Развитие координационных способностей

 

Координация – это комплекс двигательных умений и навыков, необходимых для высокого качества выполнения движения. Силовые и скоростные способности, гибкость и выносливость представляют собой основу для формирования двигательных навыков, а высокая координация необходима для развития и совершенствования двигательных способностей спортсменов. Ребенок с хорошо развитой координацией движений всегда быстрее осваивает соответствующий двигательный навык и способен выполнять его качественно и стабильно. В отличие от неловких и неуклюжих детей, которым движения даются с трудом, юные спортсмены с хорошей координацией расходуют меньше энергии на выполнение того же движения. Следовательно, хорошо развитая координация приводит к формированию ловкости и достижению большей эффективности движений (Бомпа Т. О., 2003).

Ловкость выражается в способности спортсменов быстро и беспрепятственно изменять направление движения и с легкостью перемещаться по спортивной площадке, залу, ковру. Она позволяет применять обманные движения или имитировать их с целью ввести в заблуждение соперников.

Балансирование – это способность спортсменов сохранять равновесие тела и контролировать его положение в пространстве, что позволяет обеспечивать устойчивость во время выполнения движения. Это качество является жизненно необходимым в большинстве видов единоборств, в том числе, и в киокусинкай, где сохранение равновесия тела и его устойчивость крайне важны при выполнении ложных движений. Удачно применяя балансирование, можно на татами отвлечь внимание соперника или не быть обманутым, когда он имитирует движение перед проведением действительно задуманного технического приема.

Хотя такие двигательные навыки в значительной степени определяются генетическими особенностями организма, все же их можно развить и достичь с их помощью высокого уровня спортивного мастерства (Бомпа Т. О., 2003).

Развивать координационные способности целесообразно в младшем школьном возрасте, когда занимающиеся очень быстро всему обучаются. Тренируясь через грамотно составленные разнообразные программы, у детей формируется прочная основа для развития и совершенствования различных навыков и способностей, что в дальнейшем обязательно приводит к высоким результатам (Бомпа Т. О., 2003).

Тренировки на стадии возрастного развития, предшествующего половому созреванию, являются самым важным для развития координационных способностей. Поэтому его называют «периодом быстрого роста двигательного опыта». Это происходит независимо от того, занимается ребенок в спортивной школе (секции) или же просто играет со своими сверстниками. На данной стадии возрастного развития дети формируют двигательные навыки в основном во время различных игр. Двигательно-активные дети способны уже отличать простые упражнения от сложных, что позволяет чувствовать и понимать действия и маневры соперников.

Основной целью развития координационных способностей является достижение способности выполнять все более сложные движения и упражнения при совершенствовании техники.

Родителям и тренерам необходимо формировать у детей навыки в спринте, метании, прыжках, ловле, балансировании, лазании, гимнастике, плавании. В процессе овладения этими навыками следует постоянно увеличивать сложность технических элементов и упражнений, а так же усложняя условия их выполнения. В то же время необходимо обучать занимающихся новым техническим элементам, присущим выбранной ими специализации или другим видам спорта. Причем, требования к качеству их выполнения следует повышать постепенно (Озолин Н. Г., 2002; Филин В. П., Фомин Н. А.,1980).

На каждом учебно-тренировочном занятии дети должны «работать» над развитием координационных способностей, ловли и балансирования не менее 10-15 мин. Соответствующие упражнения целесообразно выполнять в начале тренировки, сразу после разминки, когда дети полны сил и лучше обучаются (в соответствии с таблицей 2).

 

Таблица 2 – Примерный план учебно-тренировочного занятия

юных каратистов (Бомпа Т. О., 2003, переработано)

 

 

Независимо от исходного уровня межмышечной координации, данного детям от природы, не следует рассчитывать на постепенное совершенствование этой важной двигательной функции, если ее развитию у спортсменов в детские и юношеские годы не уделяется внимание. Разносторонняя подготовка, обучение различным умениям и упражнениям приведут к заметному улучшению координации.

Чем выше уровень координации движений, тем легче обучаться новым, более сложным техническим и тактическим навыкам. В результате юный единоборец способен быстрее и эффективнее приспосабливаться к непривычной обстановке спортивных соревнований.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: