Способы перевоспитания

Методы перевоспитания назначение Конкретные способы и приёмы
переубеждение Конкретные изменения оправдательных мотивов, неправильного поведения, формирование социально-ценных мотивов. Общественное мнение; переубеждение словом, создание социально-ценного индивидуального жизненного опыта.
«переучивание» Устранение отрицательных привычек, нездоровых потребностей, неправильных действий. Изменение жизненного опыта. Запрет, контроль, проверка выполнения требований, включение в активную социальную деятельность, поддержка положительных проявлений
«взрыв» Разрушение отрицательных качеств, отрицательного стереотипа поведения. Нагнетание отрицательных переживаний до предела, доведение до абсурда негативного поведения подростка.
«реконструкция» характера Внесение определённых корректив в духовный мир ребёнка, сохранение ценного, устранение отрицательного. Система перспектив, выделение ведущего положительного качества. Составление программы реконструкции.
переключение Изменение направленности, переориентация на следование положительному примеру. Методы и приёмы организации социально-ценной деятельности.
поощрение и наказание Стимулирование положительного поведения, сдерживание отрицательного. Система поощрений и наказаний с поправкой на трудновоспитуемость
самоисправление Развитие активности подростков в перестройке и переделке своего характера. Самоанализ, самооценка, самоприучение, самоупражнение, самоосуждение, самонаказание.

 

Таким образом, процесс перевоспитания представляет собой взаимосвязь общих методов воспитания, специфически переломленных (переубеждение, переучивание, поощрение, наказание) и специальных, используемых только в процессе перевоспитания («взрыв», «переключение», «реконструкция»). Каждый метод перевоспитания при определённых условиях вступает во взаимосвязь с определёнными методами воспитания: переубеждение эффективно по формированию убеждений, переучивание связано с приучением к деятельности. Ведущим условием действенности специфических методов перевоспитания выступает воспитание в коллективе, взаимовоспитание, а так же самовоспитание.

III этап: На основе установленного уровня воспитанности ребенка педагог проектирует развитие ценностных ориентаций, личностных свойств и качеств дошкольника. Проектирование развития личности основывается на сравнение наличного уровня воспитанности воспитанника и его идеалом и осуществляется в процессе дифференцированных и индивидуальных программ воспитания и самовоспитания ребёнка.

Проектирование личности отдельного ребенка предполагает так же знание воспитателем уровня воспитанности коллектива (группы) воспитанников, так как личность ярче всего проявляется в коллективных отношениях, в коллективной деятельности. Показателями воспитанности являются, прежде всего, конкретные действия каждого ребенка, его поступки, ценностные ориентации, отношение к людям, к коллективу, самому себе.

IV этап: происходит дальнейшее изучение ребенка, проектирование его поведения и отношений в различных ситуациях, позволяющих определить систему воспитательных воздействий с учётом уровня развития конкретного ребенка, его возможностей, способностей, особенностей характера, содержание личностных отношений и потребностей. Для данного этапа характерно использование общих методов воспитания. Вместе с тем широко применяются методы: требование, перспектива, общественное мнение, поощрение и наказание.

V этап – индивидуальной работы с детьми является коррекция.

Коррекция – способ педагогического воздействия на личность, способствующей исправлению или внесению корректив в развитие личности, закрепление позитивных или преодоление негативных качеств.

Корректирование способствует уточнению или пересмотру коллективных, групповых индивидуальных воспитательных программ. Корректирование как бы завершает индивидуализацию воспитательного процесса и опирается на его результаты. Как уточняющий способ он используется и при составлении характеристик дошкольников, воспитательных программ, выборе методов и форм деятельности.

Наиболее эффективными методами и приёмами корректирования является наблюдение и самонаблюдение, анализ и самоанализ, оценка, самооценка и переоценка, контроль и самоконтроль.

Таким образом, индивидуализация – важнейший принцип воспитания и обучения. Его реализация предполагает частичное, временное изменение ближайших задач и содержания воспитательной работы, постоянное варьирование её методов и форм с учётом общего и особенного в личности каждого ребенка для обеспечения гармоничного, целостного её развития (социально- типичного, индивидуально-своеобразного). Эффективность индивидуализации ВП зависит от знания научных основ, от конкретизации задач обучения и воспитания учеников в данном классе, от установления уровня воспитанности каждого ребёнка, от гибкости методики, компетентности, профессионализма и мастерства учителя.

Под руководством известного учёного О.С. Газмана разработана концепция педагогической поддержки, в основе которой лежат следующие нормы педагогического взаимодействия:

а) любовь к ребёнку, безусловное принятие его как личности, душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживать, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать;

б) приверженность к диалоговым формам общения с детьми, умение говорить по-товарищески (без сюсюканий и панибратства), умение слушать, слышать и услышать;

в) уважение достоинства и доверие, вера в миссию каждого ребёнка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

г) ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

д) признание права ребёнка на свободу поступка, выбора, самовыражения, признание воли ребёнка и его права на собственное волеизъявление;

е) поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа, признание равноправия ребёнка в диалоге и решении собственной проблемы;

ж) собственный самоанализ, собственный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: