Необходимость индивидуализации воспитания обусловлена тем, что

- у детей имеются различные свойства и состояния, которые постоянно или временно влияют именно на этого ученика,

- создаёт предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребёнка,

- обладает возможностями вызывать у учащихся положительные эмоции, благотворно влиять на их учебную мотивацию и отношение к учебной работе.

Цель индивидуализации: одновременное сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребёнка, воспитание такого человека, который представлял бы собой неповторимую личность. Формирование индивидуальности предполагает, чтобы учитель признавал право ребёнка «быть самим собой».

В реальной педагогической практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого отдельного ребенка, а группы детей, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности и их комплексы, которые важны с точки зрения воспитания (например свойства характера или темперамента);

3) иногда, мы учитываем некоторые свойства и состояния, если это важно для данного конкретного ученика (например, талант, состояние здоровья),

4) индивидуализация реализуется не во всём объёме воспитательной деятельности, а эпизодически или в каком либо виде воспитательной работы и интегрирована с неиндивидуальной работой.

Из всех существующих вариантов индивидуализации можно выделить три основных:

1. дифференциация воспитания, то есть группировка воспитанников на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для проведения воспитательной работы. Таким образом, создаются так называемые гомогенные группы, которые разделяют на 2 типа:

· созданные на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;

· сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

2.внутригрупповая индивидуализация воспитательной работы.

3. прохождение курса в индивидуально различном темпе: акселерация или ретардация.

Важно поставить индивидуальную работу с детьми на научную основу, использовать практические рекомендации, советы по реализации личностного, индивидуального и дифференцированного подходов. Эффективность индивидуализации воспитания зависит педагогического профессионализма и мастерства педагога-воспитателя. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка учитель определяет методы и формы воспитательного воздействия на личность каждого школьника. Всё это требует не только педагогических знаний, но и знаний по психологии, физиологии, гуманистической технологии воспитания на диагностической основе

В индивидуальной работе с детьми педагоги-воспитатели должны руководствоваться следующими принципами:

* установление и развитие деловых и межличностных контактов на уровне «учитель-ученик-класс»,

* уважение самооценки личности ученика,

* вовлечение ученика во все виды деятельности для выявление его способностей и качеств характера,

* постоянное усложнение и повышение требовательности к ученику в ходе избранной деятельности,

* создание психологической почвы и стимулирования самовоспитания, которое является наиболее эффективным средством реализации программы воспитания.

Индивидуальная работа с детьми включает несколько этапов:

I. этап: приступая к индивидуальной работе педагог изучает научно методические основы личностно-ориентированного воспитания, устанавливает дружеские контакты с детьми, организует совместную коллективную деятельность, проводит диагностирование личности каждого ребёнка;

II этап: воспитатель продолжает наблюдать и изучать воспитанников в ходе разнообразной деятельности: учебно-познавательной, трудовой, игровой, спортивной, творческой. Использование психолого-педагогической диагностики помогает изучать как относительно устойчивые свойства личности (способности, темперамент, характер), так и кратковременные (поступки и действия, психические состояния ребёнка), а так же эффективность воспитательного процесса.

Для успешного формирования личности воспитанника педагог, как правило, изучает и учитывает в своей работе основные свойства типов высшей нервной деятельности, которые проявляются в следующих темпераментах: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик (темперамент проявляется в индивидуальных особенностях человека, его основных чертах).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: