О: Правильный, логичный, точный, лаконизм, ясный, (6-?), чистый, уместный

Какие языковые средства используются в тексте для выразительности, для воздействия на читателей?

Город – но разве есть в Европе более торжественный и пышный?

Улицы – где вы найдете шире, красивее и чище?

Асфальтовые ленты, блистающие серой зеркальной гладью, разбросаны в солидной зелени парков и бульваров. Автомобили лучших марок мчатся спокойной гладкой рысью вдоль корректно причесанных пальмовых аллей.

Дома – где в Европе вы увидите такие дома?!

Небоскребы в полтора десятка этажей громоздятся в каждом квартале центрального района. Они отважно рвутся в голубой воздух, они реют над городом множеством праздничных вымпелов на тонких флагштоках.

М. Кольцов

Заметки: Выразительные возможности слова связаны прежде всего с его семантикой, с употреблением в переносном значении. Разновидностей переносного употребления слов много, общее их название - тропы (греч. tropos - поворот; оборот, образ). Наиболее распространенные виды тропов -
сравнение, метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, перифраза.
Благодаря переносному метафорическому употреблению слова создается образность речи.
Как правило, тропы считаются разновидностью риторических (стилистических) фигур. Это, например,Анафора, Антитеза, Бессоюзие, Градация, Инверсия, Ирония, Многосоюзие, Оксюморон, Параллелизм, Риторический вопрос, Риторическое восклицание, Риторическое обращение, Сарказм, Эллипсис.

О: Олицетворение или Эпитет, Гипербола, Градация, Метафора, Вопрос

Оцените текст 1.2 с точки зрения коммуникативных качеств речи.

О: Правильный, логичный, точный, лаконизм, ясный, (6-?), чистый, уместный

2. Сравните лингвистические особенности функциональных стилей языка и типов речи. Для иллюстрации выполните задания к текстам 1.3; 1.4.

1.3. Сравните стиль и тип речи приводимых ниже текстов

 

Заметки: Стили речи бывают следующие: Научный, публицистический, художественный, деловой. Художественный употребляется в произведениях - романах, рассказах, повестях. Деловой - документы, справки, акты. Публицистика - это пресса, очерки, эссе. Научный - учебники, энциклопедии. Типы речи: рассуждение, описание, повествование. Описание - может описываться либо кто-то, либо что-то, речь идёт об одном предмете. В повествовании происходит последовательный ход событий, это рассказ, где происходит действие. Рассуждение - автор рассуждает о чём-либо, философствует, излагает свои мысли, приводит доводы и доказательства.

Стиль речи бывает публицистический, художественный, разговорный, научный, официально-деловой. Если это произведение литературное, то художественный, если текст, где ставится какая-нибудь проблема, то публицистический (это чаще всего) А типы речи: повествование, описание, рассуждение. В художественном стиле часто повествование и описание, в публицистике рассуждение. А устойчивые выражения - это фразеологизмы (например, работать спустя рукова)

… Но вот наступает вечер. Заря запылала пожаром и обхватила полнеба. Солнце садится. Воздух вблизи как-то особенно прозрачен, словно стеклянный; вдали ложится мягкий пар, теплый на вид; вместе с росой падает алый блеск на поляны, еще недавно облитые потоками жидкого золота; от деревьев, от кустов, от высоких стогов сена побежали длинные тени … Солнце село; звезда зажглась и дрожит в огнистом море заката … Вот оно бледнеет; синеет небо; отдельные тени исчезают, воздух наливается мглою … А между тем наступает ночь; за двадцать шагов уже не видно; собаки едва белеют во мраке. Вон над черными кустами край неба смутно яснеет … Что это? Пожар? … Нет, это восходит луна. А вот внизу, направо, уже мелькают огоньки деревьев … (И. Тургенев)

Сегодня мы имели случай наблюдать на востоке теневой сегмент земли …

***

Вечерняя заря переливалась особенно яркими красками. Сначала она была бледная, потом стала изумрудно-зеленой, и по этому зеленому фону, как расходящиеся столбы, поднялись из-за горизонта два светло-желтых круга. Через несколько минут лучи пропали. Зеленый цвет зари сделался оранжевым, а потом красным. Самое последнее явление заключалось в том, что багрово-красный горизонт стал темным, словно от дыма. Одновременно с закатом солнца на востоке появился теневой сегмент земли. Одним концом он касался северного горизонта, другим южного. Внешний край этой тени был пурпуровый; чем ниже спускалось солнце, тем выше поднимался теневой сегмент. Скоро пурпуровая полоса слилась с красной зарей на западе, и тогда наступила темная ночь.

(В. Арсеньев)

… - Правда, с такой дороги очень нужно отдохнуть. Вот здесь и расположитесь, батюшка, на этом диване. Эй, Фетинья, принеси перину, подушки и простыню. Какое-то время послал бог: гром такой – у меня всю

ночь горела свеча перед образом. Эх, отец мой, да у тебя-то, как у борова, вся спина и бок в грязи! Где так изволил засалиться?

- Еще слава богу, что только засалился, нужно благодарить, что не отломал совсем боков.

- Святители, какие страсти! Да не нужно ли чем потереть спину?

- Спасибо, спасибо. Не беспокойтесь, а прикажите только вашей девке повысушить и вычистить мое платье.

- Слышишь, Фетинья! – сказала хозяйка, обратясь к женщине, выходившей на крыльцо со свечою, которая успела уже притащить перину и, взбивши ее с обоих боков руками, напустила целый потоп перьев по всей комнате.

- Ты возьми ихний-то кафтан вместе с исподним и прежде просуши их перед огнем, как делывали покойнику барину, а после перетри и выколоти хорошенько.

- Слушаю, сударыня! – говорила Фетинья, постилая сверх перины простыню и кладя подушки.

- Ну, вот тебе постель готова, ́– сказала хозяйка. – Прощай, батюшка, желаю покойной ночи. Да не нужно ли еще чего? Может ты привык, отец мой, чтобы кто-нибудь почесал тебе на ночь пятки? Покойник мой без этого никак не засыпал.

Но гость отказался и от почесывания пяток. Хозяйка вышла, и он тот же час поспешил раздеться, отдав Фетинье всю снятую с себя сбрую, как верхнюю, так и нижнюю, и Фетинья, пожелав также с своей стороны покойной ночи, утащила эти мокрые доспехи.

(Н. Гоголь)

О: 1 текст – художественный(повествование), 2 текст – публицистический или художественный(тип речи: описание), 3 текст – художественный(повествование).

 

Заметки: образность

1) Основная черта художественной литературы, ориентированная на создание художественных образов.

2) Стилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т. п.

Метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы изучаются стилистикой художественной литературы (литературоведческой стилистикой). Слова в переносном значении, сравнительные обороты, предложения с определениями входят в компетенцию стилистики языка.

Таким образом, в одном и том же стилистическом средстве выделяются два плана:

1) связанный с литературоведческой стилистикой и 2) связанный со стилистикой языка.

Оцените текст ученического сочинения с точки зрения содержательности, точности, уместности, образности, выразительности. Какова роль терминов в создании текста? Оправдано ли отсутствие стилистически окрашенной, оценочной лексики?

ХОХЛОМА

В Ковернинском районе Нижегородского края в селе Семино находится фабрика «Хохломской художник». На этой фабрике изготавливаются деревянная посуда, панно, мебель. Там эти вещи украшают оригинальной росписью. Горящая золотом, полыхающая киноварью, она не имеет себе подобных и известна всему миру под названием «хохломской», или «хохломы».

Хохломская роспись – это своеобразное сочетание красок: киновари, черного и цвета золота – и наиболее распространенный орнамент – вьющаяся ветвь с гроздьями ягод, напоминающая гибкую виноградную лозу и окруженная «травкой».

Писать хохлому можно по-разному. Для этого есть «верховое» и «фиолетовое» письмо. «Фоновое» письмо – это когда на чашке намечают контуры рисунка, а потом закрашивают черной краской фон, оставляя незакрашенными цветы и листья. Потом их оживляют желтыми и зелеными «глазочками».

Есть в хохломе понятие «Кудрина». «Кудрина» – это орнамент, в котором узор составляется из золотых завитков. Они могут быть расположены симметрично и создавать подобие геометрической фигуры или, следуя друг за другом, образовывать подобие орнамента. Часто основной для построения бывает плавно вьющаяся ветвь, а золотые завитки играют роль листьев. Иногда форма листа выражена достаточно отчетливо, но обязательно имеет волнистые очертания. Хохломская роспись известна далеко за пределами нашей страны. Ведь красоту любят везде.

О: Не содержательный, в нем нет внутреннего смысла. Текст точный, уместный. Невыразительный.Отсутствует с тилевая черта художественной речи, связанная с употреблением слов в переносном значении метафор, эпитетов, сравнений, гипербол и т. п.Таким образом, в тексте отсутствует образность. Роль термина в тексте: В составе текста термины несут на себе смысловую нагрузку, которую можно назвать опорной: они отвечают за специальную составляющую сообщения, отражают именно те смыслы, которые делают текст принадлежащим к той или иной специальной сфере. Другая важная функция терминов в текста заключается в том, что они обеспечивают предметность суждения. Их четко очерченные смысловые границы позволяют прочертить границы самого предмета сообщения в целом, без чего научный текст просто не может считаться таковым.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: