Практическое задание 9

Прочитайте отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души», рассказывающий о визите Чичикова к помещику Плюшкину.

Уже несколько минут стоял Плюшкин, не говоря ни слова, а Чичиков всё ещё не мог начать разговора, развлечённый как видом самого хозяина, так и всего того, что было в его комнате. Долго не мог он придумать, в каких бы словах изъяснить причину своего посещения. Он уже хотел было выразиться в таком духе, что, наслышась о добродетели и редких свойствах души его, почёл долгом принести лично дань уважения, но спохватился и почувствовал, что слова «добродетель» и «редкие свойства души» можно с успехом заменить словами «экономия» и «порядок»; и потому, преобразивши таким образом речь, он сказал, что, наслышась об экономии его и редком управлении имениями, он почёл за долг познакомиться и принести лично своё почтение. Конечно, можно было бы привести иную, лучшую причину, но ничего иного не взбрело тогда на ум.

На это Плюшкин что-то пробормотал сквозь губы, ибо зубов не было, – что именно, неизвестно, но, вероятно, смысл был таков: «А побрал бы тебя чёрт с твоим почтением!» Но так как гостеприимство у нас в таком ходу, что и скряга не в силах преступить его законов, то он прибавил тут же несколько внятнее: «Прошу покорнейше садиться!»

– Я давненько не вижу гостей, – сказал он, – да, признаться сказать, в них мало вижу проку. Завели пренеприличный обычай ездить друг к другу, а в хозяйстве-то упущение… Да и лошадей их корми сеном! Я давно уж отобедал, а кухня у меня низкая, прескверная, и труба-то совсем развалилась: начнёшь топить, ещё пожару наделаешь.

 

Проанализируйте общение героев по плану.

1. Кто говорит? Каковы их статусные роли? Каковы особенности их личностей, влияющие на коммуникацию? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. В каком месте и в какое время происходит общение? Какой из этих факторов и как больше влияет на характер общения? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Кто является инициатором общения? Какова его цель? Заинтересован ли в общении каждый из коммуникантов? Какова первая реакция адресата речи на начало общения? Чем это объясняется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как цель говорящего влияет на выбор тактики общения, отбор языковых единиц? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Каково истинное намерение Плюшкина? Почему он рассказывает о «низкой кухне» и поломанной трубе? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. Как хотят коммуниканты воздействовать друг на друга? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вспомните, добился ли Чичиков коммуникативного успеха? Что, по-вашему, повлияло на это? ___________________________________________________________________________________

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: