Общие рекомендации к изучению художественной культуры

Материал, связанный с изучением художественной культуры, традиционно причисляется к наиболее проблемным разделам школьной программы. Часто это объясняется недостатком литературных текстов, таблиц, слайдов, диафильмов, кино- и видеофрагментов, пластинок, CD-дисков, аудиозаписей и соответствующего оборудования. На наш взгляд, корни неэффективности преподавания тем по искусству глубже — в неотчетливом понимании места и роли изучения вопросов художественной культуры в школьных курсах истории, в недостаточном владении методикой работы с таким специфическим «материалом», как искусство.

Методологической основой преподавания искусства в школе является положение об искусстве как особой форме общественного сознания, имеющей образно-личностную природу и отличающуюся от сознания исторического. Методология диктует выбор методической стратегии, в основе которой — отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства.

Исходя из этих утверждений и учитывая жанр и практическую направленность методического пособия, кратко обозначим некоторые основополагающие принципы изучения явлений художественной культуры в курсах истории и методические требования к организации занятий:

1. Принцип относительной суверенности. Историческое знание и искусство рассматриваются как суверенные области духовной жизни человека и общества. История художественной культуры, как часть исторического процесса, имеет свою логику развития, соотносимую с исторической, но не совпадающую с ней. Постижение искусства школьниками способствует воссозданию более глубокой, многомерной картины мира, в котором художественные произведения не выступают иллюстрацией эпизодов гражданской истории. Получая возможность посмотреть на события «глазами художников», ученик создает в своем воображении яркий, подчас противоречивый, но запоминающийся художественный образ той или иной эпохи.

В методическом аспекте важно обратить внимание на то, чтобы «общение» с искусством на уроке происходило в контексте художественного (а не исторического) процесса, идейный замысел произведения не рассматривался отдельно (или вне) от художественных средств, языка, которым говорит искусство.

2. Принцип единства познавательного и эмоционально-ценностного. Постижение искусства не может быть сведено к накоплению учащимися суммы знаний о фактах создания произведений, биографиях творцов искусства, историях, связанных с бытованием шедевров мировой культуры (хотя важность и значимость этих сведений в ином, более широком контексте очевидна). Вне эмоционального отклика на увиденное, услышанное, прочитанное невозможно говорить об общении с искусством.

В соответствии с этим принципом должны смениться приоритеты урока: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию «диалога» с искусством, программирование такой деятельности учащихся, которая организует освоение пластов культуры через их «проживание» и сопереживание. Методические ситуации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулировать не запоминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) информации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учеников по поводу произведения.

3. Личностный принцип. Искусство по своей природе многомерно и неоднозначно, предполагает и допускает наличие различных толкований, прочтений одного и того же произведения, множественность индивидуальных трактовок внутри смыслового художественного поля. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпевать существенные изменения в процессе общения с культурными ценностями.

Формированию личностного опыта восприятия произведений искусства адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, его взаимосвязь с эпохой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений на уроке (позволяющие соотносить и корректировать собственное мнение с мнением других). Педагог должен избегать навязывания готовых оценок, категоричных утверждений, однозначных трактовок, «правильных» ответов, равно как и унифицирования мнений учеников, сведения их «к общему знаменателю».

4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отношения к произведению возможно только в процессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, размышления. Произведения, о которых идет речь на уроках искусства, должны быть представлены литературными текстами, слайдами, аудиозаписями музыкальных произведений (их фрагментами). Также необходимо учитывать степень технических искажений при воспроизведении и сводить их к минимуму.

УРОКИ 8—9. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема урока, план урока, возможная личностно значимая проблема Высокое Возрождение. Идеи гуманизма в литературе и музыке: 1. Высокое Возрождение: античное наследие и «диалог культур». 2. «...Небо не слишком высоко». Философия гуманизма. 3. Гуманист из Роттердама. 4. Первые утопии. 5. Шекспир и Сервантес: спор о Человеке. 6. Музыкальное искусство Западной Европы в эпоху Возрождения. 7. Города — хранители культуры: Флоренция — «Афины Италии», «Рим — Вечный город». Возможная личностно значимая проблема: актуальность и современность воззрений гуманистов; значимость приоритета общечеловеческих ценностей для формирования собственных взглядов на человека и мир. Экология культуры
Планируемые результаты изучения материала Учащиеся усваивают, что в эпоху Возрождения складывается гуманизм — философская система, провозглашающая новое отношение к миру, природе, человеку. Ее воплощение в художественной культуре Европы конца XV — первой половины XVII в. Искусство Возрождения — гимн красоте Человека, утверждение безграничности его возможностей
Методы обучения и формы организации учебной деятельности Иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы. Варианты познавательных вопросов и проблемных заданий: 1. Известному историку культуры М. В. Алпатову принадлежит высказывание: «Античность, этот забытый мир, вновь является Возрождению, как древняя сказочная птица феникс». Прокомментируйте цитату. Как вы понимаете слова «забытый мир»? Согласитесь ли вы с тем, что «возвращение» античной культуры подобно фениксу (сказочной птице, которая возрождалась из пепла)? 2. Гуманисты создали стройную философскую систему, появление которой диктовалось особенностями своего времени. Как вы думаете, интересны ли их размышления о мире, природе, человеке людям начала III тысячелетия? 3. Литература Ренессанса ведет спор о Человеке. Писатели и поэты отстаивают новый (по сравнению с религиозными представлениями Средневековья) взгляд на его место в мире. Созвучно ли вам отношение поэтов и писателей Возрождения к личности человека? Возможно, вы захотели бы поговорить или даже поспорить с героями Т. Мора, У. Шекспира или М. Сервантеса. О чем? Поясните свою точку зрения. 4. Эпоха Возрождения знает много примеров того, как простой люд с неподдельным интересом следил за рождением живописных шедевров, а потом с ликованием носил их по улицам города, с глубоким волнением наблюдал за постройкой нового дворца или возведением грандиозного купола собора. Многие правители итальянских городов и даже папы являлись крупнейшими знатоками искусства и собирателями уникальных художественных коллекций. Являются ли эти факты свидетельством того, что искусство стало неотъемлемой частью жизни общества эпохи Возрождения? Как вам кажется, сохранилась (утрачена, изменилась) эта традиция в наше время? Каким, по-вашему, должно быть отношение современного человека к культурному наследию? Форма урока: комбинированный урок. Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов, организация обсуждения различных мнений с элементами дискуссии
Развитие умений учащихся Учащиеся осваивают алгоритм логических операций осмысления теоретического материала: обобщая и систематизируя исторические знания, делают выводы о взаимосвязи в развитии духовной и материальной культуры; приобретают опыт установления преемственных связей между культурами различных эпох (античность — Возрождение). Знакомясь с явлениями художественной культуры, учатся воспринимать ее как своеобразное «окно» в мир, уникальную возможность «погружения» в эпоху Ренессанса; развивают творческие способности воссоздания многомерного «образа эпохи», освоения, «проживания» историко-культурного пласта. В процессе общения с произведениями искусства школьники учатся видеть в них воплощение гуманистической философии, конструировать исторические образы творцов художественной культуры; формируют специфические навыки работы с литературным текстом; накапливают опыт прослушивания музыкальных произведений; «путешествуют» по городам — хранителям культуры прошлого
Основные понятия и термины Античность, Возрождение (Ренессанс), гуманизм, философия, аскетизм, культура, искусство, культурное наследие, утопия, роман, драматург, сонет, мадригал, опера
Источники информации: школьные и внешкольные Учебник, § 7—8. Задания из рабочей тетради по выбору учителя и учащихся. Тесты к теме. Образовательное пространство расширяется за счет художественной и научно-популярной литературы: Л. Любимов. Искусство Западной Европы; Небо не слишком высоко. Е. В. Федорова. Знаменитые города Италии: Рим. Флоренция. Венеция. Н. В. Мирецкая, Е. В. Мирецкая. Уроки античной культуры. Э. Роттердамский. Похвала глупости. Ф. Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль. У. Шекспир. Ромео и Джульетта; Король Лир; Сонеты. М. Сервантес. Дон Кихот.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: