Занятие 2. Источники международного частного права

Тема 1.

Понятие, предмет, метод, система и источники международного частного права

Занятие 1. Понятие, предмет, методы и система международного частного права

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и предмет международного частного права.

2. Методы правового регулирования международного частного права.

3. Место международного частного права в системе права.

4. Соотношение международного публичного и международного частного права.

5. Принципы международного частного права и их значение.

6. Нормативный состав и система международного частного права.

 

Термины для диктанта: международное частное право, автономия воли, мягкое право[1].

 

Практические задачи [2]

1. Гражданин РФ Карнаухов заключает трудовой договор с: а) российской организацией для работы за границей; б) с российским предприятием с иностранными инвестициями; в) с юридическим лицом иностранного государства для выполнения работы за границей страны-места гражданства работника; г) с юридическим лицом иностранного государства для выполнения работы в этом иностранном государстве.

Какие из приведенных ситуаций относятся к сфере регулирования международного частного права, а какие – к сферам регулирования других отраслей права и почему?

2. Гражданин РФ Орлов, проживающий в Саратове, нанял для ремонта своей квартиры бригаду рабочих из Таджикистана. Они договорились, что за две недели, которые Орлов будет находиться в командировке в Беларуси, рабочие сделают ремонт потолков, оштукатурят стены, наклеят обои и заменят полы в двух комнатах из трех. В третью комнату Орлов сложил свое имущество и врезал в дверь замок. За работу была произведена частичная предоплата в размере 40 % от цены договора.

Через две недели Орлов вернулся из командировки и обнаружил, что квартира не заперта на ключ, выполнен только ремонт потолков, рабочих нет, комната взломана, и часть вещей отсутствует.

Орлов обратился в полицию, которая начала розыск рабочих.

Какие правоотношения и из каких юридических фактов возникли? Все ли правоотношения попадают в предмет регулирования международного частного права? Должна ли полиция учитывать нормы законодательства Таджикистана?

3. Пара граждан РФ забронировали онлайн номера в гостинице г. Бангкок «White Palace 3*» и купили авиабилеты Тайских авиалиний. Совершив перелет в Бангкок, туристы обнаружили, что забронированные ими места заняты. В ответ на требование о возврате суммы аванса, владелец гостиницы сослался на непредвиденные обстоятельства, вызванные напряженной политической ситуацией в стране.

Относится ли указанное правоотношение к сфере регулирования международного частного права? Возможно ли применение коллизионного метода регулирования отношений?

4.Гражданка России Голикова по договору с немецким издательством должна была подготовить немецко-русский разговорник для немецких бизнесменов, приезжающих в Россию.

По условиям договора Голикова должна была каждый день присылать по две страницы текста в соответствии с утвержденным макетом разговорника. Издатель имел право контролировать время работы автора и ее эффективность, обязывая Голикову каждый день соединяться с издателем по скайпу.

В связи с тем, что Голикова без объяснения причин в течение нескольких дней (суббота и воскресенье) не предоставляла страницы текста и отключала связь по скайпу, немецкий издатель обратился в суд в Берлине для взыскания с Голиковой штрафных санкций.

Голикова обратилась за консультацией к российскому адвокату, который убедил ее, что штраф взыскан не будет. Ссылаясь на нормы ГК РФ, адвокат полагал, что заключенный договор был не гражданско-правовым, а трудовым, поскольку издатель не просто хотел получить результат работ, а настаивал на соблюдении трудового распорядка. А согласно ТК РФ труд в выходные дни должен специально оплачиваться, а такой санкции как штраф Трудовой кодекс не предусматривает.

Прав ли адвокат? Какие отношения возникли между Голиковой и издателем? Могут ли они быть урегулированы нормами международного частного права?

5. Гражданин Зимбабве Мугамбе, обучающийся в технологическом университете в г. Москва, купил в столовой пирожки и получил пищевое отравление. Он решил обратиться в суд за возмещением морального вреда.

Какое правоотношение возникло? Есть ли в правоотношении иностранный элемент? Нормы какой отрасли права должны применяться в данном случае для регулирования?

 

Занятие 2. Источники международного частного права

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и виды источников международного частного права.

2. Международные источники.

3. Национальное законодательство, регулирующее отношения с иностранным элементом.

4. Понятие и сфера применения международных обычаев.

5. Роль судебной и арбитражной практики.

6. Прочие источники.

6. Гармонизация в международном частном праве.

7. Унификация норм международного частного права.

 

Термины: унификация, гармонизация, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, правовой обычай.

 

Практические задачи

1. В Московский коммерческий арбитражный суд при Торгово-промышленной палате РФ обратилась российская организация «Д» с иском к итальянской фирме «А». Иск был предъявлен на основании контракта, содержавшего арбитражную оговорку, предусматривавшую разрешение споров в международном коммерческом арбитражном суде без указания точного наименования такого арбитражного суда и его местонахождения. Ответчик возражал против компетенции МКАС рассматривать спор. Он указал на то, что использованное в арбитражной оговорке контракта наименование третейского суда может в равной степени относиться к любому из постоянно действующих арбитражей.

Каким международным договором установлена процедура для определения арбитража, компетентного по данному спору?

2. Статья 5 ГК РФ включает обычаи в российскую правовую систему и определяет их соотношение с иными регуляторами гражданско-правовых отношений: обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Можно ли это положение ГК РФ понимать таким образом, что обычаи делового оборота также являются источником российского МЧП?

 


[1] Терминологический диктант проводится по усмотрению преподавателя. В него могут включаться любые термины из пройденных тем.

[2] Решения должны быть от руки записаны в тетрадь с указанием темы и номера задачи. Проверка осуществляется по усмотрению преподавателя выборочно или у всей группы сразу. Тетрадь каждого обучающегося проверяется минимум один раз.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: