Брак по расчету и по любви

Это был поистине благословенный брак, имевший большое значение для судьбы Московского государства, скрепляя союз Московского и Суздальского княжеств. Бракосочетание юных князя и княгини «преисполнило радостию сердца русских», как говорит летописец. Автор «Слова о житии…» князя Димитрия писал о совместной жизни великокняжеской четы: «Еще и мудрый сказал, что любящего душа в теле любимого. И я не стыжусь говорить, что двое таких носят в двух телах единую душу и одна у обоих добродетельная жизнь, на будущую славу взирают, возводя очи к небу».

В трудное время был заключен этот брак. Заканчивался сорокалетний период относительного спокойствия на Руси: наступало время практически не прекращающихся войн с многочисленными врагами — внешними и внутренними. Кроме постоянного противостояния внешним врагам — Орде и Литве, продолжалось кровавое соперничество русских княжеств.

Стон и плач народа достигал княжеского терема, оставляя свой след в сердце юной княгини — и вот тогда-то явила себя Евдокия матерью и покровительницей обездоленных погорельцев, вдов и сирот, дни и ночи проводя в молитве, оплакивая и провожая в последний путь погибших и неустанно посещая пострадавших, помогая им обустроиться. Юная княгиня непрестанно молилась о родной земле, всеми силами старалась облегчить положение страждущих.

Каждый раз, когда князь отправлялся на битву или встречу с грозными посланникам из Золотой Орды, сердце Евдокии дрожало от страха, что ее муж не вернется. Но он всегда возвращался – и после противостояний с другими князьями, и от татаромонгольских ханов, и с Куликовской битвы. Входил в город Дмитрий спокойным, размеренным шагом – он знал, что может положиться на жену, которая мудро правила городом в его отсутствие, заменяя подданным мать.

С годами чувства между Евдокией и Дмитрием только укреплялись, хотя у этого союза изначально были только политические цели. Их браку было суждено стать примером супружеской любви и поддержки – за молодым князем, который успешно воевал с Ордой, следила вся Русь. У супругов родилось 12 детей, и последний из них появился на свет, когда Дмитрий лежал при смерти, сломленный тяжелой болезнью. Заплаканная Евдокия подносила мужу младенца, надеясь, что это сможет пробудить в Дмитрии новые силы. Но все было бесполезно – через несколько дней великий князь скончался…

Евдокия пережила Дмитрия на 18 лет. Почувствовав приближение смерти, она пожелала стать монахиней, и при постриге ее нарекли Ефросинией. За огромное количество добрых дел она прославлена в лике святых Православной церкви. Не забыли добрую княгиню и признательные горожане, которым она во время правления отдавала последние силы. Сегодня преподобная Ефросиния почитается как один из небесных покровителей Москвы, как и ее муж – почитаемый в лике святых князь Дмитрий Донской.

 

КАНОНИЗАЦИЯ

Великая княгиня Евдокия показала себя как мудрая государыня и умелый дипломат. Вклад святой Евдокии в становление и развитие Московского государства в XIV веке трудно переоценить. Она известна как «образец в делах милосердия», строительница множества храмов и монастырей в Москве и ряде других городов, в том числе и Вознесенской обители в Кремле.

Еще при жизни супруга она жила молитвенной жизнью, а после кончины его повела строго монашескую подвижническую жизнь, одела власяницу, носила под роскошной великокняжеской одеждой тяжелые вериги. Даже перед близкими своими не желала она открывать свои подвиги; устраивала в великокняжеском тереме званые обеды, но сама не прикасалась к явствам, вкушая постную пищу. Каждый день Евдокию можно было встретить то в одном из храмов, то в монастыре. Поминая своего покойного супруга, она постоянно делала вклады в монастыри, одаривала бедных деньгами и одеждой. За ее любовь и милосердие москвичи еще при жизни называли ее матушкой, а после смерти признали покровительницей Москвы. Канонизирована Евдокия Московская была в XIX веке.

Преподобная Евфросиния, в земном своем бытии соединила подвиг материнства (у княжеской четы было 12 детей – 8 сыновей и 4 дочери), подвиг гражданского служения своему народу и духовный монашеский подвиг. Она поистине является образцом Святой Женственности.

В июне 1988 года великий князь Дмитрий Иоаннович также был канонизирован Поместным Собором Русской Православной Церкви как святой благоверный князь «на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой даже до крови ради блага спасения ближних». Ныне оба супруга являются святым покровителям Москвы и Российского государства, оказывая помощь и заступничество всем, кто обращается к ним с молитвой.

ВЫВОД:

 

Постоянная забота Евдокии и Дмитрия о нуждающихся, обездоленных, погорельцах и страждущих снискала всеобщую любовь народа, который видел в великокняжеской чете своих помощников и заступников.

Памятник святым супругам не только увековечивает их память в сознании наших современников, но и является ярким символом одной из величайших христианских ценностей - православной семьи.

Великий князь Дмитрий Донской вместе с благочестивой супругой, великой княгиней Евдокией стояли у истоков новой единой Московской Руси. Закладывая основы нашей государственности и укрепляя традиционные духовно-нравственные ценности нашего общества, они явили великий пример высокой духовной жизни, любви, крепкой христианской многодетной семьи, горячего патриотизма. Недаром еще при жизни современники называли их «образцом целомудренного супружества», «идеалом супружеской жизни», а летописцы – «совестью народа».

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

1.Акафист св. блгв. вел. кнг. Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1893;

2.Барсуков. Источники агиографии. С. 176;

3.Беляев И. В. Блгв. Евдокия, вел. кнг. Московская, во инокинях Евфросиния. М., 1866;

4.Борис Акунин, Второй том "Истории Российского Государства. Ордынский период", 1223-1462 год.

5.Введенский Д. И. Знаменательные дни под сению кремлевских святынь. Серг. П., 1907;

6.Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Вост. Руси XII-XV вв. М., 1962. Т. 2;

7.Голубинский. Канонизация святых. С. 323, 572-573;

8.Карамзин «История государства Российского»

9.Максим Яковлев «Дмитрий и Евдокия»

10.Московский патерик: Древнейшие святые Моск. земли. М., 2003. С. 232-234, 276-288; Покровительница: Прп. Евфросиния, вел. кнг. Московская: Житие, акафист / Сост.: Л. Бамблевский, М., 2005.

11.Муравьёв А. Н. Житие св. блгв. кнг. московской Евдокии, во инокинях Евфросинии. М., 1871;

12.Панова Т. Д. Кремлевские усыпальницы: История, судьба, тайна. М., 2003. С. 98-100, 114-118, 194-195.

13.Пшеничников А. И., свящ. Соборный храм Вознесения Господня в Вознесенском девичьем монастыре в Москве. М., 1886;

14.Филарет (Гумилевский). РСв. Июль. С. 43-51;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: