У внутренней жизни существует много различных аспектов. Я попытаюсь разобрать некоторые из них. Внутреннюю жизнь, так же как и внешнюю, можно сравнить с ландшафтом. Немалое время уходит на то, чтобы изучить местность, найти дороги и добраться до цели. В Книге (Иеремии 6:16) пророк говорит: «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших, и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: „не пойдем"». Иными словами, существуют пути, уже проложенные для нас другими людьми, и если мы будем искать их, то обязательно найдем. Они приведут к покою. Но наша гордость, лень и желание получить быстрые результаты порой мешают нам сделать это. В Книге (Исайи 30:15) говорится: «Ибо так говорит Господь Бог, Святой Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели». Здесь снова говорится о том же самом: о нашем нежелании. Наша плотская природа постоянно противится исканиям Бога. Мы охотнее погружаемся во внешние виды деятельности. Мы предпочитаем посвятить себя внешним делам. Нам хочется подняться в глазах людей, продемонстрировав видимые результаты в духовном состязании и обогнав других. Нам нравится соревноваться, поэтому мы сравниваем себя с другими и попадаем под осуждение: Многие проповедники, выслушав свидетельство другого проповедника, тут же в ответ рассказывают о том, что было хоть немного сильнее услышанного ими. Бывает еще хуже, если рассказ о какой-то победе исходит от человека не из их стана или не согласуется с общепринятой теологией или их способом выражения. Все это продиктовано плотским желанием быть чем-то, стать объектом восхищения и самоутвердиться. Эта слабость свойственна всем, но с ней необходимо бороться.
Говоря о внутренней жизни, сокрытой жизни со Христом, я бы хотел остановиться на ее трех аспектах:
1. Искать Бога ради Него Самого, созерцать Его.
2. Искать Бога с целью освящения, чтобы быть больше похожим на Иисуса.
3. Искать Бога, чтобы получить водительство в осуществляемой духовной работе.
Существует опасность искать Его только по двум последним причинам. Искать Его ради Него — это самое последнее, чего хочет плоть.
Павел был поглощен своим призванием. Это проявляется во всем, но все же он говорит: «Чтобы познать Его, и силу воскресения Его» (Фил. 3:10). В течение всей истории Церкви находились люди с горячим желанием познать Иисуса. Это желание выражалось различными путями. Некоторые из них могут показаться нам странными, поскольку сегодня мы живем в совершенно другое время и в другой культуре. Нам необходимо понять, что мы настолько же привязаны к своему времени, как и люди во все времена до нас.
«Хронологический снобизм»
Бытует ошибочное мнение, которое навеяно миром и с легкостью вводит нас в заблуждение, — о том, что сейчас все намного лучше, а раньше было гораздо хуже. Этот образ мышления исходит от светского оптимистического взгляда на прогресс. Влияние теории эволюции, светского гуманизма и социализма привело к тому, что сегодня принято считать, что все развивается и приходит к высшим формам развития. Поэтому делается вывод о том, что прежде все было хуже. Руководствуясь философско-просветительскими идеями, полагают, что всё старое — это лишь предрассудки, невежество и мрак.
Существуют целые деноминации, которые строят свою жизнь на убеждении, что прежде все было ошибочным. Все это в конечном итоге ведет к недоразумениям. Неправда, что Господь не делал ничего, пока на свете не было нас. Думать так было бы крайне самонадеянно. Отчасти это объясняется нашей неспособностью учитывать исторические, духовные, социальные и культурные факторы, характерные для той или иной духовной эпохи прошлого. Христианская вера произросла из ближневосточной культуры, а не из скандинавской светской культуры. Например, в пятом веке в Северной Африке люди говорили, одевались и выражали свою веру совсем иначе, чем это делаем мы в двадцать первом веке. Мы склонны считать наш способ изъяснения и наши представления единственно правильными. Чаще всего мы думаем так только потому, что живем в более позднее время. Мы впадаем в «хронологический снобизм», как называл его К.С. Льюис. Это означает, что более поздние факты автоматически считаются лучшими и правильными. Это отношение укоренилось в нас потому, что нам нравится окружать себя невидимой мысленной стеной, которая отделяет нас от всего, что имело место ранее в церковной истории. Мы склонны относиться пренебрежительно к ранним и потому чуждым нам формам.
В данном контексте очень важно понять, что вплоть до одиннадцатого века существовала только одна неделимая Церковь. Невозможно было переходить из одной деноминации в другую. Реформация наступила только с появлением важных откровений. Нельзя скоропалительно отвергать раннюю Церковь и верить в то, что вся духовная жизнь началась с Реформации, с движений пробуждения девятнадцатого столетия или с наступлением Пятидесятнического пробуждения. Церковь существовала всегда. Святой Дух не переставал действовать, и во все времена находились люди, которые знали Иисуса и искали Божью волю. Осознав это, мы сможем понять, что существуют старые пути, часто поросшие травой и забытые, которые мы должны отыскать, потому что этого хочет Господь. Но чаще всего мы не хотим этого.