Содержание разделов дисциплины. «История русской литературы ХХ века»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебной дисциплины

«История русской литературы ХХ века»

 

Направление подготовки /специальность

СКД

 

 

Москва

 

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по направлению 45.03.01 Филология, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» ноября 2014 г. № 1505.

 

Разработчики:

ГАОУ ВО МГПУ к.ф.н., доц. Матвеева И.И._________ _________

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

___________________ __________________ _____________________

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

 

1. Цели и задачи освоения дисциплины:

 

Формирование компетентного специалиста, обладающего необходимым комплексом литературоведческих знаний, умений, навыков; формирование системных знаний о русском литературном процессе в ХХ веке (1920–1950-е гг.), направлениях и течениях русской литературы данного периода, творчестве крупнейших писателей; развитие навыков целостного анализа художественного текста с учетом его жанрово-стилевой специфики, способность применять полученные знания в профессиональной деятельности учителя литературы в средней школе и в других средних образовательных заведениях.

 

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен обладать:

 

· способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1);

· способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2);

 

По окончании курса студенты должны

Знать

– историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; основные положения и концепции филологии; историю и современное состояние филологической отрасли науки, имеет представление о перспективах и направлениях развития данной научной области;

– основные положения и концепции общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации; историю и современное состояние общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации; имеет представление о перспективах и направлениях развития данной научной области;

– особенности организации научной деятельности в контексте филологического исследования, с учетом основных методологических направлений литературоведческого и культурологического анализа; принципы организации научного руководства

 

Уметь

– применять на практике основные положения филологии в целом и ее конкретной (профильной) области;

– применять на практике основные положения общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации в целом и конкретной (профильной) области;

– использовать методы научного исследования для решения профессиональных задач; устанавливать и поддерживать конструктивные отношения научным руководителем

 

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
  Историко-литературный процесс 1920–1930-х годов        
  Историко-литературный процесс 1950-х 1990-х годов        
  Монографические темы, имеющие цель изучение творческого пути и наследия выдающихся писателей ХХ века        

 

Содержание разделов дисциплины

 

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
  Историко-литературный процесс 1920–1930-х годов Культурологические теории, оказавшие влияние на становление советской литературы. Социалистический реализм и его место в литературном процессе. Основные этапы развития русской литературы после Октября. Активизация литературной жизни в начале 1920-х годов. Новые писательские имена. Литературные группировки. Оригинальность стиля новой литературы (рубленая проза, сказ, орнаментализм). Своеобразие поэзии 1920-х годов: новаторский поиск, богатство жанров. Пролетарская поэзия, поэты-комсомольцы, конструктивисты и др. Футуристы. Новаторский характер поэзии В. Хлебникова, В. Маяковского, И. Сельвинского. Тема революции и переделки мирав прозе.Изображение революции как процесса преображения творящих ее народных масс. Появление новых писательских имен (А. Платонов, Б. Пильняк). Новаторство в стиле. Выдвижение на первый план революционной массы. Появление героя–«кожаной куртки». Драматургия. Массовый революционный театр: монументальная драма, агитсуды. Две тенденции развития русской драматургии: плакат, гротеск и традиционный психологизм. Пьесы героико-революционного характера. Социально-психологическая драма (пьесы М. Булгакова, К. Тренева, И. Бабеля и др.) Развитие жанра комедии: Н. Эрдман, В. Маяковский, М. Булгаков, А. Платонов.  
  Историко-литературный процесс 1950–1990-х годов Литература периода Великой Отечественной войны: Работа мастеров литературы, появление новых авторов. Явление В. Некрасова: пов. «В окопах Сталинграда». Трагическая судьба романа В. Гроссмана «Жизнь и судьба». Военные рассказы А. Платонова. Деревенская проза: В. Белов, В. Астафьев и др. Городская проза (Ю. Трифонов). Другая проза: В. Ерофеев
  Монографические темы, имеющие цель изучение творческого пути и наследия выдающихся писателей ХХ века М. Горький; В. Маяковский; М. Шолохов, С. Есенин, А. Платонов, М. Булгаков; А. Ахматова; М. Зощенко; М. Цветаева; М. Волошин; Б. Пастернак, В. Астафьев, В. Белов, В. Гроссман, В. Распутин, В. Ерофеев, Л. Петрушевская.

 

 

Выбор поэтов: Н. Гумилев, О. Мандельштам, М. Цветаева, М. Волошин, Н. Клюев, Н. Заболоцкий, А. Ахматова.

Задание: подготовить сообщение о творчестве одного из поэтов, презентацию.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: