Два «слагаемые» в ряд
Друг за дружкою стоят.
Вслед за ними знак «равно» -
Он известен нам давно.
Что в итоге получаем,
Словом «суммой» называем.
- Назовите второе слагаемое. Два.
- Найдите сумму чисел четыре и один. Сумма чисел четыре и один равна пяти.
- Назовите каждое число в этой записи математическим «именем».
- Слагаемое, слагаемое, сумма.
- Сколько рыбок поймал старик? Шесть.
- Сколько рыбок кот пытается съесть? Две.
- Правильно. Шесть минус два равно – четыре.
- В математике число шесть в таких равенствах называют уменьшаемым, число два – вычитаемым, четыре – разностью.
- Запись чисел «шесть минус два» читается: «Разность чисел шесть и два». Значит, число, которое уменьшают, называется уменьшаемым, а число, которое вычитают, называется вычитаемым. Результат является разностью.
Хоть я у всех всё отнимаю,
Но это вовсе не беда.
Я роль свою ведь выполняю,
А это, верьте, не со зла.
Поэтому вы знать должны
что компоненты все важны.
|
|
Уменьшаемое, вычитаемое, разность.
- Назовите уменьшаемое. Восемь.
- Найдите разность чисел шесть и один. Разность чисел шесть и один равна пяти.
- Назовите числа в примере их математическим «именем».
Физкультминутка
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
Закружились, полетели
И на землю тихо сели.
Актуализация знаний 3
4. Закрепление знаний
Вдруг шатёр
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя, как заря,
Тихо встретила царя.
- Из какой сказки эти строки?
- Правильно, «Золотой петушок».
1)
- У Васи было три книги. Ему подарили ещё 2 книги. Сколько книг стало у Васи? Правильно, пять. Запишите этот пример. Назовите первое слагаемое –три; второе слагаемое – два; сумму – пять.
2)
○ ○ ○ ○ ● ● □ □ □ □ □ ■ ■ ■ ▲ ▲ ▲ ▼ ▼ ▼ ▼
4 + 2 = 5 + 3 = 3 + 4 =
-Назовите первое и второе слагаемое и запишите, сколько получится в сумме.
- Первое слагаемое – четыре, второе слагаемое два, сумма – шесть.
- Первое слагаемое – пять, второе слагаемое – три, сумма – восемь.
- Первое слагаемое – три, второе слагаемое – четыре, сумма – семь.
- Уменьшаемое равно девяти, вычитаемое – двум. Запиши разность этих чисел и вычисли её.
- Уменьшаемое равно четырём, вычитаемое – двум. Запиши разность и вычисли.
4 -2 =2
- Запиши разность чисел пять и два и найди её значение.
5-2=3
3)
- В море плавало восемь золотых рыбок. Одна из них уплыла. Сколько рыбок осталось?
- Верно, семь.
|
|
От восьми отнять один, будет семь.
- На ветке сидело четыре синички. К ним прилетело ещё две. Сколько птиц стало?
- Правильно, восемь. К четырём прибавить два, получится шесть.
- На полянке сидело девять зайчиков. Двое из них побежали в лес. Сколько зайчиков осталось на полянке?
-Правильно, семь. От девяти отнять два, равно семь.
Пять лодок у причала,
Волна их весело качала.
Три лодки взяли рыбаки,
Чтоб переплыть простор реки.
А сколько лодок у причала
Волна по-прежнему качала?
- Верно, две.
- От пяти отнять три равно – два.
4) Самостоятельная работа.
1< □ 2 < □ 3< □
6 < □ 7 < □ 5< □
- Запиши справа число, больше данного на один.
- Проверь себя.
1< 2 2<3 3<4
6<7 7<8 5<6
5 – 2= 5- 1- 1 = 2
3 – 2 =
6 -2 =
7 -2 =
- Найди разность по образцу.
- Проверь себя.
3 - 2 = 3 – 1 – 1 =1
6 - 2 = 6 - 1 – 1 = 4
7 - 2 = 7 – 1 – 1 =5
Мама-белка для детишек
Собрала десяток шишек.
Сразу все не отдала,
По одной всего дала:
Старшему - еловую,
Среднему – сосновую,
Младшему – кедровую.
(Сколько шишек осталось у мамы-белки?)
-Проверь себя.
- Начертите отрезок четыре сантиметра.
4) Задача на смекалку
- В корзинке три яблока. Как поделить их между тремя царевнами так, чтобы одно яблоко осталось в корзинке?
- Нужно отдать одно яблоко с корзинкой.
3 Подведение итогов
- Узнали героя сказки А.С. Пушкина? Это Балда из сказки «Сказка о попе и работнике его Балде». Помогите ему разложить равенства в корзинки.
- В первую корзинку нужно положить разности, а во вторую - суммы.
7-1 6+4
6-5 3+6
13-4 9+9
- Надеюсь, после этого занятия вам захочется перечитать сказки А.С.
Пушкина. Они многому вас научат.
Сказки Пушкина в сердце живут,
Радость и свет всем детям несут!
Вновь помогут они нам с тобой
Восхититься волшебной страной!
Рефлексия
-Продолжите фразу:
-Я узнал …
-Я умею …
-Мне было трудно …
-Выберите картинку, которая соответствует вашему настроению.