Алгоритм деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Возможные риски, которые могут возникнуть при внедрении модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка

Реализация модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка является инновационной деятельностью. И как, инновационная деятельность дошкольной образовательной организации сопряжена с риском, так как полная гарантия ее благополучного результата практически отсутствует. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.

Сущность понятия “риск” можно раскрыть только во взаимосвязи с такими понятиями, как “неопределенность”, “условия неопределенности”, “условия риска”. Поэтому при управлении рисками в условиях реализации инновационной деятельности необходимо знать все виды возможных рисков, уметь оценивать с достаточно большой долей вероятности возникновение того или иного риска, грамотно организовать работу педагогического коллектива по управлению рисками. В нашем случае необходимо учитывать внешние и внутренние риски, которые представлены в таблице 2.

 

Таблица 2 Внешние и внутренние риски деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Внешние риски Внутренние риски
Переход на новую систему финансирования (переход на нормативноподушевое финансирование) Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг
Конкуренция дошкольных образовательных организаций Недостаточный контингент воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях
Экономический кризис Высокая цена образовательных услуг
Недофинансирование или задержка финансирования из бюджетов разного уровня Имидж дошкольной образовательной организации на рынке
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда Структура управления дошкольной образовательной организацией
Изменение психологического климата в обществе Недостаточное развитие материальной базы
Изменение законодательства РФ в области образования Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации педагогов, программы обмена педагогами, привлечение сторонних специалистов и др.)
Зависимость от мировых тенденций Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников
Изменение формы собственности образовательной организации Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования педагогического состава и административно-управленческого персонала
Недостаточный уровень методологической культуры педагогов для внедрения модели
Слабая информированность родительской общественности об инновационной деятельности дошкольной образовательной организации

Описание технологии деятельности модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка

В дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна быть создана безбарьерная образовательная среда, а образовательный процесс обеспечен дидактическим оборудованием, учебными средствами, в соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основными направлениями механизмов организации инклюзивного образования являются следующие:

1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.

Необходимо формирование позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций.

2. Создание нормативной правовой базы для обеспечения деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. В образовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта инклюзивного образования.

В зависимости от степени выраженности ограниченных возможностей здоровья дети получают образование в полном или неполном объеме образовательной программы дошкольного образования.

4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Все дети с ограниченными возможностями в развитии должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической комиссии. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для каждого ребенка, составляется комплексная программа реабилитации и разрабатываются рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение может быть как внутренним, так и внешним (при отсутствии необходимых специалистов в штате дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, например, сурдопедагога, тифлопедагога, специалиста по ЛФК).

Внутреннее сопровождение осуществляется специалистами дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Внешнее сопровождение осуществляют специалисты районных кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) организаций образования. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в индивидуальном темпе.

1. Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования для удовлетворения особых потребностей детей.

Необходима разработка методических пособий для воспитателя и дидактических материалов для детей, обеспечение дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными программами, программно-методическими комплексами, специальными наглядно-дидактическими материалами.

2. Кадровое обеспечение.

Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с чем, необходимо:

‑ внести соответствующие изменения в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;

‑ предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;

‑ систематически проводить курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы дошкольного образования.

3. Материально-техническое оснащение деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для удовлетворения особых потребностей детей.

Детям должны быть созданы условия:

‑ для физического доступа (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные места общего пользования и пр.);

‑ для организации образовательного процесса (специальные наглядно-дидактические пособия и комплекты).

4. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.

Медицинские, социальные и образовательные организации должны обеспечивать родителей и иных законных представителей полной информацией о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Родителей и иных законных представителей необходимо включать в абилитационный процесс, привлекать их к составлению индивидуальной программы развития ребенка, предоставлять возможность присутствовать на специальных занятиях у специалистов и на общих занятиях в группе.

Доработка алгоритма деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включает:

- концепцию и план мероприятий реализации модели деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Алгоритм деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Модель предусматривает четыре этапа деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

1 этап Концепция и план мероприятий реализации модели деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

2 этап Ход реализации модели.

3 этап Описание специфики этапов реализации моделей.

4 этап Обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.

Модель деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется по плану мероприятий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: