Сила воли и волевая регуляция

Функции воли

Таким образом, волевые процессы выполняют три основные функции:

1. инициирующую, или побудительную, обеспечивающую начало того или иного действия в целях преодоления возникающих препятствий;

2. стабилизирующую, связанную с волевыми усилиями по поддержанию активности на должном уровне при возникновении внешних и внутренних помех;

3. тормозную, которая состоит в том, чтобы сдерживать другие, зачастую сильные желания, не согласующиеся с главными целями деятельности.

Волевой акт

Важное место в проблеме воли занимает «волевой акт».

Его структура:

1. побуждение к совершению волевого действия, вызываемое той или иной потребностью. Причем степень осознания этой потребности может быть разной: от смутно осознаваемого влечения и до четко осознанной цели;

2. наличие одного или нескольких мотивов и установление очередности их выполнения:

3. «борьба мотивов» в процессе выбора того или иного из противоречивых побуждений;

4. принятие решения в процессе выбора того или иного варианта поведения. На данном этапе может возникнуть или чувство облегчения, или состояние беспокойства, связанное с неуверенностью в правильности принятого решения;

5. реализация принятого решения, осуществление того или иного варианта действий.

На каждом из этих этапов волевого акта человек проявляет волю, контролирует и корректирует свои действия. В каждый из этих моментов он сличает полученный результат с идеальным образом цели, который был создан заранее.

В волевых действиях ярко проявляется личность человека, ее главные черты.

Воля проявляется в таких свойствах личности, как:

· целеустремленность;

· самостоятельность;

· решительность;

· настойчивость;

· выдержка;

· самообладание;

Каждому из этих свойств противостоят противоположные черты характера, в которых выражено слабоволие, т.е. немощность своей воли и подчинение чужой.

Целеустремленность -это способность человека осуществлять свои жизненные цели.

Самостоятельность - это умение совершать действия и принимать решения на основе внутренней мотивации и своих знаний, умения и навыков. Несамостоятельный человек ориентирован на подчинение другому, на перекладывание ответственности на него за совершаемые действия.

Решительность - это умение своевременно и без колебаний принимать обдуманное решение и претворять его в жизнь. Противоположной чертой решительности является нерешительность.

Выдержка и самообладание - это умение владеть собой, своими действиями и внешним проявлением эмоций, постоянно их контролировать, даже при неудачах и больших неудачах. Противоположностью выдержке является неумение сдерживать себя, что вызвано отсутствием специального воспитания и самовоспитания.

Настойчивость - это умение добиваться поставленной цели, преодолевая трудности на пути к ее достижению. Настойчивый человек не отступает от принятого решения, а при неудачах действует с удвоенной энергией. Человек ненастойчивый при первой неудаче отступает от принятого решения.

Дисциплинированность - это осознанное подчинение своего поведения определенным нормам и требованиям. Дисциплинированность проявляется в поведении и противоположна недисциплинированности.

Мужество и смелость - это готовность и умение бороться, преодолевать трудности и опасности на пути к достижению цели, готовность отстаивать свою жизненную позицию. Мужеству противоположно такое качество, как трусость, вызываемая обычно страхом.

Формирование перечисленных волевых свойств личности определяется главным образом целенаправленным воспитанием воли, что должно быть неотделимо от воспитания чувств.

Сила воли и волевая регуляция

 

Воля- это способность к выбору цели деятельности и внутренним усилиям, необходимым для ее осуществления. Это специфический акт, не сводимый к сознанию и деятельности как таковой. Главное в нем- осознание ценностной характеристики цели действия, ее соответствия принципам и нормам личности. По своей структуре волевое поведение распадается на принятие решения и его реализацию. При несовпадении цели волевого действия и актуальной потребности принятие решения часто сопровождается борьбой мотивов (актом выбора).

Различные истолкования воли в истории философии и психологии связаны, с противоположностью детерминизма и индетерминизма: первый рассматривает волю как обусловленную извне, второй — как автономную и самополагающую силу. В учениях волюнтаризма воля – это изначальное и первичное основание мирового процесса и человеческой деятельности.

Все исторически образованные теории о воли разделены на две группы: автогенетические теории, рассматривающие волю как нечто специфическое, не сводимое к каким-либо другим процессам (В. Вундт и др.), и гетерогенетические теории, в которых воля- это нечто вторичное, продукт каких-либо других психических факторов и явлений — функцию мышления или представления (интеллектуалистические теории многие представители школы И.Ф. Гербарта, Э. Мейман и др.), чувств (Г. Эббингауз и др.), комплекс ощущений и т.п.

Советская психология рассматривала волю в аспекте ее общественно-исторической обусловленности. Основное направление- изучение фило- и онтогенеза произвольных (происходящих из воли) действий и высших психических функций (произвольного восприятия, запоминания и т.д.).

Проблема воспитания воли затрагивает все спектры деятельности человека. Воля тесно связана с его характером и играет значительную роль в процессе его формирования и перестройки. Согласно распространенной точке зрения, характер- это основа волевых процессов, как интеллект- основа процессов мыслительных, а темперамент — эмоциональных.

Воля — процесс рефлекторный по физиологической основе и типу совершения.

Эволюционная предпосылка волевого поведения -рефлекс свободы у животных — врожденная реакция, для которой адекватным стимулом служит насильственное ограничение движений. «Не будь рефлекса свободы, - писал И.П. Павлов, - всякое малейшее препятствие, которое встречало бы животное на своем пути, совершенно прерываю бы течение его жизни». Тесно связанная с действиями, сознанием и эмоциями человека, воля представляет собой самостоятельную форму его психической жизни. Эмоции обеспечивают мобилизацию энергетических ресурсов и переход к тем формам реагирования, которые ориентируются на эмоциональные доминанты, воля препятствует чрезмерной генерализации эмоционального возбуждения и способствует удержанию первоначально избранного направления. Волевое поведение может явиться источником положительных эмоций до того, как будет достигнута конечная цель, за счет удовлетворения самой потребности в преодолении препятствий. Сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения наиболее благоприятно для человека.

Проблема воли, произвольной и волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых, вызывая острые споры и дискуссии. В Древней Греции обозначились две точки зрения на понимание воли: аффективная и интеллектуалистическая.

Платон понимал волю как некую способность души, определяющую и побуждающую активность человека. Аристотель связывал волю с разумом. Из истории психологии известно, что понятие «воля» было введено как объяснительное о зарождении действия, которое основывается не только на желаниях человека, но и на умственном решении о его осуществлении.

Представление о воле в XVII в. до Нового времени можно разделить на три направления, представленные как мотивационный, регуляционный и подход «свободного выбора».

Мотивационный подход. В рамках этого подхода представления о природе свободы сводятся либо к начальному моменту мотивации действия (желание, стремление, аффекта), либо к признанию свободы как тесно связанной с мотивацией, но не идентичной ей способности к побуждению действий, в частности, к преодолению препятствий.

Регуляционный подход. Ему принадлежат представления о свободе воли как способности к сознательному умышленному преодолению препятствий. Если мотивация является лишь фактором, инициатором действия, то существование препятствий на пути к выполнению действия и умышленное их преодоление становится фактором волевого акта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: