Если учитель считает целесообразным провести комбинированный урок, то начать его следует с беседы, целью которой является актуализация ранее полученных знаний о развитии науки в период Средневековья. Для этого можно использовать предложенные в начале параграфа вопросы из рубрики «Вспомните из ранее изученного». Обобщив ответы учащихся, учитель знакомит их с написанными на доске вариантами проблемных заданий. Каждый ученик выбирает интересующее его задание, которое следует выполнить по ходу урока. Затем учитель, используя словесный и наглядный методы и опираясь на содержание учебника, раскрывает содержание урока, а в конце его учащиеся предъявляют результаты своей познавательной деятельности.
При изучении второго пункта плана учитель организует работу с текстами документов и обобщает ответы учащихся. По ходу рассказа учителя и под его руководством учащиеся могут заполнить таблицу «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».
|
|
При работе в группах в первой части урока учитель рассказывает о рождении новой науки, затем знакомит учащихся с поставленными проблемами и предлагает каждой группе изучить один из сюжетов нового материала и на его основе решить поставленные проблемы. Примерное распределение содержания для самостоятельной работы в группах может выглядеть следующим образом:
I группа: новые знания о Вселенной (разделы § 10: «Он подрывал фундамент веры», «Враг всякого закона, всякой веры»);
II группа: новые знания о Вселенной и законах природы (разделы § 10: «Человек незаурядной воли и мужества», «Он завершил создание новой картины мира»);
III группа: новые знания о человеке (разделы § 10: «Кровь разносит всюду теплоту и жизнь», «Право на жизнь, свободу и творчество»);
IV группа: новое о возможностях человеческого разума (разделы § 10: «Самое лучшее из всех доказательств есть опыт», «Я мыслю, следовательно, я существую...»).
Эти задания, заранее написанные на карточках, раздаются группам. Учитель их комментирует и устанавливает время для самостоятельной работы и обсуждения в группах. Вторая часть урока — самостоятельное знакомство учащихся с текстом учебника и поиск решения проблемы с обсуждением окончательного варианта внутри группы. В третьей части урока представители от каждой группы предъявляют результаты коллективной работы. Предъявление результатов деятельности групп может сопровождаться заполнением таблицы «Основные научные идеи, способствовавшие развитию новых взглядов на мир и общество».
Приводим примерный вариант заполнения таблицы:
Ученые и мыслители | Страна | Основные идеи, открытия | Влияние на формирование взглядов |
Николай Коперник (1473—1543) | Польша | Создал учение о вращении Земли вокруг Солнца и вокруг своей оси | Разрушил старые представления о неподвижной Земле, являющейся центром Вселенной |
Джордано Бруно (1548—1600) | Италия | Создал учение о безмерности, бесконечности и вечности Вселенной, не имеющей ни центра, ни края | Разрушил старые представления о строении Вселенной, доказав, что ни Земля, ни Солнце не являются центрами мира |
Галилео Галилей (1564—1642) | Италия | С помощью телескопа открыл новые миры, наблюдал горы на Луне и пятна на Солнце. Сформулировал законы падения тел и другие законы физики | Открытия, сделанные с помощью телескопа, подтверждали учение Коперника и способствовали созданию новых представлений людей о строении Вселенной |
Исаак Ньютон (1642—1727) | Англия | Открыл закон всемирного тяготения, законы механического движения и распространения света, новые методы математических вычислений | Завершил создание новой картины мира в раннее Новое время. Его теория утверждала, что природа подчиняется точным законам механики |
Уильям Гарвей (1578—1657) | Англия | Открыл секрет кровообращения и показал роль сердца в этом процессе. Создал теорию о зарождении жизни | Открытия Гарвея дали людям научные представления о кровообращении и зарождении жизни |
Фрэнсис Бэкон (1561—1626) | Англия | Научно обосновал новые методы изучения явлений природы — наблюдения и опыты | Заложил основы новой философии, ввел опыт и эксперимент как методы научного познания |
Ренэ Декарт (1596—1650) | Франция | Считал разум человека источником знаний. Отводил разуму главную роль в научном исследовании | Основоположник науки и философии Нового времени. Защищая принципы бесконечности Вселенной, способствовал укреплению новых представлений о мире. Считал, что наука должна приносить людям практическую пользу. Его учение о роли разума в познании возвышало человека |
|
|
Для создания более полного представления о деятелях науки раннего Нового времени группам могут быть розданы карточки с дополнительным материалом.