Возможные риски, которые могут возникнуть при внедрении модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка
Реализация модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка является инновационной деятельностью. И как, инновационная деятельность дошкольной образовательной организации сопряжена с риском, так как полная гарантия ее благополучного результата практически отсутствует. Это обусловлено динамикой объекта управления и его внешнего окружения, а также ролью человеческого фактора в процессе воздействия.
Сущность понятия “риск” можно раскрыть только во взаимосвязи с такими понятиями, как “неопределенность”, “условия неопределенности”, “условия риска”. Поэтому при управлении рисками в условиях реализации инновационной деятельности необходимо знать все виды возможных рисков, уметь оценивать с достаточно большой долей вероятности возникновение того или иного риска, грамотно организовать работу педагогического коллектива по управлению рисками. В нашем случае необходимо учитывать внешние и внутренние риски, которые представлены в таблице 2.
|
|
Таблица 2 Внешние и внутренние риски деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Внешние риски | Внутренние риски |
Переход на новую систему финансирования (переход на нормативноподушевое финансирование) | Обеспечение должного уровня качества образовательных услуг |
Конкуренция дошкольных образовательных организаций | Недостаточный контингент воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных организациях |
Экономический кризис | Высокая цена образовательных услуг |
Недофинансирование или задержка финансирования из бюджетов разного уровня | Имидж дошкольной образовательной организации на рынке |
Переход учреждений бюджетной сферы на новую систему оплаты труда | Структура управления дошкольной образовательной организацией |
Изменение психологического климата в обществе | Недостаточное развитие материальной базы |
Изменение законодательства РФ в области образования | Неэффективная кадровая политика (повышение квалификации педагогов, программы обмена педагогами, привлечение сторонних специалистов и др.) |
Зависимость от мировых тенденций | Низкий уровень заработной платы и социального пакета сотрудников |
Изменение формы собственности образовательной организации | Неэффективное использование внебюджетных средств для стимулирования педагогического состава и административно-управленческого персонала |
Недостаточный уровень методологической культуры педагогов для внедрения модели | |
Слабая информированность родительской общественности об инновационной деятельности дошкольной образовательной организации |
Описание технологии деятельности модели деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, по реализации комплексной программы реабилитации ребенка
|
|
В дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, должна быть создана безбарьерная образовательная среда, а образовательный процесс обеспечен дидактическим оборудованием, учебными средствами, в соответствии с особенностями развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основными направлениями механизмов организации инклюзивного образования являются следующие:
1. Формирование толерантного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии.
Необходимо формирование позитивного отношения общества к лицам с ограниченными возможностями в развитии. С этой целью важно объединение усилий широких слоев общественности, средств массовой информации (СМИ), благотворительных организаций, коммерческих структур и других неправительственных организаций.
2. Создание нормативной правовой базы для обеспечения деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. В образовательной среде должны быть предусмотрены различные варианты включения ребенка в образовательный процесс и возможность выбора для каждого ученика возможного и полезного для его развития варианта инклюзивного образования.
В зависимости от степени выраженности ограниченных возможностей здоровья дети получают образование в полном или неполном объеме образовательной программы дошкольного образования.
4. Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей в дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Все дети с ограниченными возможностями в развитии должны получать специальную коррекционно-педагогическую, социальную, медицинскую и психологическую поддержку в соответствии с их особыми потребностями, установленными в психолого-медико-педагогической комиссии. В ПМПК в результате комплексного обследования определяется вид и форма образования для каждого ребенка, составляется комплексная программа реабилитации и разрабатываются рекомендации к индивидуальному образовательному маршруту.
Психолого-медико-педагогическое сопровождение может быть как внутренним, так и внешним (при отсутствии необходимых специалистов в штате дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, например, сурдопедагога, тифлопедагога, специалиста по ЛФК).
Внутреннее сопровождение осуществляется специалистами дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Внешнее сопровождение осуществляют специалисты районных кабинетов психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центров, специальных (коррекционных) организаций образования. Каждому ребенку должно быть предоставлено право развиваться в индивидуальном темпе.
|
|
1. Программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение образования для удовлетворения особых потребностей детей.
Необходима разработка методических пособий для воспитателя и дидактических материалов для детей, обеспечение дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья специальными образовательными программами, программно-методическими комплексами, специальными наглядно-дидактическими материалами.
2. Кадровое обеспечение.
Эффективное инклюзивное образование требует специальной подготовки педагогов дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В связи с чем, необходимо:
‑ внести соответствующие изменения в содержание подготовки педагогических кадров в вузах и колледжах;
‑ предусмотреть планомерную переподготовку уже работающих педагогов в организациях образования общего типа посредством годичных курсов профессиональной переподготовки;
‑ систематически проводить курсы повышения квалификации для руководящих и педагогических кадров системы дошкольного образования.
3. Материально-техническое оснащение деятельности дошкольной образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, для удовлетворения особых потребностей детей.
Детям должны быть созданы условия:
‑ для физического доступа (пандусы, лифты, поручни, специально оборудованные места общего пользования и пр.);
‑ для организации образовательного процесса (специальные наглядно-дидактические пособия и комплекты).
4. Включение родителей и общественных организаций в процесс развития инклюзивного образования.
|
|
Медицинские, социальные и образовательные организации должны обеспечивать родителей и иных законных представителей полной информацией о различных путях медицинской и психолого-педагогической реабилитации. Родителей и иных законных представителей необходимо включать в абилитационный процесс, привлекать их к составлению индивидуальной программы развития ребенка, предоставлять возможность присутствовать на специальных занятиях у специалистов и на общих занятиях в группе.
Доработка алгоритма деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, включает:
- концепцию и план мероприятий реализации модели деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Алгоритм деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Модель предусматривает четыре этапа деятельности образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
1 этап Концепция и план мероприятий реализации модели деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
2 этап Ход реализации модели.
3 этап Описание специфики этапов реализации моделей.
4 этап Обоснование конкретных мероприятий по реализации модели, сроков реализации каждого этапа.
Модель деятельности дошкольных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, реализуется по плану мероприятий.