В профессионально-педагогическом разделе определены требования к уровню компетенций руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
В частях, посвященных психолого-педагогическим и кадровым условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования определены следующие требованияк ее кадровому потенциалу:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Требования к уровню компетенций руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формулируются из профессиональной подготовки и готовности к труду в сфере образования по областям деятельности.
Требования к уровню компетенций руководящих работников дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
1) готовность в области культурно-личностных качеств;
2) способность в области социально-коммуникативной деятельности;
3) способность в области информационно-аналитической деятельности;
4) способность в области контрольно-регулятивной деятельности;
5) способность в области мотивационно-познавательной деятельности.
Требования к уровню компетенций педагогических работников дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья включают в себя:
1) готовность в области культурно-личностных качеств;
2) способность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
3) способность в мотивировании обучающихся (воспитанников) на осуществление учебной (воспитательной) деятельности;
4) способность в разработке программы деятельности и принятии педагогических решений;
5) способность в организации педагогической деятельности.
В целом компетенции педагога, работающего в дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, можно представить в виде карты ключевых компетенций, в которой общие компетенции представляют деятельность любого педагога дошкольной образовательной организации, а специальные компетенции конкретизируют особенности деятельности педагога в дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Карта ключевых компетенций с указанием общих и специальных компетенций представлена в таблице 3.
Таблица 3 Карта ключевых компетенций с указанием общих и специальных компетенций
№ | Общие в области дошкольного образования | Специальные в области дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья |
Трудовые действия | - Участие в разработке основной общеобразовательной программы образовательной организации в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; - Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации через обеспечение безопасности жизни детей, поддержание эмоционального благополучия ребенка в период пребывания в образовательной организации; - Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и основными образовательными программами; - Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста; - Формирование психологической готовности к школьному обучению; - Организация видов деятельности, осуществляемых в раннем и дошкольном возрасте: предметной, познавательно-исследовательской, игры (ролевой, режиссерской, с правилом), продуктивной; конструирования, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства; - Организация конструктивного взаимодействия детей в разных видах деятельности, создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов; - Активное использование недирективной помощи и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности | - Участие в разработке адаптированной образовательной программы образовательной для детей с ОВЗ; - Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста с ОВЗ; - Участие в планировании и корректировке образовательных задач (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка раннего и/или дошкольного возраста, в т.ч. детей с ОВЗ и детей-инвалидов; - Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями; - Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей возрастных и индивидуальных особенностей их развития; - Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья; - Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей |
продолжение таблицы 3
Необходимые умения | - Организовывать виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилом), продуктивная; конструирование, создания широких возможностей для развития свободной игры детей, в том числе обеспечения игрового времени и пространства; - Применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой организации; - Владеть всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской); - Выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения; - Владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста | - Использовать методы и средства анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения и развития на следующих уровнях обучения |
Необходимые знания | - Специфика дошкольного образования и особенностей организации работы с детьми раннего и дошкольного возраста; - Основные психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и личностный; основы дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания; - Общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте - Особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; - Основы теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста; - Современные тенденции развития дошкольного образования | - Специфика дошкольного образования детей с ОВЗ; - Общие закономерности развития ребенка с ОВЗ в раннем и дошкольном возрасте |