Краткие сведения о морской добыче нефти и газа

В конце 1960-х годов начался новый этап добычи нефти и газа – добыча из шельфовых месторождений. К этому времени были открыты крупные месторождения на Северном море. Великобритания из импортера нефти превратилась в крупного экспортера. Уже в 1983 г. она добыла 115 млн. т нефти и в настоящее время входит в число крупнейших стран- производителей нефти.

По состоянию на август 2000 г. морская добыча в странах Западной Европы составила 324 млн. т нефти и газового конденсата, при этом 88% этого объема приходилось на Норвегию и Великобританию. В настоящее время продолжаются интенсивные работы по освоению континентального шельфа во многих регионах мира. В них участвуют крупнейшие нефтяные компании США, Японии, Великобритании, Норвегии, Германии, Нидерландов, Китая и других стран. Примером этого могут быть также международные проекты добычи нефти в Каспийском море и на сахалинском шельфе.

Более 85 % общих ресурсов нефти и газа российского шельфа сосредоточено в арктических морях. Например, крупнейшее Штокмановское месторождение, расположенное в Баренцевом море в 500 км от берега располагает запасами более 3 трлн. м3 газа, а несколько месторождений в южной части Карского моря имеют запасы нефти дл 5 млрд. т и газа до 10 трлн. м3.

Один из мировых лидеров в использовании подводных технологий – компания «Norsk Hydro» (Норвегия) уже построила первую подводную добывающую установку на шельфе Норвегии, которая связана подводным газопроводом с берегом. Подводные технологии с применением морской платформы или без нее – это будущее нефтегазовой отрасли для морской добычи газа. Такие зарубежные технологии и оборудование могут стать возможными при освоении Штокмановского газоконденсатного месторождения. Во время первой фазы этого проекта планируется строительство завода по сжижению природного газа производительностью 7,5 млн. т в год.

В июле 1999 г. добыта первая российская морская нефть в рамках международного проекта «Сахалин-2» (Россия, США, Япония, Великобритания, Нидерланды). Проект «Сахалин-2» предусматривает два этапа. На первом этапе бурение и добыча нефти и газа на Пильтун-Астохском морском нефтегазовом месторождении осуществляется с помощью трех морских платформ А, В, и С. Платформа А представлена нефтедобывающим комплексом «Витязь». Комплекс состоит из четырех объектов: платформы «Моликпак», двухкилометрового подводного нефтепровода, плавучего нефтехранилища (танкера «Оха») для приемки и отгрузки нефти, пришвартованного к одноякорному морскому причалу. Из танкера «Оха» нефть перегружается в экспортные танкеры-челноки. Производительность платформы «Моликпак» 4,4 млн. т нефти и 0,7 млрд. м3 газа в год, вместимость танкера-хранилища 158 тыс. т нефти. Схема использования танкера-хранилища является временной. Она используется до начала работы других платформ. В будущем начнут работать платформы В годовой производительностью 4,4 млн. т нефти и 1,2 млрд. м3 газа в год и платформа С с годовой производительностью 2,2 млн. т нефти и 0,6 млрд. м3 газа. Эти платформы будут соединены между собой и с берегом трубопроводами длиной от 11 до 24 км.

Второй этап проекта «Сахалин-2» - освоение морского Лунского газоконденсатного месторождения с помощью двух платформ А и В. Платформа А располагается в 13 км от берега и имеет годовую производительность по газу 17,4 млрд. м3 и по конденсату 1,8 млн. т. Платформа В с годовой производительностью по газу 4,1 млрд. м3 и по конденсату 0,25 млн. т соединяется подводным газопроводом диаметром 508 мм с платформой А. На берегу прокладываются нефтепровод и газопровод длиной 594 км на юг острова Сахалин. Здесь размещаются береговой терминал для экспортной отгрузки нефти танкерами и завод сжижения природного газа для дальнейшего его экспорта в танкерах-метановозах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: