Стереотипы восприятия

На восприятие людей влияют стереотипы. Это привычные, упрощенные представления о других группах людей, о которых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы редко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей, от средств массовой информации. Они стираются, если люди разных групп начинают тесно взаимодействовать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей.

Влияют на нас и предубеждения – это эмоциональная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже если мы не знаем ни их самих, ни моти- вов их поступков.

Воздействуют также установки. Под ними подразумевают неосознанную го- товность человека привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реагировать определенным, заранее сформированным способом без полного анализа конкретной ситуации.

Установки имеют три измерения:

когнитивное: мнения, убеждения, которых придерживается человек отно- сительно какого-либо субъекта или предмета;

аффективное: положительные или отрицательные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации

поведенческое: готовность к определенным реакциям поведения, соответ- ствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» между 20 и 30 годами. Затем они изменяются с трудом на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Ошибки восприятия другого человека обусловлены действием некоторых факторов: превосходства, привлекательности и отношения к нам.

Люди, вступающие в общение, не равны: они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллектуальному потенци- алу и т.д. При неравенстве партнеров наиболее часто применяется схема вос- приятия, которая приводит к ошибкам неравенства. В психологии эти ошибки получили название фактора превосходства.

Схема восприятия такова. При встрече с человеком, превосходящим нас по какому-то важному для нас параметру, мы оцениваем его несколько более по- ложительно, чем было бы, если бы он был нам равен. Если же мы имеем дело с человеком, которого мы в чем-то превосходим, то мы недооцениваем его. При- чем превосходство фиксируется по какому-то одному параметру, а переоценка (или недооценка) происходит по многим параметрам. Эта схема восприятия начинает работать не при всяком, а только при действительно важном, значи- мом для нас неравенстве.

По каким признакам мы можем судить о превосходстве человека, например, в социальном положении или в интеллектуальном? Для определения этого па- раметра в нашем распоряжении есть два основных источника информации:

• одежда человека, его внешнее оформление, включая такие атрибуты, как знаки отличия, очки, прическа, награды, драгоценности, а в опреде- ленных случаях даже такая «одежда», как машина, оформление кабине- та и т.д.; 


• манера поведения человека (как сидит, ходит, разговаривает, куда смотрит и т.д.). 
Информация о превосходстве обычно так или иначе «закладывается» в одежду и манеру поведения, в них всегда есть элементы, свидетельствующие о принадлежности человека к той или иной социальной группе. 
Действие фактора привлекательности при восприятии человека заключает- ся в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек нам нравится (внешне), то одновременно мы склонны считать его более умным, хорошим, интересным и т.д., т.е. опять-таки переоценивать многие его лич- ностные характеристики. 
 Привлекательность – не что иное, как степень приближения к тому типу внешности, который максимально одобряется той группой, к которой мы при- надлежим. 
Ф актор отношения к нам – он действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящиеся, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Знаком отношения к нам, запускающим соответствующую схему восприятия, является все, что свидетельствует о согласии или несогласии партнера с нами. Чем ближе чужое мнение к собственному тем выше оценка высказавшего это мнение человека. Это правило имело и обратную силу: чем выше оценивался некто, тем большее сходство его взглядов с собственным от него ожидали 


• В практике делового общения используются порой приемы воздействия и создания стереотипов:

Навешивание ярлыков: человека «подгоняют» под стереотип типа «де- магог», «популист», «бабник», «пьяница» и т.д. Успешно используется для устранения конкурентов в политической и деловой жизни излюб- ленное средство специалистов в области интриг. В качестве контраргу- мента следует акцентировать внимание на недопустимости подмены ре- альных фактов субъективными оценками. 


«Блистательная неопределенность»: использование стереотипов, смысл которых не вполне ясен и однозначен, но вызывающих положи- тельные эмоции, поскольку здесь оценка превалирует над описанием. Сюда относятся такие расхожие понятия, «права человека», «общече- ловеческие ценности», «в интересах закона» и т.д. Вариант для общения с руководством: «Ваше решение недемократично (нарушает права че- ловека, социальную справедливость)!» 


Апелляция к большинству как средство укрепления своей позиции. Пре- обладает волевой аспект. Сюда относятся суждения типа «по многочис- ленным просьбам трудящихся...», «все россияне единодушно поддер- живают...» и т.д. Для делового общения подходят аргументы типа «в коллективе есть мнение...», «коллектив считает, что...». 


Перенос: использование старых символов, уже имеющих определенную ценность. В деловом общении ссылка на авторитетную личность воз- можна в нескольких вариантах: а) персонифицированном – ссылка на конкретное руководящее лицо; б) обезличенном – «Там знают!»; «Сам в курсе»; «И тогда я позвонил, вы понимаете, кому...»; «Обсуждаем про- блему и тут зашел сам...» в) использование цитат – «Еще Сократ гово- рил, что...». 


Простонародность, или «свой парень». Имеет в основе идентифика- цию с народом, подчиненными. Используется для формирования ими- джа руководителя. Приемы разнообразны – от поездок на работу обще- ственным транспортом до рукопожатий на улице, лобызания деток и зимнего купания в пруду. 


Диперсонификация общения, возникающая благодаря стереотипам, в ряде случаев не облегчает, а напротив, затрудняет деловое общение, мешает установлению неформальных отношений. В переводе на язык социальной психологии известная метафора «Встречают по одежке...» означает, что «встречают по стереотипу, а провожают – по уму!». Осо- бенно актуальна эта проблема в системе отношений «руководитель – подчиненный». 
Как сломать стереотип, что нужно сделать, чтобы нас воспринимали не как должность, а как личность? В подобной ситуации целесообразно использовать два приема. Первый прием, условно назовем его «ищите хобби», предполагает поиск информации о том, чем интересуется ваш руководитель в свободное от работы время. Чаще всего, это политика, автомобили, садоводство и огородни- чество, домашние животные, здоровье и т.д. Иными словами, если удастся найти общий интерес помимо работы, общение перейдет на новый, неформальный уровень. В качестве примера вспомним экранизацию новеллы О' Генри «Деловые люди», герой которой грабитель неожиданно застает дома хозяина, но вместо перестрелки дело закончилось совместной выпивкой, поскольку у обоих оказалась одинаковая болезнь. Однако следует иметь в виду, что этот прием эффективен только в том случае, если вы достаточно глубоко разбирае- тесь в данном вопросе и ваш интерес является искренним.

• Второй прием, достаточно подробно представленный в работе Дейла Карне- ги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей», гораздо примитив- нее по замыслу, но сложнее по технике исполнения. Суть его проста: выдать свой интерес за интерес этого человека. Как правило, этого добиваются путем повышения самооценки делового партнера, укрепления его имиджа. Например, если поставка уже оплаченной партии товара задерживается, целесообразнее не апеллировать к совести, а просто вежливо поставить в известность что вы очень высокого о нем мнения и хотели бы порекомендовать его услуги своим знако- мым, но не можете этого сделать, поскольку он до сих пор не выполнил своих обязательств.

• Предвзятое мнение направляет то, как человек воспринимает и интерпрети- рует информацию. Чье-либо изображение на фотографии может воспринимать- ся совершенно по разному (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о нем: он гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логиче- ски обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», демон- стрирует: убеждения могут жить самостоятельно и сохраняться даже после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о дру- гих людях или о себе может продолжать существовать, несмотря на опровер- жение. Чтобы изменить убеждение, нередко требуются более убедительные до- казательства, чем для его создания.

• В общении важно уметь «снимать маску», быть открытым и искренним. Без этого не бывает теплых и близких отношений с людьми. Человек, заинтересо- ванный в том, чтобы лучше ориентироваться в особенностях своего общения с окружающими, должен интересоваться реакциями других людей на его поступ- ки в тех или иных ситуациях, учитывать истинные последствия своего поведе- ния. Собирая подобную информацию, получаешь возможность увидеть себя как бы в разных зеркалах. Обеспечение других обратной связью (сведениями о том, какие чувства и мысли вызывает у нас их поведение) может повысить вза- имное доверие. Чтобы высказывать и принимать обратные связи, нужно обла- дать не только соответствующими умениями, но и смелостью.

Обратная связь в общении – это сообщение, адресованное другому человеку о том, как я его воспринимаю, что чувствую в связи с нашими отношениями, какие чувства вызывает у меня его поведение.

• Правила ее такие:

• 1. Говори о том, что конкретно делает данный человек, если его поступки вызывают у тебя те или иные чувства.

• 2. Когда говоришь о том, что тебе не нравится в данном человеке, старайся в основном отмечать то, что он смог бы при желании в себе изменить.

• 3. Не давай оценок.

Помни: обратная связь – это не информация о том, что представляет собой тот или иной человек, а сведения о тебе в связи с этим другим человеком (как ты его воспринимаешь, что тебе приятно и что тебе неприятно).

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: