1. Состав класса и уровень умственного развития учащихся.
2. Психологические особенности детей данного возраста.
3. Оптимальность учебного расписания на данный день недели.
4. Учет недостатков работы класса и постановка целей, способствующих их устранению.
5. На каких уроках уровень решения данной цели был наиболее высоким.
6. Как прослеживалась обратная связь со всеми учащимися в учебной деятельности от
урока к уроку, причины ее снижения и рекомендации по повышению ее уровня.
7. Как совершенствовались навыки и техника чтения каждого ученика на протяжении
всех уроков.
8. Каков результат усвоения знаний каждым учеником на всех уроках данного дня.
9. Оптимальность и посильность домашнего задания учащихся в целом и по каждому
уроку в отдельности.
10. Какие методы, приемы и средства способствовали более эффективному усвоению
знаний, умений, навыков учащихся и рекомендации по их использованию другими
учителями.
11. Рекомендации по технологии ликвидации отмеченных общих и индивидуальных
недостатков в организации учебной работы учащихся класса.
Схема анализа урока
Класс, школа_______________________________________________________________
Дата проведения____________________________________________________________
Предмет ___________________________________________________________________
Тема ______________________________________________________________________
Этап обучения по данной теме (подчеркните):
Начальный, основной, завершающий
1. Обеспечивает ли учитель мотивацию изучения данной темы (учебного материала)?
Какие приемы использует для этого?____________________________________________
__________________________________________________________Оцените (из 5 баллов)
2. Какая приоритетная цель реализуется на уроке (подчеркните)
- формирование знаний – умений,
- применение полученных знаний,
- обработка умений,
- решение творческих задач.
Соответствует ли поставленная цель этапу обучения, индивидуальному уровню развития школьников? Оцените (из 5 баллов)
3. Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?
Оцените (из 10 баллов)
4. Развитию каких качеств уделяется особое внимание? (подчеркните):
Восприятие, внимание, воображение, мышление, память, речь, самоконтроль.
Оцените (из 8 баллов)
5. Решаются ли воспитательные задачи? На каком уровне?_______________________
_________________________________________________________ Оцените (из 8 баллов)
6. Какова доля репродуктивной и поисковой деятельности? Сравните их соотношение: примерное число заданий репродуктивного характера («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни») ____________________________________________;
Примерное число заданий поискового характера: («докажи»,«объясни», «оцени», «сравни», «найди ошибку».) ____________________________________________;
Оцените (из 10 баллов)
7. Какие из перечисленных методов познания использует учитель (подчеркните)
Наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение или ___________________
Оцените (из 10 баллов)
8. Какие средства обучения используются на уроке? Перечислите:________________
Оцените (из5 баллов)
9. Используется ли наглядный материал? С какой целью (подчеркните):
в качестве иллюстрации, для эмоциональной поддержки, для решения обучающихзадач. Наглядный материал: избыточен, уместен, недостаточен.
Оцените (из 8 баллов)
10. Кто организует деятельность на уроке (подчеркните):
Только учитель, сами учащиеся, в зависимости от ситуации.
Оцените (из 8 баллов)
11. Эмоциональное состояние школьников во время урока? Соответствует ли оно
эмоциональному состоянию учителя? (да, нет) ______________________________
Оцените (из 5 баллов)
12. Стиль общения учителя с учащимися (подчеркните): авторитарный, анархический.
Оцените (из 5 баллов)
80 баллов – Высшая категория
70 баллов – Первая категория
60 баллов – Вторая категория
Схема анализа урока
- Общие сведения:
Дата _____________________________________________________________________
Класс ____________________________________________________________________
Школа ___________________________________________________________________
Фамилия _________________________________________________________________
Имя _____________________________________________________________________
Отчество _________________________________________________________________
Тема учебной программы: __________________________________________________
Тема урока: _______________________________________________________________
- Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм работы с компьютером.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Структура урока. Основные этапы урока, назначение и длительность. Сочетание самоуправления и управления учителем. Индивидуальная, парная, групповая и совместная работа класса. Этапы повторения и закрепление материала, способы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Цели, которые намечал учитель на урок, их достижение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Сравнение содержания урока с материалом школьного учебника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Оценка содержания урока с точки зрения обще дидактических принципов:
- научность - учет новейших достижений в информатике на уроке (понятие исполнителя, синтаксические диаграммы, доказательство правильности алгоритмов и т.п.);
- наглядность — использование графической информации, таблиц исполнения алгоритмов, записи текстов с отступами и т.д.;
- последовательность — логическая стройность излагаемого материала, отсутствие пропусков в изложении, цикличность изучения сложных понятий;
- связь с практикой - прикладные задачи, ориентация содержания на требования жизни в компьютерном обществе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Методы деятельности учителя на уроке. Привлечение учащихся для подготовки средств к уроку. Подготовка вычислительной техники в начале урока (или до него). Свобода учителя во владении материалом. Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце). Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д. Приемы учителя для удержания внимания, действия при обнаружении ошибки на доске, в программе, в отчете.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащихся. Источник заданий (из учебника, другой литературы, изобретение учителем по ходу урока). Другие известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Работа учащихся на уроке. Степень интереса к изучаемому материалу. Активность и самостоятельность обучаемых. Сознательность усвоения — усвоение смысла действий за ЭВМ. Доступность — стандартность терминологии, учет уровня подготовленности класса, выделение уровней усвоения.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Эффективность обучения - насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего материала, оптимальность выбора ПС. Взаимоотношения учителя и учащихся: авторитарные, либеральные, сотрудничество. Организованность и дисциплинированность учащихся на уроке - отношение к вычислительной технике, соблюдение техники безопасности при работе с компьютером. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала, компьютера, учебника.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Обратная связь. Система контроля знаний у данного учителя. Использование компьютера для проверки знаний — контролирующие программы, самоконтроль запуском программы, взаимоконтроль с товарищем. Объективность оценки знаний. Критерии оценок данного учителя (известны ли они учащимся?). Возможность автоматизации такой системы контроля. Оценка трудоемкости типичного домашнего задания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Воспитательный эффект урока. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы, замеченные Вами.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- Выводы.
- выполнениеплана урока;
- достижение целей урока;
- особенно интересное и поучительное на уроке;
- что произвело на уроке наибольшее впечатление;
- какие изменения целесообразно внести при повторном проведении урока на эту же тему;
- оценка урока.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________