Морские проекты добычи нефти и газа ОАО «ЛУКОЙЛ»

 

В 1999 г. ОАО «ЛУКОЙЛ» приступил к разведочному бурению с помощью собственной самоподъемной плавучей буровой установки «Астра» в северной части Каспия. Всего к настоящему времени ЛУКОЙЛ успешно реализовал три крупных проекта в трех морях — Балтийском, Баренцевом и Каспийском. В каждом случае это был первый проект российской компании на шельфе. Для выполнения морских работ ЛУКОЙЛ создал мощную производственную инфраструктуру, включающую завод по производству строительных металлоконструкций, береговые сооружения, флот специализированных судов, систему подготовки персонала, а также надежную сеть строительных и подрядных организаций. Морские объекты ЛУКОЙЛа не являются источником загрязнения благодаря соблюдению принципа нулевого сброса. Этот принцип означает полный запрет сброса в морскую среду всех видов отходов, образующихся в результате производственной деятельности. Все отходы собираются в герметичные контейнеры, которые затем вывозятся на берег для обезвреживания и утилизации.

Месторождение «Кравцовское» (Д-6) в Балтийском море было открыто в 1983 году и находится в 22,5 км от побережья Калининградской области. Глубина моря в районе месторождения составляет 25–35 м. Геологические запасы нефти месторождения «Кравцовское» составили 21,5 млн. т, извлекаемые запасы – 9,1 млн. т. Добыча нефти началась в июле 2004 года. К настоящему времени на Д-6 пробурено 14 продуктивных скважин, 13 из которых – с горизонтальным окончанием. За весь период работы платформы объем добычи нефти составил около 3,6 млн. т. Бурение и добыча нефти ведутся с морской ледостойкой стационарной платформы (МЛСП).

 

 

Рис. 2.1. Морской ледостойкой стационарной платформы

месторождения «Кравцовское» (Д-6) в Балтийском море

 

Это первая добывающая платформа на российском шельфе, спроектированная и построенная силами отечественных проектных и производственных организаций. МЛСП состоит из двух модулей. На технологическом модуле установлен буровой комплекс грузоподъемностью 320 т для бурения скважин с максимальной длиной по стволу до 4500 м. Количество скважин – 14, из них 13 добывающих, 1 наблюдательная. Длина технологической платформы составляет 65 м, ширина – 45 м, высота – 86 м, масса – 6,5 тыс. т. Жилой модуль предназначен для размещения 90 человек. На нем также установлена вертолетная площадка. Длина модуля составляет 45,5 м, ширина – 40,4 м, высота – 28 м, высота от уровня моря до первой палубы – 13,4 м. Модули МЛСП соединены между собой мостом длиной 70 м для прокладки коммуникаций и передвижения персонала. От платформы на сушу проложен подводный трубопровод длиной 47 км, выполненный из стальных бесшовных труб диаметром 273 мм и толщиной стенок 18,3 мм. Пластовая продукция – смесь нефти и попутного газа – транспортируется на нефтесборный пункт «Романово», где доводится до товарной кондиции.

Для круглогодичной транспортировки нефти, добываемой в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, ЛУКОЙЛ реализовал проект строительства нефтяного отгрузочного терминала в поселке Варандей на побережье Баренцева моря.

 

 

Рис. 2.2. Общий вид терминала в пос. Варандей на побережье Баренцева моря

 

Строительство терминала, способного переваливать до 12 млн. т нефти в год, было завершено в конце 2007 года. Исключительность проекта обусловлена, прежде всего, природными условиями – Баренцево море покрыто льдами в среднем 247 дней в году, при этом толщина льда достигает 1,3-1,8 м. Мелководная прибрежная зона и постоянные наносные течения не позволяют строить отгрузочный причала терминала на берегу. Поэтому для загрузки крупнотоннажных танкеров дедвейтом до 70 тыс. т был построен стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал (СМЛОП) на расстоянии около 21 км от берега.

 

Рис. 2.3. Стационарный морской ледостойкий отгрузочный причал в Баренцевом мор

СМЛОП представляет собой конструкцию высотой более 50 м общим весом более 11 тыс. т. Он состоит из двух частей – опорного основания с жилым модулем на 12 человек и технологическими системами, а также поворотного швартово-грузового устройства со стрелой и вертолетной площадкой. СМЛОП был построен на заводе по производству строительных металлоконструкций, входящем в состав ООО «ЛУКОЙЛ-Калининградморнефть». С береговыми сооружениями СМЛОП связан двумя нитками подводного трубопровода диаметром 820 мм. Береговая инфраструктура терминала включает резервуарный парк объемом 325 тыс. м3, насосную станцию, объекты энергообеспечения, вахтовый поселок и ряд других производственных объектов.

 

 

 

Рис. 2.4. Береговая инфраструктура терминала пос. Варандей

резервуарным парком объемом 325 тыс. м3

 

Терминал построен на вечной мерзлоте, поэтому фундаменты под резервуары ёмкостью 50 тыс. м3 оборудованы системами принудительного замораживания грунта. Насосная станция Варандейского терминала имеет производительность на уровне 8 тыс. м3 в час. Это обеспечивает загрузку танкера дедвейтом 70 тыс. т всего за 10-12 часов, что повышает надежность перевалочных операций в условиях переменчивого климата Баренцева моря. В море поддержку СМЛОП оказывают вспомогательный ледокол и ледокольный буксир.

В ноябре 1995 года ЛУКОЙЛ начал геолого-геофизические работы на Северном и Среднем Каспии. В 1999 году ЛУКОЙЛ начал разведочное бурение с помощью самоподъ- емной плавучей буровой установки (СПБУ) «Астра», которая была модернизирована на астраханском судостроительном заводе «Красные баррикады». СПБУ представляет собой 3-х опорную платформу с высотой опорных колонн 66 м. Установка позволяет проводить буровые работы на глубине моря до 45 м и глубиной скважин до 5 тыс. м. К настоящему времени на лицензионных участках ЛУКОЙЛа в Каспийском море открыто 8 крупных месторождений нефти и газа. Среди них месторождение имени В. Филановского – самое крупное по запасам нефти месторождение, открытое за последние 20 лет в России. На текущем этапе изученности извлекаемые запасы этих месторождений превышают 1 млрд. т условного топлива. Таким образом, Каспий является для ЛУКОЙЛа одним из ключевых регионов роста добычи нефти и газа в среднесрочной перспективе. Промышленная добыча нефти на первом северо-каспийском месторождении имени Ю.Корчагина начато в 2010 г. Месторождение расположено в 180 км от Астрахани и 240 км от Махачкалы. Глубина моря в районе месторождения составляет 11-13 м. Запасы месторождения оцениваются в 570 млн. барр. нефтяного эквивалента. Максимальный уровень добычи нефти и газового конденсата составляет 2,3 млн. т в год и 1,2 млрд. м3 газа в год. Основным производственным объектом месторождения является морская ледостойкая стационарная платформа (МЛСП), состоящая из двух частей.

 

 

 

Рис. 2.5. Морская ледостойкая стационарная платформа

на первом северо-каспийском месторождении имени Ю.Корчагина

 

На одной платформе установлен буровой комплекс грузоподъемностью 560 т для бурения скважин с максимальной длиной по стволу до 7 400 м. Общее количество скважин – 30, из них 26 добывающих, 3 водонагнетательных, 1 газонагнетательная. Платформа также оснащена двумя кранами грузоподъёмностью 70 т. Длина платформы составляет 95,5 м, ширина – 72,2 м. Вторая часть МЛСП предназначена для размещения персонала. В ней размещаются жилые, общественные, медицинские и служебные помещения, камбузный блок, провизионные кладовые. Количество мест в жилом блоке – 105. На пятой палубе установлена вертолетная площадка. Длина второй платформы 41,5 м, ширина – 40,2 м. Мост длиной 74,2 м объединяет обе платформы в единый производственный комплекс. Нефть с месторождения имени Ю.Корчагина поступает на морской перегрузочный комплекс (МПК) по подводному трубопроводу протяженностью 58 км, диаметром 300 мм. МПК включает в себя плавучее нефтехранилище (ПНХ) и точечный причал (ТП). Комплекс предназначен для загрузки нефтью танкеров-челноков дедвейтом 10-12 тыс. т, обеспечивающих доставку сырья с месторождения имени Ю.Корчагина. ПНХ представляет собой нефтеналивное судно с двойным дном и двойными бортами, машинно-котельным отделением, жилой надстройкой и вертолетной площадкой. Дедвейт нефтехранилища – 28 000 т, длина – 132 м, ширина – 32 м, высота борта – 15,7 м, экипаж – 25 человек. ПНХ пришвартовано к ТП, через который на него подается нефть, поступающая по подводному трубопроводу. В работах по строительству и обустройству месторождения имени Ю. Корчагина занята целая флотилия ЛУКОЙЛа, состоящая из 6 судов обеспечения. После пуска в эксплуатацию месторождения им. В.Филановского нефть с месторождения им. Ю.Корчагина по трубопроводу будет поступать непосредственно на береговые сооружения.

 

Литература

1. Эдер Л.В., Проворная И.В. Основные направления инновационного развития нефтегазовой промышленности России // Инновационный потенциал экономики России: состояние и перспективы: сб. науч. тр. / отв. ред. А.В. Алексеев, Л.К. Казанцева; ИЭОПП СО РАН. Новосибирск, 2013. С. 165 – 184.

2. Бушуев В.В., Куричев Н.К., Громов А.И. Энергетическая стратегия – 2050: методология, вызовы, возможности // ЭСКО. Энергетика и промышленность. 2013. № 6

3. Коржубаев А.Г., Филимонова И.В., Эдер Л.В. Формирование новых центров нефтегазового комплекса на Востоке России // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2013. № 1. С. 34 – 45.

4. Конторович А.Э., Эдер Л.В. и др. Энергетика России: взгляд в будущее (Обосновывающие материалы к Энергетической стратегии России на период до 2030 года). М.: Издательский дом «Энергия», 2010. Гл. 6.2. 616 с.

5. Халимов Э.М. Инновационное развитие технологии разработки нефтяных месторождений // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2008. Т. 3. №2. С. 19 – 25.

6. Фадеев А.М., Череповицин А.Е., Ларичкин Ф.Д. Устойчивое развитие нового добывающего региона при реализации нефтегазовых проектов на шельфе Арктики // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2012. №1. С. 27 – 38

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: