей и за­дачами комплексного педагогического контроля. Последний предназначен для опосредованной (с помощью батареи тестов) оценки функциональных возмож­ностей физиологических систем организма, преимущественно определяющих те или иные стороны (характеристики) специфической работоспособности спортсменов, что позволяет наблюдать их изменение в процессе подготовки и вносить в нее коррективы в случае необходимости.

Однако, строго говоря, скорость спортивного упражнения непосредствен­но обеспечивается не двигательными способностями, а мобилизацией всех без исключения физиологических систем организма, но при ведущей роли тех или иных из них. Точно так же совершенствование скорости связано не с развитием двигательных способностей и их синтезом, а с избирательно специализирован­ным совершенствованием этих систем и их функциональным объединением на решение скоростной задачи. В то же время вполне допустимо отождествлять моторные возможности человека, проявляемые при преимущественной мобили­зации тех или иных физиологических систем с двигательными способностями, например, быстротой, скоростью, выносливостью или любыми другими.

Отсюда очевидны две точки зрения на проблему физической, в первую очередь специальной, подготовки спортсменов. Одна из них, физиологическая, рассматривает специальную работоспособность и ее повышение как результат целостной МФС организма, другая, психолого-педагогическая, как результат развития соответствующих двигательных способностей. Не следует противопо­ставлять данные точки зрения, поскольку каждая из них характеризует одно и то же явление, но с разных позиций. Однако необходимо учитывать, что специальная физическая подготовленность спортсменов – это не комплекс двигатель­ных способностей, а стабилизированное функциональное состояние их организ­ма, условно дифференцирующееся на двигательные способности.

Четкое понимание этого обстоятельства – важное условие, определяющее профессиональ­ную эрудицию тренеров и разработку принципов специальной (в первую оче­редь) и общей физической подготовки. Причем следует иметь в виду, что в условиях спортивной деятельности двигательные способности всегда специали­зированы. Поэтому о них надо говорить не вообще, а с учетом их роли в обес­печении решения конкретной двигательной задачи (Верхошанский Ю. В., 1988; Петрухин В. Г., 1987; Пехтль В., 1971).

Для спортивной деятельности характерны двигательные и статические действия. В зависимости от условий, в которых они выполняются, систематиче­ская тренировка активизирует процесс МФС организма в направлении преимущественного развития быстроты реализации двигательной задачи, скорости движений (перемещений) спортсменов или позной активности. В процессе МФС организма в этих направлениях формируются и развиваются четыре кон­кретные формы двигательных способностей, которые для условий спортивной деятельности можно считать основными (Верхошанский Ю. В., 1988; Платонов В. Н., 1988):

– моторная оперативность – способность, определяющая минимальную продолжительность (быстроту) реализации двигательного действия или его эле­ментов при отсутствии значительного внешнего сопротивления движению;

– координационные способности, характеризующие возможности спорт­сменов к эффективному решению двигательной задачи за счет рациональной организации мышечных усилий;

– силовые способности, отражающие возможности спортсменов к прояв­лению рабочих (двигательных) усилий для преодоления значительных внешних сопротивлений;

– двигательная выносливость – способность к продолжительному выпол­нению двигательной деятельности на необходимом уровне ее эффективности.

В этом представлении двигательных способностей необходимо отметить следующее. Во-первых, эти формы не претендуют на исчерпывающую класси­фикацию двигательных способностей человека вообще. Они относятся только к спортивной, т. е. специфической сфере деятельности, которая обусловливает по­требность в них и содержит в себе условия для их формирования и развития. В других сферах деятельности состав форм двигательных способностей может быть иным. Во-вторых, в результате избирательной МФС организма в процессе многолетней подготовки основные формы двигательных способностей приоб­ретают специализированный характер. Именно это обстоятельство (но не син­тез физических качеств) определяет то качественное многообразие двигатель­ных способностей, которое хорошо известно в практике (Верхошанский Ю. В., 1988; Платонов В. Н., 1988).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: